![]() |
Россия – Китай: новые перспективы сотрудничества в энергетической сфере |
10.09.2013 12:59 | |
На саммите G20 в Петербурге главы Газпрома и китайской CNPC Алексей Миллер и Чжоу Цзипин подписали соглашение об основных условиях поставок газа из России в Китай по восточному маршруту. В Газпроме отмечают, что согласованы все основные условия: объем и сроки начала экспорта, уровень "бери или плати", период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей, точка сдачи газа на границе и т. д. Это промежуточное соглашение аналогично тому, что было заключено еще три года назад. Вообще, Россия пытается договориться с Китаем о поставках газа с 2004 года. Однако пока компаниям не удается прийти к соглашению по цене поставок. Объективно Китай заинтересован в закупках российского газа. В последние годы китайский спрос на газ ежегодно увеличивался в среднем на 15-20%. Приводятся разные прогнозы роста потребления газа в КНР. Согласно докладу заместителя директора экономического центра Института энергетических исследований Государственной комиссии по реформе и развитию КНР Цзян Синьмина, в 2020 году потребление газа в Китае составит 400 млрд кубометров, импорт – 200 млрд кубометров. По данным главного экономиста Института исследований экономики и технологий CNPC Сюй Бо, потребление газа в 2020 году составит 230 млрд и импорт - 350 млрд кубометров. Впервые в докладе Цзян Синьмина были оглашены плановые ориентиры на 2030 год: потребление – 500 млрд, импорт – 250 млрд кубометров. Обращает на себя внимание и названный Цзян Синьмином показатель зависимости Китая от импорта - 50% уже к 2020 году. Здесь важен сохраняющийся интерес китайской стороны к российскому газу, показывающий, что пока ниша для него на этом рынке есть. К тому же с точки зрения безопасности поставок общая граница – идеальный вариант для озабоченных вопросами энергобезопасности китайцев. В то же время существующая в КНР система регулирования цен на газ, когда импортирующие компании вынуждены закупать газ дороже, чем они могут перепродать его на рынке, существенно осложняет поиск ценового консенсуса. По оценкам Сюй Бо, в прошлом году потери компании от разницы цен импорта СПГ и трубопроводного газа и внутренних цен составили около $8 млрд ($1,3 млрд в 2010 году). Что станет ценовым базисом контракта, пока не ясно. И стороны очень осторожно высказываются по этому вопросу. "Определенные подвижки в переговорах по цене есть, сейчас мы вырабатываем особую ценовую формулу, которая будет отличаться от используемых, - сообщил официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов. - Китайские коллеги называют ее инновационной". По его словам, цена будет определена отдельным соглашением. Другим важным нововведением в основные условия поставок российского газа в Китай стал перенос сроков начала прокачки с 2018-го на 2015 год. Это означает, что здесь сыграла свою роль политическая воля руководства двух стран. Решили ускорить процесс начала поставок, что меняет ресурсную и логистическую схему и может отразиться на других проектах Газпрома. Сергей Куприянов сообщил, что поставки должны начаться с 2015 года, речь идет о контракте на 30 лет, объемы поставок составят 38 млрд кубометров в год. Он отметил, что на начальном этапе газ пойдет через газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток. По новой схеме сначала в Китай пойдет сахалинский газ. А это, в свою очередь, может усложнить (или отодвинуть по срокам) реализацию проекта расширения мощности Сахалинского завода СПГ, поскольку существующих объемов добычи на острове на все не хватит. Правда, в дальнейшем основную часть поставок в Китай возьмет на себя газопровод "Сила Сибири", который пройдет из Якутии во Владивосток через Хабаровск. По нему в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируется поставлять газ с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений (совокупные запасы – 3,7 трлн кубометров). Общая мощность газопровода должна составить 61 млрд кубометров в год. Однако на сегодняшний день эта труба находится лишь на стадии проекта (инвестиционное решение было принято только в октябре 2012 года), а срок ввода в действие - 2017 год. Азиатских участников рынка СПГ осень волнуют проблемы высоких цен на этот вид сырья и наметившийся его дефицит в мире. Вывод из эксплуатации АЭС в ряде крупных стран-энергопотребителей, а также резкий рост потребления СПГ в Латинской Америке и на Ближнем Востоке начал создавать определенный дефицит на рынке сжиженного природного газа. Недостаток предложения будет сохраняться как минимум до 2015 года. По расчетам, прибавка в этот период составит около 20 млн тонн, что явно недостаточно. Введение новых мощностей в Восточной Африке, Австралии и, возможно, в Северной Америке ожидается только после 2015 года. В настоящий момент рост премии в цене поставки в Азию уже приводит к уменьшению поставок СПГ в Европу и в целом перенаправлению объемов на более дорогие направления, т.к. Европа располагает альтернативой в виде поставок газа по трубопроводам. Эта тенденция явно подтверждает эту концепцию: по данным Argus, поставки СПГ в Европу сократились в сравнении с уровнями годичной давности на 39% в I квартале 2013 года и на 31% в 2012 году. Все это учитывается Газпромом в его стремлении добиться ценового уровня, сопоставимого со сложившимся в Северо-Восточной Азии. При этом исходят из того, что стратегическое партнерство в энергетике – это одна из форм пакетной сделки. Так, в июне этого года после Петербургского экономического форума китайцы получили серьезный "подарок" в виде значительных дополнительных объемов нефти. Кроме того, идут переговоры об участии китайских компаний в проектах добычи в Восточной Сибири (CNPC совместно с "Роснефтью" будет разрабатывать крупное Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение на юго-западе Якутии). В ходе Петербургского саммита G20 российско-китайский энергетический пакет пополнился еще одной крупной сделкой. НОВАТЭК и СNPC подписали договор купли-продажи 20% акций в ОАО "Ямал СПГ". Согласование очередных основных условий поставок газа в КНР – не сенсация, но событие, безусловно, отрадное и вместе с тем обязывающее. Есть все-таки надежда, что, как обещают (в очередной раз) переговорщики, к концу 2013 г. удастся выйти на подписание окончательного контракта на поставки газа по восточному маршруту. Для этого осталось "всего лишь" договориться о цене этих поставок. Без подключения бюджетов обеих стран здесь не обойдется. России придется идти на какие-то формы субсидирования китайского направления экспорта газа с учетом расходов на освоение отдаленных месторождений и стоимости инфраструктуры. Только стоимость газопровода "Сила Сибири" еще до начала строительства (т.е. по минимуму) оценивается в 60 млрд руб. В свою очередь, CNPC несет многомиллиардные потери от импорта туркменского газа за счет жесткого регулирования внутренних цен в Китае, поэтому без дополнительных послаблений со стороны государства интерес компании к закупкам еще и российского газа неочевиден. Речь идет о стратегическом партнерстве России и Китая, и задача выстроить экономический фундамент такого партнерства выходит за рамки интересов отдельных, даже крупных компаний. С российской стороны Газпром, как и "Роснефть", выступают здесь операторами в решении важнейшей государственной задачи… Вполне можно говорить об участии обеих сторон в крупном международном проекте государственно-частного партнерства. Обретение нового мощного рынка сбыта газа при ресурсно-инфраструктурном развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока открывает перед Россией такие перспективы, что любые издержки бюджета в этом случае, видимо, оправданны. Что, конечно, вовсе не означает, как отмечают в Газпроме, субсидирования Китая, обладающего крупнейшими в мире золотовалютными резервами. Источник: Фонд стратегической культуры |
http://infoshos.ru/ru/?idn=11924