Место ШОС в интеграционных процессах Евразии
16.01.2014 17:22

После образования на постсоветском пространстве целой череды независимых стран актуальным стал вопрос становления их государственности. Этот процесс зависел от решения социальных, политических и экономических проблем. Многие из суверенов видели перспективу успешного национального обустройства и утверждения в тесном региональном сотрудничестве, важным инструментом которого стали интеграционные процессы.

Распад советского государства резко обострил проблему региональной безопасности. Получили импульс сепаратистские настроения, оживились оппозиционные силы, террористические организации, на границах участились конфликты. Вызовы безопасности требовали ответа. На этой волне и  возникла Шанхайская организация сотрудничества. Ее рождение предопределил, конечно,  еще и объективный исторический момент: постсоветское пространство нуждалось в интеграционной структуре нового типа, максимально адаптированной к сложившейся региональной ситуации и имеющей нетривиальный взгляд на пути развития.

Почти автоматически к первой главной задаче, связанной с обеспечением региональной безопасности, добавились и другие направления деятельности, прежде всего - широкое многостороннее сотрудничество на векторе экономики, культуры, образования, науки и др. Причем, сразу были оговорены и основополагающие принципы этого сотрудничества: паритет, консенсус, равноправие, взаимоуважение. Так глобализирующемуся миру была представлена принципиально новая модель международного партнерства.

С момента появления  ШОС в международной архитектонике прошло более 12 лет, и можно говорить о том, что организация   утвердилась как влиятельный участник  политического процесса в целом, и в частности - как мощная, очень перспективная структура евразийского сотрудничества. Сегодня ШОС называют одним из самых успешных международных региональных проектов XXI века. Однако вчерашних достижений уже недостаточно, и лидеры стран ШОС осознают это.

Евразийская интеграция привлекает внимание многих государств и международных организаций. Причинами такой заинтересованности в сотрудничества является огромный природно-ресурсный потенциал Центральной Азии, выгодное географическое положение, а также большой авторитет на политической арене "каркасных"  участников шосовского процесса – России и Китая.

Современная историография насчитывает достаточно много исследований интеграционных процессов в Евразии. Большинство из них посвящены экономическим и политическим проблемам. Тем не менее, комплексных исследований, посвященных месту ШОС в интеграционных процессах, несмотря на достаточно весомый вклад организации в этом направлении, пока нет.

Академик и Исполнительный Вице-президент Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), Валерий Рузин на Форуме сотрудничества профессионалов телевидения стран-членов ШОС, состоявшемся в августе 2009 года, отметил, что «интеграция - это переход к системному сотрудничеству, это создание механизмов, которые создают и продвигают систему совместных инициатив и проектов. Это создание условий для их успешной реализации».

Идеи интеграции были выдвинуты Китаем и Россией. Они основывались, прежде всего, на особенностях геополитического расположения региона и возможностях  ресурсного потенциала. Для  развития экономических отношений  в рамках ШОС существует ряд благоприятных условий, одно из которых - взаимодополняемость  экономик соседствующих стран. Скажем, Китай испытывает острый дефицит  энергоресурсов, поэтому должен импортировать их из России и Казахстана.

Министр экономики Киргизии Темир Сариев отмечает, что совместное решение в рамках ШОС комплекса приоритетных задач - важный фактор эффективного социально-экономического развития государств региона. Важнейшее направление экономической интеграции стран ШОС - сотрудничество и производственное кооперирование в сфере транспортной инфраструктуры, эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, а также развитие сферы машиностроения.

В целом результаты работы Шанхайской организации сотрудничества эффективны,  поскольку поставленные задачи осуществляются последовательно и логично. Очень перспективна для сотрудничества транспортная область.  Географическое положения государств-членов Шанхайской организации, исторические связи, наработанный двенадцатилетний шосовский опыт сотрудничества сделали возможным осуществление крупных совместных проектов  в транзитной сфере. В качестве примера здесь можно отметить идею возрождения «Великого Шелкового пути», некогда связывающего Китай с государствами  Центральноазиатского региона.

Одной из основных задач Шанхайской организации сотрудничества сегодня видится укрепление и дальнейшее развитие торговых и инвестиционных проектов как в рамках региона, так и за его пределами. «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества» была подписана 23 сентября 2003 года главами правительств стран - участниц ШОС, а ее реализация рассчитана до 2020 года. Она подразумевает сотрудничество стран региона в энергетической, информационной, экологической, сельскохозяйственной, телекоммуникационной, транспортной, научной и технологической сферах.

В своем выступлении на саммите ШОС в Бишкеке 13 сентября минувшего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал идею скорейшего создания Фонда развития и Банка развития ШОС и призвал участников шосовского процесса к экономической интеграции, назвав ее "подспорьем для государств", особенно  в той ситуации, когда  "мировая экономика находится в условиях турбулентности и рисков".

Создание зоны свободной торговли в ШОС - перспектива долгосрочная. В ее рамках предусматривается свободное движение капиталов, а также товаров и услуг. Несмотря на трудности, связанные с тем, что государства ШОС отличаются по уровню развития экономики, их экономическая интеграция становится все более актуальной.

Зона свободной торговли  может дать толчок к упрощению пересечения границ государств стран-участниц, в чем, безусловно, заинтересован Китай, но не заинтересованы другие члены Организации. По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, эксперта Центра по изучению Китая при Институте мировой экономики и политики (ИМЭП) Константина Сыроежкина, «Создание зоны свободной торговли на территории Центральной Азии - большая перспектива, но если мы создадим зону свободной торговли в рамках ШОС, то Китай просто "задавит" нас своими товарами. С другой стороны, если сейчас с рынка убрать китайские товары, то мы вернемся в начало 90-х годов, к  дефициту, и цены вырастут еще больше, но проблема есть. ШОС пока не готова к осуществлению подобных проектов, требующих преодоления значительных противоречий".

Тем не менее, основываясь на темпах экономического развития государств- членов ШОС, анализируя стратегии и региональные интеграционные процессы, приходишь к выводу, что Центральная Азия приобретает большое геополитическое значение и становится ключевым регионом азиатского пространства. Сегодня здесь наблюдается энергичная деятельность Китая, его активность в интеграционных процессах , и это - основная тенденция интеграции.

Заместитель генерального директора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев полагает, что переломным моментом в интеграционных процессах внутри ШОС может стать открытие дверей для вступления в него новых членов. ШОС стоит накануне ожидаемого расширения. О желании стать полноправными членами ШОС уже заявили мощные, но весьма сложные государства, обремененные непростыми проблемами и скандальной репутацией. Так что пока ШОС не торопится форсировать программу расширения.

Крайне важным для дальнейшего развития Организации можно считать ее включение в мировые интеграционные и глобализационные  процессы, участие в которых по отдельности для стран Центральной Азии было бы трудным.

Таким образом, у Центральноазиатского региона, как и у Евразийского материка в целом, есть все шансы стать единым интеграционным пространством с большим экономическим, энергетическим, технологическим, ресурсным и демографическим потенциалом, и это может усилить и геополитическое значение Шанхайской организации сотрудничества.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=12367