![]() |
Алишер Мелодичный, незабвенный |
19.02.2014 15:13 | |
Февраль - месяц Алишера Навои, великого узбекского поэта, государственного деятеля, философа, мудреца и пассионария духа. Он родился 9 числа, но памятные встречи, симпозиумы, выставки долго заполняют всё февральское пространство. Со дня рождения Навои минуло 573 года, он был современником Леонардо да Винчи и Франсуа Вийона, предшественником Шекспира и Сервантеса и, как они, вошел в мировой сонм титанов, определяющих развитие цивилизации. В Москве, в Доме национальностей, прошла встреча литературной общественности, представителей депутатского корпуса и столичной мэрии, преподавателей и студентов МГУ, МГИМО, лингвистического университета, ученых, изучающих творчество Навои, почитателей его поэзии, журналистов. Великие люди создают то, что принадлежит всем, как воздух, как небо. К памятнику Навои, украшающему Серпуховскую площадь российской столицы, ранее были возложены цветы. Это - первый памятник, поставленный узбекскому поэту в иностранном государстве. Облаченный в национальные одежды, Навои в одной руке держит свиток, а жест другой обращен к слушателям, он словно читает публике свои стихи. Кстати заметить, автор этого памятника, скульптор Равшан Миртаджиев, получил памятную награду за свое талантливое произведение от московского градоначальника Сергея Собянина. ...Опыт Истории показывает, что рано или поздно из плоти нации рождается Личность, определяющая черты культурной идентификации. Флорентиец Данте Алигьери начал создавать свою бессмертную "Божественную комедию" на латыни, но дойдя до последней части - "Рай", обратился вдруг к "языку черни" - народному диалекту. Этим взрывом личной воли Данте подарил будущее итальянскому языку. Подобную роль сыграл в судьбе русского языка Александр Пушкин, показавший пером гения, какие литературные бриллианты можно создавать на "языке изб", природном языке России, пренебрегаемым знатью. Алишер Навои стал родоначальником и творцом классического узбекского литературного языка. В XY веке элита империи темуридов полагала, что тюркский, старо-турецкий (старо-узбекский) язык, который был в ходу у народа, - примитивен и груб для высокого поэтического искусства, подвластного только изысканному аристократическому фарси. Навои писал на фарси столь блистательно, что мог бы не искать ничего другого. Однако благородная идея, свившая гнездо в его душе, не давала покоя: он мечтал подарить народу литературный язык, раскрыть его силу и природное благозвучие. "Как быть с Навои, о, Солнце?Пусть будет с ним то, что есть - Любовь, ее гнев и милость. Ему стал судьбою огонь..." У новаторского дела не находилось единомышленников, и Навои приходилось горячо отстаивать свою точку зрения. Он ясно изложил ее в трактате "Спор двух языков". "Богатство тюркского языка доказано множеством фактов, - писал поэт - Выходящие из народной среды таланты не должны выявлять свои способности только на персидском языке... Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски". Одни смеялись ему в лицо, другие злословили, издевались над его "чудачеством", третьи недоверчиво пожимали плечами. Навои же ясно видел цель и хорошо владел средством ее достижения. Поэт начал сочинять на чагатайском наречии, создав на нем все свои главные произведения. Чтобы подчеркнуть главное достоинство старо-узбекского языка - сладкозвучие, удивительный музыкальный строй - поэт выбрал себе псевдоним Навои, те. - "Мелодичный". Слава Алишера Навои была велика при жизни и после смерти только множилась. Творчество поэта и мыслителя, осветившего своим гением эпоху Средневосточного возрождения, продолжает вызывать интерес читателей, исследователей. Навои ставят памятники дома и за рубежом, в его честь назван один из кратеров Меркурия, самой близкой к Солнцу планеты. Он любил солнце родной земли и посвятил ему немало строк - "В мою чашу Солнце налило огня... Что-то, видно, хочет Солнце от меня..." Да, солнце хотело, чтобы этот Избранник освещал на земле высокие идеалы человеческого духа, и Навои блестяще исполнил эту космическую миссию. Богато и необъятно литературное наследие Алишера Навои, оно влилось в мировую сокровищницу человеческой мысли как своеобразный и неповторимый творческий мир. Его творчество нельзя представить без перлов его лирики. Основу ее составляют четыре дивана под общим названием «Сокровищница мыслей». В это своеобразное и неповторимое творение включены более 45 тысяч стихотворных строк, написанных в 16 лирических жанрах. Название каждого дивана взаимосвязано с тем или иным периодом человеческой жизни и поэтическими произведениями, а потому логически мотивировано. В лирике Алишера Навои одно из ведущих мест занимают газели нравственно-воспитательного характера. В них ярко, художественно выразительно передано нравоучение поэта о совершенствовании личности, о человеческих деяниях. Он воспевает любовь к жизни, достоинство человека-творца, дружбу между людьми, свободу и мир. Вершину творчества Навои составляют его поэмы, вошедшие в знаменитую «Хамсу» («Пятерицу»). Это пять поэм «Смятение праведных», «Фарход и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь странников», «Стена Искандера». Они - вечный памятник любви, разуму и гуманизму. Эпоха Навои - один из наиболее сложных периодов истории Центральной Азии, отмеченный бурными событиями. Потому неоспоримым становится авторитет Навои как государственного деятеля, проявившего несокрушимую волю и настойчивость в борьбе за гуманистические идеалы. Важнейшей заслугой Навои в идейно-художественном плане является постановка общечеловеческих проблем, которые актуальны и по сей день. Он выступал как активный борец за справедливость, толерантность, клеймил духовенство и лицемерных шейхов, тянувших народ в болото невежества, феодалов, безнаказанно грабящих страну. Через всю лирику Навои проходит мысль о том, что человек прежде должен побороть пороки в самом себе. В ней поднимаются актуальные социально-философские, нравственные проблемы, автор размышляет о жизни и предназначении человека. Но главная заслуга Навои, ставящая его в один ряд с великими классиками мировой литературы, конечно, в том, что он стал основоположником узбекской литературы, создателем узбекского литературного языка. В "Суждении о двух языках" Навои подвергает глубокому анализу родной языку утверждая, что его словарное богатство неисчерпаемо. ...Великий эллин Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, описывая идеальное государство, мечтал, что во главе этой утопии должны стоять философы и поэты. Личность, судьбу Алишера Навои можно считать прямой иллюстрацией к тезису Платона о полезности такого мироустройства. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=12506