Потенциал ШОС востребован и имеет солидный резерв
14.05.2015 15:39

Год председательства России в ШОС, прошедший в сложной геополитической обстановке, завершается в первой декаде июля с.г. Каким он был для организации? Удалось ли реализовать за этот период важные инициативы? На эти и другие вопросы собственного корреспондента ИнфоШОС в Душанбе Ирины Дубовицкой отвечает директор Центра геополитических исследований РТСУ доктор исторических наук, профессор Таджикского университета Гузель Майтдинова.

Каковы Ваши ожидания от Уфимского саммита ШОС?

- Россия, как мы знаем, приняла эстафету председательства в ШОС в сентябре прошлого года, от Таджикистана. Осуществлять свою деятельность в организации ей пришлось в очень непростых геополитических условиях. Задачи же, поставленные Душанбинским саммитом ШОС, были масштабными. В их числе – дальнейшее совершенствование процедуры приема новых членов в организацию, утвержденного странами-участницами.

Для Уфимского саммита подготовлена платформа для расширения организации за счет Индии и Пакистана. Принятие этих государств усилит геополитический потенциал ШОС. С этой точкой зрения не согласны некоторые скептики, считающие, что внутри ШОС возможно осложнение процесса принятия решений по отдельным аспектам деятельности, из-за различного рода противоречий.

Однако не секрет, что и сейчас между членами организации существует немало противоречий, для разрешения которых, как правило, всегда находятся взаимоприемлемые решения. На мой взгляд, прием новых членов в ШОС, напротив, будет даже способствовать сближению позиций стран-членов и смягчать противоречия. Тем более, что Россия, Китай и Индия уже имеют опыт взаимодействия в рамках БРИКС и АСЕАН.

В этой связи важно начало реализации проектов общей транспортной системы Центральная Азия - Сибирь. Она будет создаваться в сотрудничестве с Китаем, который четко реализует свою геоконцепцию Экономического пояса Нового Шелкового пути. Безусловно важно наладить и взаимодействие ЕАЭС и ШОС, усилить деятельность контактной группы ШОС-Афганистан. Весьма перспективным для организации должно стать также налаживание партнерства с Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) именно в тот период, когда в ШОС председательствует Россия, а в СВМДА – Китай. Это позволит создать некую программу взаимодействия по актуальным проблемам регионального развития. Тем более, что эти две организации недавно уже подписали рамочный документ, создающий международно-правовую основу для взаимодействия.

Ваше общее впечатление от усилий российской стороны в продвижении актуальных вопросов, способствующих прогрессу ШОС...

- На мой взгляд, Россия в рамках ШОС пока наиболее заметно продвинулась на пути сотрудничества в политической и гуманитарных областях, а также в решении проблем обеспечения безопасности. Для развития ШОС важна инициатива России по обновлению программы экономического сотрудничества между странами-участницами в условиях финансово-экономического кризиса, с учетом новых геополитических реалий. Принятие Индии в ШОС в период российского председательства даст новый импульс реализации коммуникационных, энергетических и экономических проектов, что окажет существенное влияние на развитие Афганистана и постсоветских государств. Усилия, предпринимаемые Россией в борьбе с новыми угрозами, исходящими из Афганистана, стремление к созданию пояса безопасности вдоль афганской границы, важно для обеспечения региональной безопасности.

Какая из инициатив российского председательства видится Вам наиболее актуальной и заслуживает подчеркнутой оценки?

- Наиболее важными инициативами в период председательствования России представляется разработка обновленной программы экономического сотрудничества ШОС. Актуально здесь расширение организации за счет Индии и Пакистана. Хотя процедурные вопросы займут определенное время (кандидаты должны подписать ряд договоров, их ратифицировать), но для развития ШОС важно запустить процесс расширения организации. Очень своевременной будет и разработка механизмов реагирования ШОС на кризисные явления. Учитывая, что в настоящее время, когда, наряду с нетрадиционными угрозами, нарастают и военные, малоэффективным представляется использование в критических ситуациях лишь политико-дипломатических мер.

Насколько коллегиально действовала российская команда в отношениях с партнерами по ШОС?

- Решения в ШОС всегда (и настоящий период – не исключение) принимаются путем консенсуса мнений. Не секрет, что при обсуждении многих вопросов интересы Китая и России достаточно часто сталкиваются, что вносит определенную сложность в процесс принятия решений. Тем не менее, в конечном итоге всегда находятся взаимоприемлемые точки соприкосновения.

Есть ли у ШОС будущее, как по-Вашему?

- Несомненно. Хотя бы потому, что существует непреходящая проблема центрально-азиатской безопасности, и для ШОС, сегодня и впредь, она будет одной из ключевых. Шанхайская организация несет ответственность за безопасность половины населения планеты, приходящейся на совокупную территорию государств-членов ШОС, стран-наблюдателей и партнеров по диалогу. В настоящее время "шанхайская шестерка" развивает сотрудничество в формате 6+4+2 (государства-члены ШОС + государства наблюдатели + партнеры по диалогу), но формула будет меняться, исходя из перспективы расширения организации.

Если говорить о распространении влияния ШОС, то важными в геополитическом отношении оказались также и страны Восточной, Центральной, Южной и Западной Азии. Площадь, численность населения и природные ресурсы пространства ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал – четвертая часть населения Земли. А экономический потенциал включает в себя мощь Китая, России, Индии, а также ресурсы других стран на пространстве ШОС.

В условиях нарастания всеобщего кризиса потенциал и механизмы ШОС важны для поддержания стабильности евразийского пространства. Шанхайская организация сотрудничества сделала первые шаги по налаживанию сотрудничества с существующими глобальными и региональными структурами безопасности на евразийском континенте. При этом учитывалась важность создания механизма обсуждения ключевых проблем современности в стратегической континентальной системе ЕС-ШОС, ШОС - ОБСЕ, ШОС – ЛАГ (Лига американских государств), ШОС – АСЕАН, ШОС – СНГ, ШОС – ЕврАзЭС. В данном контексте потенциал ШОС вполне востребован и имеет солидный резерв.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=14098