![]() |
Мир после уфимских саммитов БРИКС и ШОС |
14.07.2015 15:55 | |
Масштаб возросшего влияния БРИКС и ШОС на мировую политику таков, что сегодня эти две организации становятся одним из ключевых факторов глобального управления, рычаги которого переходят в руки политических элит, выступающих по отношению к Западу с альтернативных позиций. Степень этого возросшего влияния нашла свое отражение в документах, подписанных лидерами БРИКС в Уфе, которые определяют те глобальные тектонические сдвиги в мировой политике, которые произойдут в ближайшие годы в результате превращения БРИКС в международную организацию, сравнимую по авторитету с ООН, но не дублирующую ее функции, и превращения ШОС - за счет расширения состава ее участников - из региональной организации в глобальную. В любом случае можно с уверенностью сказать, что мир после уфимских саммитов БРИКС и ШОС прежним уже не будет. Уфимские документы продолжают линию, направленную на использование ШОС и БРИКС в качестве инструментов формирования новой многополярной мировой системы. Главные итоги саммитов БРИК и ШОС таковы: Во-первых, в Уфе главами России, Китая, Индии, Бразилии и Южноафриканской республики подписаны три основополагающих документа, закладывающих правовой фундамент новой международной организации, которой БРИКС (пока еще неформальное объединение пяти стран) станет в самом ближайшем будущем: - Уфимская декларация; - Уфимский План действий стран БРИКС; - Стратегия экономического партнерства стран БРИКС. Они содержат конкретные договоренности о совместных действиях по скорейшему преобразованию форума БРИКС в международную организацию, с собственной международной программой и политической повесткой, с полным набором международных институтов, способных эффективно регулировать международные отношения в интересах справедливости и формирования многополярного мира, используя для этого совокупные ресурсы, влияние и авторитет стран БРИКС. Все это должно привести в самом ближайшем будущем к укреплению международного статуса БРИКС и превращение ее в крупнейшего, наравне с ООН, регулятора международных отношений, гаранта международной безопасности и стабильности. Саммит БРИКС в Уфе стал отправной точкой для начала функционирования двух финансовых институтов – Нового банка (теперь так называется Банк развития БРИКС) и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в $200 млрд. Это – реальные международные финансовые институты, способные составить конкуренцию и альтернативу Международному валютному фонду – организации, находящейся под контролем и внешним управлением Вашингтона. Наличие таких институтов у БРИКС прямо свидетельствует о том, что БРИКС де-факто уже стала полноценной международной организацией. Это результат, который еще в начале 2000-х годов было абсолютно невозможно предсказать и спрогнозировать: в ту пору БРИКС существовал только на бумаге и в головах придумавших эту аббревиатуру аналитиков "Голдман Сакс", одного из крупнейших в мире инвестиционных банков. Сегодня это – реальная международная организация, представляющая собой не противоположность западному миру, а альтернативу, привлекательную тем, что в основу объединения и сотрудничества стран, входящих в БРИКС, положен принцип справедливости, законного права каждой страны занимать достойное место в мировой политике и влиять на мировые политические процессы. Главы государств, входящих в БРИКС, еще раз подчеркнули, что БРИКС создана не для блокового противостояния с Западом, не для оказания давления на МВФ и другие международные институты, в которых правила игры диктует Вашингтон. Цель БРИКС - формирование нового многополярного мира, основанного на разделяемых большинством стран современного мира основополагающих принципах справедливости и равноправия, мира, альтернативного американоцентричной однополярности, распадающейся у нас на глазах. Главы стран БРИКС договорились на саммите, что до конца 2015 года будет разработана специальная дорожная карта по практической реализации основных позиций, изложенных в Уфимской декларации и Плане действий и Стратегии экономического партнерства стран БРИКС до 2015 года. В дорожную карту войдет перечень совместных крупных проектов в сфере инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, торговли, науки и культуры. Кроме того, Россия предложила идею создания Банка резервных топливных запасов БРИКС-структуры, предназначенной для формирования внутри БРИКС собственного нефтегазового рынка, направленного на поддержку развития национальных экономик этих стран, обеспечение бесперебойности питания этих экономик энергетическими ресурсами, то есть, структуры, призванной обезопасить страны БРИКС от мировых энергетических кризисов. Очень важным – стратегическим – моментом на саммите БРИКС и ШОС стало заявление президента Путина о том, что БРИКС должен (в перспективе) интегрироваться с Евразийским союзом. Возможно, это означает, что Евразийский союз, ведущую роль в котором играет Россия, в будущем войдет в БРИКС в качестве коллективного члена. Но возможны и другие формы интеграции. Если это произойдет, то ресурс БРИКС возрастет многократно, так как в этом случае ассоциированными членами БРИКС станут государства, входящие в ЕАЭС, или страны, присоединившиеся к нему, которых может быть неограниченное количество. При этом важно понимать, что интеграция БРИКС с ЕАЭС автоматически будет означать интеграцию БРИКС с ШОС, поскольку целый ряд стран одновременно состоят и в ЕАЭС, и в ШОС. В результате три международные структуры, обладающие колоссальным совокупным потенциалом, объединят свои ресурсы, и это не пройдет бесследно для Запада. Саммит ШОС был посвящен двум важнейшим вопросам: противодействие новым угрозам и вызовам международной безопасности (речь шла о коллективном противодействии экспансии террористической организации "Исламское государство") и прием в состав ШОС новых членов. Впервые за пятнадцатилетний период существования ШОС в нее вступают новые члены: подписаны документы о начале процедуры приема Индии и Пакистана. Президент Путин в связи с этим событием заявил, что таким образом существенно "расширятся возможности ШОС по противодействию современным вызовам и угрозам, существенно повысятся политический и экономический потенциал организации". Это действительно так. Важной задачей ШОС является предотвращение вмешательства сторонних игроков во внутренние дела региона. С приемом Индии и Пакистана в ШОС "замороженный" индо-пакистанский конфликт и его урегулирование станет внутренним делом этой организации, что закроет США и НАТО возможность вмешиваться в дела этих стран (особенно это касается Пакистана) под предлогом участия в международной миротворческой деятельности. В этом, кстати, кроется одна из основных причин того, почему в ШОС стремится войти Афганистан. Страна уже имеет опыт участия США и НАТО в урегулировании внутреннего конфликта и знает, что случается со странами, которые приглашают Вашингтон разобраться в своих внутренних делах. В ШОС также желает войти Иран. Вопрос о его приеме в члены организации был отложен, вероятно, в связи с некоторыми задержками в подписании всеобъемлющего соглашения по урегулированию иранской ядерной проблемы. Именно после подписания этого соглашения США и Запад должны начать процесс поэтапного снятия санкций. Очевидно, что после того, как Иран станет свободным от санкций, он будет принят в ШОС, и эта организация станет основным механизмом урегулирования конфликта Ирана с Западом. С чем действительно будет трудно смириться Соединенным Штатам, которые своей инициативой и подписанным в Лозанне рамочным соглашением фактически открыли Ирану путь в ШОС. В рамках саммита ШОС были выработаны коллективные меры противодействия международному терроризму и исламизму, борьбы с ИГ. При этом рассматривались комплексные меры как военного, так и информационно-идеологического характера. Согласно источникам, речь шла как об укреплении обороноспособности стран, расположенных на первой линии нападения исламистов (от создания опорных военных баз - до комплексного перевооружения национальных армий, поставки в кредит новейших систем вооружения и военной техники, обучения личного состава), так и об идеологической борьбе, направленной на противодействие пропаганде исламистов в СМИ, блогосфере и социальных сетях. Лидеры стран-членов ШОС одобрили Программу сотрудничества в борьбе с терроризмом и сепаратизмом на 2016–2018 годы. Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам международных саммитов заявил, что в этом направлении "необходимо сделать следующие шаги и незамедлительно начать разработку конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом". Глава российского государства отметил, что "одним из главных источников финансирования радикальных террористических группировок являются доходы от наркоторговли, поэтому члены ШОС наметили планы по противодействию наркоугрозе". Эти планы отражены в специальном заявлении саммита. На противодействие наркотрафику нацелено также принятое соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам. Обсуждали и проблему противодействия цветным революциям. Определенные вбросы на эту тему появились в СМИ незадолго до начала работы саммитов ШОС и БРИКС. В целом речь шла о создании системы коллективной безопасности в условиях цветных революций, гибридных войн и управляемого хаоса; формировании системы раннего предупреждения (мониторинга) цветных революций, распознавания их на ранних стадиях по специальной системе признаков; о контроперациях, направленных на разрыв технологической цепочки цветных революций, и о многом другом. Предполагается, что такая система должна стать межгосударственной и принадлежать в равной мере России и Китаю, с долевым участием государств Центральной Азии, Индии и Пакистана, а в будущем – Сирии, Ирана, Афганистана, Ирака и др. Запад в целом воспринял события в Уфе настороженно: в заголовках многих газет преобладало мнение, что лидеры стран БРИКС и ШОС собрались для того, чтобы превратить эти объединения в военно-политические блоки, единственная цель которых - противостоять Евросоюзу, США и НАТО. Отчасти в этом чувствуется рука западной политической пропаганды, которая попыталась использовать этот информационный повод для того, чтобы еще раз напугать европейскую и американскую политическую общественность и обновить ее враждебное отношение к России. Но это указывает также на то, что представители западной цивилизации и культуры сквозь призму своих "евроценностей" не очень хорошо понимают истинные мотивы стран, собравшихся на этих саммитах. Им невдомек, что ШОС и БРИКС никогда не создавались для блокового противостояния и никогда участвовать в такого рода кампаниях не будут. Их миссия – строить новый многополярный мир, в котором Запад найдет себе достойную нишу, если очень этого захочет. Или же - окажется в изоляции. Об этом говорит карта мира (каким он будет в 2025 году), нарисованная известным американским политическим аналитиком Йеном Бреммером. На этой карте он оставил лишь те страны (в основном относящиеся к англо-саксонской цивилизации), которые поддержали санкции против России. Остальные государства, включая всю Африку, Россию, Индию, Китай, на карте отсутствуют - на рисунке видно, что на месте этих стран плещется мировой океан. Вместе с тем, на том же рисунке отчетливо видно и то, что ускользнуло от внимания американского аналитика: стран, безоговорочно поддерживающих внешнюю политику США, – меньшинство, их всего около 40, то есть, меньше трети от общего количества стран в мире. На карте эти страны кажутся очень разрозненными и одинокими: на ядро мира они никак не тянут, зато на реальную периферию – определенно. Сравнивая темпы, с которыми набирает мощь БРИКС, ШОС и ЕАЭС, можно с уверенностью утверждать, что, если западные страны не пересмотрят свое отношение к России и Китаю, то будущее у них может оказаться весьма печальным: те из них, кто поддерживает антироссийские санкции, станут "задним двором" БРИКС. Источник - ИнфоРос |
http://infoshos.ru/ru/?idn=14391