![]() |
Китайский театр: топор и пустота |
17.03.2008 12:09 | |
Иероглиф "си" в китайском языке означает театр, зрелище и состоит из двух частей. Левая часть - элемент "сюй", означает "Пустоту". Пустота - фундаментальная категория китайской культуры. Это не абсолютное ничто, а средоточие огромной внутренней энергии, "глубочайшее начало" всего на земле. Правая часть иероглифа - "гэ" означает "боевой топор", древнейшее оружие Китая.
Иными словами, китайский театр ─ манипуляции актёра топором в пустоте? Во всем восточном искусстве, а в китайском театре особенно, все символично. Восприятие традиционной китайской драмы требует определённой подготовки как в знании сюжетов из истории классической литературы, так и в понимании театральных канонов. Трудным является даже для китайцев восприятие на слух, так как тексты диалогов, монологов, арий написаны на старом письменном языке "вэнъте". Поэтому в театральных программах рассказывается краткое содержание драмы. Язык театра ? это особый язык, доступный лишь посвященному. В спектаклях почти нет декораций, их заменяет музыка либо определенные движения актера. Очень важен цвет и грим. Цветовая гамма грима имеет так же символическое значение и изображает типаж определенного персонажа, а не выделение индивидуальных черт героя. Типажи облачаются в строго определенные одежды. Долгое время все женские роли исполняли на сцене мужчины. Считалось, что только мужчина может понять всю тонкую сущность и красоту женщин. Сравнение театральной традиции Китая с другими, в том числе с русским театром, бессмысленно, как сравнение зеленого чая, бензина и самогона только по тому, что они могут быть разлиты в одинаковые емкости. Китайский театр обладает неповторимыми чертами, идущими из глубины веков, отражающими самобытность и неповторимую историю этого народа. Принцип новизны здесь никогда не был преобладающим, любое изменение проходило испытание временем. Характерной особенностью актёрского мастерства является игра с воображаемыми вещами, аллегорически-образное использование отдельных предметов театрального реквизита. К примеру, шаг в сторону ? это выход из дома, взмах плетки заменяет передвижение на лошади. Многим может показаться, будто актеры находятся на пустой сцене. На самом деле они активно управляют этой пустотой, создавая неповторимые образы и ситуации, где пустота является главной деталью раскрытия сюжета. Представляя актера с боевым топором, создается аллюзия борьбы с невидимыми страстями, грехами. Само оружие ? это орудие мира или войны, это либо защита, либо нападение. Долгое время считалось, что топор - оружие правителя. Это же орудие обрубает круг рождений и смертей у буддистов. Таким образом, актер либо защищает себя от ежеминутных стремлений перешагнуть порог дозволенного, либо нападает на человеческие страсти, либо прерывает цепь своих перерождений. Стремление к истине, желание познать, превзойти других всегда порождает глубокий конфликт. Счастье, нирвана, постигается через длинную цепь страданий и сражений, почти как у Достоевского, прослеживается подобная мысль и в Библии. Но если всмотреться внимательнее, окажется, что истина, красота подобна "золотой этикетке на пустой бутылке". Пустота в данном случае не ничто, а первоначало всему, неисчерпаемый источник бытия. И все наше существование сводится к размахиванию выдуманным топором в темноте с целью прервать цикл страданий и достичь вечного блаженства? То, к чему мы стремимся ? это и есть пустота? Если стряхнуть с себя все фантазии и навеянные игрой картины, мы увидим, что ни врагов, ни единомышленников нет. Это сам актер ими всеми по очереди притворяется. Достижение нирваны или вечного блаженства требует отречения от всех этих ролей, осознания того, что на самом деле мы живем не на освещенном клочке сцены, а в темном зрительном зале, притихшем театре. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=1605