Что может сделать ШОС для Афганистана?
14.11.2017 16:47

Судя по поступающим сообщениям, в Афганистане идет вялотекущая война между несколькими силами: с одной стороны - правительство Исламской республики и поддерживающие его американские войска, а с другой - «Талибан» и соперничающие с ним отряды ИГИЛ.

В Вашингтоне решили увеличить численность своего военного контингента до 16 тысяч человек, но при этом США и страны НАТО отказались от какого-либо сотрудничества с Россией в афганском вопросе.

Недавно Специальный генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана (SIGAR) Джон Сопко выпустил отчет о сложившемся (по состоянию на октябрь-ноябрь 2017 г.) положении в этой стране. Правительство Афганистана контролирует 56,8% территории страны - 231 уезд из 407 уездов страны. Боевики контролируют 13,3% территории - 54 уезда. Остальные 122 уезда являются спорной территорией, где неясно, чья власть преобладающая. "Под контролем" понималось то, что правительство или боевики полностью и безраздельно влияют на той или иной территории. Уезды, в которых власть постоянно меняется, были отнесены  к спорной зоне.

По данным Сопко, боевики имеют опорные пункты в провинциях Урузган и Гельманд на юге Афганистана (в этом районе правительственные войска держат контроль только над узкой полосой вдоль магистральной автодороги Кандагар-Герат, а также вокруг крупных городов), а также в провинции Кундуз на севере Афганистана. Отдельные базы боевиков разбросаны по гористым и труднодоступным районам страны, откуда их очень трудно выбить, даже имея полное превосходство в численности, вооружении и авиации.

Война в таком стиле идет уже много лет, практически не меняясь по своему характеру. В некотором роде вооруженный конфликт вошел в стабильную фазу, когда у обеих сторон нет возможности добиться решающей победы. Афганское правительство и талибы могут воевать так еще много лет и даже десятилетий, пока у кого-то кончатся ресурсы, либо же сторонам просто надоест эта борьба. Конечно, можно рассматривать также и вероятность вмешательства третьих сил и сторон в афганский конфликт, но такой анализ потребовал бы выхода далеко за собственно афганские рамки.

Что в этих условиях могут сделать страны-члены ШОС для урегулирования конфликта в Афганистане? Здесь можно перебрать разные варианты. Силовое вмешательство исключено, поскольку ШОС – невоенная структура. К тому же, такое вмешательство привело бы к столкновению государств  ШОС с США, силы которых находятся на территории Афганистана в соответствии с двухсторонним соглашением о безопасности.

Предложение военной или военно-технической помощи Афганистану со стороны стран ШОС, скорее всего, будет отклонено. Если само афганское правительство желает обновить свою боевую технику и вооружения за счет российских поставок, то  США категорически возражают против этого. Они сделали исключение только для поставок вертолетов Ми-171 и для безвозмездных поставок оружия.

Участие в мирных переговорах, склонение талибов к переговорам с афганским правительством, другие политические инициативы по поддержанию и развитию переговорного процесса –  так и не дали никакого результата за много лет. Участвовать в переговорах необходимо, но делать на них ставку, как показывает практика, не стоит.

Инвестиционные проекты зависят от успехов в сфере безопасности и благорасположения афганского правительства к инвесторам из стран ШОС. Пока будет идти война, о крупных инвестициях в Афганистан можно забыть - их не будет. Торговые отношения с соседствующим Пакистаном, страной-членом ШОС, недружелюбные. Афганские предприниматели, делают ставку, скорее, на иранский порт Чабахар. В то же время отношение к Китаю и Индии – позитивное. К России в Афганистане относятся хорошо, но практические контакты почти на нуле. 

Таким образом, почти весь арсенал влияния ШОС на Афганистан оказывается недостаточным для разрешения сложных афганских проблем. Сейчас можно говорить о том, что эта страна находится в сильной  зависимости от США, и это обстоятельство сдерживает ее  партнерские отношения с ШОС.

Но все же, один способ влияния есть - косвенный, но все же действенный: помогать афганским бизнесменам торговать и вывозить продукцию на внешние рынки. Успех торговли приведет к экономическому усилению правительства, увеличит его финансовые ресурсы, в том числе и для нужд силовых органов, что позволит афганской армии побеждать талибов.

Для этого необходимо поддерживать  крупные перевалочные торгово-логистические центры на границе с Афганистаном. Два из них наиболее важны: Галаба – Хайратон на границе с Узбекистаном, и Торхам на границе с Пакистаном. Если ШОС желает внести свой вклад в улучшение афганской ситуации, то надо помогать торговать афганским предпринимателям. 

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=17377