Зеравшанская долина открывается для обнадеживающих перспектив
06.03.2018 13:03

Жители двух древних городов Центральной Азии – Самарканда и Пенджикента, узбеки и таджики, отныне могут свободно переходить границу и в течение пяти дней без визы находиться на территории соседнего государства. Это стало возможным после официального открытия между двумя странами пограничного перехода «Саразм – Джартеппа».

Восстановление контактов на территории, символизирующей традиционные связи узбекского и таджикского народов, воспринимается как хорошее предзнаменованием. Ну а сама Зеравшанская долина Таджикистана получает новые перспективы для развития.

«Мы знали и верили, что разорвать отношения людей, которые имеют глубокие исторические корни, невозможно. Мы сохранили к узбекам тепло душ и сердец, верили в то, что когда-либо узы дружбы и родства все равно будут восстановлены», - сказал житель таджикского села Хафткул Гулназар Ахмадов.

Решение, принятое узбекской стороной о сносе «Стены Каримова», как называли по обе стороны границы 10-метровую стену при въезде в Узбекистан, положила конец долголетней разлуке многих семей. По этому поводу состоялись торжества, в которых приняли участие порядка 10 тысяч жителей с обеих сторон границы, а также руководители Согдийской и Самаркандской областей. Осталось решить вопрос о восстановлении транспортного сообщения – он будет решен во время визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан, который состоится 9-10 марта.

Зеравшанская долина Таджикистана, на территории которой располагаются три района – Айнинский, Горно-Матчинский, Пенджикентский – долгое время находилась в транспортном тупике. Опасные автодороги через горные перевалы в осенне-зимний период закрывались. В советские времена транспортное сообщение осуществлялось, как со столицей страны - Душанбе, так и с областным центром – Худжандом, через Самарканд. Но в суверенные времена, из-за охлаждения межгосударственных отношений Ташкенте и Душанбе, узбекские власти приняли решение о закрытии единственного погранперехода, и три таджикских района оказались в сложной экономической ситуации. Открытый двумя годами ранее тоннель «Истиклол» обеспечивал транспортное сообщение лишь со столицей, а в связях с областным центром появились проблемы. Власти Таджикистана пробурили в северном направлении второй тоннель - «Шахристан», обеспечив Зеравшанской долине транспортное сообщение.

Однако самаркандское направление всегда считалось более удобным и важным для жителей долины. Дело в том, что исторически Зеравшанская долина имела более тесные связи именно с Самаркандом, и торговые, и культурные.

С возобновлением движения транспорта в западном направлении для Зеравшанской долины, в первую очередь Пенджикента, открываются в том числе и широкие перспективы для развития туризма, считают аналитики.

«Мы не исключаем того, что зарубежный турист, приехавший в Самарканд, захочет увидеть один из древнейших исторических памятников – город Саразм, находящийся всего в 40 км, на территории Пенджикентского района. Кроме того, здесь расположены такие уникумы природы, как «Семь озер» и «Искандеркуль», находящиеся на высоте более 2,5 тысяч км и давно привлекающие внимание любителей горного туризма. К ним дорога значительно удобнее через Самарканд, ближайший город с воздушным портом», - считает Аловиддин Низомов, один из руководителей Согдийской области.

Зарубежные туроператоры давно хотят внести в маршруты турпоездок по Узбекистану посещение и древних таджикских городов - городов Худжанда, Истаравшана, Пенджикента, дорога к которым удобнее от соседей. Восстановление отношений дружбы и сотрудничества между Таджикистаном и Узбекистаном, безусловно, могло бы содействовать формированию той атмосферы, которая необходима для развития туризма.

Автомагистраль Пенджикент – Самарканд лишь одно направление, отвечающее международным автодорожным стандартам. Подобные транспортные коридоры построены еще в трех направлениях, которые, необходимы не только для развития туризма, но и экономических связей. Все они, как предполагают в структурах Согдийской области, начнут функционировать после подписания Соглашения в сфере транспорта во время скорой встречи глав двух государств.

Транспортные коридоры, связывающие Таджикистан с Узбекистаном, в случае восстановления сообщения между двумя странами превратят Таджикистан в транзитную страну, услугами которой будут пользоваться все без исключения нынешние члены ШОС. При стабилизации ситуации в Афганистане именно Таджикистан окажется перекрестком дорог между севером и югом, обеспечив ряду стран Центральной Азии выход к морским портам Пакистана и Индии.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=18079