Визит, который может изменить ситуацию в Центральной Азии
13.03.2018 14:18

В рамках недавнего государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан подписано более 27 соглашений и протоколов на межгосударственном уровне и еще 16 документов о сотрудничестве на уровне министерств, ведомств и компаний. В ближайшие 3-4 года страны намерены довести взаимный торговый оборот до $1 млрд.

Шавката Мирзиёева в Таджикистане ждали сразу после избрания его президентом, однако долго речь о визите не шла. Скептики считали, что отношения Узбекистана и Таджикистана не претерпят существенных изменений, полагая, что взаимные упреки, взаимное недоверие, иногда переходившее в национальную истерию, станут непреодолимой преградой. Однако курс на выход из изоляции и установление дружеских отношений с соседями, провозглашенный Шавкатом Мирзиёевым, внушал надежды. Двадцатилетний лед в отношениях двух государств таял на глазах. Народы двух стран верили в благие перемены…

Президент Узбекистана прибыл в Душанбе 9 марта. Дружеские объятия с Эмомали Рахмоном у трапа самолет, свойственные восточной традиции, сразу дали понять, что оба руководителя решительно настроены на восстановление традиционных уз дружбы и сотрудничества между народами Узбекистана и Таджикистана. «У нас слишком много накопилось вопросов за эти годы, - сказал впоследствии на пресс-конференции Шавкат Мирзиёев. – Мы начнем все с белого листа».

«Таджикско-узбекские отношения в ближайшее время поднимутся до уровня стратегического партнерства, - заявил Шавкат Мирзиёев перед началом переговоров. – Ташкент последовательно будет развивать отношения с Душанбе на всех направлениях». Эмомали Рахмон, в свою очередь, подчеркнул, что «Таджикистан будет всесторонне поддерживать инициативы Узбекистана по развитию регионального сотрудничества».

Таджикистан и Узбекистан в силу географического расположения занимают стратегическое положение в Центральной Азии. Вместе с этим отношение таджиков и узбеков, населяющих большие территории в Узбекистане и Таджикистане, а также значительным числом представленных в национальном составе каждого из государств региона, во многом определяют обстановку в регионе.

Оба государства провозгласили независимость в сентябре 1991 года, через год установили дипломатические отношения. У двух народов глубокие исторические корни - более шести веков узбеки и таджики жили в составе единого государства. Аналитики считают, что период охлаждения межгосударственных отношений, наступивший в «каримовскую эпоху», был «историческим недоразумением», явившимся следствием «большой игры», которую ведут на территории Центральной Азии ведущие геополитические игроки.

Переговоры на высшем уровне в Душанбе прошли довольно быстро, несмотря на сложность вопросов, касающихся территориальных споров, обеспечения безопасности, визового режима, проблем, возникших в последние годы в области транспорта, образования. Проекты соглашений были проработаны досконально, в результате долгой и кропотливой деятельности комиссий, обмена делегациями на уровне правительств двух стран. Оба лидера подчеркнули: подписание столь большого пакета соглашений стало возможным благодаря политической воли президентов.

Президенты подписали 27 документов. Это - соглашения в области регионального сотрудничества, транспорта, военной сферы, безопасности, борьбы с преступностью, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, туризма и др. Важнейшим достижением переговоров, по мнению аналитиков, стало подписание соглашения по нескольким спорным территориям, которые напрягали и пограничников, и жителей приграничных районов.

«Мы подписали договор о нескольких спорных участках на границе. Мы сегодня можем назвать границу между Узбекистаном и Таджикистаном границей дружбы и сотрудничества». Так прокомментировал это соглашение Эмомали Рахмон. «Наша цель – чтобы людям было хорошо, комфортно, - сказал Шавкат Мирзиёев, выступая перед журналистами. - Все, что сделано за полтора года, имеет историческое значение не только для наших народов, но и ради обеспечения мира и стабильности в регионе».

Введенный между двумя странами в 2001 году визовый режим был следствием чувства недоверия, возникшего между руководством республик, но это была и мера, предпринятая Узбекистаном по защите своих рубежей от угрозы возможного вторжения боевиков с территории Таджикистана. Однако заложниками этих решений стали жители приграничных районов - они теряли связи с родственниками по ту сторону границы, а пастухи и дровосеки подрывались на минах, установленных вдоль границы. Но вот ситуация изменилась, и теперь люди ждут отмены визового режима. И все идет к этому.

Основу экономического сотрудничества двух стран должно составить сотрудничество между регионами. Президенты двух стран дали пуск железнодорожному участку Галаба – Амузанг, соединившему Хатлонскую и Сурхандарьинскую области. В ноябре 2011 года узбекская сторона разобрала часть полотна до границы Таджикистаном. Юг страны остался без железнодорожного сообщения. Однако к визиту Мирзиёева в Душанбе разобранный участок железной дороги был восстановлен. Благодаря восстановленному сообщению два соседних региона получили возможность для развития экономики более быстрыми темпами.

В результате открытия транспортного сообщения в направлении Самарканда перспективы получила и Зеравшанская долина Таджикистана. Будучи традиционно аграрной зоной, эта долина в последнее время обрела и промышленный статус – здесь были освоены месторождения многих цветных металлов, и теперь эта территория может лучше использовать свой экспортный потенциал. А два древних города - Самарканд и Пенджикент, открывая ворота друг для друга, могут стать зоной разнообразных видов туризма.

По мнению двух президентов, использование потенциала регионов позволит в ближайшие несколько лет довести взаимный торговый оборот до $1 млрд (сейчас - $240 млн).Такая перспектива реальна. В этом убедились многие, посетив выставку товаров Узбекистана в Душанбе, приуроченную к визиту Шавката Мирзиёева. Общая сумма контрактов, подписанных между деловыми кругами двух стран, превысила $ 620 млн.

Главное – дух добрососедства Главам двух соседних государств удалось подписать свыше сорока документов, больше половины из которых направлена на развитие экономических связей, и это – большой порыв. Однако оба президента считают, что главным итогом визита стало восстановление добрососедских отношений между двумя странами после двадцатилетнего периода отчуждения. «Развитие дружеских отношений с соседними странами, прежде всего с Таджикистаном, является главным приоритетом внешней политики Узбекистана», - сказал Шавкат Мирзиёев на пресс-конференции по итогам переговоров. «Нынешний визит мы рассматриваем, как возможность поднять наше сотрудничество на качественно новый уровень, наполнить его конкретным содержанием. Я глубоко удовлетворен результатами плодотворных переговоров», - сказал президент Узбекистана.

Шавкат Мирзиёев пригласил президента Таджикистана Эмомали Рахмона посетить с ответным государственным визитом Узбекистан. Глава таджикского государства принял приглашение своего коллеги.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=18103