![]() |
Рекомендации первой международной научно-практической конференции |
21.03.2007 09:27 | |
От редколлегии: Нам представляется знаковым событием тот факт, что тема Шанхайской организации сотрудничества в духовном, культурологическом, образовательном плане была поднята в российской глубинке, на Урале. На наш взгляд, г. Екатеринбург, проявивший эту инициативу, мог бы встать одним из опорных центров ШОС. В городе уже открыты консульство Китая, представительство Беларуси. Местные власти высказываются за проведение очередного Саммита глав государств-участников ШОС в Екатеринбурге, за развитие всесторонних связей с этой Организацией.
Рассмотрев и обсудив вопросы развития культуры безопасности в контексте современного образования в России и других странах Шанхайской Организации Сотрудничества, особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Уральского региона с учетом, в частности, нахождения на его территории магистральных газопроводов и объектов уничтожения химического оружия, участники Конференции ?Культура безопасности: проблемы и перспективы? пришли к следующим выводам и рекомендациям: 1. Нерешенность коренных проблем региональной, национальной и международной безопасности во многом определяется отсутствием в обществе, во властных структурах, среди специалистов и у конкретных граждан должной культуры безопасности в ее научно-практическом и морально-нравственном проявлениях. Формирование культуры безопасности еще не стало общенациональной, приоритетной задачей образовательной политики, базовым компонентом гармоничного развития человека, воспитания физически, нравственно и интеллектуально здоровых воспитанников дошкольных учреждений, учащихся школ и студентов ВУЗов. Не выработано нормативное определение понятия культуры безопасности, доступного пониманию и побуждающего граждан к осознанным действиям в целях предотвращения или минимизации вреда/ущерба от опасных явлений природного, социального и техногенного характера. 2. Культура безопасности общества и личности в своей мировоззренческой, нравственной и технологической основе может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе воспитывающего обучения в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа. Главной задачей воспитания культуры безопасности следует полагать утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования в условиях перехода цивилизации к устойчивому развитию; развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности у учащихся и студентов; выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности; формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества, своих близких, своего достоинства, Природы. Необходимым условием реализации данной задачи является выработка и осуществление социальной и образовательной политики, нацеленной на ее реальное выполнение, а также объединение усилий всех заинтересованных в этом деле сторон: общества, политических партий и неправительственных организаций, государственной и местной власти, церкви, школы, ВУЗов, предпринимателей, учреждений массовой культуры, семьи, самих учащихся и студентов. 3. Интересам совместного участия в образовательной политике и управлении образованием, педагогов, специалистов, общественности и обучающихся в формировании культуры безопасности отвечает и практическая деятельность регионального опорного учебно-методического центра по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности в Уральском государственном педагогическом университете. Он может стать действенным инструментом реализации конкретных программ и инноваций в этой сфере. Участники конференции выражают готовность рассмотреть возможность своего участия в деятельности общественного ?Объединение специалистов в образовательной области безопасность жизнедеятельности? и организации его региональных и местных подразделений. Особое значение для них имело бы создание этими структурами совместно с Институтом безопасности жизнедеятельности Фонда национальной и международной безопасности единой образовательной библиотечно-информапионной системы в рамках Интернета по вопросам развития культуры безопасности. 4. Назрела необходимость интеграции образования, формирования единого образовательного пространства культуры безопасности государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества, в котором можно было бы соединить лучшие педагогические традиции Востока и Запада, увязать учебный процесс с острейшими вызовами времени, современными условиями жизнедеятельности, общими интересами выживания и решения проблем гармоничного развития человека. Участники Конференции высказываются за принятие Шанхайской Организацией Сотрудничества Евразийской Декларации о формировании культуры безопасности как приоритетной задачи образования XXI века, делающей упор, в отличие от Болонской Декларации, на его содержательные, морально-нравственные, духовные и интеллектуальные аспекты цивилизапионного сотрудничества с учетом национальных особенностей. Единое образовательное пространство культуры безопасности Шанхайской Организации Сотрудничества призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации и гармонизации человека, народов и цивилизаций интегрируемого сообщества, стать эффективным средством защиты от негативных процессов глобализации и вредоносного влияния чужеродных систем образования, стремящихся к безоговорочному доминированию. 5. Рекомендовать создание на базе Уральского государственного педагогического университета Международной лаборатории культуры безопасности. Задачами лаборатории считать проведение исследований, разработку и издание учебно-методических пособий, обмен информацией, распространение опыта, развитие интеграционных связей, создание и ведение Интернет-форума, организацию семинаров и круглых столов. Рекомендовать проведение международных конференций по культуре безопасности один раз в два года. 6. Конференция поручает Оргкомитету проинформировать о ее выводах и рекомендациях органы управления образованием Уральского региона, России, других государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества, а также заинтересованные министерства, ведомства, общественные организации. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=19