Окончательное урегулирование кризиса в Сирии невозможно без решения проблемы беженцев
03.04.2019 14:32

По сведениям российского Центра приема, распределения и размещения сирийских беженцев, на конец июля 2018 года официально зарегистрировано около 7 млн беженцев, проживающих в 45 странах. Из них примерно 3 млн находятся в Турции, 1,5 млн в Ливане и около 800 тыс. в Иордании. Остальные нашли приют в других арабских странах, а также в Западной Европе. Более 1,5 млн выражают готовность вернуться на родину.

Кроме того, на территории Сирии насчитывается более 7,5 млн внутренне перемещенных лиц – тех, кто лишился жилья в ходе войны. Эти люди нашли пристанище у родственников и знакомых или размещены в специализированных лагерях. Положение этой категории сирийцев наиболее бедственно, так как ответственность за их материальное обеспечение в основном легла на плечи правительства. При этом нужно учитывать, что на начало событий в 2011 году численность населения Сирии составляла примерно 22 млн человек. Таким образом, более половины населения страны оказалась обездоленной.

Руководство России при поддержке ряда других государств в 2018 году официально обратилось в ООН с просьбой об оказании гуманитарной помощи Сирии, которая под гарантии российских организаций могла бы быть распределена для внутренне перемещенных лиц и возвращающихся на историческую родину беженцев. Длительные переговоры по этому вопросу носили напряженный характер и не увенчались успехом.  Управление Высшего Комиссариата по беженцам ООН (УВКБ ООН), ответственное за эту деятельность, отказалось удовлетворить эту просьбу под формальным предлогом «нецелевого использования средств». В соответствии с официальными документами ООН, в такой ситуации международная гуманитарная помощь может и должна предоставляться зарегистрированным беженцам, размещенным в действующих поселениях (лагерях) и под контролем командированных представителей ООН.

Что же касается временно перемещенных лиц, то они не подпадают под категорию беженцев войны, и помощь им может осуществляться по линии неправительственных организаций, на основе односторонних инициативных действий или межгосударственных договоренностей. Но Сирия находится под санкциями ведущих мировых держав и арабского мира, и рассчитывать на широкую помощь с их стороны правительству не приходится.

Таким образом, искусственно создана парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны мир требует от Дамаска активизировать работу по возвращению беженцев на родину, с другой – открыто создает препоны для выделения средств на обеспечение этого процесса. А ведь расходы, и немалые, на 2019 год предусмотрены!

В феврале текущего года в Брюсселе под эгидой ООН состоялась 3-я Международная конференция ЕС по поддержке Сирии, на которой объявлено о выделении 7 млрд долларов США для «обеспечения политического процесса урегулирования и деятельности ООН». Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Марк Локок заявил: «Нынешнее положение – слабее, чем в 2018 году. Мы рассчитывали на помощь в этом году в размере $9 млрд, но все же критической отметкой является $6 млрд».

По прогнозам чиновников УВКБ ООН, в этом году они будут вынуждены урезать продовольственные расходы для беженцев. ООН запрашивала 4,4 млрд евро для сирийских беженцев за рубежом (Турция, Ливан, Иордания, Египет и Ирак) и 2,9 млрд для содержания специализированных лагерей беженцев внутри Сирии. Германия выделила 1,44 млрд евро, Европейский союз – 2 млрд евро, Саудовская Аравия – 464 млн евро для размещенных в этих странах всех беженцев-арабов и африканцев.

Россия исходит из того, что для преодоления трудного положения с беженцами и перемещенными лицами необходимо, прежде всего, снять экономическую и политическую блокаду вокруг Сирии и обеспечить приток инвестиций в восстановление экономики этой страны. Часть арабских государств склоняется к тому, что введенные против Дамаска санкции лишь усугубляют положение арабского мира, ведут к углублению его разобщенности.

Российское руководство в последнее время провело переговоры с Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Катаром, Иорданией, Египтом, Ливаном с тем, чтобы убедить эти государства в целесообразности восстановления полноправного членства Сирии в Лиге арабских стран и снятия ограничений на сотрудничество. Этот вопрос планировалось поставить на обсуждение на начавшейся в Тунисе конференции глав арабских государств и правительств.

Одновременно Россия принимает меры по оказанию целевой гуманитарной и организационной помощи сирийским беженцам и перемещенным лицам. Свидетельством этому стали действия по сопровождению колонн с грузами ООН в лагерь Ар-Рукбан на границе с Ираком и Иорданией, длительные и пока безуспешные переговоры с американцами, контролирующими обстановку в лагере, о не препятствовании выезда беженцев в глубинные районы Сирии.

Подобная дипломатическая работа ведется и с правительствами европейских стран, деловые круги которых выражают заинтересованность во вложении капиталов в сирийскую экономику и восстановлении торговых связей. 

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=21064