![]() |
Гражданское общество в горных регионах Центральной Азии: трудности становления |
19.05.2008 11:32 | |
На днях завершила свою работу проходившая в Академии наук Республики Таджикистан Международная научная конференция "Формирование гражданского общества в горных регионах Центральной Азии: традиции и развитие". В ней приняли участие ведущие ученые-философы, социологи, антропологи, историки и культурологи из Таджикистана, Кыгрызстана и Великобритании. Конференция была проведена при финансовой поддержке Фонда Ага Хана.
С приветствиями в адрес участников конференции выступили старший советник Аппарата Президента республики Субхон Кашонов; президент Академии наук РТ, академик М.И.Илолов и представитель Фонда Ага Хана Ёдгор Файзов. Выступавшие отметили, что, несмотря на сложные условия становления государственной независимости, в стране создана необходимая законодательная база и предприняты практические политические шаги в направлении обеспечения реализации этой важной задачи. Однако, было замечено и то, что в Таджикистане, несмотря на определенные достижения в этой области, наблюдается замедление темпов формирования гражданского общества. Принимая во внимание сложный социально-экономический контекст развития Центральной Азии, по мнению докладчиков, необходимо более эффективно задействовать существующие государственные механизмы, ресурсы гражданского общества, интеллектуальный потенциал нации. Интересный опыт работы в этом направлении отметила одна из участниц реализации проекта Ага Хана "Человековедение" в Университете Центральной Азии Лоди Ясмин, давшая обзор концепции гражданского общества во взглядах Махатмы Ганди. Ею был представлен оригинальный, нетрадиционный для европейской философии и политологической мысли взгляд на формирование и существование гражданского общества в условиях традиционных культур Востока. Участники конференции единодушно отметили ценность такого подхода к процессам формирования гражданского общества в Среднеазиатском регионе. Участниками конференции отмечено, что при разработке программы формирования гражданского сектора, важно учитывать религиозную составляющую. В этой связи доктор философских наук Пулат Шоазимов обратил внимание собравшихся на все большее увеличение религиозности в среднеазиатском обществе. Он указал на неприменимость многих концепций западного восприятия гражданского общества для традиционной культуры среднеазиатских народов. Он также отметил, что культура народов региона, сформировавшаяся на основе ислама, не включает в себя понятие о праве, а делает упор на долг человека перед уммой (обществом) и государством. Причину данного положения дел исследователь видит в переходе на иррациональное восприятие мира, произошедшее в XII в. под влиянием известного религиозного деятеля Аль Газзали. Необходимость учета религиозной составляющей в названных процессах отметил и доктор исторически наук Виктор Дубовицкий, который в своем докладе "Особенности существования православной общины в мусульманской среде: среднеазиатский контекст"обратил внимание собравшихся на длительную историческую традицию сосуществования восточных церквей, в том числе православия и ислама, на Среднем Востоке. Особое внимание он уделил истории сосуществования православия и ислама в Исторической России, с начала XVIII в. проявлявшей большое внимание к поиску его организационных форм. Как отметил В.Дубовицкий, - "Возвращение православного христианства в регион Средней Азии во второй половине XIX в. ознаменовалось бесконфликтным почти полуторавековым сосуществованием православной и мусульманской общин: регион не знал религиозных конфликтов и протестных религиозных движений между данными конфессиями. Более того, на протяжении всех этих лет исследователями отмечались многочисленные примеры взаимопомощи православных и мусульман. Подобные же примеры дает и новейший период истории региона. После распада Советского Союза и особенно во время гражданской войны 1992-1997гг. тысячи русских в Таджикистане выжили только благодаря помощи мусульман-соседей. В настоящее время и мусульмане, и православные одинаково обеспокоены и ведут совместную борьбу с множеством тоталитарных сект, расплодившихся в регионе и занятых активной прозелитской деятельностью в среде их единоверцев". Резюмируя сказанное, В.Дубовицкий. сделал вывод о плодотворности контактов и взаимной работы на благо верующих - православных и мусульман - в регионе. Такая точка зрения нашла понимание и поддержку присутствующих, которые, отметив важность учета религиозного фактора, подчеркнули, что при этом необходимо избегать замены гражданского общества общиной или государством. Несмотря на их тесную связь, первое должно иметь определенную автономию в концептуальной структуре, где государство регулирует (не подменяя при этом его функций) пространство гражданского общества. По мнению экспертов, для обеспечения самостоятельного его развития важно предпринять эффективные меры по созданию среднего класса, а также ценностей, основывающихся на рациональных подходах в жизни. Важно также подключать к этому процессу представителей ведущих религиозных конфессий, привлекая их к публичным дискуссиям по проблемам взаимоотношений веры и разума с тем, чтобы актуализировать рациональные ресурсы, от которых во многом будет зависеть интенсивность формирования гражданского сектора. А это, в свою очередь, будет способствовать бесконфликтному переходу к новым, более широким и многоаспектным ценностым ориентациям. На пленарном и четырех секционных заседаниях были также обсуждены такие основополагающие вопросы, как философские, религиозные традиции и проблемы образования в контексте развития гражданского общества; взаимоотношения универсального и национального, вопрос национальной идентичности; трансформация ценностей, наследия и культуры в условиях модернизации общества; трансформация норм и ценностей социального поведения переселенцев и мигрантов. В резолюции конференции отмечено, что для интенсификации работы по созданию гражданского общества в Таджикистане необходимо в кратчайшие сроки разработать национальную концепцию гражданского общества и стратегию гражданского образования; усилить координацию между институтами гражданского общества и государством; разработать социальную, культурную и экономическую модель соотношения традиций и модернизации в контексте становления гражданских институтов в Центральной Азии. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=2265