ЕАЭС подводит итоги пяти лет существования, а Ташкент все еще сомневается
27.02.2020 18:16

Не так давно премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, касаясь проблем трудовой миграции, заявил, что интеграция республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) значительно улучшит положение граждан, работающих в странах организации, а также положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию.

В то же время Ташкент уже более года рассматривает вопрос о вступлении в Союз и планирует вынести этот вопрос на обсуждение парламента. А между тем, по словам Арипова и оценкам экспертов, только на оплату патентов для мигрантов около 2,2 млн узбекистанцев в России тратят более двух миллиардов долларов США.

Пока в стране взвешивают все «за» и «против», в Евразийском экономическом союзе подвели итоги первой пятилетки существования организации. Главы государств-участников ЕАЭС и представители экспертного сообщества заключают, что интеграционный проект состоялся и приносит выгоду всем его участникам, а также партнерам, которые установили с Союзом тесные взаимовыгодные контакты. Растут объемы внутренней и внешней торговли, в том числе экспорт из ЕАЭС на рынки третьих стран. При этом снижается доля сырьевых продуктов и развивается производство товаров с высокой добавленной стоимостью.  

Напомним, что Евразийский экономический союз является международной организацией, созданной на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, а также Единого экономического пространства в целях обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики государств-членов союза. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в столице Казахстана Астане и вступил в силу с 1 января 2015 года. Армения и Киргизия присоединились к организации в 2015 году, а Молдавия имеет статус наблюдателя с 2018 года. Кроме того, Вьетнам, Иран, Китай и Куба подписали с ЕАЭС соглашения о Зоне свободной торговли. Всего намерения о сотрудничестве с Союзом высказали около 50 стран.

Нагляднее всего пятилетнее развитие организации выражается в объеме ВВП государств ЕАЭС, а именно 1,9 трлн долларов США или 3,2 процента в структуре мирового ВВП. Кроме того, отмечено значительное снижение уровня инфляции в странах объединения – по итогам 2019 года минимальное значение годовой инфляции сложилось в Армении – 0,7 процента. В других республиках этот показатель находился в пределах национальных целевых ориентиров и не превысил установленное статьей 63 Договора о ЕАЭС расчетное пороговое значение: в России – 3,0 процента, Киргизии – 3,1 процента, Белоруссии – 4,7 процента, Казахстане – 5,4 процента. Стоит отметить, что в 2015 году средний уровень инфляции этих государств составлял 13,7 процента.

В то же время, по данным Центрального банка Узбекистана, уровень инфляции в республике в  2019 году составил рекордные среди стран Средней Азии 15,2 процента.  А ведь именно обеспечение и поддержание ценовой стабильности позволяет создавать условия для принятия активных действий по стимулированию инновационной и инвестиционной активности в целях поддержания высоких и устойчивых темпов экономического роста.  

Ташкент уже потерял время и упустил возможность одновременной с соседними странами интеграции в состав ЕАЭС. Он уже отстает от них по многим макроэкономическим показателям. В случае принятия парламентом страны положительного решения по вхождению в Союз, какое-то время Узбекистан будет испытывать серьезную нагрузку в связи с трансформацией законодательства страны в соответствии с введенными в организации стандартами.   

В то же время Узбекистану придется приложить значительные усилия для достижения поставленных ЕАЭС на среднесрочную перспективу приоритетных целей макроэкономической политики, а именно обеспечение динамичного развития Союза за счет углубления взаимодействия в промышленности и торговле, формирования общего рынка электроэнергии и единого рынка услуг, совершенствования таможенного сотрудничества. Осуществление этих мер должно не только обеспечивать свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала в масштабах единого экономического пространства, но и существенно улучшить институциональную и правовую основу ЕАЭС.

Наряду с этими задачами, приоритетом для ЕАЭС является цифровая интеграция экономик участников объединения, что также станет серьезным вызовом для Узбекистана. Такой шаг важен в тех сферах, где создаются общие рынки и задействован совместный потенциал стран-участниц Союза. В первую очередь речь идет о торговле, финансах, транспорте, рынке труда, государственных закупках, промышленности и АПК. По мнению Евразийской экономической комиссии, цифровая трансформация всех сфер экономической деятельности будет способствовать технологическому совершенствованию экономик стран ЕАЭС, давая уникальную возможность не только максимально эффективно использовать технологические и технические решения, предлагаемые глобальными транснациональными компаниями, но и создавать собственные цифровые продукты.  

Первые пять лет существования ЕАЭС создали необходимый базис для дальнейшего развития экономик государств, входящих или каким-либо образом сотрудничающих с объединением. Конечно, были и будут разного рода трудности и проблемы в ходе развития Союза, без этого не может обойтись ни одно серьезное объединение, тем более объединяющее более 180 миллионов человек. В существующих реалиях ни одно государство не способно успешно развиваться без взаимодействия в рамках тех или иных экономических или торговых объединений, в том числе в свете проводимой некоторыми странами внешней санкционной политики без оглядки на взятые обязательства в рамках международных организаций. В этой связи довольно неоднозначно воспринимается нерешительность Ташкента в вопросе присоединения к ЕАЭС. Не получиться ли так, что по итогам уже десятилетия существования Союза Узбекистан (если все-таки не присоединиться) окажется в роли сырьевого придатка экономически более развитых стран Средней Азии?

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=23974