Десятибалльная пробка длиной до Индии
01.04.2021 07:29

Мировые цены на нефть, которые со второй половины марта вошли в фазу коррекции из-за новостей о необузданности эпидемии COVID-19, неожиданно поддержало ЧП в Суэцком канале. 23 марта гигантский морской контейнеровозов Ever Given компании Evergreen, следовавший под панамским флагом, сел на мель в условиях сильной песчаной бури. Корабль развернуло, он «потерял» фарватер, и в итоге потерял ход, упершись носом в один берег, а кормой — в другой. В результате контейнеровоз длиной около 400 метров полностью заблокировал судоходство по каналу в двух направлениях, что быстро «сформировало» затор из сотен танкеров и привело к росту цен на нефть – теперь баррель Brent котируется вблизи $65 за баррель, хотя до 23 марта ценники лишь приближались к $60.

При этом в первые несколько дней многочисленные попытки снять с мели Ever Given при помощи буксиров проваливались, удавалось лишь немного «шевелить» корабль. Начались масштабные работы по дноуглублению канала в месте аварии. В итоге 29 марта лидер Египта Абдель Фаттах ас-Сиси сообщил, что власти страны успешно завершили операцию по разблокированию Суэцкого канала: корабль удалось снять с мели, и он начал движение.

Теперь потребуется до нескольких недель на полное восстановление судоходства по каналу в штатном режиме, хотя сама «пробка» из примерно 450 кораблей может быть ликвидирована и в течение пары дней.

За неделю блокировки «артерии» успели сильно вырасти цены на фрахт судов, теперь ставки должны вернутся к прежним рыночным значениям. При этом ряд танкеров ранее поменяли маршруты и ушли в обход Африки. Но большая часть кораблей все-таки предпочла ждать возобновления навигации, и их выбор оказался в общем-то оправданным – простой составил около недели.

Хотя обходной маршрут позволит судовладельцам сэкономить – египетский тариф на проход через Суэкций канал весьма высокий, а дополнительные расходы на топливо у кораблей заметно меньше, чем транзитный сбор, это не всегда является определяющим. Для логистов зачастую выигрыш во времени важней дополнительных затрат – поэтому Суэцкий канал столь востребован.      

В «пробку» попали и корабли, обсуживающие российские нефтегазовые компании. Это и танкеры с российской нефтью, а также несколько метановозов, задействованные в вывозе ямальского газа НОВАТЭКа.

Из-за логистического сбоя возник риск резкого роста цен не только на нефть, но также и на прочие товары – поставки, комплектующих на производственные предприятия могли быть сорваны. Это благо, что относительно быстро Суэцкий канал удалось разблокировать, и примерно недельный сдвиг графиков не должен иметь серьезных стратегических последствий, хотя коммерческие уроны, конечно, еще будут подсчитаны.    

Авария в Суэцком канале актуализировала обсуждение альтернативных маршрутов – речь о Северном морском пути (СМП). Правда, здесь рассуждать о реальной конкуренции СМП преждевременно – это не круглогодичный маршрут, и без ледокольной проводки, которая в принципе дефицитна и дорога для грузоотправителей, зачастую не обойтись. Тем не менее, эксперименты показали, что экономия времени при его использовании может достигать 10-12 дней в сравнении с маршрутом кораблей, идущих через Суэцкий канал. Недаром посол по особым поручениям российского МИД, старшее должностное лицо Арктического Совета от России Николай Корчунов заявил о возросшем интересе международного бизнеса к СМП.

Итак, проблема с застрявшим контейнеровозом в Суэцком канале разрешилась, но биржевая цена нефти сорта Brent продолжает держаться вблизи отметки $65 за баррель. Этому способствуют свежие анонсы в СМИ о том, что Саудовская Аравия готова поддержать продление ограничений на добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+ на май – июнь, а также информация о готовности властей страны продолжить добровольное дополнительное сокращение добычи «черного золота» на уровне 1 миллиона баррелей в сутки.

Предполагаемая политика ОПЕК+ по продолжению глубокого квотирования – дань тревожной статистике по росту числа заражений коронавирусом в мире: она прогрессирует и число заразившихся в марте соответствует уровню конца января. Эффект вакцинации пока посредственный из-за мутаций и устойчивости новых штаммов к прививкам. Поэтому и выход мировой экономики на так называемые «доковидные» уровни, судя по всему, может быть отложен, а это напрямую связано с планкой глобального потребления углеводородов. 

     Теперь, когда авария на «артерии» локализована, повышенное внимания биржевых спекулянтов приковано к очередной сессии ОПЕК+, которая начнет работу 1 апреля. 

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=27101