![]() |
Конфуцианство в Китае: учение или религия |
04.06.2021 11:15 | |
Что такое конфуцианство? Религия? Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Обычно его определяют, как морально-этическое учение, идеологию. Однако многие китайские исследователи считают, что оно вполне соответствует критериям понятия «религия». Неудивительно, что в Китае конфуцианство имеет несколько названий: rujia, ruxue, kongxue, rujiao. Первые три с небольшими отличиями означают «школа», «учение». Но последнее как раз – «религия». Если не входить в тонкости, то можно все же заметить, что китайское понимание «религии» отличается от традиционного, западного. Поэтому сторонникам понимания конфуцианства как религии не так сложно игнорировать некоторые непременные атрибуты этого термина в западном понимании. Прежде всего, это связано с размытостью понятия «Бог» и отсутствием строгого учения о смерти и посмертии. Есть в Китае и известные конфуцианцы, которые возносят свое учение так высоко, что называют его сверхрелигией, то есть придавая ему особый статус учения, стоящего над религиями, и поэтому способному снимать все межрелигиозные противоречия, являться некоей склеивающей, связывающей идеологией высшего порядка. Звучит, может быть, слишком фантастически, однако в Китае именно это и происходило на протяжении веков. Китай гордится тем, что все китайские религии всегда мирно сосуществовали, что объяснятся как раз тем, что все они оказывались ассимилированы китайской культурой именно с помощью конфуцианства. Основателем конфуцианства считается Конфуций (551-479 гг. до н.э.), вторым авторитетом по роли и значению является Мэн-цзы (372-289 гг.). Особенностью конфуцианства является то, что Конфуций не является пророком, создавшим учение с нуля в результате некоего откровения, он скорее является мудрецом, достигшим высокого уровня сознания с помощью собственных усилий и обобщившим многие идеи, традиции, представления, которые возникли в китайском обществе в предыдущие времена. На протяжении веков конфуцианство, подобно мировым религиям, постоянно развивалось, порой изменяясь весьма существенно. Однако существуют принципы, которые считаются базовыми и которые оставались всегда неизменными (хотя их понимание менялось, обогащалось). Это такие принципы как «жэнь» (всеобщая любовь), «и» (долг, праведность), «ли» (церемонии, ритуалы), «чжи» (знания, мудрость), «сяо» («сыновья любовь), «чжун» (преданность, верность), «шу» (умение прощать, великодушие) и некоторые другие. Считается, что фундаментом конфуцианства является принцип «сыновья почтительность» и «уважение к учителю», а ядром учения – «всеобщая любовь», выходящая за рамки семьи, родственных отношений, (включая природу, материальный мир). Главным для конфуцианства всегда было воспитание нравственных качеств. Это наложило отпечаток на всю китайскую философию, которая строилась не на формальной логике, как в греческой традиции, а на воспитании человека на высоких образцах и примерах праведников, мудрецов, героев. В конфуцианстве считалось, что человека можно совершенствовать воспитанием, образованием. Это зачастую оборачивалось навязыванием, не учитывавшим уровень зрелости человека, что приводило или к лицемерию, или откровенному сопротивлению. Народ всегда хотел быть счастливым так, как ему казалось лучше, а не так, как ему предписывалось извне. Судьба конфуцианства в Китае кардинально изменилась после того, как в середине 19 века ему пришлось столкнуться с европейскими странами. Оказалось, что Китай беспомощен перед лицом западной цивилизации, которая значительно сильнее Китая в военном, экономическом, техническом отношении. После поражения в «Опиумных войнах» середины 19 века страна и общество погрузились в состояние депрессии, «национального позора» на 100 лет. Виновным за все было признано конфуцианство, которое, ради государственной стабильности тормозило развитие общества, что привело к его стагнации. Поэтому начало 20 века стало временем революционных перемен, реформ, апофеозом которых стала Синьхайская революция 1911 года. Китай стал республикой. Первым президентом стал Сунь Ят-сен, сторонник широких либеральных взглядов. И хотя ему недолго удалось продержаться у власти, Китай пошел дорогой перемен, решив учиться у Запада (что сделала Япония несколькими десятилетиями ранее). Конфуцианство более, чем на полвека, было предано анафеме. Однако Китай продолжал оставаться полуколонией, на территории которого хозяйничали Англия, Франция, Германия, Япония и Россия. Свое национальное достоинство стране удалось вернуть лишь в 1949 с помощью КПК. Однако этот был лишь первый шаг, и только к началу 21 века Китай окреп настолько, что можно было говорить о том, что он покончил со столетним периодом национального унижения. Конфуцианство стало постепенно возрождаться с начала 80-годов 20 века. Его перестали шельмовать, но и большой роли в обществе оно не играло. К настоящему моменту ситуация мало изменилась с той небольшой разницей, что китайское общество, несмотря на экономическое чудо, оказалось, по признанию многих, в состоянии духовного кризиса. КПК столкнулась с трудностями в решении новых проблем духовного порядка, и конфуцианство стало в определенной степени тем учением, которое позволило ей восполнить идеологический дефицит. Примерами этого могут служить конфуцианские идеи о мире (тянься) как сообществе всех стран (датун – «великое единение»), о построении гармоничных отношений на основе принципа «гармонично, но не одинаково» (хэ эр бу тун). В то же время сами конфуцианцы признают, что соревнование за души их учение проигрывает, например, бурно развивающемуся в Китае христианству. Многие относятся к конфуцианству с недоверием или остаются к нему равнодушным. Среди конфуцианцев, разбившихся на разные лагеря, нет единства. Ни у кого нет четкой программы действий, ведутся бесконечные дискуссии о том, как реформировать учение. Нет даже ясного и однозначного представления о том, что же является главным в конфуцианстве. Об этом часто дискутируют на конфуцианских форумах. Некоторые говорят, что это «стать человеком» (цзо жэнь), другие – построить гармоничное общество не только на базе воспитания качеств человека, но и используя политические методы, совершенствуя организацию государственного устройства. Такую идею выдвинул один из самых авторитетных конфуцианцев 21 века Цзян Цин, сторонник течения «политического конфуцианства». Он предлагает создать 3-х палатный парламент: верхняя палата – конфуцианские духовные авторитеты, мудрецы; средняя палата – авторитетные фигуры культурного слоя общества, потомки великих исторических персонажей, прежде всего, конфуцианцев; нижняя палата: представители всего общества, выбранные через процедуру демократических выборов. Решения таким парламентом должны приниматься на основе консенсуса трех палат. Идея красивая, но не реалистичная, по крайней мере, в настоящее время. В завершении можно сказать, что, несмотря на то, что конфуцианство явно не играет той роли в современном китайском обществе, чтобы быть использованным в качестве «мягкой силы», китайское руководство использует его для пропаганды китайских ценностей за рубежом. Почему? Как ни странно, но китайская традиционная культура по-прежнему является предметом гордости для многих в Китае, и эта культура является конфуцианской. Однако все больше становится тех, кто считает, что пришло время строить новую, современную китайскую культуру, построенную на новых ценностях 21 века, которой можно было бы гордиться. Однако пока этого нет. Будет ли? Никто не знает. Остается пользоваться старым багажом. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=27334