![]() |
Храм восточного искусства в Москве |
10.11.2008 10:52 | |
Появление в Москве музея восточного искусства в 1918 году не было счастливой случайностью. Это было живое деяние пассионарных людей - дарителей, жертвователей, покровителей искусства. Восток, с бездной его истории, с огромным пластом неповторимой культуры, привлекал к себе многие пытливые умы и души. Движимые благородством помыслов, бескорыстием, меценаты следовали высокой идее просветительства. Энергия этого гуманитарного подвижничества реализовалась в "Ars Asiatica" - такое латинское название первоначально получил музей. Впоследствии его переименовали, кратко называя Музей Востока. Сегодня это - единственное учреждение в России, призванное заниматься собиранием, изучением и пропагандой художественного и культурного наследия народов Востока.
Поначалу новый музей поселился под крышей Исторического музея. Однако число экспонатов росло, и музей был переселен в помещение храма Ильи Пророка на Воронцовском поле. Под церковными сводами, приспособленными под залы, Музей Востока просуществовал до конца 60-х годов. Но экспозиция ширилась, требовала нового пространства, и тогда музею предоставили усадьбу Луниных на Никитском бульваре. История этого здания, известного под названием "Дом Луниных", интересна сама по себе. В 1787 году архитектор Е.С.Назаров на месте палат начала ХУШ века у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом. В 1802 году этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М.Лунин (дядя известного декабриста Михаила Лунина). В 1812 году случился московский пожар, почти уничтоживший и дом Луниных. На этом месте был построен новый двухэтажный флигель. Однако Лунины недолго прожили в этом доме. Вскоре после восстания декабристов особняк был продан Императорскому сберегательному банку, который и просуществовал в здании до революции 1917 года. Потом его ждала участь коммуналок. Русский ампир первой четверти ХIХ века, в стиле которого архитектор Д.Желярди построил Дом Луниных, своей асимметричной композицией позволяет воспринимать представленное в нем искусство Востока на контрасте и, одновременно, на общности художественных начал. Мощная коринфская колоннада и балкон главного корпуса создают живописную игру светотени, некой прелюдии к знакомству с богатствами Музея. Многочисленные исследователи советского периода формировали фон представлений о восточной культуре, благодаря чему в Музее формировались уникальные коллекции. Важнейшая часть научной работы - археологические изыскания, снаряжение экспедиций в Среднюю Азию, которые начали практиковаться уже с середины 20 годов прошлого века. Благодаря своему географическому расположению в самом центре азиатского континента, рядом с могущественными цивилизациями Китая, Индии, Ирана, Средняя Азия многие века выполняла роль посредника в торговом и культурном обмене между Востоком и Западом. Здесь соприкасались и взаимодействовали два мира - оседлых земледельцев и кочевников. В период раннего средневековья на эти просторы проникли тюрки, потеснив древнее ираноязычное население. За среднеазиатским регионом, где бок о бок живут народы, говорящие как на тюркских, так и на иранских языках, закрепляется название Туркестан ("Страна тюрков"). Ислам, начавший распространяться в Средней Азии еще в VШ веке, в большей степени оказал влияние на искусство городского населения этого края, однако люди сохраняли и самобытность традиционной культуры. Сегодня постоянная экспозиция Музея Востока насчитывает около 7 тысяч экспонатов. Большинство экспонатов датированы XIX веком. В это время на территории Средней Азии существовали три ханства - Кокандское, Бухарское и Хивинское, поделившие между собой сферы влияния в регионе. С появлением в среднеазиатских пределах русских колонистов, с присоединением это территории к империи на политической карте возникло Туркестанское генерал-губернаторство. В эту эпоху традиционное азиатское искусство испытало на себе мощное культурное влияние Запада. Шел и обратный процесс: просвещенная европейская публика интересовалась ярким искусством Туркестана. На кустарно-промышленных выставках, проводившихся в начале ХХ века в Петербурге, Москве, Лондоне, Париже и Нью-Йорке произведения среднеазиатских мастеров вызывали изумление и восторг. С наибольшей полнотой и последовательностью эстетические идеалы народов Средней Азии и Казахстана проявились в художественном оформлении интерьера традиционного жилища - юртах кочевников и домах оседлых землевладельцев. Здесь органично сочетались различные виды искусства - ковроткачество и вышивка, художественная металлообработка, керамика и резьба по дереву. Огромное количество их образцов можно сегодня увидеть в экспозициях Музея Востока. Здесь собрана также прекрасная коллекция ковров, без которых немыслим азиатский интерьер. Ковры использовались в дни торжеств и в повседневной жизни, ими застилали полы юрт и мечетей, на них молились, ими пользовались для хранения и перевозки предметов домашнего обихода, украшали верблюдов во время свадебных церемоний. Жилища украшали и вышитые изделия - древнейший и самый массовый вид искусства. В Киргизии и Казахстане вышивали по коже, войлоку, сукну. В колорите кочевнических вышивок использовалась ограниченная цветовая гамма, оседлые народы предпочитали более яркую палитру. В быту земледельцев таджиков и узбеков получили широкое распространение декоративные вышивки сюзане. Их богатая коллекция - гордость Музея. В экспозиции, посвященной Узбекистану, представлены сюзане традиционных ремесленных центров - Бухары, Самарканда, Ташкента, Нурата, Ура-Тюбе. Здесь можно увидеть покрывала с "размытыми" узорами-икаты, шелковые или полушелковые ткани, окрашенные способом резервации нитей. Из этих живописных шелков шили праздничные халаты жители всего Туркестана. Еще большей популярностью пользовались полосатые ткани-бекасабы. Дорогие одеяния придворной знати украшались золотым шитьем. Свободная цельнокроенная одежда с боковыми разрезами не стесняла в движениях при ходьбе и верховой езде, позволяла легко переносить температурные контрасты, свойственные континентальному климату Средней Азии. Интересны экспозиции, представляющие женский костюм, дополненный ювелирными изделиями. Состав и количество украшений определялись этнической принадлежностью, возрастом и социальным статусом. ХIХ век был эпохой серебра. Среднеазиатский ювелир, заргар, превосходно владел разнообразными декоративными приёмами, используя позолоту, чернь, резьбу, гравировку, чеканку, инкрустацию. В искусстве этих мастеров можно убедиться, взглянув на экспонаты Музея. В традиционном быту народов Узбекистана керамическая посуда считалась богоугодной, в отличие от посуды из золота и серебра. В экспозиции представлены сине-бирюзовая керамика Ферганы и Хорезма, живописные блюда Гиждувана, Шахрисябза, Бухары. Рядом можно увидеть и все формы узбекского художественного металла: кувшин-афтаба с высоким горлом, чойдиш - сосуд для кипячения воды, приборы для умывания, а также чилимы, туркестанские кальяны. Изобразительное искусство в Средней Азии получило развитие только в конце Х1Х века. В музее особое место занимают картины кисти Урала Тансыкбаева, утонченные миниатюры Усто Мумина, а также полотна, созданные уроженцем Ташкента А.Н.Волковым. Современная скульптура Узбекистана представлена работами Дамира Рузыбаева. Сохраняя неизменным своё ядро, экспозиция периодически обновляется из фондов Музея. Богатейший творческий и научный потенциал Музея позволяет и дальше расширять горизонты его благородной деятельности во имя искусства. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=3137