![]() |
Новый газовый союз: три причины |
13.01.2023 21:53 | |
Россия, Казахстан и Узбекистан заговорили о создании «тройственного газового союза». Впервые информация о создании подобного объединения появилась еще в конце ноября прошлого года. Именно 28 ноября в Кремле встретились президенты России и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев и обсудили возможность создания «тройственного газового союза» между Москвой, Астаной и Ташкентом «с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана». Тогда никаких других подробностей не сообщалось. Отраслевые эксперты оказались в некотором недоумении касательно нового газового союза между тремя странами. Особенно с учетом того, что Россия имеет настолько тесные взаимоотношения с Казахстаном и Узбекистаном, что некоторым экспертам было не совсем понятно, зачем им создавать такой союз. Более того, в начале декабря появилась даже информация агентства Reuters со ссылкой на заявление узбекского министра энергетики и вице-премьера страны Журабека Мирзамахмудова о том, что Ташкент отказался от инициативы газового союза с Москвой и Астаной. Правда, вскоре пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг информацию о том, что Узбекистан якобы отказался от идеи России по созданию «тройственного газового союза». По его словам, агентство дало неверную информацию, неправильно истолковав слова узбекского высокопоставленного чиновника. «Мы знаем, что было сказано. Никто не ведет речи о газе в обмен на политические условия. Об этом речи не идет в контексте идеи создания этого союза», – сказал Песков. «То, что имеет в виду президент Владимир Путин, – это создание на первом этапе координационного механизма. Может быть, конечно, это все еще предстоит обсуждать с неким юридическим лицом», – сказал он. По словам представителя Кремля, эта инициатива еще только будет оформляться, но уже понятно, что такой союз нужен для координации вопросов по газовым поставкам и инфраструктуре в коммерческих интересах трех стран. «В этом плане работа продолжает вестись», – добавил Песков. Действительно, судя по всему, работа в этом направлении уже ведется. Как заявил в конце минувшего года вице-премьер России Александр Новак, в рамках нового газового объединения предполагается сотрудничество сторон по вопросам транспортировки, экспорта, переработки газа и другим формам кооперации. «Да, такие направления сотрудничества рассматриваются, поскольку и Россия, и Казахстан, и Узбекистан еще со времен СССР имеют единую газотранспортную систему. Фактически у нас есть большие возможности для расширения взаимного сотрудничества, в том числе и по поставкам газа, переработке. По поставкам на другие экспортные направления», – сказал он. Не секрет, что для России сегодня важна одна газовая цель – найти новые рынки сбыта и новые маршруты, учитывая серьезные потери на европейском рынке, а Казахстан с Узбекистаном могут ей серьезно помочь в этом вопросе. Причем эксперты в области энергетики видят три возможных сценария для работы нового газового объединения, которое важно для всех трех государств и для России в первую очередь. Во-первых, Казахстан и Узбекистан могут помочь России с увеличением поставок газа в Китай, во-вторых, с его экспортом в Индию и Пакистан, а в-третьих, как это ни парадоксально, с поставками газа в Европу. Но при этом отмечается, что все они не будут простыми и необходима серьезная проработка всех деталей предстоящего объединения. Первый сценарий. Общеизвестно, что и Узбекистан, и Казахстан, и Россия поставляют свой газ в Китай. По большому счету, они все трое являются конкурентами в этой сфере. Однако ситуация скоро может сильно измениться. Свободного газа для экспорта у Казахстана и Узбекистана становится все меньше из-за падения собственной добычи на фоне роста внутреннего потребления, в чем признаются сами страны. К примеру, они уже экспортируют в Китай меньше, чем могли бы по долгосрочным контрактам. В свою очередь у России проблем со свободным газом нет. Значит, она может помочь и себе, и партнерам по новому союзу, начав поставки газа в эти страны, например, по газопроводу «Урал – Бухара» в реверсном режиме. Россия таким образом может пристроить здесь 5-10 млрд кубометров газа в год в ближайшие пять–шесть лет. Да, это относительно немного, но все же лучше, чем ничего. К тому же стороны могут договориться и о других конструкциях, например, о своповых поставках российского газа в Китай. Это значит, что российский газ будет идти в КНР по бумагам, но физически он будет оседать на территории транзитной страны, а в Китай в таких же объемах будет отправляться казахстанский и узбекский газ. В данном случае все будет зависеть от конкретных договоренностей. Интерес Казахстана и Узбекистана – сохранение низких регулируемых цен на газ внутри страны при растущем спросе со стороны населения и электроэнергетики. Второе направление. Совершенно очевидно, что «Газпрому» необходимо больше экспортных маршрутов. Он может самостоятельно направить газ прямо в Китай или в Европу, но не на юг – в Пакистан и Индию, поскольку придется пересекать Казахстан или Узбекистан. Не исключается, что при этом сценарии есть варианты предложить Астане и Ташкенту больший доступ к европейскому рынку в обмен на доступ к рынкам Пакистана и Индии в долгосрочной перспективе. Тем более, что рынок этих двух стран превосходит по объемам европейский в разы и будет только расширяться. Правда, данный сценарий имеет серьезное «но». Для поставок газа в Индию посредством трубопровода есть одна серьезная проблема, с которой уже сталкивается Туркменистан – это транзит через Афганистан, где никто не гарантирует безопасность. Хотя после сентябрьских прошлого года, когда произошли подрывы трех нитей «Северного потока», такая опасность не выглядит такой уж критичной. Несмотря на «афганское» препятствие, поставки газа в Пакистан и особенно Индию считаются по-прежнему перспективными из-за способности этих стран платить серьезные деньги за энергоресурсы. К тому же экономика Индии в последнее время развивается бурными темпами и требует все больше энергоносителей. Эксперты полагают, что через 5-10 лет Нью-Дели будет нуждаться в них еще больше, особенно для нужд химической промышленности. Наконец, третий вариант. Вне всякого сомнения, Европа, отказавшись от серьезных поставок российского газа, ищет ему замену в других странах. И здесь газ из Казахстана и Узбекистана был бы как раз кстати. У Евросоюза с этими странами экономических и политических конфликтов нет, поэтому такой вариант вполне реален. Вместе с тем, создав «тройственный газовый союз», Москва показала бы Европе, что, если она рассчитывала на поставки газа из Центральной Азии взамен части российского газа, то без участия России это не получится. Созданием нового газового объединения с Казахстаном и Узбекистаном Россия может показать Западу, что «мы едины, у нас нет никаких конфликтов». И мнение Москвы при потенциальных поставках казахстанского и узбекского газа в Европу через турецкий газовый хаб будет учитываться. Заметим, еще прошлой осенью было понятно, что эту зиму Европа переживет без серьезных экономических потерь только при условии теплой погоды. Собственно, природа европейцам пока благоволит, но жить постоянно во власти погоды является делом ненадежным. А к такому положению вещей Евросоюз пришел в том числе из-за украинского кризиса и им же введенных санкций в отношении Москвы, которые лишили европейские страны поставок российских энергоресурсов. Резюмируя сказанное выше, можно с определенной долей уверенности сказать, что у нового газового объединения, в случае учета интересов всех участников, могут быть весьма неплохие перспективы. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=32899