![]() |
Кызыл- Яр – символ несбывшихся надежд |
29.01.2023 12:56 | |
Еще в начале 90-х годов на Украину начали приезжать китайские предприниматели. Помнится, мне посчастливилось познакомиться с владельцами первого в Одессе китайского бизнеса – небольшого фотоателье вблизи Дерибасовской. К тому времени я много лет не сталкивался с китайским языком и мне очень нужна была живая практика. Китайцам нужен был переводчик при контактах с местным населением и властями. Между нами завязалась тесная дружба, одна семья примерно моего возраста на долгое время практически поселилась у меня дома. Прошло 10 лет и Одесса наряду с Харьковом стала крупнейшим центром торговли китайскими товарами. На одном из самых больших на Украине и в Европе рынков – одесском Седьмом километре вырос огромный город торговых офисов и складов, которыми владели китайцы. Центр Одессы покрылся ресторанами и кафе китайской кухни, на Приморском бульваре в одной из самых престижных гостиниц города - Лондонской открылось казино, которое практически было оккупировано представителями Поднебесной. Появились игорные притоны и подпольные дома терпимости с местными и привозными путанами. Вслед за очередью желающих оформить документы в нотариальных конторах ко мне потянулись клиенты адвокатов, которые брались за защиту в судах представителей китайского криминала. Накануне экономического кризиса 2008 года только в Одессе проживало более 70 тыс. граждан КНР. На этом фоне в страну стал заходить средний и крупный бизнес. Порт Ильичевска бойко растаможивал контейнеры с китайскими товарами, которые шли морем. В Харьков эти товары поступали по железной дороге. На государственном уровне стали заключаться серьезные контракты. Китай начал строить стратегические планы по превращению Украины в крупный логистический центр на пути из Поднебесной в Европу. Одним из таких проектов стал план строительства морского хаба в Крыму. Для этой цели было выбрано озеро Кызыл-Яр, расположенное недалеко от курортного города Саки. Предполагалось уникальное строительство. На первом этапе планировалось осушить озеро и на его месте выстроить инфраструктуру порта, а затем убрать перемычку, отделяющую его от моря и таким образом получить полноценный комплекс, построенный по уникальной и весьма дешевой схеме. События 2014 года, связанные с государственным переворотом в Киеве и приходом в Крым России, заставили Китай к радости местных рыбаков отказаться от грандиозных планов осушить Кызыл-Яр и переориентироваться на греческий порт Пирей, который китайцы практически выкупили у эллинов. В наследство от Советского Союза Украина получила солидный военно-промышленный комплекс и огромное количество оружия, военной техники и имущества. Все это рассматривалось украинским руководством в качестве неистощимого источника прибыли. Через различные госструктуры, созданные специально для целей продажи этого ходового товара, оружие и техника огромным потоком потекли в различные регионы Азии, Африки и страны бывшего СССР. В качестве переводчика мне пришлось «поработать» в Индии, Египте и Израиле. Мои коллеги и однокашники «сидели» практически во всех арабских странах. Китай не стал исключением. Но как страна с более высоким уровнем развития вооруженных сил и располагающая бОльшими финансовыми возможностями, Пекин был заинтересован в сотрудничестве в военно-технической сфере и приобретении серьезной техники и технологий ее производства. Достаточно вспомнить сделку с недостроенным авианосцем «Варяг». Первоначально планировалось, что корабль с верфи в г. Николаеве попадет в порт Макао и будет переоборудован под гостиницу. Однако «Варяг» напрямую был отбуксирован на военную верфь Далянь, где был достроен и передан военно-морским силам НОАК в 2012 году под именем ”Ляонин“, став первым китайским авианосцем. В обход России Китаю был продан прототип палубного истребителя СУ-33, доставшийся Украине в наследство от Советского Союза. К удивлению китайских инженеров полученный ими образец “не просто не был разобран, но и мог летать”. Получив самолет, китайцы скопировали ключевую технологию СУ-33, в том числе «секрет производства» складного крыла. Помню, как на песчаных пляжах вблизи военно-морской базы Донузлав проводили свои тренировки уникальные десантные корабли на воздушной подушке "Зубр", единственная эскадра которых располагалась в Крыму. В 2009 году было объявлено о покупке Китаем четырех кораблей у Украины, два из которых были произведены в Феодосии, а два собраны в Китае. Вместе с судами Украина передавала Китаю и всю техдокументацию. В результате в июне 2018 года со стапелей сошел первый серийный и полностью изготовленный в Китае корабль на воздушной подушке "Зубр". В этом ряду стоят танковые двигатели 6ТД-2Е Харьковского "Завода имени Малышева" и авиационные турбореактивные двигатели семейства АИ-222-25 производства ОАО "Мотор Сич". Однако дальнейшие события, связанные с предприятием "Мотор Сич", серьезно рассорили Китай с Украиной. Вмешательство Соединенных Штатов привело к национализации украинским руководством фактически выкупленного Китаем предприятия и аресту его генерального директора, обвиненного в государственной измене. Такой ход событий привел к практическому разрыву экономических отношений двух стран несмотря на то, что китайско-украинские торгово-экономические отношения в последние годы переживали бурное развитие. Начатая Россией в прошлом году специальная военная операция на неопределенное время прервала возможности Китая наладить прямые торговые пути в Европу через Украину, Россию и попавшую под санкции Белоруссию. Пекин начал активнее искать обходные пути в Старый Свет, в частности, используя ближневосточный коридор. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=33065