Наталья Аринбасарова: "Все делать, как последний раз в жизни"
15.12.2008 15:24
В Алма-Ате идут съемки фильма "Мамин рай", где одну из важных ролей играет известная русская и казахская актриса Наталья Аринбасарова. И сегодня она остается единственной на постсоветском пространстве обладательницей "Золотого Кубка Вольпи" - приза Венецианского кинофестиваля. Этой женщине уготована яркая судьба, личная и творческая.

Появление Натальи Аринбасаровой в кино было неожиданным и ослепительным, успех пришел к ней раньше, чем она поступила в Институт кинематографии. Будучи выпускницей Хореографического училища Большого театра, девушка "по ошибке", попала на главную роль в фильме "Первый учитель". Это была дипломная работа выпускника ВГИКа режиссера Андрея Кончаловского, который выбрал для сценария одноименное произведение Чингиза Айтматова. 18-летняя Аринбасарова блестяще справилась с главной ролью ? Алтынай, сумев передать ту наивность и беззащитность в героине, которая подчас сама по себе вдруг оказывается силой.

Фильм был воспринят как откровение - и дома, и за рубежом. На 26 Венецианском кинофестивале (1966 г.) Наталья Аринбасарова получила приз за лучшую женскую роль - "Золотой Кубок Вольпи". Больше ни одна актриса постсоветского пространства этой награды никогда не удостаивалась.

Но вернемся к фильму, в котором Аринбасарова снимается сегодня. "Мамин рай" - проект международный, в нем задействованы кинематографические силы России, Казахстана, Киргизии, Германии и Ирана. "Ни одно хорошее дело не рождается без друзей, тем более ? кино, - говорит генеральный продюсер картины Сергей Азимов. - Мы посчитали важным собрать именно их".

Азимов подчеркнул, что такой способ кинотворчества, когда объединяются усилия нескольких государств, становится мировой тенденцией. Сейчас невозможно снимать фильмы в одной стране и руками только национальных кинематографистов. Благодаря эффекту международного "сотворчества" картина может получить гораздо большее число зрителей. Кстати, есть и другие преимущества...

"Мамин рай" ? симбиоз сценария Мохсена Махмальбафа (Иран) и режиссуры Актана Арым Кубата (Киргизия). Первый - в списке самых стильных и концептуальных режиссеров мирового кинематографа ("Разведчик", "Время любви", "Молчание"). Второй - самобытный режиссер Центральной Азии ("Где твой дом, улитка?", "Маймыл"). Предполагается, что картина выйдет на экраны весной будущего года. Многие ей прочат большой успех. По мнению заместителя акима (мэра) Алма-Аты Сурика Сейдуманова, "фильм может претендовать даже на "Оскара".

Продюсер и режиссер фильма единодушны в том, что не существует "маленьких" ролей. Профессионалы различают роли "главные" и "важные". Профессия актера исключает набор готовых истин, неких правил и наставлений. Каждая роль может дать эффект потрясения, открытия. Можно поразить зрителя, появившись и в роли "второго плана" или - просто в одном лишь эпизоде.

Но пора сказать несколько слов о содержании фильма, об актерах. Время действия - конец 80-х - начало 90-х годов. В основе сюжета - история азиатской семьи, живущей на городской окраине. У нее много личных проблем, но есть и те, которые имеют воистину вселенский масштаб. Картина рассказывает о судьбе двух братьев, растущих без отца, уехавшего на заработки в Россию. Чтобы вырастить детей, мать вынуждена продавать себя. Но, когда дети разоблачают ее, она не выносит унижения и кончает жизнь самоубийством. Мальчики остаются с бабушкой и дедушкой. Несмотря на драматизм действия, создатели фильма считают его в целом оптимистическим, просто - сюжет печальный?

Ольга Ландина, играющая мать мальчиков, актриса алмаатинского Государственного Русского академического театра драмы имени М.Ю.Лермонтова, считает фильм "своим личным шансом", большим шагом в актерской карьере. Участвующий в фильме Михаил Жигалов ("Найти и обезвредить", "ТАСС уполномочен заявить...", "Петровка-38") находит, что такую историю, какая положена в основу фильма, непременно надо рассказать с экрана.

Особый шарм привносит своей игрой казахский актер Асанали Ашимов ("Кыз-Жибек", "Конец атамана", "Вкус хлеба"), появление которого всегда гарантирует успех. А вот композитора и певца Батырхана Шукенова изначально пригласили для создания музыкального ряда. Но, прочитав сценарий, Батыр захотел войти в актерскую команду. Ему была предложена роль отца.

И уж конечно, всем своим звездным блеском освещает фильм Наталья Аринбасарова. В последнее время, как заметила сама актриса, она все больше играет "бабушек". И "Мамин рай" не стал исключением. "Я очень рада, что судьба подарила мне интересную и серьезную роль. Мне нравится сценарий, вся его пронзительная история, дающая актеру такую широкую палитру творческого самовыражения".

Аринбасаровой всегда были близки драматические сюжеты, об этом говорит ее внушительная фильмография. Вот лишь некоторые из фильмов с ее участием в главных и важных ролях. В 1968 году Шурхай Аббасов предложил актрисе роль в своей драме "Ташкент - город хлебный". "В картине "Песнь о Маншук" Мажита Бегалина (1969 год) Наталья снялась вместе с Никитой Михалковым, Виктором Авдюшко, Иваном Рыжовым. "Спокойный день в конце войны" (1970 г., режиссер Никита Михалков) свел Наталью на съемочной площадке с Александром Кайдановским, Сергеем Никоненко, Юрием Богатыревым, Львом Дуровым. Список велик. Последний фильм с ее участием, 16-серийный, снятый режиссером Теймуразом Эсадзе, показали недавно на Первом канале Российского телевидения.

Хочется еще раз вернуться к началу актерской биографии Натальи Аринбасаровой, к судьбоносному для нее фильму "Первый учитель". Режиссер Андрей Кончаловский нашел свою юную казашку в выпускном классе балетного училища, совершенно случайно (в ее жизни вообще случай играл большую роль). Девушка не сразу согласилась участвовать в его фильме, сославшись на выпускные экзамены. Но Кончаловкий готов был ждать, его вел режиссерский инстинкт, предчувствующий "талант".

Первым восхитился актерским мастерством еще непрофессиональной тогда юной артистки Аринбасаровой Болот Бейшеналиев, ее партнер по фильму. Наташа была необыкновенно органична, великолепно играла тончайшие нюансы скрытой патетики сильных чувств. В самых трудных сценах через образ героини она проявила и свою неординарную натуру. Андрей Кончаловский не устоял перед обаянием черноглазой брюнетки, и на съемках фильма они поженились. Через два года родился сын Егор, ныне известный режиссер. К сожалению, супруги прожили вместе только 3 года.

После успеха "Первого учителя" Аринбасарова поступила во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ее однокурсниками были Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Николай Еременко, Сергей Никоненко, Николай Губенко. Каждое имя ? широко известно.

Наталья Аринбасарова много сделала в кино. Но сколько не сыграно! Причиной тут - обостренное творческое достоинство, сильный, самостоятельный характер актрисы. Она способна играть только то, что понимает ее душа, воплощать ту режиссерскую концепцию, которую и сама разделяет. Но если уж берется за роль, то - со всей творческой страстью, проникая в кровь и плоть образа. "Самое главное в жизни - всегда и все делать "как в последний раз", - считает Наталья Аринбасарова.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=3410