![]() |
Заполярный шелковый путь: реальность или мечта |
10.05.2023 06:15 | |
В ходе мартовского визита председателя Си Цзиньпина в Москву был достигнут целый ряд договоренностей о двухстороннем сотрудничестве. Среди знаковых результатов переговоров в российской столице высших руководителей двух стран обратило на себя внимание заявление президента России Владимира Путина о совместной работе в Арктике: «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути». По мнению президента Путина, в этой области есть потенциал для сотрудничества. Следует отметить, что в недавно принятой Концепции внешней политики России Арктике уделяется одно из приоритетных значений. Более того, в обновленной Концепции говорится, что Москва будет всеми средствами защищать свои интересы в этом регионе. При этом в документе также отмечается, что Россия будет всячески развивать и углублять отношения с дружественными суверенными глобальными центрами силы, в частности с Китаем. В этой связи совсем не удивительно, что глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что Россия открыта для сотрудничества с КНР при реализации крупных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики как в инфраструктурном, так и в промышленном секторах. По его словам, Москва считает Пекин потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути (Севморпуть или СМП) и международному транзиту. СМП станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов, для которых, как напомнил министр, сейчас остро не хватает пропускной способности Восточного полигона железных дорог и портов. По комплексному плану развития Севморпути до 2035 года предусмотрены мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса и судов обеспечения, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС. В совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 трлн рублей до 2035 года. Глава Минвостокразвития констатировал, что с 2012 года объем товарооборота между Россией и Китае увеличился с менее чем $90 млрд до более чем $190 млрд в 2022г. Китайские компании в целом лидируют среди иностранных резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке. В территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток с участием китайского капитала реализуется 52 проекта общей стоимостью около $11 млрд. И вот теперь открываются новые перспективы в совместном развитии Москвой и Пекином инфраструктуры Севморпути. Не секрет, что Арктика в контексте мировой ситуации представляет огромную не только стратегическую, но и экономическую важность, что делает ее объектом интереса влиятельнейших стран планеты. Согласно данным геологической службы США, в арктическом регионе сосредоточено не менее 13% мировых запасов нефти, 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и многих других ресурсов, из которых не менее половины находятся на территории России. Размер только разведанных газовых месторождений превышает 1 трлн кубометров. Потому нет ничего удивительного в том, что за освоение арктического региона идет жесткая борьба. Как отметила недавно китайская газета Global Times, разрыв отношений России и Запада отразился и на ситуации в Арктике. Москва осознала, что традиционные механизмы сотрудничества в регионе, где преобладают члены НАТО, бесполезны. Она решила сместить фокус, и это открыло перед ней новые перспективы. По этой причине правительство страны пересмотрело свою позицию по международному сотрудничеству в Заполярье и исключило из «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» упоминания о двух региональных механизмах – это Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Издание указывает, что Владимир Путин новым указом внес в этот базовый документ ряд серьезных поправок. Теперь укрепление международного экономического, технологического, культурного и приграничного сотрудничества в Заполярье должно «учитывать национальные интересы Российской Федерации». Предполагается, что Россия больше не намерена поддерживать прежние формы арктического сотрудничества и готова развивать отношения с заинтересованными крупными державами за пределами региона. Надо понимать, что именно отсюда проистекает предложение президента Путина китайскому лидеру совместно осваивать Севморпуть. Напомним, Северный морской путь – судоходная магистраль, кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, российским законодательством определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути составляет свыше 14 тыс. км. Для сравнения, через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км. Не случайно в этой связи в Москве не раз подчеркивали, что СМП, который на 30% короче маршрута через Суэцкий канал, может стать новой международной транспортной альтернативой, и что Россия готова к международному партнерству по развитию Севморпути, в том числе и с КНР. Следует отметить, что Китай активизировался в Арктике после 1993 года. Первые шаги были научными: открытие исследовательских станций, арктические экспедиции с участием ученых из других стран. Затем он стал набирать авторитет на международной арктической арене и в 2013 году вошел в Арктический совет. А пять лет спустя китайскими властями был опубликован стратегический план в отношении развития, исследования и защиты Арктики – документ под названием «Политика Китая в Арктике» (China’s Arctic Policy). Данным документом Пекин недвусмысленно заявил, что его интерес к Арктике является одной из ключевых составляющих международной инициативы «Один пояс, один путь». Более того, в Китае Крайний Север называют «Полярным шелковым путем». В «Белой книге» о госполитике в Арктике Китай провозгласил себя «околоарктическим» государством. И это не просто риторика. Слова подкрепляются делами. Китай крайне заинтересован в углеводородах: он является значительным инвестором в нефтегазовые арктические проекты в Канаде, Гренландии и России (здесь у китайских игроков значимое участие во флагманских международных СПГ-проектах «НоваТЭКа»: 29,9% в «Ямал СПГ» и 20% в «Арктик СПГ – 2»). К тому же с 2013 года крупнейшая китайская судоходная компания COSCO совершила более 20 транзитных рейсов (с российским ледокольным сопровождением) по СМП. Но скоро сопровождение не понадобится: Китай разворачивает мощную ледокольную программу, свой второй ледокол он спустил на воду в 2019 году, а сейчас идет сооружение первого китайского атомного ледокола. Справедливости ради следует сказать и о некоторых негативных фактах. Так, сотрудничество Москвы и Пекина в Арктике в последние годы омрачало одно важное обстоятельство. Китай, несмотря на уважение к российскому регулированию, придерживается принципа свободы судоходства в Арктике, считая нормы Конвенции ООН 1982 года по морскому праву выше национальных законов арктических государств. К тому же следует признать, что некоторые положения российской и китайской стратегий в Арктике несколько противоречат друг другу. Тем не менее, Москва и Пекин не акцентируют эти расхождения и избегают столкновений в практической политике. Более того, Россия и Китай все теснее взаимодействуют друг с другом в Арктике на прагматической основе совпадающих интересов. Надо полагать, что создание совместного рабочего органа по развитию Северного морского пути будет только способствовать совместному успешному освоению Арктики не в ущерб национальным интересам России и Китая. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=34152