![]() |
Пожар в Красном море разгорается |
30.01.2024 11:03 | |
Ракетно-бомбовые удары США и Великобритании по позициям хуситов в Йемене с целью обеспечить безопасность навигации в Красном море только разжигают конфликт, а не гасят его. Хуситы в ответ на обстрелы активизировали свои атаки на корабли в Красном море. Они теперь атакуют и военные корабли США, и танкеры. 25 января представитель вооруженных сил Йемена бригадный генерал Яхья Сари заявил, что в результате боя произошло прямое попадание по военному кораблю США, а два коммерческих судна, которые ВМС США сопровождали (обеспечивали «безопасный проход»), были вынуждены «отступить и вернуться». Американская сторона утверждает, что все ракеты хуситов либо были сбиты, либо не достигли целей из-за промахов. А 26 января целью хуситов стал танкер, зафрахтованный торговым гигантом Trafigura Group и перевозивший груз российских нефтепродуктов. Он был поражен ракетой при выходе из Красного моря. На данный момент это стало самым серьезным нападением йеменских хуситов на топливный танкер с момента обострения ситуация в регионе. «Команда судна применяет оборудование для подавления и контроля пожара, возникшего в одном из грузовых резервуаров по правому борту», — говорится в заявлении представителя Trafigura, опубликованном вечером 26 января, на которое ссылается Bloomberg. — «Мы поддерживаем связь с судном и внимательно следим за ситуацией. Военные суда в регионе находятся в процессе оказания помощи». Пожар на нефтетанкере Marlin Luanda удалось потушить, сообщил трейдер Trafigura. Йеменские хуситы взяли на себя ответственность за удар по Marlin Luanda. По словам представителя Trafigura, корабль перевозит нафту российского происхождения — продукт, используемый для производства пластмасс и бензина, — купленную по цене ниже потолка цен, установленного Большой семеркой. На этом фоне цена нефти марки Brent подскочила до двухмесячного максимума, превысив $82 за баррель. Хуситы при этом не раз заявляли, что не будут атаковать российские и китайские танкеры. Но грузы могут перекупаться и перегружаться. Естественно, западным СМИ выгодно акцентировать внимание на том, что именно российские нефтепродукты и были грузом Marlin Luanda, которое хуситы сочли «вражеским». Согласно данным аналитической компании Kpler, танкер Marlin Luanda получил груз российского происхождения путем так называемой перевалки «с борта на борт» в Лаконском заливе на юге Греции. Ситуация в Красном море уже не первый месяц остается весьма сложной и тревожной, и ухудшается чуть ли не с каждым днем. Нефтетанкеры и контейнеровозы все чаще избегают захода в Красное море. Все больше танкеров, перевозящих сырую нефть и топливо, теперь арендуется для рейсов в Азию, а не в Европу, а также в обход Африки. Скажем, 19 января агентство Bloomberg сообщило, что поставки нефти из Саудовской Аравии и Ирака общим объемом почти 9 млн баррелей задерживаются, поскольку танкеры меняют маршруты и идут дальше вдоль Африки, а не через Красное море. А в середине января британская группа Shell сообщила о решении приостановить все перевозки через Красное море на неопределенный срок. Также «забили в набат» и перевозчики сжиженного природного газа (СПГ). Несколько катарских и российских метановозов отклонились от первоначального маршрута — не стали заходить в Красное море через Суэцкий канал для доставки СПГ в Европу. Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что ожидает роста цен на нефтепродукты в Европе на фоне обострения конфликта в Йемене между коалицией во главе с США и хуситами. Риски того, что на юге Аравийского полуострова в любой момент может разгореться война, только повышаются. Базирующееся в Йемене хуситы не намерены прекращать атаки на корабли в Красном море. Вашингтон видит в этом угрозу стабильности мировой торговли. Однако большой вопрос, готов ли он на наземную операцию. Хуситы при этом тесно контактируют с Ираном, поэтому продолжение военных действий Запада против повстанцев может привести к нарушению весьма хрупкого режима прекращения огня в Йемене, а при худшем сценарии затянет в воронку конфликта Иран и Саудовскую Аравию. Непосредственно он военной премии в цене «бочки» нефтеэкспортеры вроде бы выигрывают. Но при этом повышаются и издержки из-за сильно подорожавшего фрахта и усложнения логистики. Около 12% мирового судоходства проходит вверх по Красному морю и через Суэцкий канал. Хотя само мировое производство нефти не находится под угрозой, а рынок, в общем-то, способен довольно быстро адаптироваться к изменению маршрутов доставки грузов, принимая растущие логистические издержки. Итак, военная обстановка на Ближнем Востоке пока только накаляется, а сценарий для разрядки, пожалуй, только один — скорейшая остановка геноцида в Газе, к чему уже призвал Израиль суд ООН. И тогда прореагируют хуситы, перестав пытаться топить корабли в Красном море в знак солидарности с народом Палестины. Пока же горизонт по выправлению ситуации не просматривается — владельцы танкеров начали подготовку к затяжному кризису в Красном море.
|
http://infoshos.ru/ru/?idn=36983