![]() |
Китай: французское окно в Европу |
17.06.2024 00:20 | |
Взаимоотношения Франции и Китая имеют долгую и сложную историю, восходящую к XVII веку. В XIX и начале XX века Франция имела колониальное и торговое присутствие в Китае. Отношения ухудшились в середине XX века после того, как Франция признала Тайвань, что привело к приостановке дипломатических связей. В 1964 году Франция возобновила дипломатические отношения с Китаем, и с тех пор обе страны углубили свое партнерство несмотря на то, что отношения сталкивались с трудностями из-за различий в политических системах и ценностях. В последние годы отношения между Китаем и Францией претерпели значительные изменения. Они были отмечены встречами на высшем уровне, соглашениями о сотрудничестве и общими обязательствами по глобальным вопросам. В апреле 2023 года визит президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин стал знаковым в китайско-французских отношениях. Представителями французских и китайских компаний было подписано 18 соглашений, что свидетельствует о возобновлении позитивных настроений в бизнес-среде. Год спустя, в мае 2024 года, во время своего первого за пять лет визита в Европу, Си Цзиньпин встретился с Макроном в Готах-Пиренеях, Франция. Они обсудили широкий спектр глобальных проблем, подтвердив взаимные обязательства по укреплению отношений не только между Китаем и Францией, но и с Европейским союзом. Между Францией и Китаем было подписано несколько соглашений о сотрудничестве в энергетическом секторе, в частности, в области атомной и ветряной энергетики. Французская государственная коммунальная компания EDF и китайская коммунальная компания CGN, являющиеся крупными игроками в сфере атомной энергетики, договорились о возобновлении своего давнего партнерства. Наконец, EDF и Китайская энергетическая инвестиционная корпорация подписали соглашения о развитии оффшорной ветроэнергетики. Франция и Китай являются значимыми игроками в мировой торговле и представляют собой важнейшие экспортные рынки друг для друга. По данным Министерства финансов Китая, за шесть десятилетий с момента официального установления дипломатических отношений между двумя странами объем двусторонней торговли вырос почти в 800 раз и достиг 78,9 млрд долларов США в 2023 году. Китай стал главным торговым партнером Франции за пределами ЕС, в то время как Франция сохраняет свою ключевую позицию в качестве важного торгового союзника Китая в ЕС. В то же время необходимо отметить, что двусторонний секторальный дефицит Франции с Китаем также значительно вырос: с 1 млрд. в 2022 году до 2,92 млрд евро в 2023 году. Это говорит о том, что Франция импортирует из Китая больше товаров и услуг, чем экспортирует в эту страну. Увеличение дефицита торгового баланса свидетельствует о растущей зависимости французского рынка от китайской продукции. С другой стороны, общий объем импорта Китая из Франции достиг 37,33 млрд долларов США в 2023 году. В 2023 году основными статьями экспорта Китая во Францию являлись электротехническое и электронное оборудование (9,08 млрд долл.), машины, энергетические компоненты, котлы (6,97 млрд долл.), мебель, осветительные приборы, сборные здания (2,59 млрд долл.), транспортные средства (1,9 млрд долл.). Основными статьями экспорта Франции в Китай за тот же период были косметические средства (334 млн долл.), упакованные лекарства (197 млн долл.), багажники и чемоданы (191 млн долл.), пшеница (171 млн долл.) и газовые турбины (135 млн долл.). По состоянию на 2023 год совокупный объем инвестиций с обеих сторон превысил 26 млрд долларов, что делает Францию лидером в сотрудничестве с Китаем по данному показателю среди стран-членов ЕС. Франция и Китай наладили тесное партнерство в автомобильной промышленности. Компания Renault совместно с китайской компанией Dongfeng Motor открыли совместный завод в Шияне мощностью около 120 000 электромобилей в год. Этот проект позволил Renault получить доступ к быстрорастущему китайскому рынку электромобилей. Французские компании участвовали в нескольких крупных инфраструктурных проектах в Китае, включая строительство железных дорог и метрополитенов, таких как высокоскоростная железнодорожная линия Пекин-Шанхай и метро в Шанхае. Франция и Китай успешно сотрудничают в аэрокосмической отрасли. В апреле 2023 года Airbus подписал соглашения с китайскими партнерами о создании новой производственной линии на заводе в Тяньцзине, что позволит увеличить мощности по производству самолетов семейства A320. Этот проект реализуется в рамках глобальной программы Airbus по производству 75 самолетов A320 в месяц по всему миру к 2026 году. В 2023 году Китайская национальная ядерная корпорация и группа Electricité de France подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на содействие развитию низкоуглеродной энергетики. Это соглашение отражает совместные усилия по борьбе с изменением климата. За последнее время тематика сотрудничества между Китаем и Францией значительно расширилась. Несмотря на периодически возникающие разногласия, обе страны признают важность взаимодействия, особенно в решении таких глобальных проблем, как изменение климата, содействие развитию Африки, аэрокосмические разработки и лунные исследования. В то же время необходимо отметить, что французская сторона настаивает на создании более равных и прозрачных условий для своих бизнеса и торговли в Китае. Пекин в свою очередь стремится возобновить инвестиционную сделку ЕС, приостановленную три года назад. В то время как ЕС в отношении Китая реализует стратегию снижения рисков, Франция подчеркивает свое нежелание отрываться от Китая. Несмотря на опасения по поводу уязвимости цепочки поставок, обе страны подтверждают свою приверженность сотрудничеству и демонстрируют взвешенный подход к имеющимся проблемам |
http://infoshos.ru/ru/?idn=38452