Мусульмане мира готовятся отметить Навруз - любимый в народе праздник весны, обновления жизни. Отмечать его будут и на всем пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Среди стран-членов и наблюдателей ШОС мусульманские государства составляют большинство. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Иране Навруз имеет статус государственного праздника. В Китае живут до 35 млн последователей ислама. Что же касается России, то среди ее граждан - до 20 млн мусульман. Не первый год праздник Навруз проводится и в Москве.
Навруз — древнейший праздник земледельцев, уходящий корнями в доисламские, зороастрийские верования. Согласно учению «Авесты», священной книги зороастризма, люди должны каждую весну восславлять появление жизни на земле, зародившейся «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).
Возник он более трех, а по некоторым данным, – семь тысяч лет назад. Великие персидские поэты Фирдоуси и Омар Хайям связывали его появление с именами легендарных иранских царей, в частности, с Джамшидом. В этот день они надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме огня и щедро одаривали подданных подарками. Однако, по словам великого ученого древнего Хорезма (ныне - область Узбекистана) Абу Рейхана Беруни, этот праздник отмечали еще до правления царя Джамшида, с именем которого связывают Навруз. Следовательно, традиция уходит далеко в глубь веков, к заре человеческой истории. Празднование же его в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления.
Впоследствии этот праздник укоренился у большинства народов Центральной Азии, как персов, так и тюрков - после того, как местные жители стали там возделывать почву. Кстати заметить, и у древних славян-язычников Новый год тоже праздновался весной.
Персидский термин «Навруз» (в разных языках он звучит как Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез и иначе) состоит из двух персидских слов: «ноу» (новый) и «руз» (день). Иными словами – новый день. Смысл этого праздника заключается в том, что именно в день весеннего солнцестояния, когда продолжительность дня и ночи одинакова, взаимодействие природы и человека достигает абсолютной гармонии. Приходит время пробуждения и обновления.
Древнегреческий летописец Страбон так описывал празднование Навруза: «В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь». Сведения о праздновании Навруза содержатся и в китайской «Хронике династии Тан», относящейся к VII веку. Обычно гуляли не один день. Скажем, в средние века начало весны отмечали 13 дней и только потом выходили в поле.
Этот праздник не раз пытались запретить. Например, арабы-завоеватели считали, что его жизнерадостный настрой противоречит исламу. Запретили Навруз и большевики, увидев в нем "религиозный пережиток" прошлого. Но праздник выжил и дошел до наших дней.
В каждой из стран - свои особенности празднования Навруза, однако есть и общие традиции. Так, по правилам, сложившимся еще в давние времена, перед Наврузом люди обязаны привести свои дома и дворы в порядок, постирать одежду, а также отдать все долги. В преддверии праздника в центральноазиатских странах проводятся субботники. Например, в прошлом году в Узбекистане во всенародном хашаре приняли участие свыше 16 млн человек (общее число граждан 27 млн). Были благоустроены многие улицы и парки, очищены более 21 тыс. км арыков и дренажей, высажены молодые деревья и цветы.
А в Афганистане в минувшем году было высажено 40 млн саженцев. В одном только Кабуле посадили более 4 млн молодых деревьев. Между прочим, там Навруз носит еще название «Руз-е Дехкан» - «День крестьянина» или «Руз-е Нехолышони» - «День посадки саженцев».
В эти дни принято забыть о вражде и обидах, дарить друг другу подарки, помогать сиротам и беднякам, посещать больных и одиноких. Казахи и киргизы окуривают свое жилье дымящимися веточками можжевельника, что символизирует изгнание злых духов. Ну а в некоторых горных селениях бытует такой обычай: перед началом праздника соседские парни стараются тайком очистить от навоза хлев какого-нибудь зажиточного хозяина, у которого дочь на выданье. Если им это удается, то хозяин щедро угощает их, а если нет, то они должны его угостить.
Особое внимание уделяется праздничной трапезе. Раньше она была преимущественно растительной, хотя сейчас от этого правила нередко отступают. Но на праздничный стол обязательно кладутся круглые лепешки - из пшеницы, кукурузы, ячменя, риса или бобовых.
За долгую историю праздника появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. Так, традиционный иранский ритуал Навруза — составление «хафт сина». Он включает в себя семь элементов, начинающихся на пятнадцатую букву персидского алфавита «син»: чеснок - символ медицины, яблоки - красоты и здоровья, злаки - возрождения природы, маслины - любви, уксус - мудрости и терпения, пудинг из пшеничных ростков - достатка, а также сумах - символ рассвета.
Обязательное украшение праздничного стола – небольшой круглый аквариум с золотыми рыбками. Такие рыбки специально к празднику продаются по всему Ирану. Часто аквариум наполняют чистой дождевой водой, а иногда вместо него ставят круглую стеклянную вазу с зелеными листьями граната или апельсина. «Хафт син» приносят и на могилы родственников, чтобы усопшие также могли принять участие в празднике.
Конечно, на дастархан подаются и плов, и шашлык, и самса, и восточные сладости. Но одно из самых популярных блюд Навруза - сумаляк. В древности его готовили перед началом весенних посевных работ из проросших зерен пшеницы — их перемалывали, добавляли муку, а иногда и специи и варили, постоянно помешивая, на хлопковом масле в течение суток. И к тому же сопровождали это действо песнями и веселыми припевками, рассказывали были и небылицы.
По одной из легенд, возникло это кушанье так. В одну из холодных зим у земледельцев закончились запасы провизии. Тогда они собрали проросшие пшеничные зёрна и сварили их. Получившееся блюдо позволило им спастись от голода. По другой версии, однажды город-крепость на берегу Джейхуна – так раньше именовали Амударью - был осаждён кочевниками. Когда закончились все съестные припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей пшеницы и приготовили из нее что-то вроде каши. Защитники города отведали ее и почувствовали такой прилив энергии, что отбили атаки врагов, и на земле вновь утвердился мир.
Считается добрым предзнаменованием, если гостю в чашку с сумаляком попадется камушек: значит, весь год до следующего Навруза он будет весел, удачлив и здоров. Еще одна примета Навруза – это журавли. По поверьям, они приносят весну и надежды на добрые всходы и хороший урожай. Поэтому на них в государствах Центральной Азии не охотятся.
Есть и такое поверье: прикоснуться к праздничной еде можно только с наступлением Навруза. А до того поры люди сидят вокруг стола молча, держа в руках монеты, что должно принести им в новом году богатство. В любом случае все должны быть в этот день сытыми и довольными, тогда и год будет благополучным и урожайным.
В дни празднования Навруза люди танцуют и веселятся, радуясь приходу весны. Устраиваются шумные гулянья, праздничные базары, состязания всадников и богатырей, конкурсы народных сказителей и певцов, петушиные бои и театрализованные представления. А в западных провинциях Китая люди одеваются в пестрые одежды и с цветами в руках направляются к храму. В руках они несут глиняные фигурки буйвола. Главный же буйвол сооружается из бамбука и обертывается бумагой, раскрашенной в пять цветов: черный, белый, красный, зеленый и желтый, которые символизируют пять элементов мироздания - огонь, воду, металл, дерево и землю. Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают.
В некоторых странах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и поможет избежать в наступающем году потерь. А в Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, надеть, по возможности, вышитые золотом изделия - тюбетейку (для девушек), безрукавку или стеганый халат-чапан. Кроме того, он обязан раздать семерым соседям угощения - лепешки и сладости.
Еще до эпохи ислама неделя перед Наврузом посвящалась поминовению душ предков. Им приносили подношения, прося помощи и защиты от бед. Это и время гаданий. Девушки бросают через голову ботинок и таким образом выясняют, останутся они в родительском доме еще на год либо выйдут замуж.
Празднования заканчиваются, и начинаются посевные работы. Перед выходом на поля рога и шеи быков раньше смазывали маслом. А сделать первую борозду поручали самым уважаемым аксакалам. Соблюдение всех этих традиций позволяло земледельцам надеяться, что урожай выдастся на славу.
В знаменитом сочинении «Наврузнаме», предположительно созданном Омаром Хаямом, есть такое наставление: «Кто празднует и веселится в день Навруза, тот будет радостно проводить жизнь до следующего Навруза».
Некоторые ученые, правда, утверждают, что это отнюдь не религиозный праздник, да и ортодоксы считают его "языческим". Пусть так, но это совсем не мешает широко отмечать Навруз, символизирующий собой радостное обновление природы. Этот праздник возвышает людей над обыденной суетой, делает их сильнее, милосерднее, добрее. С приходом весны, с новым днем! |