![]() |
Пять "и", которые могут снять Россию с "сырьевой иглы" |
10.06.2009 12:04 | |
Выступая на XIII Петербургском международном форуме, Президент Дмитрий Медведев отметил, что мировой экономический кризис во многих аспектах более остро отразился на России, чем на других странах. По его мнению, "это связано с очевидными недостатками структуры российской экономики, преодолеть которые за период реформ мы, к сожалению, не успели". "Прежде всего, имею в виду пресловутое доминирование в структуре нашего экспорта, да и на финансовых рынках компаний, занимающихся только добычей сырья", - заявил глава государства. Исходя из этого, важнейшей задачей и нынешнего, и посткризисного развития страны становится ликвидация подобного перекоса и - перекройка всей экономики по инновационным лекалам.
В последние несколько лет в российскую экономику прочно вошло понятие "ребрендинг". Причем сейчас чаще речь идет не столько о смене бренда, названия той или иной компании, что подсказывает простая расшифровка этого термина, сколько о выработке новых ориентиров, смене самой идеологии развития всей страны. И это не дань сиюминутной моде, а одно из условий выживания и, в конечном счете, успеха в конкурентной борьбе на российском и мировом рынках, которая год от года становится все более упорной и ожесточенной. Причем в России эта тенденция проявилась и крепнет на уровне не только отдельных корпораций. Во всей экономике страны происходят серьезные сдвиги, которые можно было бы назвать "стратегическим ребрендингом". Речь идет о структурной перестройке – она назрела давно, но к ее реализации, по сути, приступают только сейчас. И тому есть объективные причины. Демократической России досталось от прежних времен нелегкое наследство. Относительное благополучие советской экономики строилось преимущественно на экстенсивном освоении и экспорте природных богатств, а инновационные разработки использовались в основном в военно-промышленном комплексе, на который фактически работала вся страна. Перестройка этого хозяйства шла медленно и непросто – из-за хронического бюджетного дефицита, резких колебаний рубля, устаревшего оборудования, которое отставало от передового уровня не на годы, а на десятилетия. И в немалой степени в силу того, что в те годы приходилось заниматься "латанием дыр" – решением накопившихся острых и неотложных социально-экономических проблем. В начале нынешнего десятилетия – скажем прямо, что во многом благодаря беспрецедентному росту мировых цен на нефть и газ – ситуация в российской экономике стабилизировалась, а затем резво пошла в гору. Наконец-то, появились реальные возможности приступить к реструктуризации экономики , что позволит занять достойное место в мировом разделении труда. В 2007 году в президентском послании ставилась такая задача: "Нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг". В этом смысле и у нас, и у наших центрально-азиатских соседей по пространству ШОС есть убедительный пример для подражания. Китай, отнюдь не богатый энергетическими запасами, благодаря принятому курсу на создание современной инновационной индустрии и диверсификацию производства, за какие-то пару десятилетий превратился из бедной аграрной страны в могучую промышленную державу, которая ныне по своему экономическому потенциалу занимает второе место в мире. Так что приходится наверстывать упущенное. По замыслу авторов отраслевых программ, рассчитанных до 2015, 2020 и даже 2030 года, которые уже приняты правительством или находятся на финальной стадии разработки, доля российских предприятий, внедряющих технологические новации, должна вырасти с нынешних 8,5% до 40-50%, а инновационной продукции в общем объеме промышленного производства – с 5,5% до 25-35%. Для этого предстоит проделать немалую работу. И, прежде всего, создать необходимую инфраструктуру – технико-внедренческие компании, технопарки, венчурные фонды, сформировать благоприятные правовые и налоговые условия, в том числе в рамках свободных экономических зон, для стимулирования подобной деятельности. Некоторые такие проекты уже запущены. Так, в ближайшие годы в семи регионах России будут построены сети технопарков. Каждый из них планируется обеспечить развитой инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. На эти цели правительство выделяет свыше $1,1 млрд. Например, в IT-парке, который сейчас строится в Казани, разместится более ста фирм. Его общая площадь составит 40 тыс. квадратных метров. В перспективе здесь может быть создано до 3 тыс. рабочих мест. Одним из элементов парка, в частности, станет технологический центр разработок встроенных систем в сфере машиностроения и нефтехимии – совместный проект с корпорацией IBM. Еще одной отраслью, которой предстоит выйти на качественно новый уровень, является автомобилестроение. До нынешнего года российский автопром решительно набирал обороты: только в 2007 году объем продаж легковых автомобилей составил свыше 2,7 млн штук, что чуть ли не на треть больше, чем в предшествующем году. При этом, как свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса в РФ, 1,6 млн из них приходилось на модели иностранных марок. Если в 90-е годы их число росло преимущественно за счет "секонд хенда", ввозимого из Западной Европы и Японии, то ныне почти две трети составляет доля новых машин. И большая часть из них собирается не на зарубежных предприятиях, а на заводах, построенных на территории самой России. За последнее время было заключено более дюжины соглашений с крупнейшими автопроизводителями. В результате в минувшем году парк иномарок одолел 10-миллионную планку, вплотную приблизившись к традиционному лидеру – "Ладе". Если бы такие темпы сохранились и в этом году, то, по прогнозам Минэкономразвития, уже в 2010-м в России должно было собираться более миллиона российских иномарок ежегодно. А к 2011 году, когда вступит в строй сразу несколько крупных иностранных предприятий, общий объем производства достиг бы рекордной отметки в 5-5,5 млн. Тогда бы мы вышли на третью позицию в мире после Соединенных Штатов и Китая. Однако глобальный финансово-экономический кризис внес свои коррективы в эти проекты. Только за первый квартал нынешнего года производство автомобилей в России снизилось в 2,9 раза. И, тем не менее, иностранные компании дальновидны и действуют, исходя не из нынешней ситуации, а из посткризисных перспектив России. Поэтому они отнюдь не намерены уходить с нашего рынка, о чем, в частности, свидетельствует и официальный запуск 2 июня конвейера на заводе автоконцерна Nissan в Санкт-Петербурге. Выступая на этой церемонии, премьер-министр Путин заявил, что у нового производства есть потенциал для расширения и подчеркнул, что правительство намерено поддерживать любые инвестиции, но "приоритет будет предоставляться проектам в области инновационных технологий". Надо сказать, что мощная конкуренция заставила ведущие российские корпорации активно кооперироваться с зарубежными коллегами. Так что экспансия западных и азиатских автогигантов на наш рынок послужила мощным катализатором для оживления всего отечественного автопрома. Особое внимание в инновационных планах российского руководства уделяется и возрождению авиастроительной промышленности. Ещё пару десятилетий назад на долю нашей страны приходилась четверть мирового выпуска пассажирских лайнеров. Однако, начиная с конца 80-х, отрасль сползала в кризис – заводы простаивали, оборудование на них старело, тысячи специалистов и рабочих вынуждены были искать другую работу. В итоге выпуск самолётов сократился до единичных экземпляров, парк судов год от года убывал за счёт естественного износа. В то же время, по оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие авиаперевозчикам понадобится 800-1000 воздушных машин различного класса. Для того чтобы переломить ситуацию, российское правительство недавно создало Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), под крыло которой были собраны целый ряд крупных предприятий и конструкторских бюро. В утверждённой стратегии ее развития перед отраслью ставится цель обеспечить к 2015 году доминирование на внутреннем рынке и завоевание ещё через десять лет паритетных позиций на рынке глобальном. В этом году в рамках ОАК запускается в серию первенец компании "Гражданские самолёты Сухого" – новый региональный самолёт Sukhoi SuperJet-100. В портфеле заказов уже есть контракты более чем на 120 лайнеров. Из 800 машин, которые планируется произвести до 2024 года, почти две трети пойдут на экспорт, остальные пополнят воздушный флот России. В ближайшие годы конкуренцию SuperJet может составить совместный российско-украинский Ан-148, который, как предполагается, будет собираться воронежским авиазаводом и киевским "Авиантом". На стадии разработки находится и еще один самолет – ближне-среднемагистральный МС-21. Как и в случае с Sukhoi SuperJet-100, его предполагается создавать в широкой кооперации с иностранными фирмами. На сей раз нашим ведущим партнёром могут стать китайские авиастроители. А МС-21 после выхода на рынок в 2015 году заменит не только российские машины, но и европейский А320, который к тому времени также выработает свой лётный ресурс. Всего ОАК планирует выпустить 1,5 тыс. таких лайнеров. Они будут на 15% легче западного аналога и потреблять на 25% меньше топлива, что особенно важно в условиях кризиса. Это лишь несколько направлений инновационного рывка, который собирается сделать в предстоящие годы и десятилетия российская экономика. А есть и другие. К примеру, программы возрождения отечественного судостроения и создания мощного торгового, в том числе и танкерного флота. Или планы реорганизации всей транспортной инфраструктуры, включая формирование общенациональной сети современных автодорог, реконструкцию речных трасс и портов, строительство мощных авиационных хабов и морских терминалов. Плюс к тому полная телефонизация и обеспечение выхода в интернет для всей необъятной территории России. А еще – смелые проекты в области атомной энергетики, био- и нанотехнологий, информатики, космической техники, выпуска наукоемкой гражданской и оборонной продукции… В этом, собственно, и заключается суть "ребрендинга" российской экономики. Решив за последние годы задачи создания основ рыночного хозяйства, обеспечив поступательное и стабильное движение вперед, Россия получила возможность ставить амбициозные стратегические цели, призванные изменить вектор развития от экспортно-сырьевого к инновационному. Ну, а нынешний кризис стал своего рода катализатором этого процесса: он лишний раз убедил руководство страны, что делать главную ставку на экспорт энергоресурсов –тупиковый путь, и побудил его к принятию ряда важных шагов по созданию и поддержке новых наукоемких производств. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая подготовлена Минэкономразвития, отмечается, что к 2020 году в России может быть сформирована совершенно новая экономика - экономика знаний и высоких технологий, конкурентная на мировом уровне и сопоставимая по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами. Для достижения этой цели, как заявил на петербургском форуме Президент Дмитрий Медведев, наша страна должна базироваться на пяти элементах развития, на пяти "и": "институтах", "инфраструктуре", "инновациях", "инвестициях" и главном – "интеллекте". Задачи поставлены непростые, но можно с достаточной долей уверенности сказать, что несмотря на кризисные явления в сегодняшней экономике, а в определенной степени и благодаря им, они будут выполнены. |
http://infoshos.ru/ru/?idn=4365