Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
19:30Астана
18:00Тегеран
16:30Минск
19:30Бишкек
19:00Дели
21:30Пекин
17:30Москва
18:30Исламабад
18:30Душанбе
18:30Ташкент
Наблюдатели:
21:30Улан-Батор
18:00Кабул
Партнеры по диалогу:
18:00Манама
18:00Ереван
18:00Катманду
18:30Баку
16:30Каир
17:30Доха
17:30Эр-Рияд
17:30Эль-Кувейт
17:30Мале
17:30Абу-Даби
17:30Нейпьидо
16:30Анкара
20:30Пномпень
20:30Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

21.11.2024 17:04
О заседании Совместной комиссии по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок
21.11.2024 16:57
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
21.11.2024 16:51
Международный уголовный суд выдал ордер на арест Нетаньяху
21.11.2024 16:46
Ракета-носитель "Союз-2.1а" с грузовым кораблем "Прогресс" стартовала с Байконура
21.11.2024 16:43
Над акваторией Севастополя сбили противокорабельную ракету "Нептун"
21.11.2024 06:46
Россия впервые с 2022 года стала главным поставщиком газа в ЕС
21.11.2024 06:42
Шеф Пентагона не видит признаков готовности России применить ядерное оружие
21.11.2024 06:38
Байден планирует списать долг Украины на $4,65 млрд
21.11.2024 06:35
Песков заявил, что прямая линия Путина пройдет в один из четвергов декабря
20.11.2024 22:30
Силуанов: РФ будет использовать доходы от замороженных активов инвесторов Запада
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года

1. Шанхайская организация сотрудничества (далее – ШОС или Организация) утвердилась в качестве одного из влиятельных участников современной системы международных отношений. Сформирована солидная нормативно-правовая база, успешно функционируют механизмы многостороннего взаимодействия. Установлены партнерские отношения с государствами, международными организациями и структурами, разделяющими принципы и ценности ШОС. К настоящему времени сложились предпосылки для выведения ШОС на качественно новый уровень, характеризующийся повышением эффективности сотрудничества в сферах политики, безопасности, экономики, развития культурных и гуманитарных связей, расширения участия в делах региона и процессе глобального регулирования. Комплексный характер этой задачи обусловил необходимость разработки Стратегии развития ШОС до 2025 года (далее – Стратегия) – документа, определяющего ориентиры и параметры дальнейшей эволюции Организации. Стратегия разработана в соответствии с Решением Совета глав государств-членов ШОС № 3 от 12 сентября 2014 года в городе Душанбе «О проекте Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года» и с учетом положений «Основных направлений стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу», утвержденных на заседании Совета глав государств-членов ШОС в 2012 году в городе Пекине. Она основывается на положениях Хартии ШОС и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. Документ учитывает прогноз развития международной и региональной обстановки, а также оценки деятельности самой ШОС, ее роли в регионе и мире, соотношение с другими субъектами международных отношений.

2 Государства-члены будут осуществлять практическое сотрудничество в рамках ШОС в 2015-2025 гг. в соответствии с настоящей Стратегией и другими нормативно-правовыми документами по различным аспектам ее деятельности.

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Современный мир переживает этап глубинной трансформации, определяющей тенденцией которой является все большее смещение потенциала мирового развития на Восток. Все большее значение приобретает стремление к миру, развитию, равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству, формированию сообщества всеобщего мира и процветания. Вместе с тем в мире нарастают глобальные вызовы и угрозы, а также факторы неопределенности и непредсказуемости. Остаются неурегулированными и возникают новые региональные и локальные конфликты. Предстоящее десятилетие станет периодом динамичных перемен в международных отношениях, связанных со становлением полицентричного мироустройства, укреплением регионального уровня глобального управления и усилением позиций развивающихся стран. Глобализация и технологический прогресс будут способствовать росту взаимозависимости государств. Усилится взаимосвязь между безопасностью и процветанием государств. Комплексный характер вызовов и угроз требует выработки коллективных подходов к борьбе с ними, а также осознания невозможности обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других. В этих условиях императивом становится соблюдение всеми государствами универсальных принципов равной и неделимой безопасности, одинаково применимых к евроатлантическому, евразийскому и азиатскотихоокеанскому пространствам.

3 Мировая экономика, несмотря на тенденцию к восстановлению после глобального кризиса, по-прежнему находится в зоне риска. Ее оздоровление протекает неровными темпами, отличается неустойчивостью, сохраняется опасность новых спадов. Серьезными препятствиями для устойчивого развития остаются высокая безработица и снижение потребительского спроса. Появились дополнительные источники дестабилизации глобальной экономики, в том числе связанные с большими колебаниями мировых цен на сырьевые ресурсы. Ситуация осложняется отсутствием должного уровня взаимодействия ведущих экономик мира в преодолении последствий кризиса и недостаточной координацией кредитно-денежной политики на международном уровне. Нарастает взаимное переплетение угроз безопасности, обостряется борьба в информационном пространстве, продолжает ухудшаться состояние окружающей среды. Сохраняется почва для радикальных настроений, в том числе на основе межконфессиональных и внутрирелигиозных противоречий, что чревато внутриполитическими эксцессами и возрастанием напряженности в международных отношениях. Особую остроту приобретают чрезвычайные ситуации, комплексно влияющие одновременно на многие сферы жизнедеятельности государств, угрожающие национальной безопасности, имеющие трансграничный, межрегиональный или глобальный характер последствий, прямо или косвенно наносящие ущерб одному или нескольким государствам. В этих условиях защита мира и всеобщее развитие по-прежнему являются важнейшими актуальными задачами. На передний план выходит необходимость построения в регионе всеобщей, комплексной, инклюзивной, транспарентной архитектуры неделимой и надежной безопасности и устойчивого роста, основанной на принципах верховенства международного права, неприменения силы или угрозы применения силы, уважения территориальной целостности, государственного суверенитета и независимости стран, открытого, равноправного и взаимовыгодного

4 сотрудничества. В этой связи возрастает роль региональных объединений, одним из которых является ШОС. Таким образом, ШОС вступает в ответственный период своего развития на непростом глобальном и региональном фоне и нуждается в долгосрочной выверенной стратегии, которая позволила бы в полной мере использовать конкурентные преимущества Организации и ее потенциал для противодействия возникающим вызовам и угрозам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Подтверждая приверженность целям и задачам Хартии ШОС, государства-члены своими общими целями на предстоящий период считают следующее: - укрепление между государствами-членами взаимного доверия и добрососедства; - укрепление ШОС как эффективной полноформатной региональной организации; - обеспечение региональной безопасности, противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-участников, включая вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - углубление торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия, а также совместной проектной деятельности на приоритетных направлениях сотрудничества в целях устойчивого развития государств-членов, повышения благосостояния и уровня жизни их населения; - расширение культурно-гуманитарных связей, включая сферы науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, а также развитие контактов между людьми; - последовательная реализация принципа открытости ШОС в соответствии с Хартией и другими нормативно-правовыми документами Организации;

5 - повышение международного авторитета ШОС и наращивание в этих целях сотрудничества с ООН и ее специализированными органами, а также СНГ, ОДКБ, АСЕАН, ОЭС, СВМДА и другими международными организациями и объединениями; - упрочение институционального фундамента ШОС, в том числе повышение роли постоянных представителей государств-членов ШОС при Секретариате и Региональной антитеррористической структуре (РАТС) ШОС. В этих целях государства-члены сконцентрируют усилия на решении следующих задач: - создание на пространстве ШОС региона мира, стабильного развития, экономического роста и прогресса, взаимного доверия, добрососедства, дружбы и процветания; - совершенствование ШОС как многопрофильной региональной организации, не предусматривающей формирования военно-политического союза или экономического интеграционного объединения с образованием наднациональных институтов управления; - создание в рамках ШОС благоприятных условий для устойчивого роста торгового и инвестиционного взаимодействия, разработки и реализации совместных инфраструктурных проектов, а также укрепления делового сотрудничества с участием Делового совета и Межбанковского объединения ШОС; - формирование общих подходов государств-членов ШОС в отношении инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» как одного из инструментов создания благоприятных условий для продвижения экономического сотрудничества на пространстве ШОС; - создание неделимого пространства безопасности, развитие взаимодействия с ООН, другими международными и региональными объединениями в различных областях, в том числе в борьбе с традиционными и новыми угрозами в области безопасности;

6 - совершенствование нормативно-правовой базы Организации; - последовательное повышение эффективности деятельности механизмов взаимодействия в рамках ШОС; - укрепление практического сотрудничества с наблюдателями при ШОС и партнерами по диалогу ШОС.

ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ

Государства-члены ШОС выступают за выполнение обязательств, предусмотренных Хартией, Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Договором о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов и другими документами ШОС. Сотрудничество в рамках ШОС отличается духом взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию. Эти принципы, получившие название «шанхайский дух», будут и впредь лежать в основе отношений между государствами-членами ШОС. Государства-члены будут оказывать друг другу всемерную поддержку по вопросам, затрагивающим суверенитет, безопасность, развитие и другие жизненные интересы. Для них невозможно участие в союзах или организациях, направленных против государств-членов ШОС, или поддержка каких-либо действий, враждебных любому из них. Они не будут допускать на своей территории деятельности, противоречащей принципам уважения государственного суверенитета и территориальной целостности друг друга. Неизменным в деятельности ШОС остается равноправие государствчленов. Его конкретным воплощением служит положение о принятии решений путем консенсуса, которое и впредь будет применяться в соответствии с Хартией ШОС. В практическом сотрудничестве государствачлены будут использовать возможности развития взаимодействия между заинтересованными государствами.

7 Разногласия между собой государства-члены будут разрешать политико-дипломатическими средствами на основе конструктивного диалога и норм международного права. Деятельность ШОС и впредь не будет направлена против третьих стран и их объединений. Государства-члены исходят из непреложности закрепленного в Хартии ШОС принципа недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС. Государства-члены уважают право на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждого государства, содействуют межцивилизационному диалогу, общему миру, прогрессу и гармонии, руководствуются принципами невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и территориальной целостности государствчленов ШОС и не поддерживают применения односторонних мер давления без одобрения Совета Безопасности ООН.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Государства-члены будут углублять политический диалог на всех уровнях, продолжать практику регулярного проведения заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров), Совета министров иностранных дел, встреч секретарей советов безопасности. ШОС будет вносить вклад в построение демократического, справедливого и рационального мирового порядка, основанного на коллективных началах, на верховенстве международного права, а также на взаимном уважении, невмешательстве во внутренние дела, доверии и выгоде, равноправии и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН. ШОС намерена наращивать конструктивное участие в деле создания эффективной глобальной и региональной архитектуры безопасности,

8 учитывающей законные интересы всех государств, укреплять взаимодействие в мирном урегулировании международных конфликтов и их предотвращении. Государства-члены продолжат совместные усилия по обеспечению международной стабильности и безопасности, поддержанию мира и укреплению доверия в регионе. Исходя из уважения международного права и учета национальных интересов друг друга, будут оказывать взаимную поддержку в международных делах, в том числе путем обмена информацией и выработки совместных подходов. Государства-члены намерены последовательно отстаивать в ООН, в других международных организациях и на многосторонних форумах, участниками которых они являются, общие позиции по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, своевременно реагировать на мировые события, оказывающие непосредственное влияние на стабильность и безопасность пространства ШОС. ШОС не приемлет идеологизированных и конфронтационных подходов к решению актуальных международных и региональных проблем. Ее деятельность будет и далее служить примером того, как в условиях меняющегося мира неблоковые многосторонние объединения могут эффективно обеспечивать международную безопасность. ШОС открыта для сотрудничества со всеми странами и международными организациями в целях укрепления международной и региональной безопасности, устойчивого социально-экономического развития, расширения культурных и гуманитарных связей. Государства-члены последовательно выступают в пользу урегулирования международных и региональных проблем и конфликтов исключительно политико-дипломатическими средствами. Государства-члены будут взаимодействовать в вопросах разоружения и контроля над вооружениями, нераспространения и мирного использования атомной энергии, политико-дипломатического урегулирования региональных

9 вызовов режимам нераспространения, оказывать содействие соответствующим усилиям мирового сообщества. Усилия будут направлены на укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и контроля над вооружениями, в том числе неукоснительное соблюдение и укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), содействие вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.), а также расширению круга государств, присоединившихся к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.). Государства-члены выступают за скорейшее вступление в силу для каждой стороны Протокола о гарантиях безопасности к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, заключение многостороннего международного договора о гарантиях безопасности для стран, не имеющих ядерного оружия, поддерживают призыв ко всем ядерным державам отказаться от размещения своего ядерного оружия на территории других стран. Государства-члены будут выступать за использование космического пространства в мирных целях, предотвращение размещения оружия в космосе, продвигать проект соответствующего юридически обязывающего договора, содействовать разработке и добровольному осуществлению мер транспарентности и доверия в космической деятельности. Государства-члены будут консультироваться по вопросам повестки дня международных экономических отношений, прилагать усилия в интересах формирования более справедливого международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношения интересов всех его участников и открывающего равный доступ всем государствам к преимуществам глобализации.

10 Государства-члены будут взаимодействовать на правозащитном направлении, предпринимая совместные шаги по преодолению атмосферы политизации и конфронтации в правозащитной дискуссии на международных форумах и соблюдению принципа равноправного сотрудничества, уважения культурно-цивилизационного многообразия современного мира, содействовать приданию международным сообществом равного значения всем видам прав человека, в том числе праву на развитие. Государства-члены, руководствуясь принципом уважения государственного суверенитета, будут развивать сотрудничество в сфере права и юстиции, взаимной правовой помощи в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государств-членов ШОС.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

Государства-члены преисполнены решимости воплотить идею об общей, комплексной, основанной на равноправном сотрудничестве, устойчивой безопасности в целях создания неделимого пространства безопасности, налаживания взаимодействия и координации усилий международных и региональных организаций и форумов в борьбе с современными вызовами и угрозами. Государства-члены будут и далее расширять сотрудничество в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие угрозы и вызовы безопасности в регионе. Приоритетами ШОС в области обеспечения региональной безопасности и стабильности будут оставаться противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, ядерных и радиоактивных материалов, а также других компонентов ОМУ, трансграничной организованной преступности, обеспечение международной информационной безопасности, укрепление безопасности границ, совместная борьба с незаконной миграцией

11 и торговлей людьми, отмыванием денег, экономическими преступлениями, коррупцией. Государства-члены будут на регулярной основе обмениваться информацией по этим вопросам и проводить совместный анализ ситуации в регионе, а также осуществлять учебные и научно-практические мероприятия по линии компетентных ведомств на двусторонней и многосторонней основе. Особое внимание будет уделяться совершенствованию механизма оперативного реагирования на возникающие вызовы и угрозы, в том числе эффективному использованию потенциала Положения о политикодипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Государства-члены будут оказывать всестороннее содействие международному антитеррористическому сотрудничеству по линии ООН, в частности, в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Важным ресурсом укрепления сотрудничества в сфере безопасности станет привлечение к совместной работе государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС, углубление контактов с заинтересованными странами и международными организациями. В рамках имеющихся нормативно-правовых документов на регулярной основе будут приниматься целевые Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, содержащие комплекс мер по их предупреждению, выявлению и пресечению, взаимодействию в розыске, задержании, выдаче и передаче лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, связанных с «тремя силами зла» – террористической, сепаратистской и экстремистской деятельностью, проведению совместных оперативно-розыскных мероприятий, взаимному предоставлению технической и материальной помощи. Особое внимание будет уделяться сотрудничеству по вопросам противодействия деятельности международных террористических организаций (далее – МТО), направленной на вовлечение граждан государств-членов в террористические, сепаратистские и экстремистские

12 группы, налаживанию взаимодействия с соответствующими международными организациями и региональными объединениями по выявлению и перекрытию каналов перемещения лиц, прошедших террористическую подготовку для участия в вооруженных конфликтах на территории третьего государства на стороне МТО, а также выявлению таких лиц, возвращающихся на территории государств-членов ШОС после прохождения подготовки или участия в вооруженных конфликтах на стороне МТО. Государства-члены будут совместно противодействовать распространению экстремистских и сепаратистских идей, прежде всего среди молодежи, и вести работу по профилактике религиозного экстремизма, агрессивного национализма, этнической и расовой нетерпимости, ксенофобии, идей фашизма и шовинизма. В этих целях государства-члены разработают Конвенцию ШОС по борьбе с экстремизмом. Особое внимание, наряду с координацией по линии правоохранительных органов, будет уделяться объединению усилий в этой сфере образовательных учреждений, СМИ, научных центров, религиозных объединений, неправительственных организаций. Государства-члены будут развивать деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Государства-члены, опираясь на опыт реализации Соглашения между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 2004 года и Антинаркотической стратегии на 2011-2016 гг., будут и далее укреплять сотрудничество в антинаркотической сфере. Акцент будет сделан на проведении совместных операций по пресечению незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, повышение квалификации сотрудников для подразделений правоохранительных органов, оказание материального и организационно-технического содействия, углублении сотрудничества в

13 сфере сокращения спроса на наркотики, проведении учебных и научнопрактических мероприятий. Государства-члены будут разрабатывать специальные проекты для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, способствовать исследованиям и обменам в сфере методов и технологий мониторинга и ликвидации незаконных посевов наркосодержащих растений, углублять просветительскую деятельность для борьбы с наркоманией, что будет учтено при подготовке Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на последующий период и Программы действий по ее выполнению. Значимым направлением в работе ШОС станет борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Организация намерена активизировать сотрудничество с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Уважая принцип нерушимости границ, отказываясь от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах, государства-члены намерены активно укреплять сотрудничество в целях превращения общих границ в границы мира и дружбы. ШОС будет стремиться к созданию эффективного механизма совместного обеспечения безопасности информационного пространства в целях предотвращения угроз политической, экономической и общественной безопасности государств-членов и противодействия им. Государства-члены, опираясь на межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 2009 года и другие документы, будут укреплять сотрудничество в сфере контроля за интернетом, пресекать использование «тремя силами зла» интернета для проведения деятельности, подрывающей безопасность и стабильность в регионе. В этих целях они будут совершенствовать механизм сотрудничества в борьбе против использования

14 ИКТ в террористических целях и в противодействии киберугрозам безопасности государств-членов ШОС. ШОС будет добиваться принятия в ООН «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности» и в дальнейшем на этой основе совместно с другими членами мирового сообщества работать над формированием единого международного регулирования сферы ИКТ, развивать сотрудничество на этом направлении, в том числе в повышении квалификации профильных специалистов государств-членов. Государства-члены в соответствии с Соглашением между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций от 2005 года будут взаимодействовать по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с тем, что в современных условиях все большую роль играет защита населения и территорий от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями. Государства-члены считают противодействие незаконной миграции одним из важных направлений совместной работы по обеспечению безопасности. Они примут меры по созданию нормативно-правовой базы для эффективного сотрудничества в этой сфере. Государства-члены будут вносить вклад в общие усилия международного сообщества и ООН по обеспечению безопасности в различных ее измерениях – экономической, финансовой, энергетической и продовольственной. Государства-члены намерены осуществлять практические меры по обеспечению безопасного и стабильного функционирования совместно используемых инфраструктурных объектов в сфере транспорта, коммуникаций, энергетики.

15 ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Экономическое сотрудничество является важным элементом обеспечения стабильности на пространстве ШОС, одним из инструментов достижения устойчивости самой Организации на длительную перспективу. Работа на этом направлении призвана содействовать обеспечению экономического развития государств-членов, а также улучшению условий жизни граждан. ШОС будет способствовать обеспечению гармоничного развития всех государств-членов в интересах сбалансированного экономического роста в регионе. Государства-члены примут согласованные меры, направленные на дальнейшее расширение взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия на пространстве ШОС, в том числе путем формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, поддержки деловых инициатив, реализации проектов в приоритетных направлениях сотрудничества и развитию инфраструктуры. Государства-члены примут согласованные меры по налаживанию сотрудничества в развитии производственных мощностей на основе взаимной выгоды. Государства-члены будут оказывать взаимное содействие в деле интеграции в мировую экономику, способствовать минимизации для национальных экономик негативных последствий глобализации и кризисных явлений в международных экономических процессах. Государства-члены примут практические меры по реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов в рамках ШОС, включая подготовку профильных специалистов. По необходимости будет разработан обновленный План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества и подготовлен Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на последующие периоды.

16 В целях реализации достигнутого на высшем уровне общего понимания и обеспечения финансового сопровождения проектной деятельности государства-члены продолжат работу по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС. Государства-члены будут поддерживать активное участие Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в отборе и реализации проектов торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС, прежде всего в инновационных сферах экономики. Государства-члены будут поощрять участие в проектной деятельности заинтересованных правительственных структур и деловых кругов государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. Государства-члены продолжат укрепление взаимовыгодного сотрудничества в банковско-финансовой сфере, обмениваться передовым опытом и информацией, прилагать усилия в целях формирования благоприятных условий для развития рынка финансовых услуг и привлечения инвестиций, совершенствования платежно-расчетных и иных финансово-экономических отношений в рамках ШОС. Государства-члены примут меры по инвентаризации и повышению эффективности имеющихся механизмов торгово-экономического сотрудничества с целью усиления их результативности и координации, в том числе с учетом передовой международной практики. Государства-члены будут содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества в инновационной сфере, в том числе по линии малого и среднего бизнеса, осуществлению приграничных и межрегиональных проектов, созданию совместных производств. Для обмена передовым опытом и развития сотрудничества между предпринимателями продолжится практика регулярного проведения совместных форумов, выставок и семинаров предпринимателей государствчленов ШОС, которые призваны способствовать взаимодействию малого и

17 среднего бизнеса с научно-исследовательскими учреждениями государствчленов ШОС, внедрению инновационных технологий. Государства-члены примут меры по скорейшему вступлению в силу и практической реализации Соглашения между правительствами государствчленов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок от 2014 года. Будут приняты меры по реализации транзитного потенциала ШОС, формированию региональных транспортных и транзитных коридоров. Важным направлением совместной работы станет взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики, в том числе путем расширения на пространстве ШОС сети международных логистических центров и формирования сети индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий. Государства-члены ШОС будут развивать взаимовыгодное разноплановое сотрудничество в сфере энергетики, в том числе в области использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. В вопросах развития сферы информационно-коммуникационных технологий в регионе государства-члены будут руководствоваться общепринятыми и одобренными Международным союзом электросвязи телекоммуникационными стандартами, а также принципами совместимости и универсальности телекоммуникационных услуг. Государства-члены в развитие Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве от 2013 года будут уделять приоритетное внимание формированию представляющих взаимный интерес программ и проектов инновационного взаимодействия, совершенствованию договорно-правовой базы, в том числе разработке и реализации плана научно-технического партнерства в рамках ШОС. Они намерены развивать диалог в сфере научно-технических инноваций, осуществлять обмены научно-техническими достижениями.

18 Государства-члены будут развивать сотрудничество в сфере передовых природоохранных технологий, возобновляемых и экологически чистых источников энергии, энергоэффективности в интересах устойчивого развития. Одним из приоритетных направлений сотрудничества государствчленов является сельское хозяйство. Особое внимание будет уделяться совместным высокотехнологичным проектам по производству и переработке аграрной продукции, внедрению инновационных технологий в области сельского хозяйства, включая продовольственный сектор. Для обмена передовым опытом и технологиями в агропромышленном комплексе будут проводиться совместные форумы, выставки, учебно-практические курсы и семинары, а также научные исследования. Важным направлением сотрудничества будет оставаться таможенная сфера. Это касается защиты прав интеллектуальной собственности; обмена информацией о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах, взаимодействия в области развития и применения системы управления рисками; борьбы с таможенными правонарушениями; подготовки специалистов таможенных служб по программам профессионального образования, переподготовки кадров и повышения квалификации.

КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Государства-члены будут стремиться к созданию благоприятных условий для развития связей в области науки и техники, образования, культуры, здравоохранения и туризма, углубления контактов между общественными объединениями и гражданами. Государства-члены будут в двустороннем и многостороннем форматах последовательно расширять связи между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями, реализовывать совместные научноисследовательские программы и проекты, представляющие взаимный интерес.

19 Особое внимание будет уделено реализации положений Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области культуры от 2007 года. Государства-члены будут сотрудничать по таким направлениям, как изучение и сохранение культурного и природного наследия региона ШОС, в том числе вдоль исторического маршрута прохождения «Великого Шелкового пути», предотвращение хищения и незаконного ввоза и вывоза культурных ценностей; создание баз данных и реестров памятников архитектуры; подготовка специалистов в сфере охраны цивилизационнокультурного наследия; реставрация произведений искусства; научнотехническая и искусствоведческая экспертиза; музейное проектирование; изучение нематериального духовного наследия; исследования фольклора, современной художественной и медиакультуры, кинематографии, театрального искусства; исследования в области экономики и социологии искусства и культурной политики. Являясь полиэтническими и многоконфессиональными обществами, государства-члены заинтересованы в обеспечении внутреннего межэтнического и межрелигиозного мира, в укреплении многовековых традиций гармоничного сосуществования различных народностей и религий, в развитии межцивилизационного диалога с привлечением к нему государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. Будет возрастать актуальность сотрудничества на площадке ШОС в области здравоохранения, в том числе в сфере профилактики инфекционных заболеваний, мониторинга эпидемий, создания благоприятной среды для профилактики хронических заболеваний неинфекционного характера, охраны здоровья матери и ребенка и др. Государства-члены будут взаимодействовать в сфере обеспечения безопасности и качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Эксперты и ученые государств-членов будут обмениваться опытом в сфере исследования

20 и разработки медицинских технологий, передачи достижений, передовой клинической терапии. Выведение сотрудничества в сфере здравоохранения на должный уровень будет способствовать обеспечению биологической безопасности на пространстве ШОС. Главной задачей в области туризма является содействие дальнейшему росту взаимных туристских потоков и повышение качества оказываемых услуг в данной сфере. Для этого государства-члены будут обмениваться опытом реализации государственной политики в этой области, расширять контакты по линии профильных организаций и профессиональных объединений, организации туристических ярмарок, создавать новые туристские маршруты, осуществлять регулярный обмен информацией о рынке туризма и ресурсах. Государства-члены будут развивать взаимодействие в рамках встречи руководителей национальных туристических администраций, разработают соответствующий документ о сотрудничестве в данной области. Государства-члены будут уделять важное значение вопросам сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности, предотвращения негативных последствий изменения климата и продолжат работу по подготовке проекта концепции сотрудничества государств-членов ШОС в области охраны окружающей среды и плана действий по ее реализации; проводить совещания руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС по охране окружающей среды, создавать условия для обмена информацией, опытом и достижениями. Государства-члены ШОС будут содействовать развитию культурногуманитарных контактов между неправительственными организациями, некоммерческими объединениями и гражданами государств-членов. Этому могло бы способствовать в том числе создание на пространстве ШОС комитетов добрососедства, дружбы и сотрудничества или иных механизмов со схожими функциями.

21 Важную роль будет по-прежнему играть Форум ШОС – многосторонний общественный консультационно-экспертный механизм, образованный для содействия и научной поддержки деятельности ШОС и развития взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов, наблюдателей и партнеров ШОС по диалогу. Государства-члены считают необходимым повысить практическую отдачу от его деятельности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Одной из важных задач ШОС в сфере информационного сопровождения ее деятельности будет являться формирование у граждан государств-членов позитивного представления о ШОС, а в мире и регионе – адекватного образа Организации, что призвано стать катализатором сближения государств-членов и их народов, укрепления между ними добрососедства и взаимного доверия. Государства-члены будут способствовать контактам и обменам по линии средств массовой информации (СМИ), их регулярной подпитке актуализированными материалами о текущей работе ШОС, политических, экономических и культурно-гуманитарных достижениях, а также продвижению информации об Организации в международные СМИ.

ПОЛИТИКА ОТКРЫТОСТИ И ПАРТНЕРСТВА

ШОС открыта для присоединения заинтересованных государств, которые соответствуют критериям и условиям, содержащимся в нормативноправовых документах ШОС, включая Положение о порядке приема новых членов в ШОС, Типовой Меморандум об обязательствах государствазаявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС. Государства-члены считают, что эффективно реагировать на вызовы в области обеспечения безопасности и стабильности, активно продвигать

22 экономическое и гуманитарное сотрудничество на пространстве ШОС можно только объединив усилия в региональном масштабе. Расширение ШОС отражает принцип открытости Организации, зафиксированный в Хартии ШОС. Процесс присоединения к ШОС новых членов будет осуществляться на основе строгого соблюдения и исполнения государствами-заявителями договорно-правовых обязательств по ШОС. При необходимости государства-члены могут проводить двусторонние консультации с государствами-заявителями в целях достижения взаимопонимания по вопросам, представляющим взаимный интерес. Важной составляющей работы ШОС является участие в ее деятельности государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. Государства, получившие статус наблюдателя, будут и впредь приглашаться на открытые заседания Совета глав государств, Совета глав правительств (премьерминистров), на совещания руководителей министерств и ведомств государств-членов. К министерским совещаниям и встречам экспертов по тем направлениям, которые представляют обоюдный интерес и закреплены в соответствующих меморандумах, будут активно привлекаться и партнеры ШОС по диалогу. Укреплению взаимодействия в области безопасности будет способствовать налаживание сотрудничества наблюдателей и партнеров по диалогу с компетентными органами государств-членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, а также по противодействию незаконному обороту наркотиков и иным видам трансграничной организованной преступности. Гибкие схемы участия в проектной деятельности ШОС позволят государствам-наблюдателям и партнерам по диалогу подключаться к торгово-экономическому и культурно-гуманитарному сотрудничеству. При этом будет совершенствоваться механизм регулярных консультаций с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу в

23 целях укрепления отношений с этими странами и повышения практической отдачи от взаимодействия в различных областях. Углубление сотрудничества с наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС создаст предпосылки для формирования в перспективе системы партнерства, содействующей укреплению мира и безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества на пространстве ШОС.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В предстоящий период усилия по расширению международных связей ШОС получат новое акцентированное развитие, направленное на дальнейшее повышение роли Организации в формировании новой глобальной и региональной архитектуры, укрепление ее авторитета на мировой арене. Приоритетное значение государства-члены ШОС будут придавать взаимодействию с ООН, прежде всего в вопросах поддержания международного мира и безопасности, поощрения развития на основе Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН от 2010 года. Приоритетными направлениями будут борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, реализация Глобальной контртеррористической стратегии ООН, работа по тематике международной информационной безопасности на базе разработанного ШОС проекта «Правил поведения государств в области обеспечения МИБ». Государства-члены убеждены, что ООН должна играть центральную координирующую роль в мировых делах, выступают за повышение эффективности ее механизмов, включая реформирование Совета Безопасности ООН, с целью обеспечения адекватного реагирования на вызовы современности, меняющиеся политические и экономические реалии, поддержания и восстановления международного мира и безопасности. Они считают, что реформирование Совета Безопасности ООН должно сделать его более представительным и действенным путем проведения максимально широких консультаций в рамках поиска «пакетного решения» с учетом

24 интересов обеспечения сплоченности стран-членов ООН, без установления искусственных временных рамок и форсирования вариантов, не получивших широкой поддержки стран-членов ООН. ШОС приложит усилия по активизации взаимодействия с Управлением ООН по наркотикам и преступности. В торгово-экономической области, прежде всего в вопросах развития транспортной инфраструктуры и содействия созданию благоприятных условий для международных перевозок, важным партнером ШОС будет и впредь оставаться ЭСКАТО ООН. ШОС настроена на установление официальных отношений и налаживание практического сотрудничества и с другими органами, специализированными учреждениями и структурами системы ООН. ШОС как международная организация, в соответствии с главой VIII Устава ООН и Хартией ШОС, продолжит играть активную роль в деле поддержания регионального мира, безопасности и стабильности. Государства-члены будут расширять диалог, обмены и взаимодействие с международными и региональными организациями, с которыми ШОС установила официальные отношения. Важным вектором внешней политики ШОС останется налаживание связей и практического сотрудничества с региональными интеграционными объединениями, в том числе путем подписания соответствующих документов о сотрудничестве.

* * *

Государства-члены убеждены, что последовательная реализация Стратегии позволит укрепить ШОС в качестве консолидированной, эффективной многопрофильной международной организации, обеспечивающей региональную безопасность и стабильность, экономическое сотрудничество и повышение благосостояния граждан государств-членов. К 2025 году ШОС упрочит свои позиции в глобальной и региональной

25 архитектуре, активно работая в пользу построения полицентричной демократической системы международных отношений.

* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.