Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
21:22Астана
19:52Тегеран
21:22Бишкек
20:52Дели
23:22Пекин
19:22Москва
20:22Исламабад
20:22Душанбе
20:22Ташкент
Наблюдатели:
18:22Минск
23:22Улан-Батор
19:52Кабул
Партнеры по диалогу:
19:52Манама
19:52Ереван
19:52Катманду
20:22Баку
18:22Каир
19:22Доха
19:22Эр-Рияд
19:22Эль-Кувейт
19:22Мале
19:22Абу-Даби
19:22Нейпьидо
18:22Анкара
22:22Пномпень
22:22Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

06.05.2024 10:55
Си Цзиньпин заявил, что прибыл во Францию с тремя известиями
06.05.2024 10:45
Международный Иссык-Кульский марафон ШОС
06.05.2024 10:40
ВС РФ на учениях отработают вопросы применения нестратегического ядерного оружия
06.05.2024 07:02
Подполье сообщило об ударах по энергосистеме и складу в районе НИИ в Сумах
06.05.2024 06:28
Лидер демократов в Палате представителей не исключает отправку войск на Украину
06.05.2024 06:25
Консерваторы потеряли около половины мест на местных выборах в Англии
06.05.2024 06:20
МВД РФ объявило в розыск бывшего министра внутренних дел Украины
06.05.2024 06:15
СМИ: в Берлине третьи сутки тушат пожар на оборонном заводе Diehl
05.05.2024 21:56
Лавров заявил, что на Украине и Западе не с кем говорить об урегулировании
05.05.2024 18:15
На Украине сообщили о повреждении Славянской ТЭС
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
"Мертвые души" и бессмертная душа Гоголя
24.09.2012 15:00 Анатолий Королев, писатель

Роман вышел на славу и вывел на орбиту бессмертия его автора. Это был последний год душевной гармонии классика, вершина его душевного здоровья и прочности духа.

Написание романа "Мертвые души" до сих пор окружено аурой тайны, например, мы не знаем ни точной даты начала работы писателя над текстом, ни твердой даты его окончания. Неясно и то, где были написаны первые страницы в Санкт-Петербурге? В Женеве? В Париже? В Риме?… скорее всего, писатель приступил к тексту, находясь где-то в пути между мировыми столицами, ведь именно в дороге отступала его душевная хандра, и Гоголь буквально оживал из мертвых, по воспоминаниям его современников.

Неясна и знаменитая история с сюжетом "Мертвых душ", каковой по свидетельству Гоголя ему подарил Пушкин в минуту мрачного восторга перед талантом Гоголя, сказав: "Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!"…. но об этом подарке сюжета поэмы мы знаем только со слов Гоголя, а вот ближайший самый закадычный и доверенный друг Пушкина Павел Нащокин божился перед мемуаристами, что история с сюжетом дарения "Мертвых душ" – выдумка Гоголя, вздор, ничего подобного Пушкин де ему Нащокину не говорил, а уж было бы – сказал обязательно. А другие вспоминают, что подарил, мол, но неохотно...

Гоголь пишет, что и сюжет "Ревизора" ему тоже вручил Пушкин; действительно в бумагах поэта пушкинистами был найден клочок сюжета о неком Криспине, которого приняли в провинции за ревизора из Петербурга, но вот закавыка, в Петербурге того времени по рукам ходила комедия Квитки-Основьяненько "Приезжий из столицы или Суматоха в городе". Пьеса начинается сценой, где городничий читает чиновником письмо о приезде тайного ревизора…

Короче Гоголь был мастер выдумывать всякие кружева вокруг своей судьбы и, возможно, зачатие великого романа обошлось и вовсе без Пушкина, а всё это - гоголевский гений. Но зато до нас дошло доподлинное свидетельство о том, как роман обретал плоть. Написал об этом уже после смерти писателя известный критик, литературовед и биограф Павел Анненков в своем очерке "Н.В.Гоголь в Риме в 1841 году". Тогда Анненкову было 27 лет, он специально приехал в Рим, где стал снимать квартиру пополам с Гоголем в доме на Страда Феличе (ныне - виа Систина); в одной комнате жил он сам, а в другой – с проходной дверью – обитал тридцатитрехлетний Гоголь. По странной прихоти Гоголя давать молодым литератором имена великих французских писателей, юный Павел получил имя Жюль Верна. Были среди прозвищ других лиц и Гюго и Дюма и Бальзак…. Жюль, шутливо обращался к нему Гоголь, и Анненкову это ужасно нравилась. Так вот, именно молодому соседу выпала честь переписывать роман набело со слов Гоголя, который четким голосом медленно читал главы из "Мертвых душ" переписчику. Дело в том, что почерк самого Гоголя был настолько замысловат и микроскопичен, что разобрать его кроме автора было никому не под силу, да и писал он своим гениальным бисером чаще на клочках бумаги, реже в крохотной тетрадке.

Комната, где Гоголь сочинял "Мертвые души" была просторна и светла, в ней имелось два окна, наличествовал большой круглый стол, кровать у стены, узкий соломенный диван, книжный шкаф, кроме того, у стены располагалось бюро, за которым стоя работал Гоголь, пол по итальянскому обычаю был каменный, мозаичный.

В стене находилась дверь, которая вела в соседнюю комнату, предназначенную для гостей Гоголя.

В ней–то и расположился русский Жюль.

Анненков по-юношески пылко боготворил Гоголя и не скрывал своего восторга, кроме того, он по счастью не умел скрывать своих чувств и часто во время чтения громко хохотал от восторга, да так заразительно, что сам Гоголь тоже начинал глухо посмеиваться, чего никогда не делал при чтении на публике. Все это – и молодой переписчик, и хохот восторга, и Рим за окнами дома, и мозаичный пол в пятнах солнца, и итальянская жара, которую Гоголь буквально пил кожей, потому как вечно страдал от русского холода и кутался, привело Гоголя в редкое состояние счастья, какое для ипохондрика было редчайшим.

Анненков описывает, например, день когда Гоголь стал читать ему шестую главу, которая начинается с описания сада в имении Плюшкина… переписчика так поразила поэтическая картина, мастерски написанная рукой автора, что он воскликнул:

"Я считаю эту главу, Николай Васильевич, гениальной вещью". Гоголь крепко сжал маленькую тетрадку, по которой диктовал, в кольцо и произнес тонким, едва слышным голосом: "Поверьте, что и другие не хуже ее".

Тут, как раз грянул час ужина, и Гоголь повел Анненкова в римскую ресторацию, при этом он находился в таком счастливом расположении духа, что, прихватив с собой зонтик на случай дождя, принялся вдруг танцевать прямо на улочке "налево от дворца Барберини", выделывая зонтиком такие фортеля, что тот сломался.

"1841 год - вспоминает биограф - был последним годом его свежей, многосторонней молодости".

Между тем, вглядываясь в ту самую гениальную шестую главу, посвященную Плюшкину, я не могу не подумать вот о чем.

Плюшкин… Пушкин…

Не слишком ли тесно поставлены эти два имени в памяти русских читателей? Их похожесть буквально бросается в глаза, кроме того, гоголевский Плюшкин патологический скупердяй. Но!

Но именно такую славу имел отец Пушкина - Сергей Львович Пушкин, он своей скупостью тяготил всю семью. Известен анекдот про рюмку, которую ненароком разбил за обедом младший сын Лев. Целый час отец корил сына за небрежность, пока тот не вскипел: papa, (по-французски) сколько можно беситься из-за паршивой рюмки, красная цена которой 15 копеек!

Не 15, а 17 копеек, милостивый государь! Воскликнул с гневом отец.

Скупость его стала среди горожан притчей во языцех.

Тогдашний литераторский мир Петербурга был невелик, все знали друг друга, о скупердяе отце поэта ходили легенды. Вот еще, почему думаю я, Пушкин два года тянул с публикацией "Скупого рыцаря", а когда напечатал, то скрыл свое авторство и подписался одной французской буквой – "P", а не своим полным именем.

Поэт явно хотел избежать ненужных аллюзий, не хотел чтобы в скупом отце-рыцаре читатель узнал родителя, а нищем отпрыске - сына.

Короче, есть все основания предположить, что, описывая старого жмота, скрягу, сквалыгу и жадину, автор держал перед собой образ Сергея Львовича Пушкина и вывел в отвратительном Плюшкине именно отца поэта.

И еще.

А как зовут дочь Плюшкина? Не заметили? Александра!

Словом, был бы жив Пушкин, он, возможно, стрелялся бы с Гоголем.

Между тем нет для Гоголя более святого имени, чем Александр Сергеевич Пушкин, узнав о его смерти, он писал в полном отчаянии:

"Моя жизнь. Мое высшее наслаждение умерло с ним"

Как совместить эти две стороны одной медали: Пушкин и Плюшкин?

Но вернемся в жаркий солнечный Рим, где Гоголь пританцовывает от восторга: роман вышел на славу. Повторю вслед за Анненковым, это был последний год душевной гармонии классика, вершина его душевного здоровья и прочности духа. После возвращения в Москву и публикации романа дух писателя начнет свое мрачное поэтапное нисхождение в бездну. В Элизиум скорби и сомнений в бессмертии души.

Эту тревожную тень на судьбе Гоголя одним из первых заметил римский друг Гоголя, великий художник Александр Иванов, который писал в те же итальянские годы свой исполинский шедевр "Явление Христа народу" - и внимание! – в толпе древних иудеев на берегу Иордана изобразил человека в красно-коричневом хитоне, в котором каждый русский читатель легко распознает Гоголя. Художник поставил фигуру писателя на очень почетном месте, а именно – из новообращенных христиан он находится ближе всех к идущему вдали Иисусу. Но Иванов при этом так развернул фигуру Гоголя, что вышло – человек поставлен спиной к Мессии и еще не увидел (или уже отвернулся?) от идущего к Иордану Спасителя.

В свою очередь, познакомившись в Риме с Александром Ивановым, Гоголь принялся переписывать свой петербургский шедевр "Портрет", где придал своему герою художнику Чарткову некоторые черты великого живописца.

Замечу так же, что работая над "Мертвыми душами", Гоголь одновременно писал волшебный очерк "Рим", дописывал и шлифовал кроме феерического "Портрета" еще один знаменитый текст – роскошную повесть "Тарас Бульба". Кстати, Анненков (и другие биографы) вспоминает, что Гоголь любил напевать под нос малороссийские песни, хотя к своей малой родине писатель относился с теплой иронией и часто подшучивал над чубатыми козаками в огромных шароварах, а чёрта относил к украинской бесовщине наряду с ведьмами, колдунами, русалками и утопленницами. Он не хотел быть только пасечником Рудым Панько и когда издатель хотел умножить успех книги "Вечера на хуторе близ Диканьки" и предложил писать продолжение, Гоголь с раздражением отверг заказ, сказав, что не собирается потчевать и развлекать читателя.

"Мертвые души" были образчиком совершенно иной – горькой, бичующей, апокалипсической - литературы Страшного Суда.

"Горьким смехом моим посмеюсь", писал Гоголь.

Великий роман был написан всего за один год - для Гоголя невероятная скорость, разве не он учил литераторов переписывать одну страницу минимум 11 раз,… но к той поре Гоголь изобрел новую форму работы, он при первой же возможности читал в русском кружке вслух страницы из книги. Так голосом и слухом проверялась стройность страницы, соразмерность постава, гармония частей, явно срифмованная с грандиозными чертами вечного города и бегством из современности.

Гоголь с пафосом подписывал свои римские письма: Рим, м-ц апрель, год 2588-ой от основания города.

Так писатель помещал себя по отношению к России не только на даль расстояния долгого пути, но и в высь времени, взлетевшего горой вечности над суетой минут.

История публикации книги была не простой. Вернувшись в Россию осенью 1841 года с рукописью, переписанной Анненковым для печати, Гоголь, миновав Петербург, отдал ее президенту московского цензурного комитета, который необычайно встревожился уже только от одного названия книги:

Что значит "Мертвые души"? Душа – бессмертна! Возопил цензор.

Но лучше предоставим слово самому Гоголю.

"Как только Голохвостов услышал название "Мертвые души", - закричал голосом древнего римлянина: "Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья". В силу, наконец, мог взять толк, что дело идёт о ревижских душах,… тут произошла еще большая кутерьма: это значит против крепостного права. "Предприятие Чичикова – стали кричать все – есть уже уголовное преступление. А как другие пойдут брать пример и покупать мертвые души.… Этого ни во Франции, ни в Англии и нигде нельзя позволить. Да после этого ни один иностранец к нам не приедет".

Слава Богу, петербургская цензура в лице А. Никитенко оказалась умней, и поэму Гоголя разрешили к печати, правда с двумя замечаниями, - убрать из романа вставную повесть о капитане Копейкине и переменить название: "Похождения Чичикова или мертвые души".

В мае 1842 года "Мертвые души" вышли в свет и сразу стали событием сначала русской, позднее европейской, и, наконец, мировой литературы.

Гоголь не дождался выхода желанной книги – в состоянии хандры он уехал в Вену, где, заболев от меланхолии, слег в постель.

В 2001 году, оказавшись в Риме, я, плохо зная город, доехал до метро к началу виа Систина, и, сверяясь с картой, отправился на поиски дома, где Гоголь сто с лишним лет назад писал великий роман. Улица оказалась длинной, тесной, полутемной от узости, полной модных магазинчиков, которые манили внутрь разной мелочью и цифрами скидок, словом, мое передвижение затянулось, пока, наконец, минут через 40 я не увидел, слева, тот дом – "Здесь Гоголь писал "Мертвые души" сияла резными русскими буквами мраморная доска. Это был типичный городской дом ростом, кажется, в три этажа. На первом - находилась простенькая траттория. Я зашел и взял бокал красного итальянского "Божоле", чтобы воспламенить мысленный спич за Николая Васильевича и его бессмертный шедевр. Виват! Поискал портрет писателя на стене кафе, но не нашел ни портрета, ни вообще ни одной приметы того, чем этот дом знаменит. То ли дело парижская "Ротонда", сплошь заклеенная снимками Хемингуэя.

Видимо, итальянцы, как и мы, – ленивы и нелюбопытны.

Не скрою, ни сам дом, ни улочка не вызвали во мне никаких особенных чувств и я даже подумал про себя, бог мой, надо же какое скучное место выбрал Гоголь для римской планиды. Но не успел я сделать и десяти шагов, как виа Систина, наконец, кончилась, я вышел из тени и ахнул от ужаса и восторга. Мой маршрут закончился на краю крутого римского холма, того самого одного из семи великих холмов, направо уходили зеленые сады виллы Боргезе, вниз шла знаменитая "испанская" мраморная лестница (кто помнит фильм "Римские каникулы" сразу узнает, тут беглая принцесса Одри Хепберн уплетала мороженое), внизу простиралась сама Испанская площадь с фонтаном "Барка" работы Бернини, а вдали перед моими глазами - золотым крылом света - простирался потрясающий вид на Рим с высоты, с куполами соборов и грандиозным силуэтом св. Петра, башней св. Ангела, вздыбленными конями на крыше дворца Правосудия, лентой Тибра… я буквально зашатался от необъятности панорамы. Короче, Гоголь жил в наилучшей точке великого Города.

ИнфоРос 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Россию пригласят на юбилей высадки союзников в Нормандии, пишут СМИ
16.04.2024 12:18
В Крыму обосновали незаконность передачи полуострова УССР
13.04.2024 08:07
Россия потребовала от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
18.03.2024 18:44
В ГД внесли законопроект о признании передачи Крыма УССР недействительной
11.03.2024 20:49
ВФМ-2024: «Из России с любовью…»
11.03.2024 06:53
Тульские десантники установили флаг России в освобожденном Веселом в ДНР
11.02.2024 08:33
Лавров: Россия сегодня столкнулась с серьезнейшими угрозами безопасности
10.02.2024 06:41
Россия передала Канаде запрос на экстрадицию эсэсовца Гунько
07.02.2024 07:09
Выплату к 80-летию освобождения Ленинграда получили 56 тыс. ветеранов
27.01.2024 09:30
Эффект домино по-американски
26.01.2024 10:44
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.