Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
00:24Астана
22:54Тегеран
00:24Бишкек
23:54Дели
02:24Пекин
22:24Москва
23:24Исламабад
23:24Душанбе
23:24Ташкент
Наблюдатели:
21:24Минск
02:24Улан-Батор
22:54Кабул
Партнеры по диалогу:
22:54Манама
22:54Ереван
22:54Катманду
23:24Баку
21:24Каир
22:24Доха
22:24Эр-Рияд
22:24Эль-Кувейт
22:24Мале
22:24Абу-Даби
22:24Нейпьидо
21:24Анкара
01:24Пномпень
01:24Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.04.2024 21:51
Раиси усомнился, что "израильский режим" будет существовать в случае его удара по Ирану
23.04.2024 17:24
Шойгу назвал потери ВСУ с начала спецоперации
23.04.2024 17:20
МО РФ впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK в зоне СВО
23.04.2024 11:06
Над Белгородской областью за ночь сбили четыре снаряда РСЗО "Ольха"
23.04.2024 11:00
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
23.04.2024 06:17
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
23.04.2024 06:10
Лидера партии "Возрождение" доставили на допрос в СБ Молдавии
23.04.2024 06:06
Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
23.04.2024 06:02
Гладков назвал число жертв обстрелов в Белгородской области с начала СВО
23.04.2024 05:55
КНДР провела первые комплексные тактические учения по нанесению ядерного контрудара
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Кирилл Барский: "В ШОС видят источник некой вселенской правды..."
21.10.2014 14:39

Интервью Специального представителя Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества, национального координатора России в ШОС, посла по особым поручениям Кирилла Барского главному редактору портала ИнфоШОС Татьяне Синицыной.

- Чуть более месяца назад в Киргизии прошла встреча на высшем уровне глав государств стран-членов ШОС. Накануне было много волнений, различных мифов. Интересна Ваша оценка Бишкекского саммита.

К.Б. - Саммит прошел очень успешно. Это была достойная кульминация киргизского председательства в ШОС, заслуживающая самой высокой оценки. Наши коллеги выложились, как говорится, "по полной программе", обеспечив очень насыщенный год своего председательства. За этот период в Киргизской Республике прошла целая череда "шосовских" мероприятий. Помимо заседания Совета глав государств-членов ШОС 13 сентября с.г., киргизские коллеги взяли на себя организацию в декабре 2012 года заседания Совета глав правительств, в апреле этого года провели встречу секретарей Советов безопасности и руководителей антинаркотических ведомств, в июне – Совещание министров обороны, в июле собрали на берегу озера Иссык-Куль министров иностранных дел. Кроме того, в Бишкеке проходили встречи по экономической, гуманитарной тематике, было также немало собственных инициатив киргизской стороны. Так что год прошел плодотворно, и сентябрьская встреча лидеров получилась весьма насыщенной и результативной.

По итогам саммита была принята Бишкекская декларация. Рекомендую всем читателям, которые интересуются международными отношениями, с ней ознакомиться – там изложены общие взгляды государств-членов на самые острые проблемы мировой политики и перспективы развития самой Шанхайской организации.

Утвержден План действий на 2013-2017 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. Это – подробный и содержательный документ, ориентирующий на конкретные шаги по укреплению взаимовыгодного сотрудничества и дружественных связей между странами-членами ШОС в самых различных областях. Не следует забывать о том, что в соответствии со статьей 1 Хартии ШОС одной из основных целей Организации является укрепление между ее членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства. Характерно, что эта задача вынесена в перечислении целей и задач ШОС на первый план.

В день саммита профильными министрами было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. С его подписанием открывается новая перспективная сфера взаимодействия между нашими странами в многостороннем формате. Здесь – широчайшее поле деятельности, и целый ряд идей стороны уже активно обсуждают.

Хотел бы добавить к этому, что в канун заседания Совета глав государств в Бишкеке прошли заседания правлений Делового совета ШОС, Межбанковского объединения ШОС, Молодежного совета ШОС. Состоявшийся в одном из лучших отелей киргизской столицы бизнес-форум привлек к себе внимание двух с половиной сотен представителей деловых кругов шосовских стран, в том числе более 50 российских бизнесменов.

- Саммит совпал по времени с острейшей фазой сирийской войны, мировая атмосфера буквально искрила...

К.Б. - Да, саммит проходил на фоне резкого обострения обстановки в Сирии и вокруг нее. Ситуация практически достигла "точки кипения" и, естественно, находилась в центре внимания стран-членов ШОС. Накануне саммита Президент России Владимир Путин выдвинул инициативу постановки сирийского химического оружия под международный контроль, которая была поддержана нашими партнерами по Организации. Тема Сирии была одной из центральных и на встрече лидеров. Общую позицию решили зафиксировать в итоговой Декларации саммита. А через несколько дней мир узнал о том, что договоренность между Россией и США по сирийскому химоружию облечена в форму резолюции Совета Безопасности ООН. Ее принятие способствовало переводу обстановки вокруг Сирии в конструктивную плоскость. Появился шанс на мирное, правовое урегулирование проблемы.

Не преувеличивая роль Шанхайской организации сотрудничества в развитии этого сюжета, я позволил бы себе предположить, что в изменении настроения и в российско-американском диалоге по Сирии, и в международной атмосфере есть и ее вклад. Вместе со странами БРИКС и государствами-членами ОДКБ страны, входящие в ШОС, в те тревожные дни твердо заявили о своей позиции и тем самым способствовали тому, что российскую инициативу поддержали многие другие страны.

Позиция в отношении Сирии – логическое продолжение подходов, которые ШОС исповедует в вопросах конфликтного урегулирования в целом. Они в полной мере отражены в Бишкекской декларации. В ней подчеркивается, что урегулирование международных и региональных конфликтов должно осуществляться исключительно мирными политико-дипломатическими средствами на основе принципов равноправия, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы или угрозы ее применения. Это – принципиальная установка, и жизнь снова и снова доказывает ее правоту.

- Вы сказали как-то, что "ШОС - одна из наиболее динамично развивающихся региональных организаций, и в мире, и на евразийском пространстве". Но оппоненты думают по-другому, считая, что ШОС не энергична, прогрессирует вяло, ее сдерживают серьезные проблемы.

К.Б. - Проблемы, с которыми сталкивается ШОС, - это совсем не те проблемы, которые ей зачастую приписывают. Утверждается, что, мол, эта организация так и не стала по-настоящему "зубастой", не справляется со своими обязанностями по обеспечению безопасности в регионе, не способна взять на себя функции военного альянса, не может найти в себе силы сказать «нет», когда, как считают некоторые аналитики и журналисты, затрагиваются коренные интересы стран-членов ШОС.

Но ведь эти задачи перед ШОС никогда и не ставились. ШОС никогда не позиционировала себя как организация, которая намерена "дружить против кого-то", направлена против третьих стран, которая будет пытаться давать конфронтационный, тем более - военный ответ на существующие вызовы. Это – коренной вопрос, который нужно обязательно четко для себя уяснить, для того чтобы не искать проблемы ШОС там, где их нет и быть не может.

У ШОС, конечно же, есть свои проблемы, свои сложности. Начать с того, что ШОС пока еще очень молодая организация, ей всего 12 лет от роду, но растет и развивается она для своего возраста действительно довольно быстро. Замечу, что многим региональным объединениям потребовались десятилетия на то, чтобы определиться со своими целями и задачами, создать необходимую нормативную базу и институты сотрудничества, сформировать полноценные механизмы взаимодействия в различных областях. Скажем, АСЕАН существует уже 40 с лишним лет, но только в последние годы страны члены Ассоциации сформулировали задачу построения Сообщества АСЕАН. Оно видится как триединое Сообщество – Сообщество безопасности, Экономическое сообщество и Социально-культурное сообщество. А ведь на первых этапах, в 60-70-е годы АСЕАН ставила перед собой другие цели, а сотрудничество развивалось только в отдельных областях.

Государства-члены ШОС выдвинули задачи развития и политического, и экономического, и гуманитарного сотрудничества еще на этапе формирования Организации, сразу решили для себя, что ШОС будет развиваться как полноформатная региональная организация. Но, естественно, за короткий период времени достичь всех намеченных целей невозможно. Однако то, что ШОС целеустремленно движется к ним, - факт, очевидный для каждого, кто способен воспринимать вещи объективно.

Проблемы, с которыми сталкивается ШОС, проистекают в значительной степени из тревожной региональной обстановки, из сложности и остроты угроз и вызовов безопасности. На эти угрозы и вызовы необходимо искать адекватные и эффективные ответы. Решая указанные задачи, ШОС крепнет, взрослеет, повышает свою дееспособность. У нас не принято кичиться успехами, но будет нелишним сказать, что за минувшие годы в рамках ШОС наработана солидная правовая база сотрудничества в различных областях, созданы и неплохо функционируют практические механизмы этого сотрудничества. Например, в сфере безопасности ключевую роль играют Региональная антитеррористическая структура (РАТС), штаб-квартира которой находится в Ташкенте, Совет РАТС, механизмы совещаний руководителей различных силовых ведомств. Свои исполнительные "вертикали" выстроены на экономическом и культурно-гуманитарном направлениях. А проблемы неизбежны, и существуют они для того, чтобы их решать.

- Можно ли говорить о том, что динамику ШОС обеспечивает энергия осознанного единства "шанхайской шестерки", четко понимающей цели и перспективы? Видимо, нельзя снять со счетов и бурную энергию молодых среднеазиатских суверенов...

К.Б. - Отчасти Вы правы. В состав ШОС действительно вошли государства, которые, находясь на разных этапах своего развития, тем не менее были мотивированы общей целью становления и укрепления собственной государственности, развития своей экономики и т.д. Естественно, в этом сложном мире они искали дополнительные точки опоры для того, чтобы реализовать свои собственные национальные интересы. И очень хорошо, что такая точка опоры была найдена в лице ШОС, провозгласившей программу разнопланового многостороннего регионального сотрудничества в интересах всех своих членов.

- Интересы стран-членов ШОС сходятся в различных областях. И все же "азбучная" задача Организации - противостояние "трем силам зла", как это сформулировали наши китайские партнеры, то есть терроризму, сепаратизму, экстремизму. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, на каких важнейших направлениях объединяются эти усилия?

К.Б. – На момент создания ШОС все страны, которые впоследствии выступили в качестве государств-основателей нового объединения, столкнулись с общими проблемами: на фоне распада биполярной международной системы голову поднял терроризм и сопутствующие ему силы – сепаратизм и экстремизм. Парировать угрозы, как известно, удобнее сообща. Возникла естественная потребность объединить усилия, тем более что к концу 90-х годов большинство стран, о которых идет речь, были связаны между собой отношениями стратегического партнерства.

Именно поэтому в числе приоритетных задач Шанхайской организации с самого начала значились обеспечение региональной безопасности, противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму. Эти задачи остаются актуальными для ШОС и по сей день.

- К этой "нечистой троице" со временем присоединились и "нетрадиционные вызовы". Что стоит за этим термином?

К.Б. - По мере развития ситуации в регионе к имеющимся проблемам, увы, добавились и другие – незаконный оборот наркотиков, транснациональная организованная преступность, использование информационных и коммуникационных технологий в деструктивных целях, проблемы, связанные с финансированием терроризма, отмыванием денег, контрабандой оружия, торговлей людьми, нелегальной миграцией и т.п. Это и есть спектр вопросов, которые мы называем термином "нетрадиционные вызовы".

Важность противодействия этим угрозам не вызывает сомнений. Чего стоит одна проблема наркотрафика, захлестнувшего все страны региона. Кроме того, необходимо понимать, что речь идет о взаимосвязанных явлениях, которые к тому же подпитывают друг друга. Поэтому в последние годы государства-члены ШОС уделяют этим вопросам особое внимание.

- Шла ли на Бишкекском саммите речь о создании на базе РАТС Универсального центра ШОС, как предложила Россия?

К.Б. - Идея создания Центра по противодействию угрозам и вызовам безопасности государств-членов ШОС была выдвинута российской стороной на основе экспертных оценок, которые полностью разделяются специалистами других стран. Угрозы, нависающие над странами региона, настолько тесно переплетены, что эффективно бороться с ними по отдельности проблематично. Скажем, ликвидировать террористическую угрозу, не решая проблем наркотрафика, за счет доходов от которого во многом существуют и вооружаются террористы, очень сложно, если не сказать больше - невозможно. Делать это нужно комплексно.

Региональная антитеррористическая структура – важный постоянно действующий орган ШОС, в котором работают представители специализированных ведомств, и действует она весьма результативно. Однако РАТС решает только те задачи, которые стоят перед ней, - это борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Отсюда вывод: надо расширять функции РАТС.

Говоря о Центре по противодействию угрозам и вызовам безопасности государств-членов ШОС, следует подчеркнуть, что он сейчас объективно необходим. Кстати, в пользу этого варианта усиления оперативных возможностей ШОС высказались на бишкекском саммите многие главы государств-членов Организации.

Дело это, конечно, не простое. Но задача облегчается тем, что Центр можно и нужно создавать на уже работающей основе – на базе РАТС. Российская сторона представила свое видение концепции создания такого Центра. Теперь наступил этап ее совместной разработки в шестистороннем формате.

- Вопрос одиозный для мира и болезненный для ШОС – об Афганистане. Помню, некогда я стояла на узбекском берегу Аму-Дарьи и видела на другом берегу афганцев, просто - рукой подать... Скоро там не останется Международных сил содействия безопасности. Ждать хорошего явно не приходится. Как ШОС готовится к этому моменту?

К.Б. - ШОС, конечно же, не может оставаться в стороне от проблем Афганистана. К сожалению, приходится констатировать, что угрозы и вызовы безопасности, спокойствию, стабильности стран-членов ШОС исходят прежде всего именно с афганской территории, которая не полностью контролируется правительством исламской республики.

Однако ШОС не может брать на себя выполнение не свойственных ей функций. Скажем, обеспечение безопасности в стране, которая не является членом ШОС, по определению не может относиться к ее компетенции. Поэтому задача "подменить" НАТО после ухода коалиционных сил из Афганистана просто не стоит в повестке дня.

В то же время оказывать содействие правительству Афганистана в решении задач укрепления правоохранительной системы, помогать афганцам в возрождении экономики и социальной сферы, участвовать в международных усилиях по содействию национальному примирению странам-членам ШОС вполне под силу. Собственно, они это уже делают, прежде всего, по двусторонним каналам. Помощь стран-соседей также служит важным фактором, способствующим укреплению позиций нынешнего правительства, его международного положения, "возвращению" Афганистана в региональную семью. На это, к слову, было направлено принятое на саммите ШОС в 2012 году в Пекине решение лидеров шести стран о предоставлении ИРА статуса государства-наблюдателя при ШОС.

Главное же, чем Шанхайская организация сотрудничества может реально способствовать укреплению безопасности в регионе и решению проблем Афганистана, - это повышение эффективности собственных усилий по противодействию терроризму на территории государств-членов объединения, распространению экстремистской идеологии, проникновению боевиков, перекрытию каналов поставок наркотиков из Афганистана. У этой совместной работе ШОС намерена привлекать и афганские власти.

- Но существует ли общая, "шестигранная" программа ШОС, некая рецептура совместных действий?

К.Б. - У ШОС есть единая позиция по Афганистану, она зафиксирована в итоговых документах ряда саммитов, в том числе и в Бишкекской декларации. Есть План действий государств-членов ШОС и ИРА по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, согласованный на Международной конференции под эгидой ШОС по Афганистану в Москве в марте 2009 года. Есть также практика проведения регулярных консультаций по вопросам обеспечения региональной безопасности на уровне заместителей министров иностранных дел государств-членов ШОС, наблюдателей и других заинтересованных сторон. Высшие руководители Афганистана вот уже в течение восьми лет подряд приглашаются на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств, выступают на этих заседаниях, доводя до сведения коллег из стран-членов ШОС свою точку зрения, свои озабоченности и просьбы.

Сейчас у Кабула появляются более широкие возможности в плане вовлечения в деятельность ШОС. Речь идет, прежде всего, о подключении соответствующих ведомств ИРА к работе РАТС (нормативная база для этого имеется), о более активном участии афганских представителей в министерских и экспертных встречах по экономической и гуманитарной проблематике. Что касается совместных действий ШОС на афганском направлении, то я убежден, что рано или поздно мы подойдем к тому моменту, когда у Организации появится согласованная программа сотрудничества с ИРА. Предложения на этот счет уже высказываются.

- Весной я участвовала в пекинском Форуме ШОС и познакомилась с афганцами, политологами. С трибуны Форума, как и в личной беседе, они категорически выступали против термина "афганская наркоугроза". "Наркотики потребляет мир, а мы – только несчастная земля, где всё это, на беду, "варится", - говорили они. Как Вы считаете?

К.Б. - ШОС в этом вопросе пользуется терминологией, которая объективно верна и не обижает наших афганских друзей: "угроза терроризма и незаконного оборота наркотиков, исходящая с территории Афганистана". Конечно, проблема "афганского наркотрафика" многогранна. Она включает в себя такие аспекты, как наличие спроса на наркотики за пределами Афганистана, поставки прекурсоров для производства героина (печально сознавать, что идут они в основном из развитых европейских стран). Поэтому решать наркотическую проблему надо, разумеется, "всем миром". Это – поистине глобальная проблема.

Однако я бы не согласился с утверждением о том, что афганских партнеров эта проблема не касается вовсе. Правительству Афганистана необходимо активнее бороться и с выращиванием "черного мака", и с производством наркотического сырья, и с нарколабораториями, и с контрабандой наркотических средств, а не делать вид, что это – нормальный бизнес: мол, афганским крестьянам больше нечем заняться, а культивирование опия – дескать, единственный источник их доходов. Мы будем и впредь настаивать на том, чтобы официальные власти Афганистана при содействии международного сообщества, при содействии тех, кто сейчас имеет свои войска в Афганистане, боролись с наркопроизводством и наркотрафиком. Государства-члены ШОС со своей стороны готовы оказывать в решении этих проблем посильное содействие.

- Были ожидания, что на Бишкекском саммите заявят о пополнении рядов ШОС. Известно, что несколько государств уже давно подали заявки на обретение статуса постоянных членов – Индия, Пакистан, Иран. Но ШОС не торопится. Что тут сдерживает?

К.Б. - Любая региональная организация, если она носит открытый характер, конечно же, заинтересована в расширении своего географического "ареала", политического влияния, экономических возможностей, в увеличении числа сторонников и единомышленников, в пополнении своих рядов. Это относится и к ШОС. Принцип открытости закреплен в ее уставных документах.

В настоящее время ШОС находится в стадии становления, ее центральными задачами являются внутренняя консолидация, укрепление механизмов практического сотрудничества, повышение отдачи от совместной работы. Однако вопрос о расширении уже давно и прочно занял место в ее повестке дня.

К расширению необходимо тщательно подготовиться. Для этого требуется предусмотреть массу аспектов, разработать юридические документы, продумать порядок предоставления статуса государства-члена, отработать конкретные механизмы подключения "новобранцев" к работе Организации. Новые участники должны будут научиться работать в рамках объединения, в которое они вступают, но и самой организации также придется адаптироваться к этим новым участникам.

Ставя перед собой задачу подготовки к расширению – а "на столе" у ШОС уже лежат официальные заявки на членство от Пакистана и Ирана, о своем намерении добиваться статуса полноправного члена ШОС неоднократно заявляла Индия, ШОС должна быть уверена в том, что процедура расширения досконально продумана, а прием новичков не повлечет за собой перебоев в работе Организации. Многое в этом направлении уже сделано. В 2010 году было утверждено Положение о порядке приема новых членов в ШОС, в 2011 году – Типовой Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС.

Сейчас завершается работа над документами, где будут прописаны юридические, финансовые и организационные условия для приема новых членов. Это будет нечто вроде внутренней инструкции по порядку приема в ШОС. Завершим эту работу, подготовим все необходимые документы – начнем рассматривать официальные обращения.

- Экономическое сотрудничество – одна из перспективных составляющих деятельности ШОС, вполне логичная. Однако именно эта сфера деятельности довольно часто критикуется. Какова тут реальность?

К.Б. - ШОС создавалась как организация, приоритетным направлением деятельности которой было определено противодействие новым вызовам и угрозам. Эта задача не снимается - ШОС была, есть и будет организацией, которая в первую голову занимается борьбой с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, транснациональной организованной преступностью и т.д.

В последние годы под воздействием набирающих обороты процессов экономического сотрудничества, которые идут на евразийском пространстве, а также в связи с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, когда благодаря участию в региональных организациях государства стремятся компенсировать трудности, возникающие на мировых рынках, все слышнее голоса, призывающие к наращиванию экономической составляющей в деятельности ШОС. В этом есть резон: у многостороннего объединения, в состав которого входят такие экономики, как Россия, Китай, Казахстан, страны Центральной Азии, имеются огромные возможности в плане развития взаимовыгодной хозяйственной кооперации. Сотрудничество на этом поле привлекательно не в последнюю очередь тем, что может на деле содействовать устойчивому социально-экономическому развитию государств-членов, решению ими задач своего национального развития. Мы живем на общем пространстве, у наших стран во многом совпадающие интересы, и было бы непростительным не использовать этот экономический потенциал.

По мере роста интереса ШОС к экономическому сотрудничеству начал прорезываться "вкус" к нему и у делового сообщества. Стали появляться конкретные совместные проекты. В этом я вижу принципиальную новизну нынешней ситуации по сравнению с тем, что было еще два-три года назад.

На бишкекской встрече премьер-министров государств-членов ШОС в декабре прошлого года был утвержден Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС. Кроме того, целый ряд интересных идей реализуется либо прорабатывается Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС. Теперь, когда мы договорились о том, что будем придерживаться гибких схем кооперации (не надо добиваться того, чтобы в проектах сразу принимали участие все без исключения страны ШОС или их компании, а тем более делать это условием осуществления проекта), дело пойдет быстрей. Два-три-четыре члена ШОС, плюс кто-то от стран-наблюдателей, плюс кто-то из партнеров по диалогу, и проект может "заработать". Остальные «игроки» при наличии заинтересованности смогут подсоединяться, так сказать, "по ходу пьесы".

- По такому принципу, похоже, создавался Университет ШОС. Что Вы можете сказать об этом инновационном проекте?

К.Б. - Сетевой Университет ШОС - один из самых удачных гуманитарных проектов Организации. Сегодня он объединяет 69 вузов государств-членов ШОС и Белоруссии, работа идет по семи согласованным программам подготовки магистров. Есть уже и первые выпускники. Запущен новый модуль – Школа молодых ученых ШОС.

Не скажу, что шосовский Университет не сталкивается с проблемами - в процессе развития этого смелого начинания они неизбежны. Такой мощный консорциум вузов нуждается в грамотном управлении, стоит задача укрепления Ректората Университета, который решено разместить в Москве. Нужно определиться с источниками финансирования. Назрела необходимость подписания межправительственного Соглашения об Университете ШОС. Следует подумать над тем, как повысить эффективность образовательных программ, как добиться того, чтобы студенты, которые сегодня предпочитают получать образование в России или в Китае, с большим энтузиазмом ехали учиться в Казахстан, Киргизию, Таджикистан. В проекте пока не участвует Узбекистан, и наша общая задача - доказать узбекским партнерам, что Университет ШОС может быть полезен и с точки зрения его интересов.

- Когда в глобальном сознании высветился образ ШОС, обозначилась предложенная ею философия межгосударственных отношений, об организации стали говорить как о "надежде мира", "оплоте нового международного порядка". Оправдает ли ШОС этот аванс?

К.Б. - Тот интерес, который проявляется к ШОС в мире, в регионе, а мы этот интерес на себе чувствуем – в виде заявок на членство, в виде расширения состава наблюдателей, состава партнеров по диалогу, в виде формирования вокруг ШОС своего рода "клуба единомышленников", расширения ее связей с международными организациями, - свидетельствует о том, что ШОС интересна, она притягивает. В ШОС видят источник некой вселенской правды, луч надежды на мир и справедливость в регионе, модель отношений межгосударственного товарищества.

Сотрудничество в ШОС основано на равенстве и уважении. Эта организация дает возможность странам, у которых есть своя политическая философия, своё представление о том, как им развиваться, - не быть в чьей-либо "упряжке", свободно высказывать свои взгляды, и если эти взгляды совпадают, объединять усилия.

Обратите внимание: в ШОС или вокруг ШОС объединяются государства, которые в нынешних международных координатах хотят проводить самостоятельную, независимую внешнюю политику. Не случайно среди членов ШОС, наблюдателей и партнеров по диалогу страны, которые считают себя либо региональными центрами силы, либо просто обладают развитым чувством собственного достоинства, высоко ценят свое право иметь собственное мнение. В то же время они хотят совместно работать над укреплением региональной и своей национальной безопасности, расширять многостороннее экономическое сотрудничество, придавать новое качество культурно-гуманитарным связям, цементируя тем самым общее пространство. Убежден, что ШОС только начинает реализовывать потенциал своих огромных возможностей.

- Эстафету председательства в ШОС принял Таджикистан, и недавно Душанбе принимал национальных координаторов, собравшихся на свой Совет. Что можете сказать об этой встрече как ее участник?

К.Б. - Действительно, в 2013-2014 годах председательствовать в ШОС будет Таджикистан. В середине октября в Душанбе состоялось первое заседание Совета национальных координаторов ШОС. Нас принял министр иностранных дел Республики Таджикистан Хамрохон Зарифи. Это красноречиво говорит о том, что к своим председательским функциям в ШОС таджикские коллеги подходят весьма серьезно.

В качестве девиза года таджикского председательства избраны три "со": "Сотрудничество, соразвитие, сопроцветание". Планируется большая работа по укреплению сотрудничества в области безопасности, тем более что у всех на устах "фактор 2014 года" - года президентских выборов в Афганистане и вывода из страны основного контингента иностранных войск. Партнеры единодушно готовы к развитию экономического взаимодействия, расширению международных связей ШОС. Все страны-члены Организации заявили о готовности оказывать таджикскому председательству всемерное содействие.

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что Вы иногда читаете наш портал ИнфоШОС…

К.Б. - Да, читаю, постоянно. В этом состоит часть моей работы – анализировать то, что публикуется, печатается, сообщается о Шанхайской организации, а также использовать имеющиеся возможности для информирования широкой общественности о деятельности ШОС и о российском участии в ней. Но мне кажется, что и тот, кто не занимается деятельностью ШОС профессионально, но интересуется международной и региональной политикой, в лице портала ИнфоШОС имеет надежный источник информации о Шанхайской организации сотрудничества, о региональных делах. Поэтому если кто-то заинтересован в распространении своей позитивной информации, связанной с ШОС, то самый лучший способ – разместить ее на этом портале, и она разойдется по миру мгновенно.

Если говорить о медиа-сопровождении деятельности ШОС в целом, то надо признать, что оно не может быть признано удовлетворительным. От этого, к сожалению, страдает образ Организации в глазах наших и зарубежных читателей. Зачастую о ШОС судят предвзято просто потому, что мало о ней знают. А это означает, что те возможности, которыми обладают страны-члены ШОС, их государственные органы, отвечающие за информационную политику, их электронные и печатные СМИ, задействованы еще не в полной мере, и тут есть над чем работать.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Заседание Группы экспертов государств-членов ШОС по международной информационной безопасности
21.04.2024 07:07
Прием в Секретариате ШОС
17.04.2024 06:24
В Астане состоялась 19-я встреча секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС
04.04.2024 20:45
Интервью Генерального секретаря ШОС Чжан Мина журналу "Разведчик"
01.04.2024 06:16
Открытие 41-го заседания Совета РАТС ШОС
31.03.2024 07:44
Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин принял участие в Боаоском азиатском форуме
29.03.2024 20:40
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:27
Приспущены флаги государств-членов ШОС
24.03.2024 16:30
Встреча Генерального секретаря ШОС с Министром иностранных дел России
19.03.2024 21:16
Миссия наблюдателей от ШОС за выборами Президента Российской Федерации
16.03.2024 19:49
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.