Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
03:08Астана
01:38Тегеран
03:08Бишкек
02:38Дели
05:08Пекин
01:08Москва
02:08Исламабад
02:08Душанбе
02:08Ташкент
Наблюдатели:
00:08Минск
05:08Улан-Батор
01:38Кабул
Партнеры по диалогу:
01:38Манама
01:38Ереван
01:38Катманду
02:08Баку
00:08Каир
01:08Доха
01:08Эр-Рияд
01:08Эль-Кувейт
01:08Мале
01:08Абу-Даби
01:08Нейпьидо
00:08Анкара
04:08Пномпень
04:08Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

15.05.2024 21:20
США обсуждают с Украиной размещение комплексов Patriot в Харькове
15.05.2024 18:48
Эрдоган после сообщений о путче заявил, что знает «кукловодов»
15.05.2024 18:43
Президент РФ заявил об отсутствии планов по изменению структуры Генштаба
15.05.2024 18:36
Премьера Словакии ранили после заседания правительства
15.05.2024 09:20
В МО РФ сообщили об уничтожении 10 ракет ATACMS над Крымским полуостровом
15.05.2024 06:33
США решили отправить Украине еще одну систему Patriot
15.05.2024 06:26
CNN: Зеленский отменил визит в Испанию и Португалию из-за ситуации на фронте
15.05.2024 06:22
Байден намерен выделить Израилю более $1 млрд на закупку нового оружия
15.05.2024 06:17
О чем сказал Путин в интервью Xinhua
15.05.2024 06:13
Развожаев сообщил, что пострадавших при падении осколков ракеты в Севастополе нет
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
«Афганская угроза» — вызов для ОДКБ
01.11.2013 14:55 Андрей Казанцев, директор Аналитического центра МГИМО МИД России

В последнее время в центральноазиатской, да и российской прессе стали часто появляться материалы, в которых негативно оценивается эффективность ОДКБ в условиях современной Центральной Азии. При этом авторы ссылаются на ситуацию с антиузбекскими погромами в южной Киргизии, в которую ОДКБ не стала «влезать». Также авторы проецируют свою позицию о «неэффективности» ОДКБ на будущую ситуацию, которая может сложиться в регионе после вывода войск международной коалиции из Афганистана после 2014 года. «Масла в огонь» подлил и официальный Ташкент своим решением выйти из ОДКБ на основании той же «неэффективности» организации. Поэтому узбекские авторы особенно охотно рассуждают на эту тему, обосновывая позицию своего правительства. Как эксперт, который достаточно много в последнее время работает с ОДКБ в плане прогнозирования ситуации в регионе, хотел бы высказаться на эту тему.

На мой взгляд, в самих обсуждаемых идеях о «неэффективности» ОДКБ нет ничего нового. Эта точка зрения постоянно фигурирует во многих западных оценках. Она стала причиной того, что блок НАТО до сих пор не ответил на выдвинутые много лет назад руководством ОДКБ предложения по сотрудничеству на афганском направлении (в частности, по наркотической проблеме). При этом «неэффективность» с точки зрения упомянутых западных авторов распадалась на два ключевых компонента. Во-первых, они полагали, что ОДКБ не вносит достаточного вклада в сохранение стабильности, т.е. является организацией номинальной. Во-вторых, они утверждали, что ОДКБ представляет собой не международную организацию, а способ проведения влияния России, способ воссоздания «советской империи». В этом случае утверждается, что ОДКБ все-таки эффективен, но как инструмент проведения российской политики, а не как международная организация безопасности. Иногда даже говорят о том, что ОДКБ – «идеологический инструмент борьбы с Западом» и «способ поддержания авторитарных режимов».

Оба направления критики ОДКБ, на мой взгляд, являются явными преувеличениями существующих тенденций. При этом реальность в первом пункте, т.е. если говорят, что ОДКБ ничего не делает, недооценивается. ОДКБ делает целый ряд реальных вещей. Во втором случае, если говорят, что ОДКБ – исключительно инструмент России, ситуация переоценивается. Россия не столь уж и активно проводит свое влияние через эту организацию. Скорее, наоборот, партнеры Москвы в рамках своих «многовекторных политик» активно «используют» Россию в рамках ОДКБ для получения помощи без встречных обязательств.

Само по себе понятие «эффективности» достаточно сложное и многокомпонентное. Поэтому мою защиту ОДКБ как эффективной структуры в условиях современной Центральной Азии не следует считать утверждением, что ОДКБ — идеальная организация. Разумеется, у нее есть недостатки, и их много. Однако справедливость требует отметить и достоинства.

Подробно разберу оба выдвигаемых против ОДКБ обвинения. Является ли ОДКБ номинальной организацией? Разумеется, это не так. ОДКБ реально делает очень много.

Во-первых, это – инструмент оказания российской помощи в военно-технической сфере. Государства-члены получают российское оружие по льготным, внутренним ценам. Зачастую вооружения предоставляются вообще бесплатно, в рамках программ помощи. Во-вторых, в рамках ОДКБ доступно льготное обучение военных и специалистов по безопасности в российских ВУЗах. Оба эти компонента являются вкладом ОДКБ и России в модернизацию, как говорят теперь на Западе, «сектора безопасности» центральноазиатских стран. Кстати, недавно при моем участии был опубликован доклад, в котором показано, что Россия, если взять все направления помощи, является до сих пор основным внешним спонсором двух стран-членов ОДКБ (Киргизии и Таджикистана), а также и региона в целом. Россия, в том числе, с задействованием механизмов ОДКБ, оказывает помощь и соседнему Афганистану (ремонт вертолетной техники, и т.п.). Это важно с учетом его влияния на безопасность постсоветской Центральной Азии.

В-третьих, сам факт членства в ОДКБ обеспечивает государствам региона определенные гарантии внешней безопасности и, таким образом, предохраняет их от иностранной агрессии. Фактически, речь идет о российских гарантиях безопасности. Причем, они имеют значение не только в плане предупреждения агрессивных действий со стороны государств, расположенных за пределами постсоветского пространства. Они еще и важный аргумент для сохранения внутрирегиональной стабильности. Никто не знает, во что бы вылились противоречия между Узбекистаном и Киргизией и, особенно, между Узбекистаном и Таджикистаном, если бы российских гарантий безопасности Бишкеку и Душанбе не было бы. У меня есть гипотеза, что могло бы произойти, например, с учетом острых противоречий между Ташкентом и Душанбе вокруг Рогунской ГЭС. В этом плане напомню о вторжении в Таджикистан войск полковника Худойбердоева с узбекской территории в не столь далекие 90-е годы.

В-четвертых, ОДКБ проводит целую серию ежегодных мероприятий, ориентированных на борьбу с наркоторговлей («Канал»), нелегальной миграцией из третьих стран («Нелегал»), и т.п. Все это – полезные практические действия.

В-пятых, формат ОДКБ используется для диалога представителей силовых и политических структур разных центральноазиатских государств, а после краха всех проектов внутренней центральноазиатской интеграции (вроде Центральноазиатского союза) таких форматов диалога не так уж много. В этом диалоге задействованы и соседние государства. Так, Исламская Республика Афганистан является с 11 апреля 2013 года. государством-наблюдателем при парламентской ассамблее ОДКБ.

В-шестых, у России есть в Центральной Азии военные базы, которые находятся в распоряжении ОДКБ. Существуют также механизмы использования коллективных сил союзников, в том числе, с опорой на эти базы. Разработаны форматы коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и миротворческого потенциала.

В-седьмых, механизм договора о коллективной безопасности уже был однажды задействован в ситуации вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана, базировавшихся в Афганистане, в Кыргызстан. Он может быть задействован вновь в случае обострения ситуации в Афганистане. Соответствующие решения уже приняты в руководящими структурами ОДКБ.

Планируемый вывод войск Международных сил содействия безопасности (МССБ) в 2014 году означает, по мнению, большинства экспертов, существенное усиление проблем безопасности Центральной Азии. В этой геополитической ситуации резко возрастет роль ОДКБ в плане обеспечения безопасности всей Центральной Евразии.

В условиях очень высокого бюджетного дефицита (даже угрозы дефолта) имеет место ограниченность ресурсов США. Одновременно происходит перебазирование американских войск из Европы и Афганистана в район Тихого океана, объявленный основным приоритетом президентом Обамой. Соответственно, у американцев нет больше свободных ресурсов для поддержания стабильности в Центральной Азии. Все дипломатические усилия США в настоящее время направлены на то, чтобы найти какие-либо силы, которые «заместят» собой американское присутствие в регионе (даже с учетом только частичного вывода войск США из Афганистана и Центральной Азии).

ЕС традиционно не занимается «жесткой безопасностью». Его основная стратегия – в использовании «мягкой силы», в помощи развитию и в решении вопросов обеспечения «человеческой безопасности». Операция в Ливии показала, что без американской помощи силы ключевых государств ЕС, фактически, ни на что не способны. Им нужна постоянная, как это назвали в Ливии, американская «поддержка сзади». Впрочем, это было продемонстрировано и ранее, в бывшей Югославии, где голландский спецназ просто убежал от сербских партизан, оставив им мусульманский город Сребреницу, где было расстреляно мужское население. ЕС, в условиях долгового кризиса южноевропейских стран, сейчас даже не пытается распространить зону своего активного влияния в Центральную Азию. Пока интересы ЕС ограничиваются государствами «Восточного партнерства», которое включает Южный Кавказ, но не Центральную Азию.

Китай как вторая после США потенциальная сверхдержава мира, пока не проявляет большого интереса к обеспечению безопасности в Центральной Азии. Его усилия в рамках ШОС и различных двусторонних проектов направлены, в основном, на экономическое сотрудничество, пресечение распространения трансграничных угроз из Центральной Азии на территорию самого Китая (прежде всего, в форме уйгурского сепаратизма) и на усиление контроля над регионом при помощи инструментов экономического влияния и «мягкой силы».

Таким образом, единственной силой, способной обеспечить безопасность в регионе постсоветской Центральной Азии, остается ОДКБ (и, естественно, Россия, как основной спонсор данной организации). С учетом больших миграционных потоков из региона, а также с учетом того, что трансграничные угрозы безопасности из Центральной Азии оказывают большое влияние на территорию самой РФ, для Москвы, в отличие от Вашингтона, Пекина или Брюсселя, просто нет альтернативы активной политике, направленной на поддержание региональной безопасности.

Однако следует понимать, что Россия и ОДКБ не готовы входить на территорию Афганистана и обеспечивать безопасность этой страны. Россия может себе позволить лишь наведение порядка на границе центральноазиатского региона коллективной безопасности с ОДКБ. Москва может не дать нестабильности в Афганистане «перехлестнуться» на соседние центральноазиатские страны в соответствии с «эффектом домино» (таково название одного из сценариев, разработанного Институтом международных исследований МГИМО для ОДКБ). ОДКБ может также оказывать какую-то техническую помощь законному афганскому правительству.

Следует также осознавать, что ОДКБ и Россия делают для обеспечения безопасности в Центральной Азии много, но ресурсы у них ограничены. Вот некоторые цифры для сравнения. Военный бюджет всех стран-членов ОДКБ, согласно докладу Института современного развития «ОДКБ: ответственная безопасность», примерно в 25 раз меньше совокупного военного бюджета стран НАТО. Даже составляющий львиную долю совокупного военного бюджета ОДКБ военный бюджет России, по западным оценкам, приблизительно в 10 раз меньше военных бюджетов только 27 государств ЕС. Планируемая президентом Обамой консолидация системы старых и новых союзов США, т.е. европейских стран и азиатско-тихоокеанских партнеров Вашингтона по периферии Китая, должна контролировать порядка 65% мирового ВВП. В противовес этому Китай развивает в качестве приоритетного проект АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), который будет контролировать до 35% мирового ВВП. Величина населения стран ОДКБ составляет порядка 2% от общемировой, а величина ВВП – около 3 % от мирового.

Таким образом, ОДКБ работает в Центральной Азии в условиях очень скромных бюджетов и стоящего за ним экономического потенциала по сравнению с ШОС или с НАТО. Поэтому даже то, что определенный объем работы реально делается, показывает эффективность ОДКБ.

Является ли ОДКБ организацией исключительно для проведения влияния России или даже для воссоздания «советской империи»?

Разумеется, Россия проводит свое влияние через ОДКБ. Более того, ОДКБ не является, по ряду параметров, многосторонней структурой по образцу современного НАТО, с которым его часто сравнивают российские эксперты. Различие это предопределено несопоставимыми военными и экономическими потенциалами членов ОДКБ, более того, оно неизбежно. Дело в том, что в НАТО теперь, при всем экономическом и военном доминировании США как супердержавы, есть ряд других традиционных великих держав с большим валовым продуктом и армиями (Германия, Великобритания, Франция); а Париж и Лондон даже имеют собственное ядерное оружие. В ЕС вообще есть определенное равенство сил между крупными европейскими державами. В ОДКБ есть только одна великая держава – Россия. Другие государства, при всем моем уважении к ним, объективно не сопоставимы с ней ни по военным, ни по экономическим показателям. Даже второе по силе государство ОДКБ – Казахстан во много раз уступает России по параметрам территории, населения, валового продукта, величины армии, добыче нефти. Остальные государства ОДКБ с Россией вообще просто невозможно сравнивать. ОДКБ напоминает НАТО периода, когда эта структура была только создана. В тот период возможности европейских государств, разоренных Второй мировой войной, соотносились с мощью США примерно также, как потенциал России относится к возможностям других государств ОДКБ теперь. НАТО тогда, точно так же, как ОДКБ сейчас, было инструментом американской помощи европейцам просто в силу объективных обстоятельств.

Другая параллель в западном мире – Французский Союз как существовавший в период 4-й республики способ трансформации французской колониальной империи в современную «Франкофонию». До сих пор французская помощь играет определяющую роль в обеспечении безопасности (вспомним про французский легион и его операции, вроде малийской) и экономического развития (вспомним «зону франка») ряда бывших колоний, ныне – членов «Франкофонии».

Является ли ОДКБ структурой, в которой другие государства просто одобряют все, что проистекает от России? Нет, это не так. Например, никто из государств ОДКБ не признал вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии. Вообще, для центральноазиатских государств ОДКБ – лишь одно из направлений международного сотрудничества, так как все они официально проводят многовекторные политики. Например, все они являются участниками разных программ НАТО, вроде «Партнерство ради мира» или «Совет евроатлантического партнерства». Казахстан, который является одним из наиболее надежных партнеров России по ОДКБ, одновременно очень активно сотрудничает с НАТО как с организацией, а также с отдельными государствами-членами альянса. Недавно вышедший из ОДКБ Узбекистан вообще фактически сотрудничал в рамках ОДКБ очень мало. Центральноазиатские страны используют механизм ОДКБ для получения военно-политической помощи, но они неохотно соглашаются на выполнение каких-то встречных условий в рамках этой организации, которые не относятся непосредственно к обеспечению их безопасности.

Естественно, что в условиях описанных реалий, даже если бы Россия хотела «воссоздавать советскую империю» при помощи ОДКБ, это было бы невозможно. Таким образом, уже сама структура ОДКБ диктует как важную роль России, так и невозможность для нее использовать этот механизм исключительно для проведения собственного влияния. Скорее, центральноазиатские государства используют российскую помощь в рамках ОДКБ в своих интересах, в том числе, в интересах укрепления собственного суверенитета. Если же они сталкиваются с каким-то политическим давлением, связанным с неравенством потенциалов, то они легко балансируют его при помощи многовекторных внешних политик.

Западная критика ОДКБ как «клуба авторитарных лидеров» не учитывает одного важного факта. ОДКБ четко продемонстрировал нежелание вмешиваться во внутренние дела центральноазиатских государств, обеспечивать их внутреннюю безопасность, а, следовательно, и безопасность режимов. ОДКБ защищает лишь безопасность государств от традиционных и так называемых «новых» внешних угроз (вроде оргпреступности и наркоторговли).

Это доказано реакцией ОДКБ на антиузбекские погромы в Киргизии, а также, в целом, невмешательством ни в одну из киргизских революций. Думаю, что это решение было сложным, но правильным. В противном случае, действительно, возникла бы угроза постепенной трансформации ОДКБ в механизм защиты существующих политических режимов. Последние же, согласно всем международным оценкам, отличаются очень высокой степенью коррупции и авторитаризма. Все это бьет по самой России, например, потоками афганских наркотиков, проходящих через территории наших союзников.

В целом, из всего сказанного можно сделать следующий вывод: ОДКБ – несовершенная структура. Но эта структура работает. Более того, в конкретных условиях современной постсоветской Центральной Азии можно считать эту организацию вполне эффективной.

Источник: Афганистан.Ру

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Из-под завалов дома в Белгороде извлекли пятнадцатого погибшего
13.05.2024 05:50
Число погибших при атаке дронов в Белгородской области выросло до семи человек
06.05.2024 19:25
ВКС РФ уничтожили две базы террористов в сирийской провинции Хомс
05.05.2024 08:07
«Коммерсантъ» узнал мощность бомбы, которой СБУ подорвала Крымский мост
03.05.2024 05:53
Медведчук в интервью ТАСС назвал имена организаторов одесской трагедии 2 мая 2014 года
02.05.2024 06:13
СМИ: полиция проверяет сведения о якобы заложенной в посольстве РФ в Бразилии бомбе
27.04.2024 05:59
ФСБ задержала россиянина, подорвавшего машину экс-сотрудника СБУ Прозорова
16.04.2024 12:10
Возбуждено уголовное дело о взрыве в Москве машины экс-сотрудника СБУ Прозорова
12.04.2024 20:10
В Нальчике убили двух боевиков
11.04.2024 10:16
На территории Нальчика и Черекского района Кабардино-Балкарии ввели режим КТО
11.04.2024 06:29
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.