Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
22:00Астана
20:30Тегеран
19:00Минск
22:00Бишкек
21:30Дели
00:00Пекин
20:00Москва
21:00Исламабад
21:00Душанбе
21:00Ташкент
Наблюдатели:
00:00Улан-Батор
20:30Кабул
Партнеры по диалогу:
20:30Манама
20:30Ереван
20:30Катманду
21:00Баку
19:00Каир
20:00Доха
20:00Эр-Рияд
20:00Эль-Кувейт
20:00Мале
20:00Абу-Даби
20:00Нейпьидо
19:00Анкара
23:00Пномпень
23:00Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

25.12.2024 18:55
"Оборонлогистика" назвала инцидент с Ursa Major терактом
25.12.2024 16:37
В МИД РФ предостерегли Кишинев от попыток силового захвата ГРЭС в Приднестровье
25.12.2024 11:03
В Актау упал самолет, летевший из Баку в Грозный
25.12.2024 10:48
Hindustan Times: ВВС Пакистана ударили по укрытиям террористов в Афганистане
25.12.2024 08:04
Новак заявил, что РФ нарастила поставки газа Европе на 18-20%
25.12.2024 07:55
Над регионами РФ за ночь уничтожили 59 украинских БПЛА
25.12.2024 06:18
В РФ могут расширить перечень импортируемых товаров с повышенными пошлинами
25.12.2024 06:14
Пашинян заявил, что из-за ковида на примет участие во встрече СНГ в Петербурге
25.12.2024 06:04
Министры обороны США и Турции обсудили ситуацию в Сирии
25.12.2024 05:59
NY Post: покупка Гренландии может стать крупнейшим приобретением в истории США
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Посол гор и орлов
15.12.2015 12:59 Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба

Ко Дню рождения Чингиза Айтматова

Из киргизского кишлака, со стороны гор, в снежное русское царство пришла проза нового поколения, и с ней явилась свобода излияния лирического чувства. Это было именно то, чего русская литература лишилась в годы "железных"сталинских пятилеток. От Айтматова протянулся мост в Серебряный век, к лирико-героической прозе Александра Куприна, к исповедальной интонации раннего Алексея Толстого...

По складу души Айтматов был олимпиец и небожитель, гуманист и европеец. Его всегда волновали философские проблемы бытия, устройство мира, мифология истории, существование земли, о Боге он размышлял как о Тайне, а человек был для него путником, идущим по пустыне, умирающим от духовной жажды. Писателя всегда притягивала экзистенциальная проблематика зла, и лучшие страницы его произведений были посвящены (парадокс!) с одной стороны - нежности взаимной любви, с другой - феномену невероятной жестокости людей, изумляющей ум и чувства.

Время, конечно, не терпит сослагательных наклонений, но все же хочется заметить, что Чингиз Айтматов имел огромный шанс получить Нобелевскую премию: тюркоязычный мир был готов номинировать писателя. Но, видно, не судьба, земной путь окончился раньше, а нобелевское лауреатство - удел только живых. Здесь можно лишь удивиться, почему фигура Айтматова не была замечена раньше. Но в конце концов, так ли уж это важно... Все же высшей наградой для писателя является мировое признание, а его Чингиз Айтматов познал в самой большой мере.

Большинство писателей в пору развала страны потеряли свое влияние, лишились государственной поддержки, но Айтматов был счастливым исключением. В годы распада СССР он получил поддержку одновременно и в России, и на родине: сначала писатель стал послом от России в странах Бенилюкса, а затем - послом Киргизии в тех же трех странах, только к Бельгии, Люксембургу и Нидерландам прибавилась Франция.

В небольшой горной республике, где 34 территории занимают горы Тянь-Шаня и Памиро-Алая, он был самым знаменитым киргизом. В огромной Советской стране Айтматов входил в узкий круг самых знаменитых русских писателей, поскольку большую часть своих книг писал по-русски, и писал хорошо. Вот мы и подошли к главной болевой точке его творчества – язык! Русский язык был для Айтматова языком власти, главной речью Советской страны, наконец, языком, на котором в тоталитарные времена вынесли смертный приговор его отцу.

Первую встречу с русской речью мальчик пережил в 30-е годы, в Москве, куда приехал из Киргизии его отец, учиться в элитарном Институте Красной профессуры. Приехал вместе с женой, татарской актрисой Наимой и маленьким сыном Чингизом. Отец будущего писателя был в те годы одним из руководителей Киргизии и готовился к работе на государственном поприще. Но жизнь Айтматова-старшего трагически оборвалась. Он был репрессирован в 1937, через год расстрелян, а после смерти Сталина реабилитирован. Чингизу было всего десять лет. В годы террора такой поворот судьбы был катастрофой: "вина" родителей закрывала путь детям.

Семья вернулась (фактически бежала) в Киргизию и первое время жила вдали от столицы, в родовом кишлаке Айтматовых Шекер. Когда началась война с фашистской Германией и опасность репрессий уменьшилась, юноша-Айтматов смог постепенно вписаться в новые условия жизни и даже стал исполнять обязанности секретаря местного сельсовета. Все взрослые мужчины ушли на фронт, и он был единственным, кто говорил по-русски, мог читать документы.

После окончания войны мать сумела дать сыну образование. Чингиз успешно окончил сельскохозяйственный институт в столице республики Фрунзе (ныне - Бишкек), стал зооветеринаром, затем работал в научном институте. Но вдруг он стал писать рассказы, о своих земляках из Шекера, и сразу понял, что не может жить без этого занятия, без возможности самовыражения, которое дают перо и бумага. Рассказы новоявленного автора нравились всем, кто их читал. Айтматов сел в поезд и приехал в Москву, где два года учился на специальных курсах при Литературном институте.

Тут проблема русского языка вновь встала перед ним во всей сложности бытия: писатель должен был выбрать язык своего творчества. Что делать? Писать на языке любимого, но маленького народа, или - выйти "на своей маленькой лодке" в открытый океан русской речи, над которым еще не утихли штормовые ветры революции?

Несколько лет Айтматов колебался, не зная, что выбрать. Русский язык пугал его. Это был одновременно и голос власти, и язык великой русской культуры, которую Айтматов воспринимал как свою. Именно в этом нравственном напряжении формировался его уникальный талант: он должен был, овладев русским языком, утвердить ценности жизни. И это ему удалось. Он стал преданным, благодарным учеником русской культуры, благоговеющим перед ее сокровищами.

Секрет успеха Айтматова был в том, что он никогда не акцентировал свою национальную "отдельность", свое киргизское происхождение. Его первый опубликованный в печати рассказ «Газетчик Дзюйдо» был написан на русском языке. Айтматов хотел быть русским писателем, и он стал им, вошел в сонм выдающихся мастеров русского слова.

Именно в Москве Чингиз Айматов получил известность как талантливый автор. "Знать свой язык - богатство, сделать родным чужой язык богатство вдвойне", - эти его слова стали метафорой, как, впрочем, и многие другие речения. "Русский язык открыл мне огромную часть мира. Синтезируя два менталитета, две культуры, две народные судьбы, слившиеся в единое целое, я и писал", - признавался позднее писатель.

Отметим в этом признании ключевое слово – синтез.

Именно этот тончайший "инструмент", интуитивно и осознанно выбранный Айтматовым, стал залогом его писательского успеха - сначала в Советском Союзе, а затем в Европе.

Первый громкий успех принесла начинающему писателю маленькая повесть "Джамиля" - о любви замужней молодой женщины Джамили к неудачнику Данияру. Эта трогательная история была написана на родном языке, затем - переведена на русский язык самим автором. А уже через год она прозвучала по-французски. В предисловии, к "Джамиле" писатель Луи Арагон (он перевел повесть с русского) восторженно писал, что «это самая прекрасная история любви». Советская критика акцентировала совершенно другой аспект повести: "это - повесть о молодой киргизской женщине, которая наперекор старым обычаям адата и шариата, смело идет навстречу любви, утверждая свое право на счастье".

В этой своей первой повести молодой Айтматов буквально прошел "по лезвию бритвы", сумев понравиться и Москве, и Парижу. Взволнованно и честно – по-юношески! - он написал как замужняя женщина Джамиля, влюбившись, бросает семью, нелюбимого мужа, в надежде на новое счастье, оказавшееся иллюзорным. Париж был очарован лирической силой таланта, Москва заметила, что дебютант заявил себя как "противник адата".

Но вовсе не компромисс стал основой для феноменального старта Айтматова. Рядом с повестью "Джамиля" (1958) вскоре встали в один ряд еще три шедевра: "Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учитель" (1962) и "Материнское поле" (1963). Столь яркий дебют в мировой литературе вполне сопоставим с дебютом молодого Льва Толстого, написавшего "Детство", и дебютом молодого Достоевского, создавшего повесть "Бедные люди".

Это был эффект разорвавшейся бомбы, и он совпал с эпохой послесталинской оттепели.

Из киргизского кишлака, со стороны гор, в снежное русское царство пришла проза нового поколения, и с ней явилась свобода излияния лирического чувства. Это было именно то, чего русская литература лишилась в годы сталинских пятилеток. От Айтматова протянулся мост в Серебряный век, к лирико-героической прозе Александра Куприна, исповедальной интонации раннего Алексея Толстого. Кроме того, в произведениях Айтматова воскресла русская тяга к описанию жизни мира животных тех, кто остался жить на свободе, и тех, кто был приручен человеком.

Недавний зооветеринар, провинциал с дальнего края советской империи, сын расстрелянного "врага народа", Чингиз Айтматов за три коротких года стал кумиром читающей русской публики. Однако держал он себя осмотрительно, не поддаваясь искушению ранней и громкой славы. Больше того, он вновь начал с "белого листа", свой новый цикл прозы писатель создавал уже исключительно на русском языке.

И снова - выиграл. Продолжение было таким же блистательным как старт: "Прощай, Гульсары! (Бег иноходца)" (1966), "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). В 70-е годы Айтматов становится негласным лидером современной русской литературы. При этом он продолжает держать себя с осторожностью охотника, который вышел на поединок со снежным барсом.

Особенно строг он был по отношению к любым проявлениям национализма и религиозного экстремизма, считая, что крайности ведут в тупик, и верной основой сосуществования народов может быть только диалог. Чингиз Айтматов всегда сторонился радикализма и держался золотой середины, но это не было "маской писателя", это свойство было органичным.

В романе «Буранный полустанок» ("И дольше века длится день") лучшие страницы книги Айтматова отданы судьбе юноши манкурта. Так называют пленников, которых лишают памяти варварским способом – связывают, натягивают на голову сырую шкуру - часть выи освежеванного верблюда, надевают на шею колодку и бросают на солнцепеке. Жара сушит кожу, которая стягивает череп жертвы с такой силой, что пленник сходит с ума, забывает себя и свое прошлое. Тогда шкуру снимают, - теперь он уже не человек, а биологический робот, живой мертвец, способный по приказу хозяина убить родную мать. И романный манкурт - молодой кипчак по имени Доломан - действительно убивает свою мать Найман-Ану, которая долгие годы искала похищенного сына и вот, наконец, нашла…

В душе Айтматова жило и тонкое поэтическое чувство. Он умел чувствовать красоту своей земли, обожал лошадей и собак. Тут нужно сказать еще и о том, что гуманизм Айтматова обнимал и судьбы хищников, он не разделял зверей на жертвы и палачей, а видел в тех же волках общую с людьми трагическую природу мироустройства, где пищей смерти и гибели становится все живое. По сути, Айтматов написал своеобразную жизнь замечательных зверей. В этом житие есть верблюд, волчица Акбара, конь-иноходец, орел, снежный барс и волчья семья. Однажды Айтматова спросили: "Может быть, в прежней жизни ты был волком?" "Я не возражаю", - охотно согласился писатель.

В уже упомянутой повести "Прощай, Гюльсары", два главных героя, конь и человек, гордый иноходец Гульсары и крестьянин Тананбай, который мечтает после смерти стать белым горным коршуном-белохвостом, чтобы часами парить в высоте и любоваться панорамой земли. Этот парящий над горами орел – душа самого Айтматова.

Третий этап творчества писателя связан с мировыми проблемами. Айтматов выходит на уровень космоса и вселенской экологии. В романах «Буранный полустанок» (1980), «Плаха» (1987) и "Тавро Кассандры" (1995) писатель описывает жизнь с высоты идеала. Например, в романе "Тавро Кассандры" писатель касается проблемы рождения мирового зла и делает своим героем естествоиспытателя Филофея, который на космической станции пытается вывести новый сорт искусственных людей, но сама природа восстает против насилия: гомункулы не превращаются в роботов.

Его философский подход – человек может выправить, или погубить , космос, смыкается с философией русского космизма мыслителей Федорова, Циолковского, Вернадского. А подход к экологии созвучен с идеями Хайдеггера о появлении нового охранного планетарного сознания.

Редкий дар лирика и философа принесли Айтматову заслуженную славу. Его книги переведены на десятки языков и вышли – совокупно – многомиллионными тиражами. Среди европейских стран наибольшей популярностью Айтматов пользуется в Германии. Эту страну Айтматов считал еще одним своим домом. Он и умер в одной из клиник Нюрнберга, не дожив несколько месяцев до своего восьмидесятилетия.

Айтматов был, наверное, последней масштабной фигурой, лидером, который напоминал - и в Москве, и в Бишкеке - о былом единстве в одной великой стране. И тут я вполне разделяю мнение писателя Михаила Веллера: "С уходом Айтматова ушел еще один скрепляющий постсоветское культурное пространство творец и культурный фактор".

Чингиз Айтматов похоронен на мемориальном кладбище Ата-Бейт в пригороде Бишкека. На гранитной стене мемориала выбита надпись, которую следовало бы начертать и на небесах: "Самое трудное для человека - каждый день оставаться человеком "...

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Объявлены лауреаты премии «Музыкальное сердце театра» 2024
26.11.2024 11:29
«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.