|
|
Образовательные реформы в странах ШОС |
24.05.2007 11:23 |
Власов А., Потеева Е. |
|
В XXI век страны постсоветского пространства вступили, сталкиваясь с новыми вызовами. С распадом СССР наука и образование оказались сферами деятельности, для которых переход к рыночным отношениям имел существенные негативные последствия.
Образовательные системы претерпели серьезные изменения как количественного, так и качественного характера. И далеко не всегда ответы на эти вызовы можно признать успешными, считаетИнформационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.
В тоже время переход к ?экономике знаний? требует, чтобы высокий уровень образования стал решающим фактором конкурентоспособности на мировом рынке, и, одновременно, современное образование рассматривается как целенаправленный процесс формирования личности.
Следует исходить из очевидного, образование, в том числе, высшее, является важнейшим элементом укрепления государственности, качественное образование необходимо для умения пользоваться высокотехнологичными и интеллектуальными продуктами. Поэтому следует говорить об образовании как основе роста экономики страны.
Современный мир переживает период глобализации ? эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. Следовательно, совершенствование высшего образования необходимо осуществлять в рамках интеграционных проектов.
Речь идет, прежде всего, о международной интеграции высшего образования. Вследствие этих причин, образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов.
Глобальное общество становится более открытым: свободное перемещение капитала, финансов, людей, информации стало основой современной концепции ?мира без границ?. Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики.
Сегодня конкурентоспособность страны ? один из самых важных факторов развития глобальной экономики и политики, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает последствия важных неэкономических явлений. Главным показателем конкурентоспособности являются высокий уровень и качество жизни населения. Особая роль, в которых отводится:
? 1. Уровню образования. Суть в том, что нации конкурируют не только товарами и услугами ? они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.
? 2. Развитию человеческого капитала. В современной экономике акцент делается уже не столько на материальные товары и услуги, сколько на ?интеллектуальный потенциал?. Способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путем обучения становятся критически важными для конкурентоспособности.
? 3. Качеству исполнения. Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется тем, что за последние десятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер. Наряду с положительными моментами, это стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.
Само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Все большее значение приобретают непрерывное образование.
Последние десятилетия характерны ускорением развития технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Именно поэтому существует необходимость в глубоком изучении и осмыслении накопившихся проблем с позиций научной обоснованности возможных путей их решения.
Проблемы образования и науки носят специфический характер в республиках, получивших независимость после распада Советского Союза. Общий спад экономики и, как следствие, уровня жизни населения привел к снижению уровня образования в этих странах и появлению ряда проблем технического и содержательного характера.
Среди них: несбалансированность подготовки специалистов гуманитарного и технического профиля, отток молодежи из науки, нарушение преемственности научных школ, непрерывности различных уровней системы образования и т.д.
Главными задачами, требующими особого внимания, являются:
1. Проблемы качества образования в вузах.
2. Проблема формирования ?единого образовательного пространства? и единых образовательных стандартов.
Решение этой задачи возможно в рамках интеграционных образовательных процессов. Еще в июне 1999 г. Министры образования тридцати европейских стран подписали Болонскую декларацию. Ее цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Основное содержание принятой Декларации сводится к тому, что Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан.
Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.
Основная внутренняя побудительная причина, вызвавшая к формированию Болонского процесса: построение общества, основанного на знаниях, предполагает переход к массовому высшему образованию, что сопряжено с необходимостью коренных реформ в системе образования ? естественно стремление координировать эти реформы в общеевропейском контексте.
Основная внешняя побудительная причина: образование становится серьезной отраслью бизнеса; в настоящее время страны Европы сталкиваются с северо-американским вызовом в этой области, когда США и Канада перераспределяют в свою пользу значительные контингенты студентов, и ответить на этот вызов может только Европа как целое.
Участники Болонской встречи приняли на себя обязательства за короткое время (крайний срок - конец первого десятилетия третьего тысячелетия) обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене.
В числе продекларированного следующее:
1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в частности, за счет введения приложений к дипломам).
2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист).
3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов.
4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности.
Были определены следующие важнейшие позиции:
- Введение двухциклового обучения. 1-й цикл до получения первой академической степени и 2-й после получения первой академической степени. На 1-ом цикле обучение не может быть меньше 3-х и больше 4-х лет. Обучение на 2-ом цикле ведет к получению степени магистра (2 года обучения) или к докторской степени (общая продолжительность обучения 7-8лет)
- Введение кредитной системы учет трудоемкости учебной работы в кредитах на основе ECTS.
- Контроль качества образования. Независимая аккредитация и оценка качества образования на основе на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники.
- Обеспечение трудоустройства выпускников. Знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы.
- Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Привлечение большего числа обучающихся из других регионов мира.
Надежды, которые связывают с этими изменениями страны на постсоветском пространстве в целом, отличаются от мотивов стран Западной Европы. Пожалуй, главным сходным мотивом является стремление повысить эффективность и уровень финансирования систем высшего образования, в том числе за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся на платной основе.
Что касается остальных ожиданий, постсоветских стран связанных с участием в Болонском процессе, то на первый план выдвигаются в первую очередь: 1) расширение доступа граждан к возможностям обучения и трудоустройства за рубежом; 2) снижение риска международной изоляции и провинциализации национальной системы высшего образования из-за не вхождения в Болонский процесс.
Переход к международным стандартам средней и высшей школы связан с формированием единого комплекса требований к выпускникам высших заведений, стандартизацией образовательных программ, решением проблемы нострификации, то есть взаимного признания дипломов о высшем образовании.
Формирование единого рынка труда в европейских странах неизбежно ставит вопрос об однотипной системе оценки квалификации потенциального работника. Невозможно решить эту задачу вне единого образовательного пространства и общих стандартов оценки качества подготовки выпускников высших учебных заведений.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать следующие вывод для постсоветских стран:
Необходим творческий подход к усвоению международного образовательного опыта. Системы высшего образования влияют друг на друга, и происходит постоянный обмен, заимствование и копирование отдельных их черт. В этом плане Болонский процесс ? это один из множества примеров. Поэтому подход к использованию международного опыта, базирующийся на глубоком понимании специфики собственной и чужой страны позволит снизить риск возможных непредвиденных последствий.
В тоже время, любая система образования постсоветских стран имеет свои сильные и слабые стороны, и очень часто ее недостатки являются продолжением ее достоинств. Во многих случаях это обуславливает необходимость нахождения баланса между различными конфликтующими ценностями и приоритетами. Это бывает особенно сложно в государствах, где консенсус по этим проблемам отсутствует. Именно в такой ситуации находится большинство постсоветских стран.
На фоне этого существует жесткая необходимость нахождения наиболее приемлемого варианта интеграции образования, которая позволила бы сохранить собственные достижения, с учетом национальных интересов. Так, в странах, на рынках труда которых не сформировался спрос на бакалавров и магистров, вынуждены будут решать эту проблема параллельно с внедрением новых ступеней обучения.
Кроме того, несмотря на формальный характер критерия количества кредитов, его соблюдение потребует перестройки многих содержательных и методических аспектов обучения. Формальный характер критериев образовательных ступеней вовсе не означает формального характера их соблюдения.
В Западной Европе одним из актуальных вопросов развития образовательных систем стала проблема нахождения баланса между интернационализацией образования и сохранением ее национального характера. В России эта проблема приобретает собственное звучание: здесь все больше обсуждают идею создания евроазиатского образовательного пространства, дополняющего механизм включения в болонский процесс.
Продолжающиеся изменения геополитической картины мира, обусловленные распадом СССР и образованием Новых Независимых Государств, уже привели к формированию кардинально новой геополитической ситуации в Центрально-азиатском регионе, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. И в этом контексте участие России в Шанхайской организации сотрудничества является взаимовыгодным и допустимым со всех сторон.
Согласно официальным документам, в цели Шанхайской организации сотрудничества входят совместная борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами преступной деятельности и массовой нелегальной миграцией.
К целям Шанхайской организации сотрудничества также относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
Развитие отношений с государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества ? Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан - (ШОС), официальное открытие которой состоялось на саммите в г. Ташкенте (15 июня 2004 г.) - отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации. Только в результате дальнейшего углубления взаимоотношений добрососедства, дружбы и сотрудничества можно эффективно защитить собственные интересы, реализовать цели совместного развития и процветания.
В истории современных международных отношений создание и развитие "Шанхайской пятерки" (КНР, Россия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан) представляет собой пример позитивного интеграционного процесса. Она положила начало новому мировоззрению на безопасность, содержащему в себе принципы взаимного доверия, разоружения, сотрудничества и безопасности, обогатила начатые Россией и Китаем межгосударственные отношения нового типа в основе которых партнерство, а не союз, предоставила модель регионального сотрудничества, отличительной особенностью которой являются совместная инициатива, приоритет безопасности, взаимовыгодное взаимодействие больших и малых государств.
В ШОС объединились уникальные цивилизации, и их тесное сотрудничество неизбежно становится источником обогащения каждой в отдельности. Интеграция научных потенциалов закономерно способствует развитию инновационных технологий во всех сферах жизни наших обществ.
Для создания договорно-правовой базы сотрудничества государствами-членами разрабатывается проект Соглашения о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений государств-членов ШОС. 15 июня 2006 года во время юбилейного Саммита ШОС в Шанхае подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования. Одновременно Сторонами прорабатывается возможность создания под эгидой ШОС единого Образовательного Центра.
Географическая и историческая близость стран региона ШОС ? это основа взаимодополняемости и взаимосвязанности культур и традиций. Благодаря особенностям гуманитарных ресурсов каждой страны у участниц Организации имеется огромный потенциал для взаимодействия. Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации.
Руководители стран-членов ШОС многократно подчеркивали, что организация должна уделять больше внимания гуманитарному сотрудничеству, которое становится одной из динамично развивающихся сфер взаимодействия в рамках ШОС. За пять лет существования ШОС страны-члены наладили практическое и эффективное сотрудничество в области культуры, образования, защиты окружающей среды и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В тоже время, необходимо признать, что страны ШОС до определенного момента проявили недостаточно внимания к выработке единства подходов в движении к общему образовательному дому. Да и сейчас остается ряд не решенных проблем, основной из которых считается не признание дипломов, не возможность в виду этого свободного передвижения студентов и лиц, окончивших ВУЗы с последующим трудоустройством по специальности на территории других стран.
Эта тема особенно актуальна, поскольку функционирование свободного рынка труда, миграция квалифицированной рабочей силы создают объективные потребности в признании дипломов одной страны профессиональным сообществом другой страны.
Для каждой из стран ШОС характерны свои специфические черты и проблемы в образовательной сфере, однако, в большинстве стран наблюдается рост числа коммерческих вузов, сокращение доли расходов на образование со стороны государства и одновременно формирование государственного заказа на подготовку специалистов в приоритетных областях деятельности.
Сдерживают развитие сотрудничества России в рамках ШОС недостаточное информационно-аналитическое обеспечение, проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере международных образовательных связей в действующих российских правовых актах, отсутствие единого подхода государств-участников ШОС к вопросам экспорта и импорта образовательных услуг.
Решение вышеперечисленных проблем, несомненно, расширит возможности предоставления образовательных услуг российскими вузами гражданам государств-участников ШОС и будет способствовать повышению конкурентоспособности российского образования, увеличению экспорта российских образовательных услуг на азиатском материке.
В 2006 году в рамках ФЦПРО был осуществлен проект ?Разработка модели интеграции российского образования в мировую образовательную систему?. Разработанная модель в интегрированном виде описывает имеющиеся административно-правовые и организационные ресурсы, а также важнейшие направления и меры, обеспечивающие углубление интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.
В 2007 году предполагается апробация этой модели в рамках сотрудничества России в сфере образования в Шанхайской организации сотрудничества.
Государства-члены ШОС как добрые соседи и важные партнеры друг для друга проявляют политическую волю укреплять сотрудничество и имеют для этого прочную основу. Для сотрудничества существуют огромный потенциал и благоприятные перспективы по самым различным направлениям.
В этих условиях соединение достижений Запада и Востока, прежде всего в области образования и культуры, является для постсоветских стран жизненно важной задачей. Возможно, Россия могла бы инициировать принятие Шанхайской Организацией Сотрудничества Евразийской Декларации о формировании единого духовного и образовательного пространства, которое бы дополнило технологическую составляющую Болонского процесса.
При этом важно, чтобы в дополнение к Болонской Декларации, сводящейся к технической формуле ?бакалавр ? магистр - модуль ? кредит?, Декларация ШОС сделала бы упор на содержательные, морально-нравственные, духовные аспекты образования, что в большей степени присуще восточной традиции.
В Декларации ШОС должны найти свое место идеи выстраивания единого образовательного пространства на основании модели цивилизационного взаимопроникновения, а не столкновения цивилизаций.
Повышенное внимание к содержанию образования одновременно предполагает поиск и внедрение новых подходов, новых технологий, новых моделей, новых критериев оценки обучения и воспитания, оказания образовательных услуг.
Речь идет, в частности, о принятии в рамках ШОС стандартов образования, о сертификации качества образовательных услуг, об аудите процессов подготовки и аттестации специалистов, о проведении квалификационных экзаменов, о развитии образовательной инфраструктуры, о более свободном перемещении знаний и их носителей через границы наших государств.
В рамках этой программы постсоветские страны и Китай смогли бы совместными усилиями продвигать национальные образовательные системы к вхождению в Болонский процесс.
Создание и развитие единого образовательного пространства в рамках ШОС призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации человека, обеспечивающей необходимый уровень образованности, интеллекта, культуры интегрируемого сообщества народов и цивилизаций, а также расширению и углублению их межличностных, политических, экономических, военных, этических и всех других отношений.
Для постановки и решения этой задачи уже созрели достаточные предпосылки, т.к у всех участников образовательного пространства ШОС есть прямая заинтересованность в налаживании сотрудничества в сферах образования, культуры, безопасности, есть понимание того, что освоение людьми культуры безопасности увеличивает ресурсы выживания, жизнестойкости наций, цивилизаций, конкретного человека.)
В числе актуальных направлений взаимодействия стран ШОС президент России назвал искоренение бедности, безработицы, расширение доступа к образованию и культурным ценностям. Шаги в этом направлении работают на решение важнейшей общей задачи - на повышение благосостояния граждан государств ШОС.
Согласование образовательной политики России и ШОС дает возможность поиска взаимных путей, ведущих к созданию единого образовательного пространства. Шесть министров утвердили регламент работы экспертной группы. Она, в частности, продолжит разработку соглашения о взаимном академическом признании документов об образовании.
Следующее совещание министры договорились провести в 2008 году в Казахстане. Существует также о необходимости расширения обмена студентами и преподавателями, учебными материалами, активизации изучения языков стран ШОС.
На прошедшей в июне 2006 г. в Москве встрече министров ?Большой восьмерки? было заявлено, что важно повысить квалификацию и провести переподготовку учителей с применением современных информационных технологий. Поэтому участники также существует необходимость возможности обмена опытом и организации совместных форм по повышению квалификации преподавательского состава.
Для обмена опытом в образовательной сфере при Секретариате ШОС будет веб-сайт по вопросам образования, по наполнению и продвижению соглашений в области образования между государствами-членами ШОС. Все стороны будут работать на этот сайт для того, чтобы включать в него все последние нововведения и инновации.
Таким образом, назрела необходимость более глубокой и тщательной интеграции образовательных систем, формирования единого образовательного пространства государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества, в котором можно было бы соединить лучшие педагогические традиции Востока и Запада, увязать учебный процесс с острейшими вызовами времени, современными условиями жизнедеятельности, общими интересами выживания и решения проблем гармоничного развития человека.
Является возможной перспектива принятия Шанхайской Организацией Сотрудничества Евразийской Декларации о формировании единого духовного и образовательного пространства как приоритетной задачи образования XXI века, делающей упор на его содержательные, морально-нравственные, духовные и интеллектуальные аспекты цивилизационного сотрудничества с учетом национальных особенностей.
Единое образовательное пространство в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации и гармонизации человека, народов и цивилизаций интегрируемого сообщества, стать эффективным средством защиты от негативных процессов глобализации.
В сфере высшего образования, как региональная структура ШОС пока еще не задействована и себя должным образом не проявила. Вместе с тем, необходимые для этого возможности, ресурсы, потенциал у стран-участниц есть. Для их активизации необходима добрая воля руководителей, заинтересованных лиц.
Необходимо также в самое ближайшее время принять все необходимые меры для использования богатейшего интеллектуально - образовательного, культурного и научного потенциала организации. Это следует сделать не только для развития образования, но и в целом для развития укрепления международного авторитета и влияния ШОС не только в регионе, но и в мире.
В современной действительности ШОС не нуждается в доказательстве своей компетенции и важности не только для стран ее участниц, но и для мирового сообщества в целом. Пройдя все этапы становления и четко наметив план сотрудничества, для ШОС является актуальной возможность и необходимость взаимодействия или даже, взаимопомощи, в сфере образования, тем более, что все предпосылки для этого уже существуют.
Имея схожие приоритеты не только в образовательной, но и экономической, политической сферах, сфере безопасности со странами ШОС, Россия является участницей взаимовыгодных и перспективных отношений, в тоже время, выступая в качестве системообразующего элемента.
Россия - потенциально сильный конкурент и партнер международных отношений.
Поэтому появляется возможность быть достаточно активными, чтобы стать полноправным участником общеевропейского процесса. Изменения, происходящие на международном рынке образовательных услуг, свидетельствуют о том, что интернационализация становится неотъемлемым элементом высшего образования.
Экономическая интеграция требует определенной стандартизации результатов образовательной деятельности. Знания, полученные студентами в вузах одной страны, должны быть применимы в других странах, как для продолжения обучения, так и для профессиональной деятельности.
Наряду с положительными моментами, это стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса. Кроме того, действие таких факторов, как ликвидация государственного распределения выпускников вузов; неустойчивость рынка труда; сокращение госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности также заставляет задуматься о проблемах в сфере образования в целом.
Новые страны уверенно входят в традиционную группу экспортеров образовательных услуг, среди которых большое значение имеют страны участницы ШОС.
Адаптация содержания и формата обучения к конкретным условиям страны-участниц ШОС, подбор и контроль местных преподавателей, взаимоотношения с местными властями и местными вузами, ценообразование таких программ, управление их качеством являются основными вопросами, с которыми сталкиваются в процессе интеграции образовательной системы. С ними же столкнулись и страны ШОС в процессе интеграции и формирования единого пространства в сфере образования.
Отсюда, одну из основных проблем высшего образования разработчики современной государственной политики России в области образования и международного взаимодействия характеризуют следующие наиболее важные аспекты:
? - важность учета национальных традиций и форм образования в связи с интеграцией в европейскую среде образования;
? - необходимость создания такой формы интеграции, которая смогла бы наиболее объективно и адекватно способствовать объединению образования стран ШОС;
? - не основывалась бы только на оценках в дипломе студента, а объективно оценивала бы действительные знания студентов, их способность реализовать на практике полученные знания.
Важность этих аспектов еще и связанна с тем, что долгое время образовательный процесс большинства стран-участниц был единым, но и после формирования отдельных государств проблемы оставались очень схожими. В связи с этим появляется острая необходимость в анализе не только прошлых характеристик образования этих стран, но и более глубокого анализа и прогнозирование общих достижений стан ШОС.
Повышение качества образования в регионе ШОС имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и образовательного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание условий для комплексного социально-экономического развития стран в целом. Но, прежде всего, в качестве важнейшей составной части оно требует создания систем мониторинга качества образования как в общенациональном масштабе.
Из вышеизложенного материала видно, что формирование и укрепление общего образовательного пространства стран ШОС в настоящее время имеет большое значение для организации и призвано решить задачи поставленные не только ею самой, но и процессом глобализации в мире.
Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве был образован при Кафедре истории стран Ближнего зарубежья Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий