|
|
ШОС может стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса |
19.06.2008 11:44 |
|
|
В Киргизии на Иссык-Куле 11-12 июня 2008 года прошла международная
конференция "Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика в Центральной Евразии".
Ее организаторами выступили Общественный фонд Александра Князева (Киргизия),
Фонд имени Фридриха Эберта (ФРГ), Фонд Ахмад Шаха Масуда (Афганистан). В работе
конференции участвовали эксперты, а также представители политических и научных
кругов из Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана,
Узбекистана, России, Германии, Великобритании, Италии. Предлагаем вниманию
читателей отчет о мероприятии, подготовленный его организаторами.
Кризис в Афганистане по-прежнему остается одной из важнейших проблем
международной политики. Результатом антитеррористической кампании США стали
новая активизация террористических группировок, многократный рост производства
наркотиков, нелегальной миграции, незаконной торговли оружием и других угроз
безопасности самого Афганистана и всех стран евразийского континента. Это
заставляет активизироваться страны ? соседи Афганистана, для которых афганское
урегулирование является жизненно важным. Этим объясняется возрастающее внимание
к проблемам Афганистана со стороны Шанхайской Организации Сотрудничества. О
заинтересованности в участии ШОС в афганском урегулировании заявляет на самом
высоком уровне и Афганистан, об этом говорил в своем выступлении на саммите глав
государств-членов ШОС в августе 2007 года в Бишкеке президент Афганистана Хамид
Карзай.
Силами участников конференции в ходе двухдневной работы был
сформулирован ряд выводов и оценок, а также предложений и рекомендаций,
способных в совокупности составить модель активного участия ШОС в афганском
урегулировании и в последующем позитивном развитии Афганистана.
Раздел I. Потенциал ШОС в решении экономических вопросов в контексте
потребностей Афганистана.
Очевидной проблемой эффективности
инвестиционной деятельности в Афганистане является отсутствие четких целей,
планов и даже сколько-нибудь реальных концепций развития страны. Представленная
на Лондонской конференции "Стратегия национального развития Афганистана"
выглядит декларативно, неубедительно и необоснованно, в ней отсутствуют
технико-экономические и научные обоснования экономических показателей ? целей
стратегии, а самое важное ? путей их достижения. При таком подходе любые
инвестиции обречены на минимальную экономическую отдачу. К причинам низкой
эффективности донорских инвестиций также можно отнести специфические
политические интересы некоторых стран-доноров.
Страны ШОС вполне
способны эффективно использовать свои инвестиционные возможности, оказывая
точечную помощь в отдельных регионах или проектах и основываясь на общности
интересов стран ШОС с Афганистаном: сопредельные границы, общая ирригационная
система, общность применяемых технологий ведения сельского хозяйства, интересы в
социокультурной, религиозной сфере, наличие опыта совместной экономической
деятельности. Такая тактика более эффективна и с точки зрения национальных
интересов сопредельных с Афганистаном стран, и с точки зрения экономических
интересов самого Афганистана. Стратегия ШОС в афганском урегулировании в своем
экономическом компоненте должна быть направлена на концентрацию инвестиционных
усилий, базирующихся на конкретном плане восстановления экономики Афганистана, а
не на суммах выделяемых инвестиций, что сегодня происходит.
ШОС
необходимо определить и согласовать общие приоритеты по отношению к Афганистану,
выдвинув на первый план содействие решению вопросов восстановления афганской
экономики, а не собственные коммерческие и политические интересы. Только
здоровая экономика способна решить устранить причины, порождающие проблемы
терроризма и наркобизнеса. Выгоды от решения этих проблем и стабилизации в
Афганистане могут многократно перекрыть любые коммерческие дивиденды. Единство
позиций стран-участниц ШОС существенно увеличит потенциал организации и придаст
ей больший политический вес, помощь Афганистану послужит в итоге геополитическим
интересам каждой из стран-участниц ШОС. Странам-участницам ШОС следует
договариваться о координации экономической деятельности в Афганистане в
интересах восстановления и развития экономического потенциала этой страны,
отбросив при этом сиюминутные интересы каждого из членов организации. Для этого
необходимо:
a) разработать и утвердить концептуальные подходы к вопросу
совместного участия стран ШОС в восстановлении Афганистана,
b)
согласовать единые принципы и сформировать проекты, представляющие интерес для
всех государств-участников ШОС,
c) поручить контактной группе ШОС
договориться с основными странами-донорами о конкретных совместных действиях в
интересах ускоренного восстановления Афганистана.
Формирование здоровой
экономической ситуации ? единственный реальный шанс преодоления кризиса в
Афганистане. Для этого странам ШОС одновременно с решением долгосрочных вопросов
следует приступить к осуществлению небольших проектов краткосрочного характера,
основанных на кооперации общих ресурсов с привлечением донорских средств и
созданием новых рабочих мест для местного населения, усилить работу
восстановлению ранее построенных (в советский период) объектов, которые
нуждаются в модернизации и реконструкции, развивать торгово-экономические
отношения по поставке товаров первой необходимости, технике и других средств
труда, которые не требуют дополнительного обучения и не сложны в эксплуатации.
Помимо этого, необходимо, в частности:
? обеспечить более
выгодные условия тарифных преференций для транзитных перевозок экспортных грузов
афганских торговых компаний.
? максимально использовать выгоды
приграничной торговли и формирования приграничных зон экономического
сотрудничества для укрепления буферной зоны безопасности (северной части
Афганистана) для сопредельных стран ШОС.
Раздел II. Трансформация
угроз и вызовов безопасности из Афганистана для стран ? участниц и наблюдателей
ШОС
Продолжение конфликта сохраняет угрозы для стран-участниц и
наблюдателей ШОС, но при этом происходит трансформация этих угроз ?
продолжающееся незаконное производство в Афганистане наркотических веществ и их
распространение подрывает национальную безопасность стран-соседей Афганистана,
других стран евразийского континента. На этом фоне происходит активизация
экстремистских и террористических организаций. Реальная угроза объединения
экстремизма и наркобизнеса в единую систему порождает важную проблему:
происходит идеологическое обоснование наркоторговли, как одного из действенных
инструментов политической борьбы и криминализации политики. Для стран
Центральной Азии дестабилизация Афганистана ведет к ухудшению ситуации в сфере
внутренней безопасности. Усиление криминальных и экстремистских структур создает
угрозу их влияния на легальные институты власти и формирования нестабильного и
депрессивного пространства в регионе. Особую опасность вызывает также тенденция
наркотизации экономик государств Центральной Азии.
Большинство вызовов и
угроз, с которыми приходиться сталкиваться ШОС, имеют трансграничную природу.
"Три зла" ? религиозный экстремизм, национал-сепаратистские движения,
международный терроризм проникают сквозь границы молодых государств создают
целый клубок регионального общественного вреда. Сложный многогранный характер
этого явления делают невозможным окончательное его искоренение силами одного
государства. ШОС вправе поставить вопрос об ответственности каждого из
государств-членов ШОС, за эффективность мер противодействия вызовам и угрозам на
своих границах, формированию системы внутренней безопасности с целью создания
антитеррористического пояса безопасности.
Раздел III. Возможности
взаимодействия ШОС с США, НАТО и другими внешними заинтересованными участниками
в афганском урегулировании.
В выступлениях участников конференции и
дискуссиях подчеркивалось, что в интересах стран ШОС, как и НАТО и США,
способствовать укреплению государственности Афганистана, встроенного в систему
безопасности центральноазиатского региона наряду с сопредельными государствами и
другими заинтересованными акторами. Многостороннее сотрудничество всегда
приносило более весомые плоды, чем усилия одиночек или только двух сторон.
Участники конференции сошлись на том, что:
-Отсутствие
сотрудничества ШОС и НАТО в Афганистане не отвечает интересам стран-участниц
обеих организаций, а также других государств и народов региона. Немедленная
актуализация этой проблемы на уровне глав государств ШОС должна стать гарантией
ее успешной реализации. Ныне существует реальная возможность использования
потенциала ШОС, а также некоторых из государств-членов НАТО, готовых к ведению
конструктивного диалога и посредничества для установления тесного
взаимодействия.
-Участники конференции отдают себе отчет в том, что
международная коалиция и НАТО вносят вклад в военное сдерживание "Талибана" и
развитие Афганистана.
-ШОС, как и все соседи Афганистана, не желает
поражения НАТО в Афганистане, но вправе иметь полную информацию и представление
об эффективности действий по пресечению наркотрафика и международного
терроризма.
-Намерение США держать военные базы в Афганистане и странах
Центральной Азии должно быть четко мотивированно и связано с национальными
интересами самих стран региона. Соседи Афганистана и сами афганцы отдают себе
отчет в том, что присутствие вооруженных сил коалиции не может длиться вечно.
Высока вероятность того, что неудача коалиции по улучшению жизни афганцев может
окончательно лишить НАТО и США поддержки как внутри страны, так и за ее
пределами
-Стратегическое партнерство Афганистана с США найдет поддержку
у соседей, только если оно не направлено против них самих. Если Афганистан
превратится в стартовую площадку для нападения на Иран, то Иран намерен ответить
самым решительным образом, превратив регион Центральной Азии в арену войны
против США и международной коалиции. Это не может не беспокоить ШОС - афганскому
правительству следует самому решать вопросы взаимоотношений с соседями, в том
числе и с Ираном.
-На пакистанском направлении ШОС имеет немалые
возможности ? она могла бы способствовать улучшению взаимоотношений и понимания
между Афганистаном и Пакистаном.
-Серьезную озабоченность вызывает
конфронтация между Ираном и США и отсутствие сотрудничества двух стран в деле
урегулирования афганской проблемы. Между тем, такое сотрудничество давало
положительные результаты в действиях против "Талибана" в конце 2001 г.
-Для НАТО было бы целесообразным начать консультации о будущем
Афганистана с участием всех его соседей, включая Иран, Россию, Китай, Индию,
страны Персидского залива.
-Конференция считает, что необходимо поощрять
действия афганского правительства, направленные на урегулирование отношений как
внутри страны (с талибами в том числе), так и с региональными соседями, включая
Иран, Пакистан и страны Центральной Азии. Это должно проходить как на
двухстороннем уровне, так и в рамках ШОС и других межгосударственных организаций
и коалиций.
-ШОС и НАТО в целом имеют общее понимание задач, а именно
встраивания Афганистана и Центральную Азию и в мировое сообщество таким образом,
чтобы этот регион перестал быть опасным очагом мирового терроризма.
Раздел IV. Организация внутриафганского переговорного процесса под
эгидой ШОС, возможности воздействия
Практика проведения переговоров
между различными этнополитическими силами ? давняя традиция афганского общества
и государства, Но противостояние, временами приобретающее характер гражданской
войны, ставит в повестку дня участие в переговорном процессе внешних сил. Эти
меры могли бы опираться на прецеденты как внутри Афганистана (политика
национального примирения второй половины 1980-х гг.), так и вне его (например,
опыт межтаджикского урегулирования в 1990-е гг. при участии Ирана и России). ШОС
в целом и ее отдельные участники, члены и наблюдатели, обладают значительным
миротворческим опытом, в том числе опытом международного посредничества.
Афганская проблема не имеет военного решения. Необходимо создание при
поддержке ШОС постоянно действующего переговорного процесса, в котором должны
участвовать все субъекты современного афганского политического процесса:
государственные структуры, политические партии, этнические сообщества,
представители регионов, религиозные деятели. Формирование новых политических сил
(например, Национального фронта Афганистана), действующих в рамках
конституционных норм, показывает, что в стране есть хороший потенциал для
мирного поиска формулы урегулирования. Ведущие вооруженную борьбу против
правительства и иностранных войск группировки в высокой степени неоднородны,
значительная часть их имеет внутриафганское происхождение и определенную
поддержку части афганского населения. Они должны стать полноправными участниками
переговорного процесса. Единственным критерием исключения из переговорного
процесса тех или иных группировок или движений является их связь с
международными террористическими и экстремистскими силами.
ШОС может
стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса.
Возможности стран ? членов и наблюдателей ШОС по воздействию на тех или иных
афганских политических факторов должны быть задействованы для достижения главной
цели ? прекращения военных действий и трансформации политической системы
государства в интересах всех без исключения слоев и групп афганского общества.
Информационные партнеры конференции:
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий