Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:12Астана
23:42Тегеран
22:12Минск
01:12Бишкек
00:42Дели
03:12Пекин
23:12Москва
00:12Исламабад
00:12Душанбе
00:12Ташкент
Наблюдатели:
03:12Улан-Батор
23:42Кабул
Партнеры по диалогу:
23:42Манама
23:42Ереван
23:42Катманду
00:12Баку
22:12Каир
23:12Доха
23:12Эр-Рияд
23:12Эль-Кувейт
23:12Мале
23:12Абу-Даби
23:12Нейпьидо
22:12Анкара
02:12Пномпень
02:12Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

22.11.2024 20:19
Путин поддержал принятие "Орешника" на вооружение
22.11.2024 16:24
Российские войска освободили Новодмитровку в ДНР
22.11.2024 16:21
Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет снят досрочно
22.11.2024 12:52
AFP анонсировало экстренное заседание Совета Украина - НАТО
22.11.2024 09:43
Глава Минобороны ФРГ отказался бороться за пост канцлера, поддержал Шольца
22.11.2024 08:16
Силы ПВО за ночь уничтожили 23 БПЛА над тремя регионами РФ
22.11.2024 07:08
Об участии ШОС в Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции "Пекин+ 30"
22.11.2024 07:03
Подполье сообщило о "прилете" по военному полигону в Сумской области
22.11.2024 06:59
США заранее получили от РФ информацию о запуске ракеты "Орешник"
22.11.2024 06:54
Ким Чен Ын заявил об опасности термоядерной войны с США
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Место и роль Афганистана в формировании новой архитектуры безопасности Центральной Азии
27.07.2007 14:10
Рассматривая проблемы формирования новой архитектуры безопасности в свете недавних событий, происходящих в странах региона (особенно это касается киргизских, андижанских событий и процессов, протекающих в Афганистане), задумываешься над вопросами: Какова философия безопасности в Центральноазиатском регионе? Какие цели наши национальные государства ставят перед собой при решении проблем безопасности? И, наконец, что мы понимаем под известным понятием безопасности и насколько последовательно стремимся к достижению своих целей в области обеспечения безопасности?

Совпадает ли наше понимание безопасности с современными реалиями, в первую очередь, конечно с новым международным порядком, новой системой международных отношений и новыми реалиями независимости, рыночной экономикой и гражданским обществом? Какое место занимает Афганистан в новом геополитическом комплексе нашего региона?

Под вопросом находится также деятельность международных и региональных организаций безопасности. Эффективность их деятельности в обеспечении безопасности, механизм их действия в кризисных ситуациях, нормативно-правовые акты, на которые опираются в своих действиях эти организации в рамках существующих договоров, правильное сочетание региональных, национальных и международных интересов и т.д.

Пока во всём этом имеется много неразрешимых противоречий, безвыходных ситуаций, конфликтогенность самих систем. Всё это вызвано тем, что архитектура безопасности не сформирована по законам единой системы обеспечения безопасности. Не сформулированы цели и задачи новой системы и новой архитектуры безопасности, соответствующей современным реалиям. Почему не ощущается эффективность региональных организаций, влияющих на нашу безопасность? Действительно, это не вопрос, родившийся после киргизских и андижанских событий.

Важнейшей задачей для транзитного периода в области политики безопасности в нашем регионе является определение содержания этой политики, её сочетание с национальной политикой безопасности. Если США, Россия, Китай осуществляют политику безопасности в рамках их жизненно важных интересов, механизмов их защиты и приоритетов, то страны Центральной Азии пока этого не смогли сделать.

Главное состоит в том, чтобы не ошибиться в определении этих жизненно важных интересов. Для нас более важно то, чем определять свои жизненные интересы по всему миру, определить степень сочетаемости своих национальных интересов со своими соседями. Именно с этого начинается создание новой архитектуры безопасности региона. Общие или взаимодополняющие гидроэнергетические ресурсы связывают нашу экономику и жизненное пространство в единую систему обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности: экологии, экономики, политики и культуры, духовности.

Вся наша действительность должна быть направлена на формирование системы национальной и региональной безопасности, национальной и региональной политики обеспечения безопасности для всего региона. Только совместная деятельность, координация деятельности правительств стран региона может стать основой единой системы безопасности с учётом внутренних и внешних угроз. Эта система как совокупность установок, институтов, учреждений, средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надёжной защиты как национальных, так и региональных интересов должна работать всегда и эффективно как на уровне отдельных государств, так и региона в целом.

Основные функции новой архитектуры безопасности, её философии и идеологии должны быть направлены на выявление, прогнозирование и нейтрализацию угроз жизненно важным интересам и безопасности региона, а не только в рамках национальных государств. Наряду с этим важным является также создание и поддержание в готовности сил и средств для этих целей, обеспечение их управления и безопасности в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Особую важность приобретает в формировании новой архитектуры безопасности в ЦА соблюдение правила симметричности государственной, общественной (национальной) безопасности с региональной и международной безопасностью. Они дополняют друг друга и в процессе острейшей геополитической и идеологической борьбы возможны неожиданные повороты в смысле появления новых угроз и перехода одного в другое. Выявление реальных и потенциальных угроз должно учесть все нюансы соотношения всех уровней системы безопасности.

Руководителями Центральноазиатских республик проделана огромная работа по формированию политики безопасности, однако все это должно координироваться и систематизироваться в рамках новой философии архитектуры безопасности, с учётом внешних и внутренних факторов, тем более с учетом всей сложности ситуации в Афганистане и вокруг Афганистана.

В зависимости от современных реалий, центральноазиатские республики должны активизировать свою политику безопасности с учётом стабилизации Афганистана и вхождения в круг геополитических игроков региона этого государства, изменения роли Ирана, вхождения в ШОС Индии, Ирана и Пакистана в качестве наблюдателей, активизации экономического вторжения Пакистана в регион, новая активизации талибов и других факторов.

Моделирование новой архитектуры безопасности именно на данном этапе должно учесть внутренние факторы, влияющие на стабильность каждого государства в отдельности. Пока ни в одном из центральноазиатских государств не разработана система мер противодействия, кроме как силовая.

В связи с этим каждая из стран региона должна пересмотреть концепции своей внутренней и внешней политики, национальной безопасности и определить новые приоритеты в углублении политических, экономических и социальных реформ.

Если страны региона осознают в условиях глобализации важность сохранения мира во всём мире и обеспечение безопасности всего человечества, неделимость для всех, тем более, когда такие понятия как "глобальная безопасность", "международная безопасность", "всеобщая безопасность", "коллективная безопасность", всё более активизируются и занимают своё место в общественном сознании и международной политике, нам придётся работать уже по другим параметрам обеспечения своей безопасности как во внутренней, так и внешней политике.

В этих целях практически можно создать постоянную аналитическую группу по разработке системы региональной безопасности, формированию её философии и архитектуры, чтобы избежать катастрофических последствий, хаотичных концепций и политики безопасности отдельных государств.

Для обеспечения безопасности в регионе необходимо, ряд условий применимых к Афганистану:

во-первых, сотрудничество всех стран региона на основе общих интересов. Для этого надо объединиться и сформировать наиболее приемлемые для всех формулировки этих интересов;

во-вторых, вовлеченность Афганистана во все происходящие в регионе политические, экономические и культурно-образовательные процессы. Пока Афганистан не чувствует себя частью единого сформировавшегося региона, не ощущает помощь со стороны государств региона, не будет себя считать вовлечённым в интеграционные процессы центральноазиатского региона.

Здесь, конечно, есть одно "но". Некоторые думают, что вовлечённость Афганистана ухудшает состояние безопасности в регионе. Однако надо отметить, что изоляция Афганистана ухудшает состояние безопасности многократно. Поэтому придётся с этим быстрее определиться; в-третьих, необходимо между этими странами для формирования единой позиции по многим вопросам, в том числе и политическим, начинать с нового процесса центральноазиатского диалога по модели Дармутской конференции, который постепенно снимает все вопросы конфликтогенного характера и наращивает потенциал сотрудничества и доверия между странами региона и усиливает вовлечённость Афганистана в рамках регионального сотрудничества;

в-четвёртых, такой же постоянный диалог надо начинать и в самом Афганистане между различными политическими силами, представителями этносов и конфессий для разработки мер доверия в афганском обществе. Необходимо учесть, что, учитывая сложнейшие взаимоотношения этих сил и слоёв в Афганистане, надо развивать этот диалог и на уровне регионов внутри Афганистана вокруг одной темы в целях формирования единого общеафганского подхода ко всем спорным вопросам, существующим в настоящее время;

в-пятых, обеспечить комплексное взаимодействие Афганистана с единой региональной системой обеспечения безопасности в широком смысле этого слова. Способствовать формированию в этой стране политики безопасности, соответствующей мировым стандартам. Только с учётом высказанных предложений, на наш взгляд, можно в ближайшие 5-10 лет сформировать основу новой архитектуры безопасности Центральноазиатского региона, где Афганистану принадлежит достойное место цивилизованного государства.

Цель антитеррористической операции прежде всего заключается в демилитаризации Афганистана и это не должно привести к дополнительной милитаризации региона. Сохранение огромных военных контингентов в этой стране, на мой взгляд, в будущем означает усиление вызовов и угроз безопасности не только в Центральноазиатском регионе, но и во всем мире. Так как неделимость безопасности после событий сентября 2001г. в Нью-Йорке и Лондонские события в июле 2005 г. и т.д. это уже аксиома, не требующая доказательств.

Президент Республики Таджикистан еще 19 октября 2001г. на вопрос российской "Независимой газеты" (цитируется по: Рахмонов Эмомали. Тысяча лет в одну жизнь. Душанбе "Ирфон", 2003, с.471), что ожидает Таджикистан в случае успеха или же провала антитеррористической операции США в Афганистане? - ответил следующим образом:

"Во-первых, эту операцию нельзя назвать антитеррористической операцией только США, хотя именно они являются ведущими в ней. Нет, необходимости напоминать о различных формах взаимодействия других стран по участию или содействию в намечающейся операции. Говорю "намечающейся" только потому, что задача антитеррористической операции, на мой взгляд, является чрезвычайно сложной, и она не сводится лишь к поимке и наказанию виновников трагедии 11 сентября. Безопасность мира не будет обеспечена одними бомбардировками лагерей "Талибан".

Нужна твёрдая воля народов и стран, чтобы довести первый этап до успешного продвижения мирного процесса в Афганистане. Об успехе антитеррористической операции можно будет говорить только после установления мира в Афганистане.

Очевидно, при этом не обойтись без этапа переходного процесса. Уже на этом этапе снизится производство наркотиков в Афганистане и их транзит через Центральную Азию, в том числе и через Таджикистан. Снизятся угрозы дестабилизации для нашего региона, создадутся более широкие возможности для экономического подъёма в Таджикистане путём поступления инвестиций.

Со временем возникнет реальная почва для вовлечения страны в русло современной технологической революции на основе использования богатейших залежей полезных ископаемых в стране. Главное с успехом антитеррористической операции в Афганистане наладится мирная жизнь таджикистанцев. Мы в этом случае не собираемся что-либо менять у себя в стране. Более того, используя мир в регионе, мы закрепим уже имеющиеся достижения во внутриполитической сфере и будем их дальше развивать.

Что же касается провала антитеррористической операции, то сама мысль об этом недопустима, так как это был бы провал антитеррористической коалиции, провал экономического и политического фундамента современной цивилизации. Хотят ли этого или не хотят, но ведущие силы современного мира будут вынуждены вести долгую и упорную борьбу с этой транснациональной преступностью. Она одинаково направлена и против одних, и против других, и против всех остальных".

Сайфулло Сафаров
Зам. директора Центра стратегических исследований
при Президенте РТ, кандидат философских наук
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

ФСБ задержала гражданина ФРГ, прибывшего для теракта на объекте ТЭК
20.11.2024 09:55
ФСБ задержала исполнителей убийства офицера ВМФ Транковского в Севастополе
19.11.2024 10:10
Погибший при взрыве в Бразилиа пытался проникнуть с бомбой в здание суда
14.11.2024 06:36
Участие Генсека ШОС в Международной антитеррористической Конференции в рамках "Душанбинского процесса"
05.11.2024 07:14
Эрдоган сообщил о четырех погибших и 14 раненых в результате теракта в Анкаре
25.10.2024 13:00
ВВС Турции проводят операцию против РПК в Сирии и Ираке
24.10.2024 06:31
Антитеррор – забота общая
20.10.2024 17:23
Инженер ЗАЭС пойдет под суд за попытку теракта по заказу украинского ГУР
18.10.2024 10:05
За подрыв Керченского моста объявили в розыск граждан Грузии и Украины
14.10.2024 06:28
Чжан Мин: ШОС будет решительно бороться с терроризмом
12.10.2024 07:40
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.