Вот уже почти пять тысяч лет китайцы - отличники в нескончаемом университете Жизни. Потому что умны и искусны. Этот народ научился жить, "не толкая друг друга локтями", а главное - преобразовывать в энергию развития не только успехи, но и заблуждения. Мудрость открыла китайцам тайну непотопляемого бытия в океане Времени, способ вечного самовозрождения. Недаром птица Феникс так много значит в национальной символической традиции…
Все десять дней, проведенных на китайской земле, я ощущала в себе смятение очарованной души, цепенеющей перед картинами неизвестной яви. Это был допуск к чужой тайне, к созерцанию красоты и величия другой цивилизации. Китай открывался взору, но и... снова ускользал.
Спасибо, господин Чехов!
Невозможно продолжать рассказ, не поблагодарив Гуманитарный фонд "Чеховский центр", благодаря которому состоялась наша поездка. Эта организация взяла на себя благородную миссию содействия укреплению российско-китайских отношений. Автоматически возникает вопрос - какое отношение имеет Чехов к Китаю? Ну, во-первых, он там был… Дело в том, что пароход, на котором Антон Павлович в 1890 году возвращался из своего путешествия на остров Сахалин, по пути к родному одесскому берегу заходил в разные иностранные порты, в том числе и в Гонконг (ныне – Сянган), где простоял четыре дня. Правда, ногой на китайскую землю писатель не ступал, но китайским воздухом все же дышал, да и картины китайской жизни, несомненно, его зоркий глаз наблюдал. Однако в нашем контексте важнее другое: китайцы поняли и приняли то, что создал и оставил мировой литературе русский гуманист Антон Чехов. Сегодня в этой стране он один из самых переводимых иностранных классиков.
Путем ежегодных конкурсов на лучший материал о Поднебесной "Чеховский центр" формирует журналистские группы для поездок в Китай. С ответными творческими визитами к нам в Россию приезжают китайские журналисты. Мы пишем, они пишут – и так множим знания друг о друге, сближая наши народы.
В российской команде-2009 нас было 7 человек, двое из которых представляли ИнфоШОС - молодой автор Анна Серова и я, автор этих строк. В нашей дружной братии оказались также коллеги из Казани, Иркутска и Томска. Всех нас объединило журналистское счастье увидеть "жемчужину в лапах дракона" - прикоснуться к жизни удивительной страны, освещенной блеском возрождения.
Китайская стилистика привержена образам, смысловой интриге, подтексту. Пользуясь ею, скажу, что мы были "пчёлами", снявшими пыльцу с китайского сада, чтобы дать представление своим соотечественникам о вкусе тамошнего мёда. Сегодня я и Аня Серова по очереди начинаем делиться своими впечатлениями от поездки в Китай.
Фокус с золотыми шарами
…Начну с китайского фокусника, оставившего неизгладимое впечатление. Свой фантастический трюк он продемонстрировал на небольшой сцене в придорожном ресторане, куда мы заехали пообедать на пути из Пекина к Великой китайской стене. Кудесник был очень молод - просто мальчик. Он вышел на помост, прижимая к груди золотой шар размером с лаун-теннисный мяч. И вдруг этот предмет в его руках начал чудесно множиться, клонируя себе подобных... Сияющие сферические "существа" быстро заполняли пространство, объятое магом. Его лицо оставалось бесстрастным, но руки изгибались, будто шелковые, ловко укрощая пузырящуюся стихию. Но вот процесс пошел вспять: золотые шары стали исчезать с той же скоростью, что и появлялись, пока не остался один, изначальный. Надо ли говорить, что вся наша журналистская компания забыла о великолепии вкуса моллюсков, поданных в жемчужных раковинах, и отдалась тому, что происходило на сцене…
Возможно, для китайских кудесников такой трюк - вещь азбучная, все же цирковое искусство совершенствуется на этой земле несколько тысячелетий. Но фокус с шарами подтолкнул к размышлению о судьбе Китая. Наверно, потому что Китай нынешней эпохи "реформ и открытости", сумевший подняться до высот экономического процветания, державной мощи геополитического масштаба, - тоже своего рода "фокус". На всем пути, оставшемся до Великой китайской стены, я ворошила в памяти свои знания. Надо признаться, что у нас, взращенных, главным образом, на традициях греко-римской (западной) цивилизации, представления о восточной древности, чаще всего, условные. А между тем ее корни питаются из более глубоких почвенных слоев Истории.
В Китай, за мудростью…
Считается, что Китаю - почти 5 тысяч лет, это подтверждают артефакты, которые мы видели на стендах великолепного исторического Музея Пекина. По сути дела, китайская цивилизация - одна из немногих, сумевших сохранить себя в пучине исторического Времени (можно говорить еще только об Индии и Иране). С большим интересом мы разглядывали бронзовые сосуды, терракотовые чаши, фигурки тотемных животных, украшения, бумажные свитки с истинами мудрецов, шелковые одежды, роскошные фарфоровые вазы и многое другое. Все это было в ходу у китайцев, когда будущие русские просторы были еще девственны. Россия – среди "младших" в историческом раскладе цивилизации, возможно, поэтому мы и делаем столько ошибок. Именно за мудростью, человеческой и государственной, следовало бы нам чаще ездить в Китай…
Прерву эти рассуждения ради трогательной живой детали, замеченной в Музее Пекина. Среди посетителей то и дело встречались старики, сидящие в инвалидных колясках, о которых заботились молодые люди, наверняка, внуки и внучки. Китайское общество благоговейно почитает свой старший слой, и нет безнравственней поступка, чем обидеть старика. "Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче… будьте почтительны и смиренны", - учил нацию Конфуций, и она глубоко впитала этот важный урок.
Видя, что я задерживаю взгляд на каждой коляске (китайцы – люди тонкие, зоркие), наша милая сопровождающая Цуй тихо сказала: "Мы имеем сегодня больше, чем эти старики, потому что стоим на их плечах". Я кивнула ей, поддержав "само собой разумеющееся", и невольно подумала о наших так часто обижаемых российских стариках...
На улицах разных городов мы видели пожилых людей с ветеранскими бейджиками на груди – они означали право на бесплатный проезд в общественном транспорте, допуск к другим льготам. Одновременно это и сигнал для окружающих: внимание, перед вами – пожилой, а значит - заслуженный человек, будьте почтительны. В китайском обществе все люди будто связаны невидимыми нитями, и отсюда - особая прочность социума.
Природный эгоцентризм поколений, образ хаоса, который сбивал с дороги китайское общество, были сломлены мудрецом Кун Фу-цзы (в европейской транскрипции – Конфуций), жившем в VI-V веках до н.э. и оказавшим глубокое влияние на этническое сознание. Своим прозрением Учитель раскрыл формулу устойчивости человеческой формации: жизнеспособно лишь то общество, где царит гармония, где люди подчиняются определенным этическим правилам, привержены законам, связаны традициями. В центре конфуцианского учения - идея упорядоченного мира, где каждый объект и человек занимают своё место, проявляя себя в том качестве, которым наделила природа.
В феодальном Китае, где кипели междоусобицы, суровые и ясные установки конфуцианства утверждали систему взаимосвязи. Конфуций пропустил через свои руки около двух тысяч учеников, многие из которых стали "апостолами", распространяющими его идеи. Учитель обучал правилам нравственного поведения, чистосердечию, доброте, государственной верности. "Семья - маленькое государство, а государство, это большая семья", - говорил Конфуций. Он считал, что к власти должны приходить только достойнейшие, подчеркивал важность ее морального авторитета. Большое значение он придавал музыке и поэзии, которые "завершают и облагораживают образ страны". От таких истин трудно отказаться любому обществу. С детства, от мамы, знаю выражение: "Не делай другим того, чего не желаешь себе самой". Эта квинтэссенция межчеловеческих отношений впервые изложена Конфуцием.
Полностью совпадая с такой ценностью западной демократии, как законность, конфуцианство все же расходится с ней в части идеи человеческой свободы. Велеречивые смутьяны, протестующие против политики власти, сеющие сомнения среди людей, для Конфуция - преступники, разрушающие единство общества. Правда, нельзя забывать, что в его представлении власть должна быть разумна и нравственна.
Китайцы и сегодня считают Конфуция своим "великим первоучителем жизни". Более того, они, как очевидно, с удовольствием распространяют конфуцианское учение по всему миру – только в России число школ Конфуция сегодня приближается к сотне.
Не разрушая себя, но совершенствуясь
…Фокусник с шарами так и стоял перед глазами, теперь уже клонируя различные ассоциации. Сколько раз историческая судьба поднимала Китай до вершин процветания, множа "золотые шары" ее удач и возможностей, а потом низвергала в пропасть, к критической грани выживания! Были периоды совсем бедственные, казалось, пропащие, но совокупный разум народа, славящегося мудрецами, умеющего отбрасывать личное во имя всеобщих интересов, выдерживал высокую турбулентность исторической атмосферы, каждый раз обретая необходимую для жизни устойчивость. И так, в волнообразном режиме подъема и спада, китайская цивилизация сохраняла себя.
Китай поставил цель в 2010 году стать первой экономикой мира, а по совокупности факторов уже сегодня является влиятельнейшей державой мира. И все это – не разрушая себя, но совершенствуясь, искусно лавируя под парусами перемен во внешней и внутренней политике, соблюдая баланс твердости и гибкости, уважая себя и партнеров. Только в Китае коммунистам удалось не скомпрометировать себя, удержать руль партийного корабля, модернизировать его таким образом, чтобы он был способен вести нацию к прогрессу.
Одна рисинка и Великая китайская стена
…Наш автобус приближался к "чуду света" - Великой китайской стене. Она сохранилась только фрагментами, и нас везли на реконструированный участок Бадалин, в 60 километрах от Пекина. Счет тех, кто побывал здесь, идет на сотни миллионов, и, кажется - все уже известно, все рассказано. Но тема остается все равно открытой, бесконечной, поскольку Великая китайская каждому дарит свои впечатления.
Ни один из народов в истории не догадывался отгородиться от врагов столь радикально, построив гигантскую стену - от края земли, спускающегося к морю, – до безжизненных монгольских пустынь. Живите, "длинноносые рыжие варвары" Севера, как хотите! И знайте: мы – другие. Вы – дикая стихия, мы – цивилизация высшего порядка. У нас в почете ученость, мы знаем, как изготавливать бумагу, фарфор, шелк. Мы выращиваем чай и достигли большого искусства в приготовлении пищи. В конце концов, мы едим палочками, а вы – руками…
Прошли долгие века, но традиция осталась незыблемой: у китайцев в руках как символ самоидентификации - неизменные палочки (вилки с ножами в ресторанах для нас приносили только тогда, когда просили). Причем, где бы ни приходилось садиться за стол, он был сервирован изумительным фарфором, шелковыми салфетками и такой красоты палочками, что страшно было "пачкать" все это... Между тем подавалось до 30 разных блюд, каждое из которых - не просто приготовлено, а воистину сотворено. Довелось видеть, как китайцы, виртуозно владея палочками, с большим искусством разделывали панцирь гигантского краба или - брали… яблоко (тоже – чистый фокус!)
… Китайской стене словно нет конца, ее протяженность соизмерима с расстоянием от Пекина до Санкт-Петербурга - более 6 тысяч километров. Высота – до 8 метров, толщина – 6. В Египте мне посчастливилось видеть пирамиды, перед которыми благоговело сердце. Но каменный объем, заложенный в тело Великой стены, равен… 30 египетским пирамидам. Просто не укладывалось в голове, что все это создано руками человека - легче поверить в руку пришельца.
Стену начали возводить в эпоху императора Шиахунди из династии Цинь, в 221 году до н.э. Этот решительный монарх положил конец эпохе "сражающихся царств", объединил разрозненные китайские земли и создал централизованное государство. Но это достояние нужно было защищать от кочевников с севера, нещадно грабивших страну. Тогда-то и пришла идея создать "щит" - им и стала пограничная "Стена в 10 тысяч ли", как назвали ее первостроители. Непрерывная оборонительная линия обозначила границы китайской цивилизации. Здесь были сооружены крепости, сторожевые башни, казематы. На строительство сгонялись крестьяне, военнопленные, преступники, должники, инакомыслящие. Они работали в условиях железной дисциплины, при жестком контроле за качеством. И результат оказался превосходным. Во всяком случае Великая китайская стена дожила до той поры, когда ее разглядывают из космоса.
Первая очередь этого чуда фортификации была возведена за 9 лет, а потом, вплоть до XVII столетия, Стена непрерывно реконструировалась, подновлялась. Ее тысячекилометровый путь выстилался костьми - погибли миллионы человек, которых тут же и хоронили. По китайскому преданию, их души и поныне бродят в окрестностях, продолжая отгонять от Стены злых духов.
Однако сегодня у историков существуют разные точки зрения на мотивацию строительства. Одни считают, что в военном отношении Стена была бессмысленной, ибо пролегала по горным хребтам, которые и без того были недоступны для прохода конницы. Это дает повод размышлять над тем, что, возможно, она выполняла роль торговой дороги - здесь могли спокойно разъехаться не только всадники, но и встречные повозки. Есть и другое суждение: китайцы психологически любят возводить стены, охотно огораживают свои жилища, владения. Так что, Стена – выражение китайского менталитета, внутренней национальной застенчивости, подсознательного стремления изолировать свой мир от чужих глаз. Но каким бы ни был мотив, великое произведение зодчества изумляет воображение, и с этим ничего не поделаешь... Так что, если кто-нибудь теряет веру в жизнь, ему стоит взойти на Великую китайскую стену.
Стоя на одной из сторожевых площадок, размышляя о разном, я вдруг вспомнила, что в историческом музее Москвы хранится рисинка, на которой в середине прошлого века китайские миниатюристы поместили целое послание Сталину. Художественная нанотехнология, и только! Я невольно поставила рядом два эти равновеликие по силе человеческого искусства творения – крошечную рисинку и гигантскую Стену: они были воплощением национальной философии, идеи, мечты и давали яркое представление о потенциале народа.
Дракон, отдыхающий на хребте
Лирическим душам китайцев "Стена в 10 тысяч ли" представляется "священным драконом", и поскольку существо это тотемное для нации, Великая стена превратилась в символ Китая. Когда наш уставший лайнер "Владимир Высоцкий" приближался к Пекину, стал снижаться и вырвался из облаков, глаза в утреннем свете и на самом деле увидели дракона, возлежащего на горном хребте. Он же провожал нас и домой, когда самолет прощально махнул Пекину крылом…
"Молодец только тот, кто побывал на Великой китайской стене!" - гласила надпись на камне у подножия лестницы, приглашающей вверх. Эти слова Мао Цзедуна подогревали азарт. Великая китайская стена гофрированной лентой окаймляла верхний рисунок гор, уходила за облака, манила за собой, обещая сильные впечатления. Мы начали восхождение по каменной лестнице, усеянной туристами со всех концов света. Каждый шел соразмерно силам – предприятие не из легких.
Покорять великое творение древнего зодчества было непросто. Сыпала снежно-дождевая морось, дул ноябрьский горный ветер, хребты затягивала влажная мгла. Три наши самые отчаянные девушки - Аня Серова и две сибирячки Ксении, поставили амбициозную цель "дойти до конца". Забегая вперед, скажу, что они дошли, проявили характер, преодолевая последний отрезок уже на ощупь, ступая в густом мраке облака, накрывшего вершину.
Я, признаюсь, робела и не торопилась, предпочитая следовать китайской мудрости: "Путник, переходящий реку зимой, очень осторожен". Ступени разновеликие, отполированные многими миллионами подошв с клеймами всех обувных фирм мира. Оставили свой невидимый след и мои русские сапожки. На смотровых площадках, которые встречались примерно через 250-300 ступеней, я цепенела перед открывающейся панорамой, бессознательно ухватившись за холодный шершавый камень стены. Открывавшееся зрелище было бескрайним, прекрасным и торжественным, как при сотворении мира. Глубокую лощину покрывали сочные, сильные, не знающие топора леса, можжевеловые и смешанные. И на всем этом великолепии лежала легкая вуаль тумана. Глаза ловили гибкий узор птичьих полетов, несколько раз я узнавала "почерк" тяжелых длиннохвостых фазанов – в этих горах их немало. Странно и неестественно было ощущать себя выше птиц…
Сон мотылька в сердце цветка…
Преодолев более тысячи ступенек, я повернула вниз. Лестница будто спускалась с неба, петляла и ускользала от глаз в пропасть, вызывая акрофобию. Я стала отвлекать себя, вспоминая картину китайского художника Гао Мана "Пушкин на Великой китайской стене" (совершенно случайно увидела ее в Интернете, когда готовилась к поездке). Пушкин стоял, подобно мне, у стены, наслаждаясь царствием природы. В его руках были цилиндр и трость – такую я видела в Михайловском музее.
Конечно же, поэт никогда не бывал Китае (как, впрочем, и ни в какой другой стране). Но он очень хотел попасть в состав русской миссии, в 1830 году отправлявшейся в Пекин. Однако граф Бенкендорф, начальник Третьего отделения канцелярии Его императорского Величества, на просьбу Пушкина ответил отказом: посольство, мол, уже сформировано, и ничего нельзя поделать.
Между тем Александр Сергеевич готовился к путешествию в Китай с пристрастием. Интерес к этой древней и самобытной стране был вызван дружбой поэта с монахом отцом Иакинфом. Востоковед, большой знаток китайской культуры, он в совершенстве владел китайским языком, перевел древние хроники и сказания, составил русско-китайский словарь. Монах Иакинф в составе русской духовной миссии прожил в Пекине почти 15 лет.
Несбывшееся желание поэта попасть к стенам "недвижного Китая" поразило творческое воображение Гао Мана, и он решил исправить "большую несправедливость". В 1999 году, к двухсотлетию рождения Пушкина, мастер китайской кисти изобразил на полотне русского поэта, шагающим по Великой китайской стене. Мечты сбываются, как известно, самым непредвиденным образом…
Но могло ли пригрезиться Пушкину, что в жилах его потомков будет течь китайская кровь, а одного из них, в седьмом колене, назовут Александром, и это русское имя соединится с китайской фамилией Лиу! И сможет Александр Лиу разбирать иероглифы также, как и читать русскую кириллицу… А Джон Хенри Овероп, тоже потомок, настолько овладеет китайским, что будет сочинять на нем стихи. А еще один – граф Михаил де Торби прославится как художник, постигший Каноны древнекитайской живописи…
Хочется еще раз вспомнить о любви китайской эстетики к "смысловым иероглифам" – таким образом кодируются "зерно", смысловая многомерность. Сосна – долголетие, бамбук – стойкость, слива – молодость, роса – быстротечность жизни… Переводя на родной язык первую пушкинскую драму – "Капитанскую дочку", китайцы дали ей новое название – "Русская любовная история, или жизнеописание капитанской дочери Марии". Но подзаголовок – сама экзотика: "Записки о сне мотылька в сердце цветка"…
Знакомые московские синологи, у которых я дознавалась – "почему так?", объясняли, что обычно в метафоре отражается "вечное и мгновенное", то, "что явлено, как и то, что пребывает в покое". Диковинно, ошеломительно для русского понимания…
"Вроде бы такие же люди, как мы, но – совершенно другие. Другое отношение к жизни, рождению, любви, ненависти... Принципиально иная цивилизация. И при этом самая устойчивая в мире! В отличие от других наций, современные китайцы, как и их предки времен Конфуция, живут единой фантастической генетической памятью", - считает российский синолог профессор Алексей Маслов. Невозможно не согласиться с ним, прикоснувшись к Китаю...
|
Оставить комментарий