Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
07:39Астана
06:09Тегеран
04:39Минск
07:39Бишкек
07:09Дели
09:39Пекин
05:39Москва
06:39Исламабад
06:39Душанбе
06:39Ташкент
Наблюдатели:
09:39Улан-Батор
06:09Кабул
Партнеры по диалогу:
06:09Манама
06:09Ереван
06:09Катманду
06:39Баку
04:39Каир
05:39Доха
05:39Эр-Рияд
05:39Эль-Кувейт
05:39Мале
05:39Абу-Даби
05:39Нейпьидо
04:39Анкара
08:39Пномпень
08:39Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Китайский цирк, творец художественных открытий
19.07.2010 11:56 Владимир Сергунин, кандидат искусствоведения  

Мы живём в условиях динамичного взаимодействия двух глобальных цирковых культур – Запада и Востока. И они, прямо или опосредованно, воздействуют друг на друга. Можно условно выделить четыре вполне сложившиеся и наиболее развитые школы циркового искусства, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на развитие цирка в мире. Это - российская, китайская, европейская и канадская цирковые школы. Акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной остаются фаворитами циркового искусства.

Богатая и разнообразная история творческих взаимоотношений китайского и российского цирков имеет давние корни. В конце ХIХ начале ХХ века китайские артисты стали достаточно регулярно гастролировать по городам России. Бывало, что некоторые артисты Поднебесной оставались жить и работать в России, обзаводились семьями, основывали российско-китайские цирковые династии.

На протяжении 20 века на российских сценах и манежах во множестве выступали такие китайские мастера, как Чи Юнсу, Кан Тенчжи, Сун-Юсан, Ян-Чиха, Ван-Куанджи, Ван-Юли, Дун-Цинфу, Ван-Функи, Ся-Юшань, Сун-Сиули, Ван-Зевей, Ван-Шушань и многие другие, которые наряду с собственными выступлениями, увлеченно репетировали с русскими детьми, обучая их «китайским» трюкам и номерам.

Что поражает в номерах и артистах китайского цирка?  

Первое – это экзотичность и зрелищность, верность фольклорным традициям, берущим начало в глубокой древности. Такие жанры как жонглирование тарелочками, диаболо, «трезубцами», вазами, «метеорами», эквилибристика на стульях и скамейках, фигурная езда на велосипедах, акробатические прыжки в кольца, антипод, иллюзионные фокусы, манипуляция и многое другое бережно сохраняются в репертуаре китайских артистов.

Второй характерной чертой китайского цирка следует признать высочайшую технику и сложность исполняемых трюков и комбинаций. И, наконец, третья особенность – потрясающая лёгкость и непринуждённость исполнения трюков и комбинаций, а также специфическое построение композиции номеров. Сказанное, однако, не означает, что мастерство китайских артистов есть

нечто неподвижное, классически застывшее, «музейное» и каноническое, лишённое динамики развития.

Восточная цирковая культура, бережно сохраняя собственные жанры, достижения и стилевые особенности исполнительской манеры, постепенно смещается в русло всемирной цирковой «моды», идущей с Запада. Культурного мейнстрима, как теперь говорят. Этим процессам во многом способствовал массовый выход китайских мастеров на мировую арену, большая открытость китайского цирка, расширение зарубежных гастролей.

Со своей стороны, китайский цирк и некоторые его специфические особенности оказали заметное влияние на развитие мирового цирка. При наличии всех прочих равных условий, ключевой фигурой современного манежа становится фигура режиссёра-постановщика (в иных случаях – продюсера) цирковых номеров и программ. Масштабы и особенности личности режиссёра во многом сегодня определяют творческое состояние циркового искусства в мире. Для достижения успеха режиссёру приходится учитывать и сочетать в работе несметное множество факторов, главными из которых остаются эстетические запросы, культурные ожидания и вкусовые пристрастия публики в изменившемся глобальном мире.   мНачиная со знаменитой китайской эквилибристки Ли Липинг, которая в 1983-м совершила настоящий прорыв, завоевав «Золотого Клоуна» на конкурсе в Монте-Карло, акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной постепенно становятся лидерами мирового цирка. C середины 80-х, уже можно говорить о широком представительстве китайского цирка на международной арене, что повлекло за собой существенные инновации в традиционных китайских цирковых номерах. В последнее десятилетие «Золота» Монте-Карло были удостоены

шанхайские акробаты-икарийцы с подкидной доской (2001 г.) и акробатическая «смешанная» пара из Куантуна (2002 г.) Первый номер представляет собой высшие достижения в акробатике, созданные, в общем, по знакомым, традиционным китайским «лекалам» и оформлен в специфически китайской стилистике. Отчасти, сюда же можно отнести и серебряных призёров Монте-Карло 2000-го года, блестящую труппу гимнастов на мачтах из провинции Хунань. Хотя и с довольно существенными элементами новизны и модернизации внутри самого жанра «гимнасты на мачтах».

В номере всего девять мачт. Труппа состоит из 14 артистов. Композиция строится таким образом, что когда в центре работает солист, дуэт или квартет гимнастов, то пятеро гимнастов на «заднике», как бы аккомпанируют и оттеняют солистов, создавая некую «рамку» живописной миниатюры, ожившего «орнамента», так сказать. Трюки, как водится у китайских артистов, предельной сложности, филигранной отточенности, и исполняются они в невероятном темпе.

Очень красивы у китайских артистов ритмичные смены поз, в которых участвуют одновременно все 14 артистов. При этом, на лицах исполнителей нет ни малейших признаков напряжения. Характерен момент изменения «китайской манеры». В краткие мгновения комплиментов улыбки на лицах артистов не застывшие, «масочные», как это бывало раньше в китайских номерах, а – живые, согретые непосредственным чувством и эмоциями.

Весьма показательной представляется победа в 2002-м на Конкурсе в Монако китайской смешанной пары из провинции Куантун. В этом номере уже почти ничего не осталось от канонической формы классического китайского цирка. В данном случае - это классический балетный дуэт, демонстрирующий высокого класса акробатику, в сопровождении кордебалета из восьми балерин под музыку Чайковского. В контекст дуэтной акробатической композиции органично вписан кордебалет, который не выбивается из стилистики классического европейского жанра. В целом достигается ощущение гармонии выразительных средств и исполнительского мастерства. В номере убедительно присутствует российская академическая балетная исполнительская школа, усиленная незаурядной акробатикой. Это яркий пример успешного взаимодействия «западной» и «восточной» цирковых школ.

Поэтому, не случайно, спустя два года, Гуандунский цирк при посредничестве продюсерского агентства «Shanghai City Dance Company Limited», создаёт полноформатную версию балета «Лебединое озеро», поставленную в стилистике балетно-циркового шоу. Премьера китайского Акробатического Балета прошла в Москве и имела большой успех. В 2003 году китайские артисты удостоились серебряной награды в Монте-Карло в жанре «русская палка». Для китайского цирка – своего рода, премьера.

Успех был достигнут за счёт невероятного усиления трюкового репертуара. В финале номера на палке оказывались двое верхних – девушка сидела на плечах юноши. Подброшенные палкой, артисты исполнили три раза подряд сальто-бланш. И после столь сложной комбинации, не сходя с плеч, продемонстрировали ещё более сложный трюк – «пируэт». Такого трюкового поворота «русская палка» не знала.

В 2005 и в 2007 году «Серебряного клоуна» были удостоены очень сильные в трюковом отношении «жонглёры с диаболо» из Куантуна и антиподисты из Гуаньжоу.

На мой взгляд, и на этот раз в этих выступлениях был достигнут гармоничный баланс, удачно сочетающий традиции и стилистику Востока и Запада. Особенно ценящий новизну и оригинальность Парижский цирковой конкурс, за последние годы продемонстрировал ряд новинок из Китая. Труппа велофигуристок из провинции Шеньян, как издавна заведено в этом жанре, продемонстрировала сложную групповую «плечевую» и «пирамидную» работу на велосипедах. Каждое новое появление китайских артисток (в номере заняты только девушки) на мировых конкурсных аренах сопровождается обязательным усложнением трюкового репертуара. К этому профессионалы давно привыкли.

Особый интерес, скорее, представляет тот факт, что китайские мастера, постепенно, шаг за шагом «вестернизируются», сменив традиционную китайскую музыку на латиноамериканские и мировые поп-хиты. За этим, естественно, последовало изменение пластического рисунка номера и дизайн костюмов.

Для тех, кто в последние десятилетия следит за эволюцией китайского цирка, приведённый пример – яркое свидетельство влияния (на практике – взаимовлияния) Западной цирковой школы на Восточную. И тенденция эта, как свидетельствуют международные успехи китайских артистов, – плодотворна.

В жанр «русская палка» китайские артисты привнесли нечто особенное. Сама «русская палка» (пружинящая перекладина) держится не на плечах, как принято повсюду, а на вытянутых вниз руках. И вторая особенность: почти все комбинации исполняются поперёк, а не вдоль палки.

Так, юноша исполняет тройное заднее сальто и, через паузу.., четыре (!) пируэта. И это, повторяю, - поперёк палки. В финале исполняется ещё одна новинка: двойное заднее и двойное сальто с пируэтом на двух полуметровых ходулях. Китайская «русская палка» – это, действительно, изобретение. Своего рода, национальное «ноу хау».

Ещё одна новинка, не так давно показанная в Париже, принадлежит китайскому артисту Чан-Гон-Ли. На сей раз, в традиционном для Китая жанре - «эквилибр на стульях». Тут, правда, от традиции остались… одни стулья.

 Костюм – плавки модели «бикини» и по нынешней моде стриженные ярко окрашенные волосы красно-зелёной гаммы. Музыка - медленная медитативная скрипичная пьеса с чёткой ритмической основой. Движения исполнителя плавные, замедленные, как обряд ритуального бдения. По мере собирания стульев в пирамиду, артист исполняет стойки на двух и одной руке, действуя медленно, силой, с акцентированным подчёркиванием сложности трюков и их опасности. В итоге получилась не привычная демонстрация равновесия на сооружении из множества стульев, а весьма замысловатый и таинственный «танец», исполняемый без лонжи, что заставляет зрителей любоваться бесстрашным грациозным «танцовщиком» и почти всерьёз переживать за исполнителя.

Три года назад парижская публика с особым энтузиазмом приветствовала китайских акробатов-прыгунов в кольца из провинции Хейбей. Мастера из Поднебесной, по сути, раздвинули границы старого классического китайского жанра. Французы тут же придумали этому жанру своё название – «прыжки серсо».

На манеже, на расстоянии двух с половиной метров друг от друга располагаются три комплекта «китайских» колец. Прыгун, не останавливаясь, исполняет акробатический прыжок, во время которого трижды пролетает сквозь, вращающиеся в разные стороны кольца. Разумеется, не задевая их. Есть мастерство акробатических прыжков, и есть мастерство прыжков сквозь «китайские кольца». Но если это сложить вместе, получится, если так можно сказать, мастерство в квадрате.

Без преувеличения можно сказать, что китайский эквилибрист на свободной проволоке Жан Фан – явление в мировом цирке, по меньшей мере, неординарное. Высочайшая техника владения трюками, отсутствие видимого напряжения, актёрская непосредственность, динамика подачи номера (за счёт вращающейся конструкции аппарата), изящная дивертисментная композиция, уложенная в ритмически пульсирующую музыкальную основу, делают выступление Жан Фана явлением в мировом цирке, безусловно, новаторским.

Тут, как мне представляется, мы наблюдаем нечто вроде «переклички» Запада с Востоком. Одно дополняет другое, обогащая выразительную образную палитру мирового цирка. Воздействие модного сегодня, «дюсолеевского стиля» простирается едва ли не на большинство цирков во всём мире. Эта тенденция коснулась и китайского цирка.

Несколько лет в репертуаре «Cirque du Soleil» с непреходящим успехом демонстрируется красочное шоу «Dralion». «Dralion» - это своеобразный сплав древней китайской традиции цирка и авангардистского подхода, которым отличается цирк du Soleil. Название шоу сложилось как аббревиатура двух главных символов: дракона (Dragon), представляющего Восток, и льва (Lion), представляющего Запад. Не стандартная философская канва представления, безусловно навеяна основами Восточной философии, с её бесконечными поисками гармонии между человеком и природой.

Успех этой постановки ещё раз неоспоримо свидетельствует о плодотворном процессе взаимодействия цирковых школ и философских систем Запада и Востока, раздвигая границы нашего воображения, приумножая достижения культуры и увлекая зрителей новой сверкающей перспективой.

Сегодня положение разительно изменилось, причем сразу всюду. Китай оказался в центре глобальных процессов происходящих в мире.  Теперь китайский цирк уже не экзотическая добавка, а целый мир художественных тайн, продолжающий удивлять Запад.

Источник: портал "В мире цирка и эстрады". WWW.RUSCIRCUS.RU

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.