|
|
Золото, женщина и афганская земля |
01.10.2010 14:14 |
Ботагоз Сейдахметова, обозреватель "Нового поколения" |
|
По инициативе Фонда Александра Князева (Бишкек), алма-атинского Института политических решений и российского Агентства ИнфоРос на Иссык-Куле была проведена Международная конференция “Центральная Азия в постсоветской интеграции”. В ней приняли участие эксперты из России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Италии и Германии. Обстановка была замечательной, полуформальной и дружеской, так что позволила узнать и услышать больше, чем это бывает на подобных мероприятиях.
Большинство моих новых знакомых оказались людьми удивительными. Один из них - профессор кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета доктор исторических наук Владимир Пластун. Конечно, мы много говорили об Афганистане и Центральной Азии. Профессор пробыл в Афганистане более десяти лет, служил при советском посольстве в Кабуле, работал в других странах Ближнего Востока и даже преподавал в Кабульском университете филологию, т.е. учил афганскую молодежь грамотно владеть родным языком пушту.
По словам профессора, в части самоидентификации на вопрос: “Кто ты?” пуштуны вам ответят: “Я - афганец”, а все остальные назовут свою национальность - таджик, узбек... При этом российский ученый считает, что афганцы до сих пор живут по принципу трех “З”: зан, зам и замин. В переводе с пушту - золото, женщина, земля.
“Афганцы просто живут-существуют, у них свое место под солнцем. Думаю, что все исследователи спотыкаются именно на этом: говорят об Афганистане, а надо - об афганцах как о народе”, - считает востоковед.
- Почему Афганистан на протяжении многих десятков лет остается плацдармом для военных игр крупных держав?
- Плацдармом становится Афганистан потому, что всегда был расположен на перекрестке, где сталкивались интересы всех европейских держав и личностей, таких, как Александр Македонский, Наполеон Бонапарт (не дошедший до Афганистана). Германия, Россия, Великобритания. Искали путь в Индию, где “алмазы в каменных пещерах”, и им никак не обойти было Афганистан. Наибольшую привлекательность эта страна приобрела на почве поисков путей к углеводородному топливу. Это прекрасный плацдарм для контроля Центральной Азии, Персидского залива, Ирана, Ирака. И одновременно - для подстраховки (после развала СССР) от Китая. Сложный узел и в центре - Афганистан.
- Как востоковед, Вы хорошо знаете регион Афганистана, Ирана, Средней Азии изнутри. Знакомы с менталитетом народа, на котором спотыкались и спотыкаются многие завоеватели региона. Хочу поделиться собственными наблюдениями. У меня сложилось стойкое представление, что оседлых азиатов-мусульман отличает от европейцев то, что азиаты легко и смиренно принимают свой социальный статус. В то время как европейцы больше индивидуалисты. Поэтому Запад быстрее эволюционирует, в то время как азиатское общество все еще имеет почти феодальное классовое разделение - очень богатых людей и потомственных, вечных бедняков, которые выживают за счет крестьянской хитрости.
- Известный философ, эзотерик Георгий Гурджиев говорил: “Европейское образование заключается в осмыслении объекта наблюдения, в то время как азиаты получают информацию с помощью чувств или даже инстинктов”. Я с ним согласен.
Мы живем в эпоху техногенной цивилизации, что предполагает именно (как вы верно заметили) индивидуализм в европейском обществе. Техногенная цивилизация создала такие научные достижения, влияние силы которых становится неподвластным человеку. Она пришла на смену традиционному обществу, связанному с определенными корпорациями, кланами, семействами, сословиями, и сегодня главной целью деятельности человека является преобразование окружающего мира в соответствии со своими потребностями. При этом мировое сообщество столкнулось с возможной опасностью нарушения целостности и гармонии в природе.
В традиционных обществах человек действовал по принципу: вначале нравственность, потом - знание. Сейчас нравственность в большинстве случаев ставится человеком на второе место после знания. Такой подход наиболее характерен для социально-экономических и политических систем развитых стран Запада и США, что уже влечет за собой непредсказуемые последствия в областях внедрения новейших биотехнологий, клонирования, генетической инженерии.
Протесты мусульманского мира против расширяющегося и навязанного индустриально-развитыми, богатыми странами процесса глобализации вызваны именно тем, что за этим процессом стоит стремление объединить все человечество на основе техногенной цивилизации. Ее создание потребовало затраты огромных средств и их могли предоставить богатые страны, добившиеся для себя безбедной жизни. По подсчетам исследователей, на таком уровне могут жить около одного миллиарда человек, а по прогнозам, в 2020 году на Земле ожидается увеличение населения до 10 миллиардов. Следовательно, 90 процентов жителей планеты будут жить в худших условиях и к тому же обеспечивать остальной мир ресурсами. В США проживает 5 процентов населения Земли, которые потребляют около 45 процентов энергии всего мира и одновременно (вместе со своими транснациональными корпорациями) выдают 2/3 загрязняющих землю и атмосферу отходов. Если все население планеты перейдет на уровень потребления среднего жителя США, то энергоресурсов нам хватит лет на 15.
Вы говорите об “оседлых мусульманах”, которые “смиренно принимают свой социальный статус”. Ваше замечание верное. Но должен заметить, что при этом необходимо различать ислам казахов, ислам чеченцев, татар, афганцев (пуштунов), иранцев и т. д. Если бы понятие ислама было одинаковым для всех, то уже давно существовала бы единая “исламская нация”, о чем мечтали лидеры ислама.
Существуют ведь и “горные” мусульмане. В том же исламском Афганистане среди горных афганцев решения принимаются на племенной джирге, утверждаются ханом (вождем), а только потом “освящаются” муллой. Так что, мусульманское духовенство не везде и не всегда играет решающую роль. Не надо забывать и о существовании различных направлений (течений, сект, школ) в исламе.
- А какой ислам у афганцев?
- У афганцев (пуштунов), как уже упоминалось, свой взгляд на роль исламской религии, и зависит он от ситуации, сложившейся в стране на данный момент. Пуштуны соблюдают “пуштунвали” (“кодекс чести”). Их своеобразный уклад жизни, их духовные, нравственно-этнические ценности основаны на обычном праве (адат) многими доисламскими верованиями. Нормы и установления ислама добавились к ним впоследствии. Пуштуны (сунниты) считают себя мусульманами со времени зарождения ислама и выделяют себя по сравнению с другими этносами и народностями в Афганистане. Изучение элементов национальной психологии пуштунов показывает, что пуштунвали нередко контрастирует с тем, что записано в Коране и хадисах. Поэтому про пуштуна нередко говорят, что он частично опирается на Коран, частично - на пуштунвали.
“Кодекс чести” требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и “делал пушту”, то есть чтобы он был воплощением всей совокупности моральных, ценностных представлений пуштунвали. Афганцу предписано самоотверженно защищать свою родину, предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса, оказывать гостеприимство каждому, даже своему смертельному врагу, обеспечивать помощь, защиту и покровительство своим сородичам и соплеменникам в экстремальных ситуациях, почитать старших, отвечать добром на добро и злом на зло. Пуштунвали - предмет особой национальной гордости, а также и священная обязанность пуштунов. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам - знатокам норм обычного права, но не мусульманским авторитетам.
Возникновение разных течений в исламе связано в первую очередь с психологическими различиями в менталитете народов (народностей, наций). Эти различия определяются природой места проживания (здесь я согласен с Канатом Берентаевым - “ландшафтником”, выступавшим на нашей конференции). Человек не определяет поведение, его определяет природа, которая заставляет его приспосабливаться к ней, а не ломать ее. Европейцы идут по пути “ломки” и ввергают себя (и весь мир!) в крайне опасные ситуации. Мусульмане - мудрее, но не в силах противостоять западным технологиям, прибегают к террору.
- Вам не кажется, что непонимание менталитета - это коренная проблема, на которой основано противостояние Запада и Востока? В частности, можно вспомнить ядерный вопрос Ирана.
- Если говорить о противостоянии по ядерному вопросу Ирана, то здесь в первую очередь присутствует стремление США “замкнуть” южную дугу, подпирающую нефте- и газоносные районы Центральной Азии. Иран для Штатов - бельмо на глазу. Все: с запада Турция - член НАТО, с юга Ирак и ОАЭ, с востока Афганистан - под контролем США. Неподконтрольны только страны Центральной Азии и Иран. Но со странами Центральной Азии, с одной стороны, можно договориться, а с другой - они вовремя вступили в ШОС. А с Китаем и Россией - основой ШОС - американцам ссориться не с руки. Так что против Ирана надо искать другие способы. Ищут...
Что же касается “почти феодального классового разделения” в азиатском обществе, так оно существовало всегда. И до ислама. Здесь корни нужно искать в способе хозяйствования, которое опять-таки зависит от природных условий, формирующих психологию. Ислам там пришелся как нельзя кстати. Философ Владимир Соловьева говорит: “Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу... Ислам не говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, то есть совершенны во всем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью”.
- Последние события в Раштском районе Таджикистана в российских СМИ оценены как появление “новой горячей точки”. Возможно, что близкое соседство с Афганистаном, прозрачные границы и наркотрафик на самом деле создают проблемы не только для государств Центральной Азии?
- Командующий ВДВ России генерал Шаманов в июле 2010 года в интервью сказал следующее: “То, что США и их союзники никогда не выиграют войну в Афганистане и Ираке, было известно давно. Я писал об этом еще лет пять назад в одной своей записке. Но для американцев и их союзников этот факт не будет сопровождаться “вьетнамским синдромом”, как это считают некоторые специалисты".
Это будет просто констатация факта безуспешных военных кампаний на Ближнем Востоке. Другое дело, что после ухода оттуда войск США и их союзников в регионе произойдет определенное “размагничивание”, которое будет связано с изменением глобального и регионального баланса сил. В этой связи, по моему мнению, следует в дальнейшем быть готовыми к заметному осложнению ситуации.
Кому это выгодно? Москве “перманентный узел напряжения” выгоден, может, лишь с той точки зрения, что он отвлекает силы США и НАТО от России и СНГ, но абсолютно не выгоден с позиций ШОС, которая предпочитает экономическую экспансию, а не применение военной силы.
Источник: сайт "НП"
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий