Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
13:31Астана
12:01Тегеран
13:31Бишкек
13:01Дели
15:31Пекин
11:31Москва
12:31Исламабад
12:31Душанбе
12:31Ташкент
Наблюдатели:
10:31Минск
15:31Улан-Батор
12:01Кабул
Партнеры по диалогу:
12:01Манама
12:01Ереван
12:01Катманду
12:31Баку
10:31Каир
11:31Доха
11:31Эр-Рияд
11:31Эль-Кувейт
11:31Мале
11:31Абу-Даби
11:31Нейпьидо
10:31Анкара
14:31Пномпень
14:31Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.04.2024 11:02
Шри-Ланка заявила о намерении вступить в БРИКС
24.04.2024 10:57
Замминистра обороны Тимур Иванов арестован до 23 июня
24.04.2024 10:53
В Минобороны заявили о перехвате и уничтожении восьми БПЛА над центральной частью РФ
24.04.2024 06:50
Представитель МИД КНР прокомментировал предстоящий визит госсекретаря США в Китай
24.04.2024 06:40
Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ
24.04.2024 06:35
Сенат США поддержал пакет законопроектов о помощи Украине и Израилю
24.04.2024 06:33
В правоохранительных органах сообщили, что Иванов давно находился в оперативной разработке
23.04.2024 21:51
Раиси усомнился, что "израильский режим" будет существовать в случае его удара по Ирану
23.04.2024 17:24
Шойгу назвал потери ВСУ с начала спецоперации
23.04.2024 17:20
МО РФ впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK в зоне СВО
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Сложности и радости российско-китайского партнерства
19.10.2011 13:22 Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

Есть три ключевые темы, вокруг которых разворачивалась достаточно серьезная внутриполитическая российская дискуссия в дни недавно закончившегося визита российского премьера Владимира Путина в Китай.

Это, во-первых, экономический смысл российского сотрудничества с Китаем, его схема: Россия – сырьевой придаток Китая, поправимо ли это? Во-вторых, а тянет ли Москва даже и на роль сырьевого придатка – с учетом нешуточных споров между двумя соседями по поводу их двух крупнейших долгосрочных контрактов, нефтяного и газового? И, наконец, не забудем кипящие в российском медийном пространстве споры насчет политического смысла российско-китайских отношений: это альтернатива связям с США и ЕС, или средство дипломатического нажима на те же США и ЕС, или нечто иное? Последний вопрос тесно связывался с очевидной символикой визита Владимира Путина – в Китай приехал не только, как планировалось, глава исполнительной ветви российской власти (то есть ответственный за экономику). После объявленного 24 сентября намерения Путина идти на президентские выборы в марте следующего года он, для китайцев и не только для них, оказался в роли человека, который 8 лет выстраивал стратегию отношений с Китаем и, возможно, будет продолжать ее выстраивать еще минимум 6 лет.

От сырья к технологиям

Не будем забывать, что программа визита, который планировался задолго до нынешнего октября, составлялась несколько недель как минимум, так что перед нами все равно визит экономический, посвященный развитию российско-китайской торговли и инвестиций.

В 90-е годы, когда после состоявшегося в 1989 году (встреча Михаила Горбачева и Дэн Сяопина) российско-китайского примирения все между нашими странами надо было воссоздавать с нуля, любой экономический проект был одновременно и стратегическим. Поставки вооружений – контракт на строительство атомных электростанций – поставка нефти, газа и леса – строительство гидроэлектростанций в Китае: так, примерно, выглядела схема этих отношений с российской точки зрения. У нее была и политическая подоплека: наладить с Китаем такое взаимопонимание, которое помогло бы Москве проводить в мире самостоятельную политику, меньше зависеть от давления США и ЕС.

Последнее получилось. Более того, после ухода Бориса Ельцина (которому Пекин не очень доверял) выстроилась схема если не союза, то сознательного стратегического партнерства двух стран. Схема его предельно проста: усиление в мире позиций Китая остро выгодно России, и наоборот.

А вот с экономикой произошло много странностей. Россия искренне рассчитывала развивать свои высокотехнологичные отрасли с расчетом на Китай, Индию, другие страны Азии, хорошо сознавая, что на рынках Европы или США ее перспективы по этой части смутные. Но если с Индией структура товарооборота получилась в итоге такой, как хотелось (то есть с преобладанием технологических изделий), то с Китаем с какой-то фатальной обреченностью все шло к «колониальной» схеме: технологический экспорт из России свелся к 5%, а потом и почти к 1%, а вот Китай, наоборот, стал крупнейшим поставщиком в Россию автомобилей, компьютеров и прочих приспособлений, бытовой техники… Именно крупнейшим. Потому что в прошлом году Китай в очередной раз вышел на роль первого торгового партнера России (обогнав Германию, которая уже несколько раз соревновалась с Китаем за верхушку списка партнеров Москвы). 70 миллиардов долларов – таков высказанный в ходе нынешнего визита прогноз Владимира Путина насчет двустороннего товарооборота в нынешнем году – сохранят это первенство.

Последние 3-4 года главной российско-китайской проблемой стал именно этот «колониальный» характер их торговли. Решить ее не удавалось. И поэтому главным итогом нынешнего визита Путина в Китай я бы назвал демонстративный поворот двух правительств к технологическо-модернизационному сотрудничеству.

Авиастроение, нанотехнологии, биотехнологии, информатика, медицина – области, перечисленные премьером по итогам своей двухдневной работы в китайской столице. Это новая (и долгожданная) тенденция, далеко не только экономическое, но и политическое достижение в двусторонних отношениях.

Политическое потому, что речь о чем-то жизненно важном для Москвы, но не для Пекина. То есть здесь – уступка Китая: ведь по сути требуется китайское инвестирование (то есть определенный риск) в предприятия по указанным направлениям. Этот прорыв, конечно, готовился давно, да и вообще весь «портфель» премьера для российско-китайского обсуждения на высшем уровне – это проекты, впервые упомянутые иной раз даже в 90-х годах и далее движущиеся своим ходом к реализации, к ним добавляются новые… Что-то вроде постоянно обновляющегося сада.

 

В числе вчерне задуманных еще в 90-х и оказавших важнейшими проектов - и трубопроводные поставки в Китай российских нефти и газа.

Формула цены

И в этот раз Китай в очередной раз показал, как с ним тяжело договариваться по ценам и условиям даже тех контрактов, которые вроде бы ему жизненно важны.

 

Еще накануне отъезда Путина в Пекин было известно, что успешного завершения переговоров по долгосрочным поставкам в Китай российского газа в этот раз не ожидается. Так что слова премьера о том, что две страны «приближаются к финалу» в газовых переговорах – это приятная неожиданность. Так же как и достигнутая в Пекине договоренность по нефти, уже идущей по трубопроводу на юг от Сковородино (китайская сторона ранее решила «уточнить» цену на нее уже после начала поставок и платила меньше, что даже довело «Транснефть» до идеи разорвать все соглашения и подать в лондонский арбитраж).

Российско-китайская дискуссия вокруг цены на газ, который предполагается поставлять Китаю на протяжении целых трех десятилетий, вовсе не сводится к умению «сойтись на середине». На середине можно было провести границу по Амуру, тем более что эта река была, возможно, единственной в мире аномалией, где одной стороне – СССР и потом России – принадлежали и один из берегов, и вся акватория. Реки все же обычно делятся пополам, по фарватеру. Так что в переговорах, окончательно урегулировавших 6 лет назад все территориальные вопросы между двумя большими странами, исход был известен заранее (хотя и начались они еще в 1964 году и шли с трудом). С газом все сложнее.

В сообщениях о ценовом споре упоминалась «вилка» между 400 и 250 долларов за 1000 кубометров газа. Середина, получается, это где-то около 275 долларов. И как бы ни славились китайцы (и другие наши ключевые в этом мире партнеры – индийцы) умением торговаться до упора и еще немножко после упора, сойтись на середине, вроде бы, не так трудно.

Но речь идет о поставках 68 миллиардов кубометров газа в год на протяжении 30 лет. «Цену вопроса» определяют в триллион долларов – таких контрактов в мировой энергетике еще не было. Так что ничего удивительного, что переговоры тянутся уже около пяти лет и будут тянуться еще некоторое время. Более того, до сих пор неясно, по какому маршруту из двух обсуждаемых пойдет газ – по западному «алтайскому» или восточному, с якутских месторождений.

Как можно определить даже не саму цену, а формулу цены на 30 лет вперед? Сегодня Китай может увязать в один клубок цену на получаемый им туркменский и прочий газ с ценой, за который Москва старается продавать газ Европе, и все это вместе – с котировками сжиженного газа и европейскими намерениями избавиться от «российской газовой зависимости». Но как и в чем выразить эту самую формулу цены в эпоху финансового кризиса, когда никто не знает, чего будут стоить доллар или евро через год? Может, считать в мешках риса? А может, дело в том, что в нашу эпоху долгосрочные контракты – вообще рискованное дело, и склонность Москвы (да и Пекина) именно к таким сделкам ошибочна?

Смысл стратегического партнерства

Но плохи те государственные деятели, которые не умеют выстраивать именно стратегические отношения с крупнейшими державами мира. Тем более если речь идет о России и Китае, которые определяют суть своих отношений друг с другом именно как «стратегическое партнерство».

С одной стороны, оно очевидно ощущается в их поведении на мировой арене. Давно замечено, что по большинству вопросов руководство двух стран придерживается одинаковых точек зрения, даже не сговариваясь заранее друг с другом. Это понятно, поскольку в интересах обеих стран то, что китайские эксперты еще в 80-х годах назвали «многополярным» миром (а российские их коллеги заимствовали эту формулировку в 90-е). Многополярный мир – это когда нет политического, экономического или морального диктата одной державы, это такая международная демократия и множественность оценок, культур, политических систем.

Но эта общая для Москвы и Пекина цель уже достигнута. Монополия США как крупнейшей державы подорвана и, видимо, навсегда. Китайский ВВП (15% мирового) отстает от американского почти в полтора раза, однако размеры китайской экономики в два с половиной раза больше японской или индийской, втрое с лишним — германской. Америку Китай обгонит уже не в середине века, как сначала ожидалось, а, возможно, через пять лет. Но далее не ожидается его тотальный отрыв от прочих лидеров – из-за пределов роста населения и прочих причин. В общем, идеальная для всех ситуация.

Но это в плане стратегического балансирования. А в плане двусторонних отношений это создает проблемы для России, чья рекордная (для Москвы) торговля с Китаем еле-еле выводит ее на уровень такого китайского партнера, как Малайзия. Это потому, что китайская экономика вчетверо больше российской, и зависимость между нашими странами несимметричная. Что, конечно, создает свои проблемы.

Поставки энергоресурсов для Китая – важнейшее дело, когда-то казалось, что это все, чем он интересуется в России. Но в общем Китай уже привык к тому, что в странах-поставщиках все время что-то происходит, так что сделать трубопроводы его стратегической привязкой к России – не стопроцентно обреченная на успех идея.

И последнее – о внутренней политике. Давно, еще в 90-е годы, либеральное крыло российского общества пыталось навязать этому обществу идею насчет того, что с ЕС и США следует сотрудничать не по экономическим даже, а по политическим причинам. Либо – либо, или ты дружишь с востоком, или с западом. Сотрудничать с демократиями против Китая и Азии вообще ради либерализации российского общества – так можно было бы сформулировать внешнеполитическую доктрину либералов. Она и сейчас привычно прозвучала – в ходе обсуждения поездки Путина в Китай.

Конечно, искусственный характер этой доктрины здорово помог тому, что либералы оказались на обочине российской политики и никак не могут оттуда выбраться. Но по крайней мере тут мы имеем дело с простой, чересчур простой идеей. Реальная формула стратегического характера отношений с Китаем гораздо сложнее, она выстраивается на ходу и постоянно чуть-чуть меняется. В этих отношениях постоянно возникают сложности, расхождения между политическими ожиданиями и экономической реальностью. Но по крайней мере они движутся по нарастающей.

 

 

 

 

 

 

 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Заседание Группы экспертов государств-членов ШОС по международной информационной безопасности
21.04.2024 07:07
Прием в Секретариате ШОС
17.04.2024 06:24
В Астане состоялась 19-я встреча секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС
04.04.2024 20:45
Интервью Генерального секретаря ШОС Чжан Мина журналу "Разведчик"
01.04.2024 06:16
Открытие 41-го заседания Совета РАТС ШОС
31.03.2024 07:44
Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин принял участие в Боаоском азиатском форуме
29.03.2024 20:40
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:27
Приспущены флаги государств-членов ШОС
24.03.2024 16:30
Встреча Генерального секретаря ШОС с Министром иностранных дел России
19.03.2024 21:16
Миссия наблюдателей от ШОС за выборами Президента Российской Федерации
16.03.2024 19:49
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.