Ситуация в мире и регионе не дает поводов для оптимизма
Международные отношения переживают не лучшие времена, испытывая серьезные «перегрузки», вызванные разбалансировкой сложившейся после Второй мировой войны международной системы, расшатыванием основ международного права, участившимися рецидивами силовой политики. Нарастают элементы нестабильности и неопределенности, что нередко оказывается следствием национальных амбиций, непросчитанных шагов, зацикленности на устаревших блоковых подходах. При этом реальные угрозы безопасности – как традиционные, так и вызовы нового поколения, не только сохраняются, но и обостряются, требуя от мирового сообщества коллективных действий. А добиваться этого на глобальном уровне становится все сложнее.
С другой стороны, экономический спад во многих индустриальных странах, финансовые неурядицы в зоне евро подталкивают государства в разных районах мира к более тесному многостороннему сотрудничеству в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это стремление накладывается на активизировавшиеся региональные интеграционные процессы, которые нуждаются в адекватном регулировании.
Все это настраивает региональные организации на то, чтобы активнее брать ответственность за происходящее на их пространствах в свои руки. Не является исключением в этом плане и Шанхайская организация сотрудничества.
Специфику момента для региона ШОС определяет еще несколько важных факторов.
Прежде всего, это влияние ситуации в Афганистане, где за последние годы проблем не убавилось. С территории этой страны по-прежнему исходят угрозы терроризма и экстремизма, действуют различные сепаратистские группировки, идет, не ослабевая, поток наркотиков. Начинающийся вывод контингента МССБ из Афганистана, предстоящее переформатирование военного присутствия там США и НАТО, ускоренная передача функций обеспечения безопасности афганским армии и полиции, явно не готовым взвалить на свои плечи эту непосильную ношу, вызывают в столицах сопредельных стран немало вопросов. В первую очередь их волнует, не скатится ли Афганистан снова в пучину безвластия, гражданской войны, межэтнического раскола, беспредела террористов и наркобаронов. Граничащую с Афганистаном Центральную Азию такая перспектива не радует. Все понимают: надо быть готовыми к любому развитию событий.
Еще один фактор – последствия «арабской весны». Беспорядки охватили не только многие страны обширного региона от южного средиземноморья до Леванта. Складывается впечатление, что в мире есть силы, заинтересованные в том, чтобы волна арабских революций не затухала, а распространялась дальше на восток. Государства-члены ШОС, естественно, обеспокоены тем, что происходит в соседних географических ареалах – в Северной Африке, на Ближнем Востоке, непрекращающимся конфликтом в Сирии, перспективой дестабилизации обстановки в других сопредельных странах. Этим во многом обусловлено стремление более эффективно использовать механизмы ШОС для обеспечения региональной безопасности, сохранения внутриполитической стабильности и спокойствия.
Третий фактор – приоритетное значение, которое приобретает экономическое развитие стран Центральной Азии. С одной стороны, в экономике региона ШОС наблюдается неплохая динамика. Даже в условиях снижения темпов роста экономик большинства стран мира и падения деловой активности на мировых рынках государства-члены ШОС демонстрируют высокие показатели: прирост ВВП в 2012 г., хотя и снизился по сравнению с предыдущим годом, в Казахстане составил 5%, в КНР – 7,8%, в Киргизии – 5,1%, в России – 3,4%. В Таджикистане и Узбекистане зарегистрировано ускорение темпов экономического роста – до 7,4% и 8,2% соответственно. Растут объемы двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества между государствами-членами ШОС. Особенно это касается стран-участниц Таможенного союза. Так, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2012 году вырос на 6,8%. Активно развиваются экономические связи между Китаем и его партнерами по Организации. Объем торговли между КНР и Казахстаном вырос на 25% (с 20 до 25 млрд.долл.), между КНР и Узбекистаном – на 15,5% (с 2,6 до 3 млрд.долл.), между КНР и Россией – на 5,2% (с 70 до 78 млрд.долл.).
Тем не менее социально-экономическая ситуация в ряде стран, прежде всего в Киргизии и Таджикистане, далека от идеала, их экономики в силу своей структуры и глубины проблем, с которыми сталкиваются эти страны, остаются уязвимыми. Именно поэтому основной акцент работы на экономическом треке ШОС должна сделать на реализации конкретных проектов, которые способствовали бы экономическому росту, развитию торговли и инвестиционного сотрудничества, созданию новых рабочих мест. Другими словами, обеспечению устойчивого социально-экономического развития государств-членов ШОС, в первую очередь центральноазиатских, как важному фактору поддержания региональной стабильности.
Вот на таком глобальном и региональном фоне приходится функционировать Шанхайской организации сотрудничества. Конечно, возникающие непредвиденные обстоятельства, новые тенденции, меняющиеся условия заставляют вносить в привычный алгоритм действий необходимые коррективы. Но в случае ШОС эти коррективы не меняют фундаментальных основ деятельности Организации, а позволяют заострить ее отдельные аспекты, актуализировать задачи. А значит – идти в ногу со временем.
Требуют коррекции методы работы
Одной из центральных задач ШОС в складывающихся условиях становится приоритетное укрепление механизмов сотрудничества в области безопасности. Кто-то может спросить: а что, собственно говоря, нужно еще сделать, если в рамках ШОС уже сформирована солидная нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, наркотрафику, оргпреступности, кибертерроризму? Создана и активно работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС в Ташкенте. Налажена система регулярных совещаний руководителей профильных силовых ведомств, экспертных встреч, совместных оперативных мероприятий, обмена информацией, подготовки кадров. Утверждено Положение о политико-дипломатических мерах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир и безопасность в регионе. Все это так. Но сегодня этого уже недостаточно.
На саммите ШОС в июне 2012 года в Пекине Президент России Владимир Путин выдвинул инициативу создания на базе РАТС универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС. Эта инициатива была поддержана нашими партнерами, хорошо понимающими, что для быстрого и адекватного реагирования на возможные эксцессы и нештатные ситуации, множащиеся проблемы, а порой и капризы Фортуны нужна скоординированная, комплексная работа. Это и понятно: все угрозы нового поколения, исходящие с негосударственного уровня, все теснее переплетаются между собой, подпитывают друг друга. Происходит сращивание террористических групп и наркокартелей, экстремистов и хакеров-мизантропов, финансовых махинаторов и контрабандистов, торгующих оружием и «живым товаром», технологов «цветных революций» и криминалитета.
С другой стороны, прежние методы работы не всегда годятся сегодня. Скажем, становится очевидным, что профилактикой терроризма и экстремизма должны заниматься не только правоохранительные органы, но и общество в самом широком смысле этого слова. В нынешних условиях особенно востребованы методы «мягкой силы», которые государства-члены ШОС еще только начинают осваивать.
Противостоять такому клубку вызовов непросто. Нужна умная, слаженная работа различных ведомств и спецслужб. Но к ней должны в той или иной мере подключаться и другие силы: политики и профессионалы, СМИ и учреждения системы образования, НПО и религиозные организации, молодежные движения и деловые круги.
В начале апреля этого года на заседании Совета РАТС в Ташкенте была одобрена идея наделения Региональной структуры новыми полномочиями. Теперь в ее Исполкоме предполагается образовать антинаркотическое и антикриминальное подразделения, а также подразделение по вопросам информационной безопасности. Потребуется и новый координационный орган, который будет сводить воедино усилия оперативных работников и принимать политические решения по сквозным аспектам работы по обеспечению безопасности.
Планируется, что решение о разработке концепции центра примут главы государств-членов ШОС, когда они соберутся на свой саммит летом этого года в Бишкеке. При этом на период становления универсального центра РАТС будет продолжать выполнять свои функции в прежнем режиме. Равно как не предполагается демонтировать тщательно выстроенные и хорошо показавшие себя конструкции: трехуровневую «пирамиду» антинаркотического сотрудничества, механизм встреч министров внутренних дел и взаимодействия в области борьбы с преступностью, Рабочую группу по МИБ.
Взаимодействие ШОС и ОДКБ - насущная потребность момента
На современном этапе ШОС необходимо активизировать работу по тематике региональной безопасности. Практика регулярных консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел стран-членов ШОС должна быть не только продолжена, но и расширена. Больше внимания надо уделять совместному анализу и прогнозированию развития обстановки в регионе, выработке вариантов реагирования и превентивных мер. На место рутинному обмену мнениями должно прийти согласование позиций и действий.
Следует более плотно вовлекать в работу по укреплению безопасности в регионе Афганистан и другие государства-наблюдатели при ШОС. Понятно, что «первую скрипку» в оказании содействия Афганистану в деле национального примирения и восстановления страны должна играть не ШОС, а те, кто эту кашу заварил. Но в интересах ШОС сделать так, чтобы в ИРА как можно скорее воцарились стабильность и порядок, чтобы территория этой страны больше не была источником угроз терроризма и экстремизма, чтобы там не прятались боевики-сепаратисты, чтобы наркопроизводство было вытеснено нормальным сельским хозяйством, а наркоторговле - положен конец. Для этого властям Афганистана надо помочь, тем более что Кабул искренне стремится вырваться из крепких объятий его нынешних спонсоров и вернуться в региональную «семью».
Государства-члены ШОС нацелены на более активную взаимную поддержку в том, что касается защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности и стабильности. Слишком высока цена дестабилизации и хаоса, чтобы допустить такое даже в одной из шосовских стран.
В вопросах парирования угроз ШОС не одинока. На евразийском пространстве действует еще целый ряд эффективных механизмов. Они, быть может, не обладают такими присущими ШОС чертами и преимуществами, как географический размах, политический вес, экономический потенциал, международный авторитет, широта направлений сотрудничества. Но и у них есть свои сильные стороны. В первую очередь речь идет об ОДКБ, которая блюдет мир и безопасность в зоне своей ответственности и, будучи оборонным альянсом, имеет возможность обеспечивать безопасность в том числе и военными средствами. Взаимодействие ШОС и ОДКБ – насущная потребность настоящего момента.
Работают в регионе Центральной Азии и другие интересные потенциальные партнеры ШОС: ооновские структуры – Контртеррористический комитет СБ ООН, Региональный центр по превентивной дипломатии (с Управлением ООН по наркотикам и преступности и ЦАРИКЦ «шестерка» уже установила связи), СВМДА, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Полезные проекты осуществляет ОБСЕ, с которой тоже имело бы смысл наладить контакты и сотрудничать – разумеется, только в тех областях, которые нужны ШОС. Наконец, ШОС должна участвовать в Стамбульском процессе содействия региональной безопасности и сотрудничеству во имя безопасного и стабильного Афганистана, получившем название «Сердце Азии», – участвовать и одновременно приглашать регионалов, поддерживающих этот процесс, участвовать в своей работе.
Корпорация экономик - важнейший акцент
Многое сегодня решается в плоскости экономики. Отсюда и новые акценты в работе ШОС: все более важным вектором приложения усилий Шанхайской организации становится повышение внимания к вопросам обеспечения экономической стабильности и практического сотрудничества в реализации взаимовыгодных экономических проектов.
Тема кооперации экономик стран ШОС находится в поле зрения Организации практически с момента ее основания в 2001 году. Программа многостороннего экономического сотрудничества государств-членов ШОС была утверждена еще в 2003-м. С тех пор подписано множество различных документов – межправительственные и межведомственные соглашения, меморандумы, программы и планы. Действуют механизмы совещаний министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, министров транспорта, науки и техники, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и др.
В рамках ШОС созданы и активно функционируют Деловой совет и Межбанковское объединение. Каждая из этих структур ведет нужную работу по сближению деловых кругов стран-членов ШОС, выявляет зоны сопряжения их интересов, инициирует инвестиционные проекты и содействует их реализации.
Характерная примета последнего времени – появление в рамках ШОС значительного числа реальных проектов. В целом развитие проектной деятельности видится наиболее перспективным направлением экономического сотрудничества по линии ШОС, поскольку интеграционные задачи это объединение перед собой никогда не ставило и не ставит. Интеграция на пространстве Евразии разворачивается под эгидой Таможенного союза и формирующегося Евразийского экономического союза, которым следовало бы установить с ШОС партнерские отношения. ШОС же, в свою очередь, предстоит найти свою уникальную нишу в процессах региональной экономической жизни. Поэтому проектная деятельность сегодня в наибольшей степени соответствует и реалиям, и потребностям стран, входящих в состав ШОС, а также тех государств, которые тянутся к завязыванию контактов с ней.
Появился новый инструмент работы на экономическом направлении - Перечень мероприятий по развитию проектной деятельности. Он был принят на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС, которое состоялось в Бишкеке 4-5 декабря 2012 года. Перечень насчитывает около 30 различных проектов - от строительства транспортных магистралей до сотрудничества по линии отдельных научно-исследовательских центров. Может показаться, что количество позиций и размах проектов пока выглядят достаточно скромно. Возможно. Но это только начало. Перечень - «живой» документ, в который по мере вызревания и выдвижения будут вноситься новые проекты, а реализованные проекты, наоборот, будут из него исключаться.
Все больше проектов осуществляется не в межправительственном формате, а по линии корпоративного сектора. Так, на юге Челябинской области строится мультимодальный транспортно-логистический комплекс, прорабатываются идеи строительства на территории России и Киргизии технопарков по производству светодиодных ламп, строительства средних и малых ГЭС в Казахстане и Таджикистане, создания площадок для развития электронной торговли и т.п.
Для реализации проектов «шестерке» нужны собственные источники финансирования. Эту задачу должны решить механизмы финансового сопровождения проектной деятельности, над которыми сейчас размышляют эксперты. На сегодняшний день рассматривается несколько концепций - идея создания Специального счета ШОС, небольшого по объему финансового института для кредитования технико-экономических обоснований проектов, идея учреждения крупного Банка развития ШОС, который выдавал бы кредиты для осуществления самих проектов, планы более полного использования возможностей Межбанковского объединения ШОС, а он располагает огромными резервами. Следует заметить, что схожие проблемы стоят и перед другими многосторонними коалициями. К примеру, в родственном Шанхайской организации сотрудничества объединении БРИКС решение о создании Банка развития уже принято. Об этом договорились лидеры пяти стран-участниц на недавнем саммите БРИКС в Дурбане.
Рентабельность торгово-экономического сотрудничества в немалой степени зависит от наличия удобного транспортного сообщения, оптимальных маршрутов перевозок грузов и пассажиров, способствующих развитию деловых связей и позволяющих сокращать издержки. Транспорт – одна из важнейших скреп, обеспечивающих единство региона ШОС. Многое на этом треке уже делается. К саммиту в Бишкеке планируется приурочить подписание Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Подписание этого документа откроет для автоперевозчиков стран-участниц ШОС целый ряд необходимых для бизнеса маршрутов, в том числе право сквозного проезда от берегов Атлантики (Санкт-Петербург, Россия) до Тихого океана (Ляньюньган, КНР). Это, в свою очередь, создаст предпосылки для формирования транспортного коридора Западная Европа – Китай. Идет строительство автомагистрали Е-40, которая свяжет Россию, Казахстан и Узбекистан с Китаем. Разрабатывается Программа скоординированного развития автомобильных дорог на пространстве ШОС.
Перспективным направлением экономического сотрудничества может стать энергетика. В настоящее время завершается работа по запуску Энергетического клуба государств-членов, государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. Он должен стать неформальным клубом для общения представителей правительств, а также деловых и научных кругов всех стран, которые испытывают интерес к энергетическому сотрудничеству в регионе ШОС и вокруг него.
Большие надежды связываются с инновациями и сферой высоких технологий. По инициативе Казахстана эксперты работают над проектом Соглашения о сотрудничестве в области науки и техники. Под патронажем Делового совета формируется Центр высоких технологий ШОС. Одна из новейших совместных разработок России и Китая, вызвавшая интерес у большинства стран ШОС, - проект создания подвижной системы спутниковой связи, предусматривающий запуск нескольких искусственных спутников и строительство наземной инфраструктуры. Итогом этой работы должно стать появление у ШОС собственного независимого комплекса для передачи сигнала, поддержки телекоммуникационных каналов и обеспечения позиционирования объектов на земле. Он будет обслуживать прежде всего интересы ведомств по чрезвычайному реагированию, пограничных служб, помогать в проведении спасательных операций и т.д., но может использоваться и для предоставления услуг мобильной связи населению.
Новое многообещающее направление – молодежное предпринимательство. В ноябре 2012 года в Алтайском крае с успехом прошел Международный форум по предпринимательству и приграничному сотрудничеству. Его инициатором выступил Молодёжный совет ШОС - динамичная и полная идей структура, учрежденная в 2009 году по инициативе Президента России В.В.Путина. Форум собрал более 500 участников из многих стран евразийского региона. Круг вопросов, которые обсуждались на нем, охватывал самые разные темы - от инноваций и «зеленой экономики» до пропаганды идей добрососедства через Интернет и облегчения визового режима для молодых предпринимателей и студентов. Успешные бизнесмены 30-40-летнего возраста рассказывали о своем опыте ведения бизнеса, а начинающие презентовали собственные идеи и проекты.
Растущий интерес к ШОС проявляют российские субъекты Федерации и регионы других государств-членов. Это открывает широкие перспективы для наращивания межрегионального и приграничного сотрудничества. Поистине «золотая жила» - сфера туризма, где уже есть первые ростки многостороннего взаимодействия: создана Ассоциация туроператоров России, Китая, Казахстана и Монголии, вовлеченных в проект «Великий чайный путь».
Нужна агрессивная информационная политика
ШОС – это не только безопасность и экономика. Это огромный культурный ареал. Тяга к взаимопознанию культур и традиций, к обменам между людьми искусства всегда была свойственна для народов, населяющих Евразию. Сегодня в развитии гуманитарного сотрудничества назрела постановка нового уровня задач. Речь следует вести уже не просто о взаимодействии, но о движении к общему образовательному, культурному, интеллектуальному и информационному пространству. Сообщество ШОС – кому-то это может показаться фантазией мечтателя, но именно этим путем шел Евросоюз, по нему идут АСЕАН, многосторонние объединения Латинской Америки. У стран нашего региона оснований для построения сообщества ничуть не меньше.
Еще одно важное направление деятельности ШОС – уплотнение внешнеполитического взаимодействия между государствами-членами, более тесная координация действий в международных организациях и в региональных делах. Вряд ли стоит доказывать, что это отвечает и общим интересам, и интересам каждого из участников объединения. Когда на международной арене страны выступают вместе, их голос приобретает совершенно иной вес.
В быстро меняющемся мире ШОС следует наращивать обороты своих внешних связей, стремиться к расширению круга государств-единомышленников и партнеров среди международных и региональных многосторонних объединений. Примечательно, что интерес к ШОС демонстрируют не только ближайшие соседи по региону, но и такие государства, как Азербайджан, Армения, Бангладеш, подавшие заявки на получение статуса наблюдателя при Организации. На днях с просьбой о предоставлении статуса партнера по диалогу обратилась Украина. Это – безусловное признание успехов ШОС, привлекательности ее политической философии и практических возможностей, роста ее популярности. Но одновременно это и шанс сделать еще один шаг в направлении формирования в евразийском регионе нового консорциума стран, объединенных общей целью – гарантировать прочный мир, безопасность, стабильность, поискать дополнительные ресурсы для экономического роста, обрести надежные опоры для проведения подлинно независимой внешней политики.
ШОС конечно же нужна активная, если хотите агрессивная информационная политика – политика, которая была бы скоординированной на политическом уровне, профессионально выстроенной, располагающей адекватными каналами распространения информации и обеспеченной ресурсами. Для того, чтобы о ШОС знали во внешнем мире и в самих государствах-членах, сведения о ней необходимо инициативно продвигать в СМИ. Разговор не о том, чтобы штампами лозунгов заниматься пропагандой ШОС в худших традициях минувшей эпохи, не о том, чтобы приукрашивать действительность. Надо объективно и честно рассказывать о ШОС. Информацию об успехах этого объединения, как и о его проблемах, надо оперативно, системно и доступно доводить до сведения не только политологов и экономистов, интересующихся международными делами и проблематикой регионального сотрудничества в Евразии, внешней политикой России, Китая и центральноазиатских государств. Эта информация должна стать достоянием широких кругов наших сограждан и зарубежной общественности.
Необходимо, чтобы люди знали, чем занимается ШОС, какие вопросы она решает, чем озабочены ее члены, какое место принадлежит ШОС в международном раскладе сил. Ответственность за это лежит как на членах ШОС, их профильных ведомствах и государственных СМИ, так и на постоянно действующих органах ШОС – Секретариате и Исполкоме РАТС. Сегодня сохранять «низкий профиль» на информационном поле для организации, не без оснований претендующей на ведущие роли в глобальном и региональном сотрудничестве, просто недопустимо.
Жизнеспособность базовых ценностей - притягательная сила ШОС
Близится к завершению председательство Киргизской Республики в ШОС. Председательство проходит успешно, многое уже сделано. Венцом председательства станет заседание Совета глав государств-членов ШОС, которое пройдет летом этого года в Киргизии. В столицу этой небольшой по мировым меркам горной страны в центре Евразии съедутся высшие руководители России, КНР, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. В качестве гостей председательствующей стороны к ним присоединятся лидеры государств-наблюдателей при ШОС – Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также руководители исполнительных органов ООН, ЭСКАТО, ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и АСЕАН – международных организаций и структур, с которыми ШОС имеет официальные отношения. Готовятся важные политические документы – Бишкекская декларация и Информационное сообщение по итогам саммита.
Результативное проведение года председательства, организация такого крупного международного события, как саммит ШОС, - показатель отличной работы киргизских коллег, в целом свидетельство того, что государственные институты в этой стране, совсем недавно пережившей внутренние беспорядки, работают исправно. С другой стороны, нельзя не признать, что содействие, которое оказывают киргизской стороне их коллеги из других стран-членов ШОС на ответственном этапе председательства, служит важным подспорьем в их практической работе, а если посмотреть шире – действенной товарищеской поддержкой правительства Киргизии. В полном соответствии с «шанхайским духом».
После Киргизии председательствовать в ШОС будет Таджикистан. И уже очень скоро - в 2014-2015 годах эстафету председательства в ШОС предстоит принять России. Москва, разумеется, постарается - во взаимодействии с другими государствами-членами - использовать эту привилегию для того, чтобы ШОС стала еще сильнее и эффективнее, оказалась на уровне стоящих перед ней задач, имела четкую, амбициозную и рассчитанную на длительную перспективу стратегию развития.
ШОС не может оставаться застывшей, неизменной, закостенелой, когда вокруг все меняется с калейдоскопической быстротой. Но при этом важно подчеркнуть: никто не подвергает сомнению концептуальные основы ШОС, принципы, на которых зиждется эта крупная и авторитетная региональная организация. В этом – в крепости фундамента, в жизнеспособности базовых ценностей - ее притягательность и сила. Сохранит ШОС и приверженность приоритетам своей деятельности. Центральными среди них и впредь будут оставаться сотрудничество в вопросах борьбы с наиболее острыми угрозами и вызовами стабильности и спокойствию ее членов и совместные усилия по обеспечению надежной системы региональной безопасности.
|
Оставить комментарий