|
|
Движение по восточному ШОСсе |
26.03.2015 17:48 |
Владимир Захаров, старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, заместитель генерального секретаря ШОС (2004-2010 гг.) |
|
Намеченный на лето 2015 года саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) должен стать важным, если не переломным в политической и экономической истории организации. С его проведением связывают принятие Стратегии развития ШОС до 2025 года.
Насколько сегодняшняя тактическая линия соответствует завтрашней стратегии ШОС? Накопленный опыт позволяет внести коррективы не только в стиль работы и тактическую линию этой организации, но и привести к общему знаменателю среднесрочные интересы всех государств-членов в форме единого документа, который не только определит развитие ШОС, но и подготовит к этому окружающий мир. Но думается, что сделать это будет непросто.
Между тактикой и стратегией
Высказываются даже мнения о том, что подготовительная аналитическая работа по этому сюжету должна быть вынесена за пределы ведомственных кабинетов, в частности, стать предметом обсуждения в рамках Форума ШОС и его плотного взаимодействия с Секретариатом и Исполкомом Региональной антитеррористической структуры (РАТС).
Но для начала следовало бы установить соразмерность нынешнего ШОСовского процесса тем целям и задачам, которые были зафиксированы в уставных документах Организации - таких, как Хартия 2002 года, Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2007 года, Основные направления стратегии 2012 года. И с максимальной степенью серьезности и честности высветить реальные достижения и просчеты отцов-основателей.
Ставший сегодня «штампом» для многих официальных публикаций оптимистический образ ШОС, как «крупного регионального объединения, оказывающего значительное воздействие на региональную обстановку и мир в целом», требует критического осмысления. Действительно ли это так? Какой вклад внес ШОС в решение региональных и глобальных задач? Сходятся ли наши оценки с мнением экспертного и международного сообщества, а если не сходятся, то в чем? Принимают ли в расчет наши партнеры в Евразии, да и в мире политический и экономический вес этой организации, считаются ли они с фактором ШОС или только пользуются этим брендом для решения своих собственных проблем? Необходимо сформулировать задачи по дальнейшему организационному строительству ШОС, которая, преодолев свой «форумный» характер, пока еще не стала эффективно работающей организацией многопрофильного сотрудничества. Создается впечатление, что стороны очень дорожат своими суверенными правами и разновекторными интересами в ущерб политическому и экономическому взаимодействию.
Но как, не имея консенсуса по столь актуальным проблемам, двигаться дальше? Нужно ли ШОС, подобно АСЕАН и Евразийскому экономическому союзу, разработать поэтапный график развития, который должен лечь в основу Стратегии? Ясно, что сегодня ни одно из государств-членов пока не готово предложить идею создания союза на базе ШОС. Но тогда следует определить, какой будет организация через десять лет – объединением или сообществом, сопроводив это четкими критериями для каждого из этих понятий. Нужно ли уравнять по значимости политическую и экономическую составляющие? Здесь, очевидно, будет востребован и всесторонний прогноз эволюции в сфере безопасности, политической и экономической конъюнктуры.
Важно задуматься, насколько соразмерно выстраивалась тактика в соответствии с целями и задачами ШОС, сформулированными в ее Хартии. Именно тогда было решено, что только многопрофильный характер создаваемого объединения сможет обеспечить «поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе, содействовать построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. Как представляется, в прошлом подобное многоколейное движение ШОС не всегда и не везде было сбалансированным.
Предложенный в Хартии упрощенный шаблон расширения ШОС оброс многочисленными условностями, которые препятствуют реализации принципа открытости организации. Очевидно, что если бы сегодня-завтра Монголия и Туркменистан подали бы заявки на вступление в ШОС, то политическое решение было бы быстро оформлено в правовой плоскости. Но пока этого не произошло, ибо указанные государства хотят использовать свой нынешний статус наблюдателя и «приглашенного» с максимальной выгодой, исходя из их многовекторного позиционирования на международной арене.
Другие же азиатские партнеры, претендующие на полное членство в организации – Индия, Пакистан и Иран, не могут этого сделать: первые два по причине двустороннего конфликтного потенциала и груза нерешенных территориальных проблем между КНР и Индией; с Тегерана же пока не сняты санкции ООН. Очевидно, что протекционистское отношение ряда государств-членов к наблюдателям (России - к Индии, Таджикистана - к Ирану, Китая - к Пакистану) не способствует консенсусу внутри ШОС.
Нужны смелые и неординарные ходы. А для этого надо ответить на следующие вопросы. Нуждается ли ШОС в расширении? На каких и при каких условиях? Нужны ли дополнительные стимулы для ускорения этого процесса? И главное: как это прописать в готовящейся Стратегии? Расширению ШОС могла бы помочь практика привлечения к политическому и экономическому сотрудничеству государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. Но и этого не происходит: эти страны вынуждены только «наблюдать», не имея шансов дождаться от ШОС реальной экономической и финансовой помощи. В лучшем случае они смогут получить ее от отдельных государств-членов, но не от организации в целом.
Безопасность и антитеррор
С учетом особой опасности терроризма, сепаратизма и экстремизма изначально большое внимание уделялось сотрудничеству правоохранительных систем государств-участников ШОС. За короткий срок удалось создать скоординированный в правовом и организационном отношении механизм, позволивший сузить возможности проникновения международного терроризма. К тому же за прошедшие годы получен ценный опыт антитеррористического взаимодействия в виде учений с участием как правоохранительных, так и армейских формирований. Поэтому, проектируя будущее, следует прежде всего подумать, как сохранить достигнутое. Особенно с учетом плачевных результатов пребывания в Афганистане войск международной коалиции, активизации террористических сил в Ираке и Сирии.
Выдвигается и еще одна актуальная задача - по противодействию ШОС «цветным» революциям. Речь идет о единстве и солидарности всей организации перед лицом этих угроз. Следует также учитывать «многоцветность» позиций государств-членов по афганскому урегулированию.
Поскольку силовой блок ШОС охватывает деятельность различных министерств и ведомств государств-членов, то со временем возникла потребность к усилению их координации и взаимодействия. А том числе в создании постоянно действующего органа по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, оргпреступностью, а также по обеспечению информбезопасности. Учет всего многообразия указанных задач также должен найти отражение в разрабатываемом документе ШОС.
Экономическое взаимодействие
Другое дело – экономическое сотрудничество, которое сегодня продвигается в основном по пути двусторонних связей. Это подтверждается отсутствием значимых многосторонних проектов и необходимой для этого правовой, финансовой и организационной инфраструктуры. Ежегодные встречи руководителей соответствующих ведомств и многочисленных рабочих групп пока не привели к созданию системообразующих структур – Банка развития и Специального счета, необходимых для материализации проектной деятельности. Несмотря на значительные, но, к сожалению, разрозненные усилия со стороны министерств, Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, не удалось создать приемлемых для бизнеса правовых кондиций и подтолкнуть его к участию в проектах, предложенных в различных программах, планах и перечнях. Все анонсированные проекты по-прежнему числятся на бумаге. Возник даже хороший тон: отчитываться по вопросам экономического взаимодействия на высоких ШОСовских мероприятиях, ссылаясь на примеры двустороннего сотрудничества.
Не увенчались успехом и попытки китайской стороны пригласить партнеров к созданию в рамках ШОС зоны свободной торговли, Банка развития и, наконец, реализации идеи об экономической зоне Великого шелкового пути внутри и вне ШОС (впервые выдвинута в сентябре 2013 года ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в государства Центральной Азии). Был и ряд рабочих предложений, например, создать Азиатский банк развития инфраструктуры пока применительно к китайско-казахстанскому энергетическому сотрудничеству. То есть, налицо попытки Пекина обойти бюрократические препятствия внутри организации и вывести на широкий простор двустороннее торгово-экономическое сотрудничество с центрально-азиатскими государствами, которое уже сделало Поднебесную первым торговым партнером в регионе, отодвинув Россию на второе.
Бюрократическая суета, нестыковка планов государственных ведомств и бизнеса (почему-то ШОСовский пирог с проектными начинками для последнего не по вкусу) подорвали усилия сторон к подписанию ряда важнейших соглашений. Напомним хотя бы судьбу многострадального Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, на подготовку которого ушло семь лет. Все было готово к его подписанию еще в ноябре 2013 года, однако шанс был упущен из-за правовых возражений одной из сторон.
В целом, создателям новой Стратегии предстоит решить весьма важный вопрос: пойдет ли организация по пути интеграции или нет. Ведь не за горами то время, когда все страны ШОС станут членами ВТО. И это также нужно учитывать проектировщикам Стратегии ШОС. В ее Хартии имеется положение о «координации подходов при интеграции в мировую экономику». Но как их можно координировать при отсутствии подходов к интеграции внутри своей же организации?
Другое прописанное в Хартии направление – «обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов» – ШОС даже не ставила на повестку дня переговоров и форумов. Сказались, видимо, разногласия между центральноазиатскими странами и отсутствие воли у других государств. Но ведь в ближайшие десять лет население в Центральной Азии подрастет еще на 10 млн. человек, усугубятся проблемы Арала, обострится ситуация с обеспечением питьевой водой.
С учетом специфики региона, может быть, правы некоторые киргизские и таджикские эксперты, когда предлагают смотреть на воду как на товар, как это происходит с нефтью и газом? Может, перед тем, как приступить к разработке Стратегии, на одном из саммитов ШОС попытаться достигнуть консенсуса по таким важным и жизненным вопросам, как природо- и энергопользование? Острота указанных вопросов на фоне неурегулированных территориальных и пограничных конфликтов неизбежно будет осложнять взаимоотношения между странами ШОС и подталкивать некоторые из них искать помощи у внерегиональных сил. При этом инициатива по комплексному решению этих проблем должна, на наш взгляд, исходить от самих центральноазиатских государств и находить адекватное понимание и поддержку у России и Китая.
Вопросы управления
И еще хотелось бы сказать об очень важном. Ежегодно на саммитах ШОС главы государств выдвигают многочисленные инициативы, которые также могли бы послужить опорной базой для будущей стратегической конструкции. Почему эти предложения часто не доходят до финальной реализации? Виноват ли при этом принцип консенсуса? Ибо несогласие даже одного государства ставит крест на будущем проекте. Так не подумать ли о разработке нового положения об избирательной применимости этого принципа к различным по значимости политическим, экономическим и гуманитарным проектам?
Для повышения действенности механизма ШОС не обойтись без пересмотра его функций и задач. Практически ежегодно на различных уровнях ставится вопрос о придании нового качества Секретариату и повышении статуса генсека ШОС. Но воз и поныне там. Формальное изменение названия главы Секретариата ШОС с «исполнительного» на «генерального» секретаря не добавило ему каких-то полномочий. Изменилось лишь название должности на русском и английском языках. Кстати, по-китайски это звучит по-прежнему: «мишучжан».
Желательно посмотреть по-новому на вопросы взаимодействия постоянно действующих органов (ПДО) ШОС, которые сегодня в правовом, оперативном и организационном отношении работают достаточно автономно. Да и подчиняются они, соответственно, внешнеполитическому и силовому блокам государств-членов и только на самом верху замыкаются на решения, принимаемые советами глав государств и правительств. Иногда создается впечатление, что ШОС опирается на два ПДО, действующих совершенно самостоятельно и имеющих собственные амбиции. Нужно ли этот стиль менять? Можно ли, как в случае с НАТО, говорить о политической и силовой структурах? Не следует ли дать больше полномочий Генеральному секретарю или принципиально обговорить характер взаимоотношений и порядок поддержания связи между ним и директором Исполкома РАТС ШОС? Думается, что в стратегических интересах стоит еще раз поразмыслить над вопросом взаимоотношений «двух вертикалей» и их взаимодействия.
Ведь фактически приходится говорить о сосуществовании двух отдельных вертикальных структур: политико-экономическо-гуманитарном блоке, который курирует Секретариата ШОС в Пекине под контролем Совета национальных координаторов, и правоохранительном, который курирует Исполнительный комитет РАТС в Пекине под контролем Совета РАТС. В качестве рабочей гипотезы можно было бы рассмотреть вариант придания эффективной роли постоянным представителям при Секретариате ШОС и Исполкоме РАТС, приподняв при этом статус института национальных координаторов до уровня курирующих заместителей министров иностранных дел. В какой-то мере раньше так и было, практически все национальные координаторы, за исключением российского, были представлены именно в этой ипостаси. При этом можно было бы довести их график встреч до двух-трех раз в год, уплотнив задачи и ответственность постоянных представителей при ПДО.
В этом же кластере разрабатываемой Стратегии следовало бы предусмотреть вопросы сотрудничества в международной сфере. Хорошо, когда в ООН, ОБСЕ и в других международных и региональных организациях представители государств-членов ШОС говорят на одном языке, осуществляя плотную координацию.
… Видимо, над всем этим следует глубоко задуматься регулировщикам и вперед смотрящим, инициирующим движение по восточному ШОСсе.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий