Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
14:16Астана
12:46Тегеран
14:16Бишкек
13:46Дели
16:16Пекин
12:16Москва
13:16Исламабад
13:16Душанбе
13:16Ташкент
Наблюдатели:
11:16Минск
16:16Улан-Батор
12:46Кабул
Партнеры по диалогу:
12:46Манама
12:46Ереван
12:46Катманду
13:16Баку
11:16Каир
12:16Доха
12:16Эр-Рияд
12:16Эль-Кувейт
12:16Мале
12:16Абу-Даби
12:16Нейпьидо
11:16Анкара
15:16Пномпень
15:16Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

26.04.2024 10:01
Закрытый с февраля 2022 г. аэропорт Элисты с 3 мая откроется для полетов
26.04.2024 07:05
Участие Секретариата ШОС в 80-й сессии ЭСКАТО
26.04.2024 06:53
СМИ: ВСУ отказались от использования танков Abrams
26.04.2024 06:28
"Газпром" сообщил о рекордном объеме поставок газа на российский рынок
26.04.2024 06:24
Пилотируемый корабль "Шэньчжоу-18" пристыковался к орбитальной станции КНР
26.04.2024 06:19
Ван И заявил, что США не должны нарушать красные линии Китая в вопросах его суверенитета
25.04.2024 21:18
NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
25.04.2024 19:22
Путин сообщил, что в мае планирует визит в Китай
25.04.2024 19:16
В Хельсинки подтвердили причину повреждения газопровода Balticconnector
25.04.2024 19:13
Россия объявила персоной нон грата двух дипломатов посольства Латвии
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Душанбинский саммит ШОС: есть ли прогресс?
02.10.2014 10:10

По итогам сентябрьского саммита ШОС, прошедшего в таджикской столице, участники подписали новую Душанбинскую декларацию, обозначив в ней основные проблемы и задачи, стоящие перед организацией. Какие цели ставит организации? Каким проблемам уделяется особое внимание? Каково будущее организации, учитывая трудности, с которыми сталкиваются страны региона?

Ситуацию комментирует Владимир Захаров, бывший заместитель генерального секретаря ШОС, старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики, - в беседе с Марией Гуровой.

Каковы основные итоги состоявшегося саммита ШОС, в чем его политическое значение? Какие ключевые решения были приняты в ходе встречи лидеров стран-участниц Организации и чем вообще примечательна Душанбинская декларация?

В.З. - На фоне сложного глобального ландшафта саммит ШОС 12 сентября 2014 года прошел в штатном режиме. Выдержаны традиционные протокольно-организационные параметры: присутствовали все главы государств-членов, руководители стран-наблюдателей (за исключением Индии и Пакистана, которые были представлены лицами, отвечающими за внешнюю политику), главы партнерских международных организаций. В качестве почетного гостя на саммит прибыл президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Особый смысл имел, конечно, ряд двусторонних встреч между лидерами центральноазиатских стран, проведенных "на полях" заседания глав государств-членов ШОС. Подчеркнуто дружеский характер имели встречи Эмомали Рахмона с Исламом Каримовым и с Алмазбеком Атамбаевым, что показывает их общую обеспокоенность эскалацией территориально-этнических проблем в регионе. Это взаимопонимание - плод многосторонних усилий в рамках ШОС.

Владимир Путин, "опутанный тенетами западных санкций", в Душанбе оказался в атмосфере добросердечия, среди друзей и партнеров, заинтересованных не только в продвижении многопрофильного сотрудничества в рамках ШОС, но и в укреплении разноплановых отношений с Россией. Здесь важно заметить, что внутри ШОС по-прежнему сохраняется понимание того, что наша страна выполняет роль локомотива в общем развитии ШОС, генератора новых идей. Неслучайно проект Среднесрочной стратегии развития ШОС до 2025 года, который, как ожидается, будет принят в будущем году, на саммите в Уфе, был разработан российской стороной и передан партнерам на рассмотрение.

В Душанбе, в многостороннем и двусторонних форматах, состоялся обмен мнениями по важнейшим региональным и международным вопросам, в том числе, по ситуации в Афганистане, в странах Ближнего Востока, Северной Африки и других прилегающих к пространству ШОС регионах, в частности, речь шла и об украинском кризисе. К сожалению, острота дискуссий не нашла адекватного отражения в бюрократически сухих документах встречи. Это касается, прежде всего, ситуации на Украине, в Ираке и Сирии.

Скупые строки Душанбинской декларации и Информационного коммюнике лишь отчасти отражают общий настрой участников встречи в пользу плотной координации усилий по обеспечению безопасности, поскольку терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, трансграничная организованная преступность и киберугрозы по-прежнему оказывают негативное влияние на стабильность в регионе ШОС.

Впереди вывод войск западной коалиции из Афганистана, и дальше, как было заявлено, их миссия под названием "Решительная поддержка" не будет боевой, а позиционируется только как помощь в подготовке национальных вооруженных сил. Между тем на нынешний кабульский режим агрессивно наступает непримиримая талибская оппозиция.

А что говорится на этот счет в Душанбинской декларации?

В.З. - Предельно лаконичный пассаж Душанбинской декларации по Афганистану не содержит предсказуемой позиции ШОС на случай резкого ухудшения обстановки в стране. Нет и авансов со стороны Организации на предмет оказания помощи Афганистану. Значит, она и впредь будет предоставляться исключительно на двусторонней основе. Организация лишь сигнализирует свою решимость действовать строго в соответствии с решениями ООН. Следует ожидать, что и позиции государств-членов по разным аспектам афганского урегулирования будут разновекторными. Можно лишь надеяться, что по мере приближения "часа Х" на афганском направлении диалог внутри ШОС станет более плотным, а решения – более конкретными, в зависимости от возрастания опасности для отдельных государств-членов или для Организации в целом. И здесь глубоко символичным становится факт присутствия на саммите главы туркменского государства, которое, несмотря на свой "нейтралитет по всем горизонтам" уже начинает испытывать разноплановый прессинг со стороны талибов.

Думается, что в год российского председательства в ШОС удастся довести до реализации выдвинутой Россией в 2012 году инициативы создания на базе Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте универсального центра, который объединит функции по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и информационными угрозами.

Душанбинский саммит можно назвать прелюдией российского председательства в ШОС...

В.З. - Именно так. Не сомневаюсь в его успешности в плане реализации масштабных протокольных и организационных мероприятий. Главная же цель состоит в решении крайне важных политических и экономических задач и в способности России наметить вектор развития ШОС. В дипломатическом плане играть придется на многих досках, аргументированно убеждая партнеров, что в выигрыше будут все игроки ШОС. В Кремле было объявлено, что перешедшее к России председательство будет отмечено расширением состава членов ШОС.

Каковы шансы на принятие в организацию Индии и Пакистана? Не породит ли это новые политические споры и не приведет ли этот шаг к "размыванию" единства организации?

В.З. - Примечательным, на мой взгляд, стал неожиданный для многих экспертов, но хорошо просчитанный россиянами и китайцами информационный вброс о том, что на саммите в Уфе возможно повышение статуса Индии и Пакистана до полноправных "государств-членов". Тем более, что на Душанбинском саммите были утверждены Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС и новая редакция типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена.

В этой связи можно сделать три предварительных вывода. Во-первых, многолетние усилия российской дипломатии по формированию новой архитектуры безопасности в Азии уже приносят первые плоды. Ни для кого не секрет, что Россия использовала весь свой авторитет, чтобы убедить китайских и индийских партнеров в стратегической целесообразности построить трехстороннюю политическую конструкцию. Недаром пятнадцать лет назад был создан такой формат, как РИК (Россия — Индия — Китай), в рамках которого были обозначены политические и практические направления сотрудничества. Судьба этого проекта теперь может воплотиться в формате ШОС.

Во-вторых, согласие китайцев на прием в ШОС Индии свидетельствует о том, что произошли тектонические сдвиги в рамках сложных китайско-индийских отношений, прежде всего это касается перспектив решения двусторонних погранично-территориальных проблем и всего сложного комплекса связей в политической и экономической сферах. Итогом этого процесса становится рост доверия между двумя крупнейшими азиатскими державами, прежде всего, в плане понимания ими необходимости скорейшего разбора политических завалов и недопустимости вмешательства в дела друг друга.

В-третьих, в Азии, как и во всем мире, происходит существенное изменение баланса сил за счет укрепления потенциалов России, Китая, Индии. Складываются новые центры притяжения, в результате формирования которых видоизменяются политические и экономические связи. Это в определенной мере касается и Пакистана, вынужденного адаптироваться под своего пекинского "всепогодного" друга (при одновременном дистанцировании от Вашингтона). Думается, что и здесь найдет свое приложение китайская идея создания Экономического пояса Шелкового пути, которая работает в том числе и против политических и экономических интересов США в регионе.

Согласен, что вхождение в ШОС Индии и Пакистана потребует значительных усилий от всех сторон, в том числе и в плане организационного обновления Организации. При условии сохранения нынешнего жесткого консенсусного принципа принятия решений может быть значительно осложнен процесс сближения позиций сторон и выработки компромиссных решений. Следует также принять во внимание, что у каждого из этих государств отличная от стран ШОС дипломатическая служба, построенная по английским стандартам. Придется менять структуру управления ШОС, вводить третий рабочий язык, менять характер подготовки кадров, пересматривать штатное расписание и т.д.

Идея формирования мощной региональной организации многопрофильного сотрудничества потребует полного напряжения интеллектуальных, финансовых и организационных усилий, а также критического осмысления опыта ЕС и АСЕАН. И это, в свою очередь, будет необходима соответствующая адаптации разрабатываемой сегодня Среднесрочной стратегии развития ШОС. Неминуемо встанут на повестку дня задачи политической и экономической интеграции.

Удалось ли добиться прогресса по вопросу о запуске механизма финансирования инвестиционных проектов ШОС? Как Вы оцениваете перспективы учреждения Банка ШОС, и какое место он может занять в мировой финансовой системе?

В.З. - Главы государств дали поручения продолжить усилия в целях скорейшего завершения работы по изучению вопросов создания Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС. Но здесь у России есть очевидные трудности, поскольку она уже заявила о своем участии в создании соответствующих банков в рамках Евразийского экономического союза и БРИКС, что потребует значительной финансовой нагрузки.

Одновременно не хотелось бы никаких паллиативных решений по созданию суррогатных финансовых схем, которые могли бы свидетельствовать о легковесности предложений сторон и были бы способны завести такое важное дело в тупик. При этом хочу отметить, что в этом вопросе прогресс крайне важен для центральноазиатских государств, которые пока связывают свое социально-экономическое развитие в основном с финансово-кредитными возможностями ШОС и ее отдельных членов.

Хотел бы также обратить внимание и на то, что в документах саммита прямо говорится о том, что «основная нагрузка в вопросах развитие делового, торгового и инвестиционного сотрудничества на пространстве Организации принадлежит взаимодействию деловых и финансовых кругов государств-членов ШОС, Деловому совету ШОС и Межбанковскому объединению ШОС…». Таким образом, главы государств-членов как бы предлагают бизнесу и банкам самим активней брать на себя решение экономических и финансово-кредитных проблем развития.

Очень не хотелось бы, чтобы на практике это выглядело как самоустранение государственных ведомств от решения такой важной и политически мотивированной задачи. Пока интерес бизнеса к проектной деятельности в рамках ШОС не стал очевидным для всех. Выход вижу в том, чтобы госструктуры реально смогли разработать и предложить деловым и финансовым кругам интересные условия участия в проектах ШОС.

Источник: портал Российского совета по международным делам

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Заседание Группы экспертов государств-членов ШОС по международной информационной безопасности
21.04.2024 07:07
Прием в Секретариате ШОС
17.04.2024 06:24
В Астане состоялась 19-я встреча секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС
04.04.2024 20:45
Интервью Генерального секретаря ШОС Чжан Мина журналу "Разведчик"
01.04.2024 06:16
Открытие 41-го заседания Совета РАТС ШОС
31.03.2024 07:44
Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин принял участие в Боаоском азиатском форуме
29.03.2024 20:40
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:27
Приспущены флаги государств-членов ШОС
24.03.2024 16:30
Встреча Генерального секретаря ШОС с Министром иностранных дел России
19.03.2024 21:16
Миссия наблюдателей от ШОС за выборами Президента Российской Федерации
16.03.2024 19:49
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.