Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
19:10Астана
17:40Тегеран
19:10Бишкек
18:40Дели
21:10Пекин
17:10Москва
18:10Исламабад
18:10Душанбе
18:10Ташкент
Наблюдатели:
16:10Минск
21:10Улан-Батор
17:40Кабул
Партнеры по диалогу:
17:40Манама
17:40Ереван
17:40Катманду
18:10Баку
16:10Каир
17:10Доха
17:10Эр-Рияд
17:10Эль-Кувейт
17:10Мале
17:10Абу-Даби
17:10Нейпьидо
16:10Анкара
20:10Пномпень
20:10Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

29.03.2024 07:27
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:20
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков
29.03.2024 07:12
Фрегат ТОФ "Маршал Шапошников" прибыл в порт Массауа
29.03.2024 07:02
На подлете к Белгороду силы ПВО сбили 15 воздушных целей
29.03.2024 06:56
В Генштабе заявили, что призывники не будут привлекаться к участию в спецоперации
28.03.2024 21:28
СК получил доказательства связи террористов из "Крокуса" с Украиной
28.03.2024 17:43
Генпрокуратура потребовала изъять крупнейшего производителя вина
28.03.2024 17:37
NYT: США утаили от России часть информации об угрозе теракта в "Крокусе"
28.03.2024 17:32
Премьер Италии осудила Макрона за идею отправить войска на Украину
28.03.2024 07:05
Байден с небольшим перевесом опережает Трампа по результату опроса
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Мусульмане Китая следуют Шелковым путем
13.09.2016 14:47

Юрий Тавровский, профессор Российского университета дружбы народов.

Китайский район Нинся мне представлялся загадочным местом еще со времен университетских лекций по географии Китая. Лекции по истории тоже часто упоминали эти места, лежащие на маршрутах Шелкового пути и граничащие с землями тибетцев, монголов и китайцев. Нынешний Нинся-Хуэйский автономный район КНР редко попадает в поле зрения китайской и иностранной прессы – там не часто происходят важные события. В отличие от другой мусульманской провинции, Синьцзян-Уйгурского автономного района, в Нинся все спокойно.

Умиротворенное Ся

Уже первый иероглиф в названии, «нин», значит «спокойный», «умиротворенный». Второй иероглиф, «ся», напоминает о древнем государстве Си Ся (Западное Ся), которое создал исчезнувший впоследствии близкий к тибетцам народ тангуты, то торговавший, то воевавший со своими соседями-китайцами. Пределы царства включали не только нынешний Нинся, но также большую часть прилегающей провинции Ганьсу, северные районы соседней Шэньси и западную часть Внутренней Монголии. Умиротворить, то есть победить, воинственных тангутов удалось только монголам, разбившим в начале ХIII века своих соседей по пустынным и степным просторам, а затем поработившим почти на целый век еще и всю Поднебесную.

Название Нинся – то есть «умиротворенное Ся», впервые было использовано именно монголами. Создавшие за два века (1038–1227) оригинальную культуру, в том числе особую письменность на основе китайских иероглифов, тангуты были частично истреблены, частично включены в монгольскую империю Юань. Их опустевшие деревни и города монголы заселяли соплеменниками, которые считались «людьми первого сорта», а также «второсортными» переселенцами из Западного края, как в старину называли страны Центральной Азии и Ближнего Востока, и китайцами, которых ставили ниже всех. Из ближневосточных и центральноазиатских владений империи Юань десятками тысяч прибывали крестьяне, воины и ремесленники. Они присоединялись к уже осевшим потомкам мусульманских торговцев, караваны которых испокон века приходили Шелковым путем. Среди завезенных персов, арабов и тюрок преобладали мусульмане. Осев в Поднебесной, они с годами и веками стали почти неотличимы от китайцев, стали говорить на местных диалектах китайского языка и использовать китайские иероглифы, но умудрились сохранить свою веру и соответствующую бытовую культуру. Потомки тех мусульман сейчас рассеяны по всему Китаю и считаются особым народом хуэйцзу, но их самое крупное компактное место проживания – Нинся. В 1958 году был создан Нинся-Хуэйский автономный район. Сейчас из 6,3 млн жителей автономии «титульная национальность» хуэйцзу составляет 2,3 млн человек.

Шелковый путь ведет в мечеть

Автономия Нинся гордится своей ролью «точки сборки» всех китайских мусульман. Несколько лет назад в пригороде административного центра провинции Иньчуани, городке Учжун, открылся тематический парк «Нинся – родина китайских мусульман». Архитектурным и смысловым центром обширного парка служит огромная беломраморная мечеть в ближневосточном стиле. Такие сооружения стали появляться сравнительно недавно, лет 400 назад. Самые старинные мечети в Сиани и Гуанчжоу, построенные в IХ–Х веках, внешне представляют собой обычные китайские павильоны – в самом большом молельный зал, в тех, что поменьше, помещение для омовения, библиотека, жилища ахунов (мулл). Минаретами служат обычно трехъярусные пагоды. В самом городе Иньчуань преобладают мечети небольшие и, как правило, увенчанные одним позолоченным или зеленым куполом с полумесяцем. Конечно, рядом всегда высится минарет.

Именно так выглядит главная мечеть города «Наньгуань», построенная в 1644 году. Мы подъехали к ней к концу праздничного намаза по случаю праздника Курбан (название этого праздника у российских мусульман Курбан-байрам их китайским единоверцам оказалось неизвестно). Я даже не успел закончить съемку продавцов лакомства, похожего на татарский чак-чак, покупательниц в разноцветных платках и просившую у входа подаяния женщину с ребенком, как из увенчанной зеленым куполом арки потек людской поток. Седобородые старцы и полные сил мужчины в праздничных расшитых тюбетейках не выходили, а выезжали со двора на велосипедах. На приветствие с удовольствием отвечали, расплываясь в улыбке. Буквально через пять минут двор и сама мечеть почти опустели, и можно было не спеша осмотреть комплекс.

Арка на входе в тематический парк «Нинся – родина китайских мусульман». Фото автора

В центре не очень большого двора фонтан, рядом шест с красным флагом КНР. По периметру двора помещения школы и жилья ахунов. Перед ними стоят цветочные клумбы и черные мраморные стелы с золотыми иероглифами, которые повествуют об истории мечети, воспроизводят указ императора Тай-цзу династии Тан (618–907) о даровании мусульманам полных прав подданных империи. Над главным зданием мечети тоже высится зеленый купол с золотым полумесяцем. На стенах позолоченные надписи арабской вязью, прославляющие пророка Мухаммеда. Несколько слоев ковров на полу молитвенного зала. В общем, обычная мечеть с обычным убранством. Такие же я видел в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Кайфыне, Цюаньчжоу и многих других городах, где живут крупные общины китайских мусульман хуэйцзу.

Зато мечеть в парке «Нинся – родина китайских мусульман» для Китая необычна. Поражают ее размеры, богатство убранства. Дорога к мечети и площадь перед входной аркой вымощены каменными плитами. Сама беломраморная арка увенчана большим белым куполом высотой 38 м, к ней справа и слева примыкают длинные крытые галереи. Внутри парка много воды – фонтаны, бассейны, даже небольшие пруды с камышом и рыбками. На здании мечети, построенной в форме восьмиугольной звезды, явно не экономили: большой золотой главный купол, купола поменьше на двух высоких и изящных минаретах, луковки на галереях и служебных зданиях. Внутри главного молельного зала площадью в 7 тыс. кв. м восточным орнаментом покрыты высокие колонны, стены, внутренняя поверхность купола. Преобладает голубой цвет. Весь пол устлан одним огромным красным ковром. По нему ходит всего несколько человек – судя по отсутствию головных платков и тюбетеек, не мусульман. Верующих удалось встретить уже вне мечети, у небольшой крытой сцены, на которой шел праздничный концерт песен и танцев хуэйцзу. Своего выхода ждали несколько участниц концерта в национальных костюмах – длинная туника поверх штанов, расшитая шаль-накидка, прикрепленная к тюбетейке. На сцене был мужчина-певец в похожей тунике и штанах с золотыми галунами, красивой тюбетейке. Среди немногочисленных зрителей большинство составляли молодые незамужние женщины в богатых праздничных головных платках, но повседневной одежде. Замужних женщин можно было отличить по строгим головным платкам преимущественно синего цвета, а одна пожилая дама с внуком на руках и вовсе была в черном хиджабе.

Национальные костюмы были широко представлены в лавке, через которую путь вел во временный музей. Довольно скромные туники со штанами компенсировались разнообразием и богатством украшений на головных платках и тюбетейках – вышитые золотом цветы, орнаменты, целые короны.

Сотрудница музея тоже была одета в традиционном стиле. Она рассказала историю строительства мечети и всего парка «Нинся – родина китайских мусульман». Проект был осуществлен на средства государственного бюджета в рамках осуществляемой с начала века стратегической программы развития западных провинций Китая, отставших от приморских районов. Точные цифры названы не были – строительство еще не завершено. В лесах стоят два больших здания, одно из которых станет музеем. Продолжаются посадки деревьев, копают пруды.

Лампа Аладдина для Нинся

Мусульманскую специфику Нинся местные власти и предприниматели рассматривают как уникальное конкурентное преимущество. Они реализуют целую программу привлечения инвестиций от единоверцев ближнего и дальнего зарубежья. Еще по пути из аэропорта в глаза бросаются флаги мусульманских стран, украшающие столбы на обочинах шоссе и главных городских улиц.

Чиновники местного правительства с удовлетворением рассказывают об уже состоявшихся и еще только запланированных конференциях, инвестиционных ярмарках с участием арабских стран Ближнего и Среднего Востока, государств Центральной Азии. Начиная с 2004 года проводятся китайско-арабские экономические форумы, на которых обсуждаются инвестиционные проекты, заключаются серьезные сделки. С одной стороны, китайские капиталовложения в арабские страны намного превышают встречные (2 млрд долл. и 700 млн долл. соответственно). Но китайские миллиарды поступают из Шанхая, Гуанчжоу и других финансово-промышленных центров продвинутых приморских провинций, в то время как арабские миллионы весьма пригодятся отстающим внутренним провинциям Китая, включая близкие арабам по вере Нинся и Синьцзян.

Весьма плодотворны и китайско-арабские ЭКСПО, которые недавно стали устраивать в Нинся. В 2015 году на второй ЭКСПО были заключены торговые сделки на 171,2 млрд юаней (26,8 млрд долл.), включая не только текстиль, новые материалы и энергооборудование, но также соответствующие правилам ислама продукты питания халяль. Девушки хуэйцзу в традиционных нарядах, но с вполне современными интересами. Фото автора

Весной с.г. воздушный Шелковый путь связал Иньчуань с далеким Дубаем – самолеты четыре раза в неделю будут делать промежуточную посадку по пути в важнейший город Нового шелкового пути – Чжэнчжоу. Оказавшись летом 2015 года на борту самолета на маршруте Москва–Дубай–Токио, я был приятно удивлен тем, что вскоре после вылета из Объединенных Эмиратов наш «аэробус» пересек Пакистан и стал лететь точно над старинным Шелковым путем вплоть до Пекина.

Развивая торговые, экономические и культурные связи с арабским миром, возрождая традиции 20 веков взаимных обменов на Шелковом пути, Нинся не только реализует собственное конкурентное преимущество – общую с арабами религию. Нинся вносит вклад и в общекитайскую стратегическую задачу расширения экономического и политического влияния на Арабском Востоке. Сейчас регион является вторым по величине торговым партнером КНР.

Безграничные перспективы открываются еще и после снятия многолетних санкций Запада с Ирана. Иранцы, как и арабы, не чужие люди для хуэйцзу, прозванных людьми Шелкового пути. Недаром лингвисты находят в богослужебных книгах китайских мусульман и диалектах, на которых они говорят, немало персидских слов. Сейчас хуэйцзу придерживаются суннитского течения ислама, а иранцы – шиитского. Но эти различия вряд ли будут серьезным препятствием на пути ускоренного развития торговли и иных форм делового сотрудничества.

Не забыли в Инчуани и о дунганах, как в Советском Союзе прозвали все тех же хуэйцзу, перебравшихся в пределы Российской империи еще в ХIХ веке. Налажен обмен торговыми миссиями, студентами, артистами с влиятельной Ассоциацией дунган Казахстана, а также другими организациями в республиках Центральной Азии.

Нинся показывает пример использования своих специфических особенностей для обеспечения взаимной выгоды в духе традиций Великого шелкового пути. Независимая газета

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
Фонд имени Фараби проведет в Тегеране «Дни российского кино»
23.12.2022 11:38
Си Цзиньпин ответил на письмо жителей Саудовской Аравии, изучающих китайский язык
08.12.2022 09:33
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.