Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
15:52Астана
14:22Тегеран
15:52Бишкек
15:22Дели
17:52Пекин
13:52Москва
14:52Исламабад
14:52Душанбе
14:52Ташкент
Наблюдатели:
12:52Минск
17:52Улан-Батор
14:22Кабул
Партнеры по диалогу:
14:22Манама
14:22Ереван
14:22Катманду
14:52Баку
12:52Каир
13:52Доха
13:52Эр-Рияд
13:52Эль-Кувейт
13:52Мале
13:52Абу-Даби
13:52Нейпьидо
12:52Анкара
16:52Пномпень
16:52Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

29.03.2024 07:27
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:20
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков
29.03.2024 07:12
Фрегат ТОФ "Маршал Шапошников" прибыл в порт Массауа
29.03.2024 07:02
На подлете к Белгороду силы ПВО сбили 15 воздушных целей
29.03.2024 06:56
В Генштабе заявили, что призывники не будут привлекаться к участию в спецоперации
28.03.2024 21:28
СК получил доказательства связи террористов из "Крокуса" с Украиной
28.03.2024 17:43
Генпрокуратура потребовала изъять крупнейшего производителя вина
28.03.2024 17:37
NYT: США утаили от России часть информации об угрозе теракта в "Крокусе"
28.03.2024 17:32
Премьер Италии осудила Макрона за идею отправить войска на Украину
28.03.2024 07:05
Байден с небольшим перевесом опережает Трампа по результату опроса
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
«Восточный вектор» внешней политики России начертил Евгений Примаков
15.11.2016 11:29 Кирилл Барский, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Таиланде, бывший Национальный координатор РФ в ШОС

В последние годы Россия, как никогда раньше, активно и уверенно разворачивается на Восток, в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако нет ничего более далекого от истины, чем утверждение о том, что разворот на Восток стал реакцией на западные санкции. Этот курс носит принципиальный характер, он был сформулирован в результате глубинного осознания национальных интересов России как евразийской, азиатско-тихоокеанской, а в более широком смысле - евро-тихоокеанской державы. У истоков этого курса стоял Евгений Максимович Примаков, в 1996-1998 годах возглавлявший Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Ко времени прихода Примакова в МИД идеи, положенные в основу «козыревского» внешнеполитического курса, во многом исчерпали себя. Увы, благие пожелания, зафиксированные в Концепции внешней политики России 1993 года, не выдержали испытания временем, разбившись о суровую реальность международной политики постконфронтационного периода.

К середине 1990-х годов стало ясно, что и сама концепция, и практика осуществления внешней политики нуждались в существенной корректировке.

Одной из центральных задач нашей дипломатии на заре становления нового российского государства провозглашалось развитие «равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания наших ценностей и интересов через реальное взаимодействие, а не шараханье от конфронтации к утопиям». Утверждалось, что ведущая группа промышленно развитых государств Запада заинтересована в поиске совместных подходов в политической, военной, экономической и других областях с демократической Россией. Из этого делался вывод о том, что «Россия должна решительно взять курс на развитие отношений с теми странами, сотрудничество с которыми может стать подспорьем в решении первоочередных задач национального возрождения, прежде всего с соседями - экономически мощными и технологически развитыми западными государствами и новыми индустриальными странами в различных регионах. Именно с этой группой государств ее сближает общее понимание основных ценностей мировой цивилизации и общность интересов в ключевых вопросах развития глобальной обстановки».

Не получилось. Запад воспринял окончание холодной войны как свою безоговорочную победу и принял для себя однозначное решение выстроить отношения с Россией - продолжателем Советского Союза - как с поверженным врагом. Наши надежды на создание нового качества равноправного партнерства не сбылись.

Кризис прежнего внешнеполитического курса стал особенно очевидным в условиях нацеленности НАТО на расширение без учета интересов России. В этой ситуации в российском руководстве и обществе начали осознавать пагубность ориентации политики России только на Запад, следствием которой были бы подрыв ее национальной безопасности, консервация социально-экономической отсталости и зависимости от Запада, дальнейшая маргинализация в международных делах.

В начале 1996 года новым министром иностранных дел России был назначен Евгений Примаков - крупная личность, убежденный государственник, человек твердых и широких взглядов, блестящий международник с огромным опытом практической работы. Приход Евгения Максимовича в МИД стал предвестником грядущих перемен.

В основу обновленного внешнеполитического курса России была положена концепция многополярного мира, принципы взаимного уважения интересов и равноправного взаимовыгодного сотрудничества, отрицание права какого бы то ни было государства на гегемонию и диктат, укрепление центральной роли ООН.

Важное место в новой внешней политике России было отведено наращиванию сотрудничества с широким кругом партнеров, включая страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот «восточный вектор» опирался на глубинное понимание коренных национальных интересов России, на труд многих поколений наших дипломатов, на имевшиеся у нас солидные наработки. Но не будет ошибкой утверждать, что начертил его в середине 90-х годов XX века именно Е.М.Примаков.

Здесь нужно небольшое отступление - исторический экскурс. Все начиналось еще тогда, когда он своими научными исследованиями предсказал многие моменты, которые потом стали реальностью. Как отмечает ученый-индолог В.И.Иванов, работавший под руководством Е.М.Примакова в Институте востоковедения и ИМЭМО, «Евгений Максимович Примаков был одним из наиболее последовательных и энергичных сторонников поворота страны на Восток, инициатором поисков эффективных решений социально-экономических проблем восточных регионов России. Руководя в Академии наук Институтом востоковедения, а затем ИМЭМО, академик Примаков принимал самое активное участие в диалогах с китайскими и японскими партнерами, научными центрами Вьетнама, Индии и США, нарождающимися региональными организациями». Его отличали «взрывная энергия и редкое умение работать на дальнюю перспективу, глубокое понимание интересов страны и способность отстаивать эти интересы через добрые человеческие отношения даже с оппонентами».

Прошло два десятилетия со времени, когда Евгений Максимович встал у руля российской внешней политики. Попробуем бросить широкий непредвзятый взгляд на то, что было сделано за эти годы на азиатско-тихоокеанском направлении, и посмотрим, к каким результатам эти усилия привели через 20 лет.

С приходом Е.М.Примакова в МИД многое изменилось в нашей внешней политике. Одна из принципиальных перемен заключалась в общем наведении порядка в отношениях России со странами АТР и существенном повышении внимания к восточному направлению российской дипломатии.

С тех пор минуло 20 лет, и стоит, может быть, напомнить, что 1996 год был непростым периодом в жизни России. Продолжался конфликт в Чечне, страна вступила в предвыборную президентскую компанию, экономика была не в лучшей форме. Много проблем накопилось в отношениях с Западом, который взял линию на расширение НАТО, игнорируя интересы России. Но это не отменяло, а, напротив, делало лишь более актуальной установку на строительство многополярного мира, в котором азиатскому вектору отводилась важная роль.

Руководство МИД активно взялось за дело. В первый год нахождения в кресле министра Е.М.Примаков неоднократно выезжал с визитами в страны АТР и принял в Москве десятки делегаций из азиатских стран. В апреле он сопровождал Президента Б.Н.Ельцина во время его визита в КНР, в июле посетил Индонезию, где участвовал во встрече министров иностранных дел АСЕАН и сессии АРФ, в ноябре посетил Китай, Японию и Монголию. Сколько делегаций из азиатских стран побывало в этот период в Москве, сколько встреч и переговоров состоялось у министра, его заместителей по АТР (сначала это был А.Н.Панов, затем Г.Б.Карасин), директоров «азиатских» департаментов - трудно сосчитать.

В результате «на восточном фронте» России в довольно короткие сроки удалось добиться ощутимых успехов. Как пишет один из наших авторитетных дипломатов-востоковедов А.Н.Панов, на посту заместителя министра иностранных дел России, отвечавший в то время за отношения с азиатскими странами, «к 1997 году были сформулированы и начали претворяться в жизнь основные принципы политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главная цель этой политики - создание на востоке страны «пояса» добрососедства, доверия, безопасности в интересах обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития России, успешного осуществления политики реформ. Ставилась задача развивать двусторонние отношения со странами региона в максимально возможной степени, идти в этом так далеко, насколько это будет приемлемо для российских партнеров. Важнейшее значение придавалось подключению России к деятельности всех региональных организаций и форумов».

Можно без преувеличения сказать, что Евгений Максимович внес огромный вклад в развитие российско-китайских отношений. Именно в тот период, когда он возглавлял МИД, в отношениях России с КНР произошел качественный скачок - наши страны стали стратегическими партнерами. Именно в те годы удалось заложить прочные договорно-правовые основы российско-китайского политического взаимодействия, были достигнуты значительные успехи в области военных связей и ВТС, а в вопросах безопасности вместе с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном мы вышли на важнейшие многосторонние договоренности. Было бы, наверное, несправедливо сказать, что заслуга в укреплении отношений двух государств может целиком принадлежать одному человеку, но то внимание, которое министр Примаков уделял Китаю, имело тогда действительно большое значение.

В сентябре 1995 года директор СВР Е.М.Примаков, находившийся с визитом в Китае, был, вопреки согласованной программе, приглашен в Чжуннаньхай на беседу к Председателю КНР. Вместо отведенных 30 минут Цзян Цзэминь говорил с гостем целый час. «Китайско-российские связи следует развивать на новой основе, - сказал тогда китайский лидер. - Это необходимо и для наших стран, и для окружающего мира».

Именно Е.М.Примакову принадлежит авторство формулировки, которая с 1996 года характеризует российско-китайские отношения. Именно он предложил Президенту России договориться с Пекином о выведении сотрудничества на уровень стратегического партнерства. Разговор об этом произошел в не совсем обычной обстановке. Вот как запомнилась эта история С.Н.Гончарову, в то время советнику-посланнику Посольства России в Китае.

«В январе 1996 года Е.М.Примаков сменил А.В.Козырева на посту министра иностранных дел России. В связи с этим во время переговоров 25 апреля 1996 года Б.Н.Ельцин сообщил Цзян Цзэминю, что «у нас новый министр иностранных дел. Он востоковед. У Козырева глаза смотрели в правую сторону, а у Примакова смотрят в левую».

Во время перелета российской делегации во главе с Б.Н.Ельциным в Пекин в апреле 1996 года в самолете состоялось обсуждение вопросов, которые должны были явиться предметом переговоров в КНР. Российский президент принял предложение Е.М.Примакова о том, чтобы согласовать с китайской стороной новое официальное определение двусторонних связей как «отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в ХХI веке». Телеграмма с предложением включить эту формулировку в итоговый документ двустороннего саммита была направлена в российское посольство в Пекине с самолета. После того как китайская сторона была об этом проинформирована, немедленно собранное совещание Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК приняло решение согласиться с российской инициативой. Как продемонстрировали итоги визита и последующие десятилетия развития отношений, эта новая формулировка отнюдь не была просто красивой риторикой.

Хорошо поладил Е.М.Примаков с вице-премьером Госсовета, министром иностранных дел КНР Цянь Цичэнем. Они были люди одного поколения, их роднил жизненный опыт, объединяла глубина анализа международной обстановки. Но не только. Оба во время переговоров блистали остроумием. Вспоминаю визит Е.М.Примакова в КНР 17-19 ноября 1996 года. Дело было вскоре после президентских выборов в США, и речь на переговорах зашла о кандидатурах на пост нового американского госсекретаря. «Впрочем, - заметил Цянь Цичэнь, когда основные фигуры были уже рассмотрены, - могут быть и самые неожиданные кандидатуры». Евгений Максимович на это отреагировал: «Это верно. Как, например, я в России».

25-27 марта 1997 года Е.М.Примаков принимал Цянь Цичэня в Москве. Министр повез гостя в Особняк МИД в Мещерино. Разговор там всегда получался более доверительным, искренним, можно было позволить себе шутить и смеяться больше обычного. Вспоминаю, как Евгений Максимович провозгласил здравицу: «Выпьем за развитие партнерства с Китаем. В этом вопросе мы такие же догматики, как и вы».

В один из приездов Цянь Цичэня в Москву по завершении переговоров - а проходили они в Доме приемов МИД на Спиридоновке - в честь визитера был устроен рабочий ланч. Евгений Максимович рассказал Цянь Цичэню о пожаре в особняке и о том, как потом «всем миром» его восстанавливали; поблагодарил за помощь китайских партнеров, которые подарили новый ковер, специально заказанный на ковровой фабрике в Тяньцзине. Цянь Цичэня так впечатлило увиденное и услышанное, что, выступая с тостом, он взволнованно сказал: «Особняк сгорел, но, как птица Феникс, возродился из пепла. Эта история похожа на историю наших отношений, в которых было немало взлетов и падений». На это Евгений Максимович тонко заметил: «Но, к счастью, дело не дошло до пепла…»

Летом 1997 года Е.М.Примаков представлял Россию на церемонии передачи суверенитета над Гонконгом. Как и в ходе предыдущих визитов министра в Китай, мне довелось сопровождать его в этой поездке. Прилетели в Гонконг, отсчитывавший последние дни под британским «Юнион Джеком», небольшой делегацией. Вечером 30 июня англичане устроили красивую торжественную церемонию прощания со своей колонией, на которой присутствовал принц Чарльз. Проходила она под открытым небом. Но стоило только принцу в сопровождении гвардейцев и волынщиков появиться на сцене, как хлынул проливной дождь. Не спасали даже зонты и плащи, которые предусмотрительно заготовили организаторы. Евгений Максимович, как и все участники мероприятия, мокрый насквозь, стойко досидел до конца действа на своем почетном месте в первом ряду.

В тот же вечер принц Чарльз и генерал-губернатор К.Пэттен отбыли из города на яхте «Британия». Покинули Гонконг и некоторые иностранные делегации, в том числе госсекретарь США М.Олбрайт, с которой наш министр провел накануне весьма обстоятельную двустороннюю беседу, а Е.М.Примаков остался.

Как будто нарочно, 1 июля, когда высшее руководство КНР принимало бразды правления в Специальном административном районе Сянган, день выдался солнечным и ясным. В это утро у министра состоялась очень теплая встреча с Председателем КНР Цзян Цзэминем. Китайский лидер поблагодарил Е.М.Примакова, которого он неизменно называл своим старым другом, за участие в торжествах, расценив это как знак дружеской поддержки Пекина.

Евгений Максимович, сильный востоковед, прекрасно понимал роль Японии в современном мире и необходимость нахождения путей позитивного развития наших отношений с этой важной для нас страной. Его усилиями еще в 1970-х годах между ИМЭМО и Японским Советом по вопросам безопасности - «Ампокен» - были налажены регулярные обмены, через Совет удалось выйти на влиятельные фигуры в Либерально-демократической партии, включая Ясухиро Накасонэ, кого Е.М.Примаков называл «выдающимся политиком, равных которому нет в современной Японии».

В рамках обновленной при Е.М.Примакове политики России в Азии стало больше внимания уделяться и отношениям с Японией. Выглядело противоестественным то, что, участвуя в саммитах «семерки», Россия имела наименее развитые связи с одним из особо важных и экономически развитых членов этого «клуба» - Японией.

Важную роль в оживлении российско-японских отношений сыграл визит в Японию министра иностранных дел Е.М.Примакова в середине ноября 1996 года. Российский министр вел свой разговор с японским коллегой Ю.Икэдой очень уважительно к Японии, подчеркивал важность придать новый импульс переговорам по мирному договору и в этой связи высказался за более активное налаживание контактов, обменов в районе Южных Курил, подтвердил намерение российской стороны вести дело к выводу своих войск с этих островов. Наконец, он предложил рассмотреть возможность осуществления совместной хозяйственной деятельности на островах и, в случае заинтересованности в этом японской стороны, изучить под новым углом зрения даже вопросы юрисдикции.

В целом, говорил российский министр, такая совместная деятельность имела бы не только экономическое, но и политическое значение, приближала бы страны к каким-то компромиссным решениям по проблеме территориального размежевания.

Ю.Икэда обещал, что японская сторона изучит предложение о совместной хозяйственной деятельности на островах, но при условии, что это не заменит переговоров по территориальной проблеме, а будет в качестве временной меры до ее урегулирования способствовать созданию более благоприятного климата для ведения таких переговоров. Подобный подход не вызывал возражений с российской стороны.

Весной 1997 года Е.М.Примаков снова летит в Японию, снова встречи, переговоры, попытки найти развязки сложных проблем, вывести российско-японские отношения на позитивную траекторию.

Эти усилия существенно помогли растопить лед взаимного непонимания и недоразумений, вызванных предпринятой в начале 1990-х годов неуклюжей попыткой тогдашнего руководства РСФСР разрешить вопрос заключения мирного договора с Японией. «С середины 1997 года начинается активизация двусторонних связей, - вспоминает наш посол в Японии в тот период А.Н.Панов, - и они вступают в период небывалого в истории российско-японских отношений развития по интенсивности и результативности, который продолжался до конца 2001 года».

Когда на «капитанский мостик» МИД взошел Е.М.Примаков, необходимость перемен в российско-японских отношениях назрела, пишет в своей книге «О Японии» А.Н.Панов. Но нужны были практические шаги, для того чтобы сдвинуть их с места. «Я стал выходить на Е.М.Примакова, Президента Б.Н.Ельцина, пытался донести до них, что необходимо активизировать работу на японском направлении. Надо отдать должное президенту и Е.М.Примакову, они это поняли, и совместно с японским руководством был осуществлен настоящий прорыв, начался «золотой век» наших отношений».

1-2 ноября 1997 года состоялась первая неформальная российско-японская встреча на высшем уровне, на которой был принят «план Ельцина - Хасимото». 18-19 апреля 1998 года вторая встреча Б.Н.Ельцина с Р.Хасимото прошла в курортном местечке Кавана.

За этим стояла активная работа дипломатов, в том числе и на уровне глав внешнеполитических ведомств. В феврале 1998 года Москву в качестве министра иностранных дел Японии посетил К.Обути, а уже в ноябре того же года он вновь приехал в Россию - теперь в качестве премьер-министра. Но собеседником с российской стороны был все тот же Е.М.Примаков, который к тому моменту стал главой правительства.

Все более важное место «на радарах» российской внешней политики в те годы стала по достоинству занимать Индия. В марте 1997 года после довольно продолжительной паузы в России приняли индийского премьер-министра Д.Гоуду. В Москве у него состоялись очень позитивные переговоры и встречи. Активизировались практические связи, с обеих сторон стал расти интерес к деловым связям, экономическому взаимодействию. Началась разработка Долгосрочной программы военного и технического сотрудничества до 2010 года. Атмосфера в российско-индийских отношениях стала быстро улучшаться. А в декабре 1998 года и сам Е.М.Примаков, уже как глава российского правительства, полетел в Индию - страну, в которую он, по собственным воспоминаниям, в 1989 году едва не был назначен послом.

Посеянные в середине 1990-х годов семена дали богатые всходы. Начался новый этап укрепления наших отношений с Индией. Сегодня они характеризуются как отношения привилегированного стратегического партнерства. Индия - важнейший единомышленник и сподвижник России в международных делах, небывалых масштабов и динамики достигло наше экономическое и военно-техническое сотрудничество, пышным цветом расцвели культурно-гуманитарные связи.

Надо было придать новый импульс отношениям с Республикой Корея. После визита в Сеул Президента России в 1992 году российско-южнокорейские отношения развивались, но не так, как могли бы. Пауза в визитах на высоком политическом уровне явно затянулась.

Е.М.Примаков посетил Южную Корею в июле 1997 года. Состоявшиеся там переговоры способствовали активизации двустороннего сотрудничества. В рамках визита было подписано соглашение о создании «горячей линии» - засекреченного канала связи между Кремлем и Голубым домом, улажена тяжба из-за участка земли, на котором располагалось посольство царской России в Сеуле (здание новой дипмиссии было открыто в 2004 г.). Серьезный разговор состоялся по ситуации на Корейском полуострове. И хотя договоренности по российскому предложению о запуске шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова достигнуто не было (южане тогда солидаризировались с американской идеей четырехсторонних переговоров), на хозяев произвела впечатление конструктивная позиция России и выраженная Е.М.Примаковым готовность поддержать любые меры, способствующие укреплению стабильности на Корейском полуострове. Прошло шесть лет, и в августе 2003 года «шестисторонка» стала реальностью.

Усилиями МИД должное внимание стало уделяться развитию контактов с КНДР - нашим давним партнером и важным соседом на Дальнем Востоке. Увы, «корейская головоломка» не решена и по сей день. Многими годами позже, размышляя о тугом узле, завязавшемся на Корейском полуострове, Евгений Максимович, осуждая безответственное поведение Пхеньяна, в то же время обращал внимание на обоснованную озабоченность КНДР отсутствием международных гарантий своей безопасности.

При непосредственном участии Е.М.Примакова был придан небывалый импульс диалоговому партнерству Россия - АСЕАН, которому Евгений Максимович придавал большое значение. В его основе лежала убежденность в том, что АСЕАН - важнейшая региональная организация, философия и интересы которой объективно близки России и которая сама стремится к более тесному сотрудничеству с нашей страной.

В июле 1996 года министр иностранных дел России возглавил российскую делегацию на министерской встрече АСЕАН в Джакарте, где было официально оформлено наше диалоговое партнерство с Ассоциацией. Он также участвовал в министерских встречах Россия - АСЕАН и сессиях АРФ в 1997 году в Куала-Лумпуре и в 1998 году в Маниле. Именно в этот период были подписаны базовые документы и созданы институты, которые и по сей день определяют характер нашего сотрудничества с асеановской «десяткой».

23 июля 1997 года в статье под заголовком «Евгений Примаков отправился в азиатский поход» газета «Коммерсантъ» писала: «Сегодня министр иностранных дел России Евгений Примаков прибыл в Сеул - первую точку назначения в его турне по трем странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Затем он нанесет официальные визиты в Малайзию и Таиланд, а в малайзийской столице Куала-Лумпуре к тому же примет участие в региональном форуме АСЕАН, на который помимо делегаций государств АСЕАН и России съедутся представители США, Японии, Китая и еще семи стран АТР.

Судя по тому, на каком уровне принимают российского министра в странах региона и какие вопросы намечены к обсуждению, можно сказать, что российская дипломатия переживает новый подъем на этом направлении международной политики. Российская концепция о «многополюсном мире» и вытекающий из нее курс на расширение круга партнеров России оказались созвучными стремлению этих стран проводить более независимую от Запада политику, дающую им свободу экономического и политического маневра.

Сегодня российско-асеановское партнерство, отметившее в этом году свое 20-летие, выходит на невиданные ранее горизонты. На третьем саммите Россия - АСЕАН в мае 2016 года в Сочи была достигнута договоренность о выведении его на уровень стратегического партнерства. В этот юбилейный год мы, разумеется, не можем не вспомнить о том, что у истоков диалогового партнерства стоял Е.М.Примаков.

Большой рывок был сделан в середине 1990-х годов и в двусторонних отношениях России со многими странами ЮВА - Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Таиландом. Это не значит, что в предшествующие десятилетия наша страна слабо развивала отношения с азиатскими государствами. Отнюдь нет. У Советского Союза всегда было в Азии много союзников и друзей. Не следует забывать о том, что именно СССР внес решающий вклад в национальное освобождение народов этого региона от колониального ига, оказал огромную помощь многим странам АТР в достижении независимости, защиты своего суверенитета от внешней агрессии, создании основ государственности. Фундамент современной промышленности Китая, Индии, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Индонезии, Монголии, Мьянмы, Бангладеш, Афганистана был заложен в немалой степени благодаря масштабной помощи СССР. Костяк инженерно-технической и творческой интеллигенции этих государств был подготовлен в советских вузах или советскими специалистами, направленными для оказания содействия этим молодым социалистическим и развивающимся странам Азии. Политика СССР в отношении азиатских стран была, конечно, в значительной степени идеологизированной, но последовательной и честной.

Затем настали трудные для нашей страны времена, отразившиеся и на активности России в этой части мира. Однако начиная со второй половины 1990-х годов сотрудничество с партнерами по АТР начинает приобретать качественно иной характер - характер целенаправленной, системной политики, нацеленной на приоритетное развитие всестороннего, многопланового взаимодействия.

После того, как в 1989 году были нормализованы отношения с КНР, началось интенсивное сближение наших двух стран на базе созвучия подлинных интересов, взаимной выгоды и урегулирования проблем, доставшихся нам в наследство от прошлого. Это привело в 1996 году к формированию между Россией и Китаем отношений стратегического партнерства, которое пять лет спустя, в 2001 году, было «сцементировано» Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Производными от этих новых отношений стали беспрецедентные соглашения между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - в апреле 1996 года было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, а в апреле 1997 года - Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в районе границы. Е.М.Примаков высоко оценил многолетнюю кропотливую работу, проделанную российскими и китайскими экспертами, и всемерно форсировал ее завершение.

На саммите с участием глав пяти государств в апреле 1996 года в Шанхае появилась идея - проводить отныне такие встречи на регулярной основе. Так возникла «Шанхайская пятерка». В 1997 году пять лидеров вновь собрались в Москве, в 1998 году - в Алма-Ате. Примечательно, что в связи с невозможностью участия в алма-атинском саммите Б.Н.Ельцина Россию на нем представлял министр иностранных дел Е.М.Примаков. «Россия будет самой активной участницей «пятерки»», - заявил он тогда.

Это заявление не было голословным. Министр прилагал целенаправленные усилия по укреплению «Шанхайской пятерки». К ее бишкекскому саммиту в 1999 году уже началось формирование рабочих механизмов нового, пока еще неформального объединения, а на душанбинском в 2000-м было принято решение об учреждении новой организации. 15 июня 2001 года главами пяти государств и Узбекистана была подписана Декларация о создании ШОС.

Одним из государств-наблюдателей при ШОС и наиболее реальных кандидатов на вступление в эту организацию в качестве полноправного члена является Иран. Значение Тегерана как важного партнера нашей страны Е.М.Примаков отмечал в своих мемуарах особо. «Иран - соседняя страна, которую связывают с нами многие десятилетия взаимовыгодных отношений. Эти отношения не прерывались и включали в себя не только сильный экономический элемент, но с середины 1990-х годов и политическое сотрудничество, особенно по тем вопросам, где у нас сблизились интересы».

Говоря о роли Е.М.Примакова в развитии сотрудничества со странами Азии, нельзя не сказать несколько слов и об Афганистане. После ухода советских войск из этой страны, в феврале 1989 года, там некоторое время сохранялся статус-кво, но с падением власти НДПА Афганистан погрузился в хаос гражданской войны. Моджахеды взяли Кабул, но вскоре были выбиты оттуда новым опасным игроком на афганском поле - движением «Талибан». Развитие российско-афганских отношений на некоторое время прервалось.

Известный российский афганист и видный дипломат М.А.Конаровский вспоминает, что Е.М.Примаков и в свою бытность министром, и после перехода на другие должности неизменно уделял теме Афганистана самое пристальное внимание.

«В феврале 2002 года я встретился с Е.М.Примаковым, который тогда занимал должность Президента ТПП России, накануне выезда в Кабул в качестве посла России в Афганистане. Евгений Максимович изложил свое видение ситуации в постталибском Афганистане и вокруг него. Примечательно, что наши оценки во многом совпали, что для меня было весьма вдохновляющим перед началом работы в очень непростых условиях страны пребывания. В изложении своих мыслей Евгений Максимович не только проявил широту мышления профессионального востоковеда и политика, но и качества эксперта со стратегическим видением процессов, глубоко владеющего существом конфликта в этой стране. В числе его конкретных советов была не пользовавшаяся в те годы достаточной поддержкой идея о необходимости налаживать широкие контакты с афганскими пуштунами и их лидерами, а не отдавать - по старинке, в традициях советских времен - предпочтение преимущественно национальным меньшинствам северных районов Афганистана. С его стороны я получил и полную поддержку целесообразности создания при ТПП Российско-афганского делового совета или какой-либо иной структуры для вывода из забвения двустороннего торгово-экономического сотрудничества, что приобрело конкретные очертания уже осенью 2002 года в ходе визита в Москву тогдашнего министра иностранных дел Афганистана А.Абдуллы во время его встречи с Е.М.Примаковым».

Интерес к вопросам многосторонней дипломатии в АТР у Евгения Максимовича зародился давно, когда первые региональные структуры еще только делали робкие шаги по пути своего становления. Думаю, что он предвидел, какое большое будущее принадлежит в этом регионе многосторонним организациям и форумам. В середине 1980-х годов одним из таких объединений в формате «второй дорожки» был Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). Е.М.Примаков стал главой российской делегации в СТЭС. Сохранились воспоминания коллег о работе в этом форуме: «Участникам встречи Тихоокеанского совета экономического сотрудничества, проходившей в Осаке в мае 1988 года, запомнилось его яркое пятиминутное выступление, в котором Советский Союз был представлен в качестве полноправной региональной державы с разветвленными интересами и конструктивными намерениями».

Е.М.Примаков был избран первым председателем Советского национального комитета по азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СНКАТЭС), образованного по его же инициативе в 1988 году и проложившего дорогу к членству России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). «Исключительно в стиле Примакова, незамедлительным практическим шагом стала организованная им блиц-поездка рабочей группы СНКАТЭС в Благовещенск, Южно-Сахалинск, Владивосток и Хабаровск. Состоялись многочисленные деловые встречи и откровенные беседы с руководителями регионов, директорами предприятий, учеными. Осенью 1988 года, в тогда еще «закрытом» Владивостоке, под руководством Е.М.Примакова была проведена беспрецедентная по числу и представительности участников международная встреча «Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог, мир, сотрудничество».

Но это было только начало. Придя в МИД, Е.М.Примаков обратил на разворачивавшиеся процессы региональной интеграции пристальное внимание. Принципиально важно отметить, что, выстраивая два десятилетия назад активное сотрудничество со своими восточными соседями и региональными центрами силы, Россия последовательно вела линию на подключение к процессам многостороннего сотрудничества в АТР. В 1996 году наша страна стала участником Регионального форума АСЕАН по безопасности. Тогда же за подписью министра иностранных дел России Е.М.Примакова были направлены письма с выражением готовности присоединиться к форуму «Азия - Европа» (АСЕМ). Процесс вступления в это объединение растянулся на полтора десятилетия, но в конце концов был успешно завершен.

В 1998 году Россия, по выражению Евгения Максимовича, «после долгих мытарств и дипломатических усилий» вступила в форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Он сам представлял Россию на первом с участием нашей страны саммите АТЭС в октябре 1998 года в Куала-Лумпуре, хотя предполагалось присутствие на нем Президента Б.Н.Ельцина. Из воспоминаний Примакова: «16 октября 1998-го президент отменил свою поездку в Малайзию, где был запланирован саммит государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия должна была быть представлена на этой встрече впервые после того, как нас наконец-то приняли в состав АТЭС. Вместо президента в Малайзию полетел я».

Эта линия была продолжена и после перехода Е.М.Примакова на работу в правительство. В 2002 году Россия участвовала в Первом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и стала участником Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА), в 2004 году присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, в 2010-м была принята (вместе с США) в состав участников Восточноазиатских саммитов (ВАС) и одновременно с Австралией и Новой Зеландией - в АСЕМ. Свидетельством высокой оценки региональным сообществом нашего деятельного участия в делах АТР стало предоставление России права проведения саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.

Значение сотрудничества со странами АТР для нашей страны обусловлено тем, что на него мы возлагаем особые надежды в плане социально-экономического подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока. После совещания по рассмотрению этого блока вопросов, которое состоялось под председательством Президента России в июле 2010 года в Хабаровске, была разработана Комплексная программа действий по укреплению позиций России в АТР. В последние годы там происходят колоссальные перемены. В.В.Путин назвал развитие Дальнего Востока «приоритетом России на весь XXI век». Способствовать решению этой задачи призван и «восточный вектор».

Велико теоретическое наследие Е.М.Примакова, дальновидные предсказания которого уже начинают сбываться. Выступая 2 июля 2015 года на вечере памяти патриарха нашей дипломатии в МИД России, С.В.Лавров сказал: «Е.М.Примаков, без преувеличения, - автор ключевых направлений нашей внешнеполитической доктрины, которые на протяжении почти двух десятилетий сохраняют свою актуальность. Прежде всего, это независимый, самостоятельный внешнеполитический курс страны, ее открытость к сотрудничеству с любым другим государством, группой государств на равноправной, взаимоуважительной, взаимовыгодной основе».

По словам С.В.Лаврова, Евгению Максимовичу принадлежит концептуальное первенство в формулировании доктрины многополярного мира, которую нередко и совершенно справедливо называют «доктриной Примакова». Если в 1990-х годах кому-то эта формула могла казаться идеологизированной утопией обиженной России или умозрительной конструкцией оторванных от жизни ученых, то сегодня формирование полицентричного мироустройства упорно пробивает себе дорогу на фоне тщетных попыток утрачивающего свое былое доминирование Запада, его цель удержать мир под своим контролем.

Тезис о разноуровневой евразийской интеграции был высказан Е.М.Примаковым задолго до того, как эта истина овладела умами других ученых и политиков. Он был убежден, что выделение в этом процессе «интеграционного ядра» необходимо и неизбежно. Его вывод подтвержден жизнью - созданием 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Е.М.Примаков был первым, кто заявил о возможности сотрудничества России, Китая и Индии. И в это тоже поначалу мало кто верил. Но идея «тройки» уже вскоре, в конце 1990-х годов, была материализована в виде механизма трехстороннего диалога РИК - по первым буквам в названиях трех стран.

«Тройка» дала толчок еще более масштабным процессам. В 2006 году на международном небосклоне появился новый перспективный форум, получивший название «БРИК». В 2011 году с присоединением ЮАР он превратился в БРИКС. Сегодня это одно из наиболее динамично развивающихся объединений государств, влияние которого на мировую политику, глобальное управление и реформирование международных экономических отношений трудно переоценить.

За минувшие десятилетия до неузнаваемости преобразилось и другое детище Евгения Максимовича и его соратников - «Шанхайская пятерка», превратившаяся в 2001 году в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Молодая региональная организация, созданная в целях укрепления дружественных отношений между странами-соседями и совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ШОС набрала невиданные ранее обороты. Она прирастает новыми темами - такими, например, как противодействие наркоугрозе и многостороннее экономическое сотрудничество - и новыми членами. Принято решение о приеме в ШОС Индии и Пакистана, что обещает коренным образом изменить региональный ландшафт. Более десятка государств уже являются наблюдателями при ШОС или партнерами по диалогу, а всего «шосовская семья» включает в себя 18 стран. И интерес стран региона к ШОС неуклонно растет.

Как ядерная держава и постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В этой связи нас не может не тревожить наличие в АТР острых очагов напряженности на фоне дефицита доверия и отсутствия надежной, юридически оформленной системы безопасности. Вот почему наша страна настойчиво выступает за формирование в этой части мира новых начал безопасности, свободных от конфронтационной идеологии, в пользу формирования в АТР всеобъемлющей, открытой и инклюзивной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на принципах международного права, взаимного доверия и уважения интересов друг друга, неиспользования силы или угрозы силой, мирного разрешения споров. Наиболее четко эти требования к новой парадигме отношений были сформулированы в середине 1990-х годов.

В русле этих подходов в 2010 году Москва и Пекин выступили с совместной российско-китайской инициативой по укреплению региональной безопасности. Ее принципиальная поддержка асеановскими партнерами послужила основой для запуска исключительно важного диалога, который ведут сейчас все ключевые участники регионального сообщества в рамках Восточноазиатских саммитов.

Когда говорят, что Е.М.Примаков «энергично и творчески продвигал позитивную повестку дня в мировых делах, способствовал выстраиванию коллективных усилий по поиску ответов на глобальные вызовы при опоре на международное право», это имеет прямое отношение к «восточному вектору» внешней политики России, который начертил этот незаурядный человек.

Евгений Максимович был мудрым и трезвым политиком. Указывая на важность разворота России лицом к Азиатско-Тихоокеанскому региону, он глубоко понимал и необходимость сбалансированной внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии. «Сила нашей внешней политики, - говорил он, - в максимальном охвате различных государств и особенно в развитии отношений с азиатскими странами. При такой конфигурации нам будет легче иметь дело и с Западом».

Неслучайно в его последнем публичном выступлении в январе 2015 года на заседании «Меркурий-клуба» были такие слова: «Можно ли говорить о переориентации России на Восток? Отвечаю: это не так. Россия хотела бы нормализовать отношения с США и Европой, но игнорировать значение Китая и других стран, входящих в «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», было бы неразумно». В каком-то смысле это - политическое завещание Е.М.Примакова.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Россия потребовала от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
18.03.2024 18:44
В ГД внесли законопроект о признании передачи Крыма УССР недействительной
11.03.2024 20:49
ВФМ-2024: «Из России с любовью…»
11.03.2024 06:53
Тульские десантники установили флаг России в освобожденном Веселом в ДНР
11.02.2024 08:33
Лавров: Россия сегодня столкнулась с серьезнейшими угрозами безопасности
10.02.2024 06:41
Россия передала Канаде запрос на экстрадицию эсэсовца Гунько
07.02.2024 07:09
Выплату к 80-летию освобождения Ленинграда получили 56 тыс. ветеранов
27.01.2024 09:30
Эффект домино по-американски
26.01.2024 10:44
Шойгу поздравил ракетчиков с профессиональным праздником
17.12.2023 08:06
Путин провел встречу с членами Конституционного суда
12.12.2023 18:55
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.