Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Спасет ли Меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения? / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
05:44Астана
05:44Бишкек
05:14Дели
07:44Пекин
03:44Москва
04:44Исламабад
04:44Душанбе
04:44Ташкент
Наблюдатели:
04:14Тегеран
02:44Минск
07:44Улан-Батор
04:14Кабул
Партнеры по диалогу:
04:14Ереван
05:14Катманду
04:44Баку
02:44Анкара
06:44Пномпень
05:14Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

20.07.2017 15:01
Дни Москвы пройдут в Пекине предстоящей осенью
20.07.2017 12:00
Глава Минсельхоза России: Мы видим Китай перспективным экспортным партнером РФ
19.07.2017 12:58
Россия и Индия могут до конца года заключить контракт на поставку С-400
19.07.2017 12:57
Челябинск изучит опыт Бишкека по приему саммитов ШОС
19.07.2017 12:55
Разработчик Бе-200 рассказал о планах открыть производство в Китае
18.07.2017 21:31
Смена состава президиума Государственного совета России – естественный процесс
18.07.2017 14:23
Товарооборот между Россией и Китаем в I полугодии вырос на 25,7%
18.07.2017 12:32
Россияне назвали Китай самым ценным партнером
17.07.2017 14:55
Магаданская область расширяет сотрудничество в золотодобыче со странами АТР и Китаем
17.07.2017 13:29
Россияне назвали Китай самым ценным партнёром нашей страны
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Спасет ли Меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения?
10.05.2017 10:46 Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Спасет ли Меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения?

  В Сирии с 6 мая действует меморандум о создании в стране четырех зон деэскалации гражданской войны,  подписанный в столице Казахстана Астане странами-гарантами мирного процесса в Сирии (Россия, Иран, Турция) Согласно документу, правительственные войска и вооруженная оппозиция должны полностью прекратить боевые действия между собой, над этими зонами запрещаются полеты любой военной авиации, в том числе и с целью ударов по террористам. На границах районов безопасности будут установлены КПП для пропуска мирных жителей и гуманитарной помощи. Учреждаются также группы мониторинга, которые будут следить за соблюдением режима прекращения огня.

   Меморандум можно считать вторым важным шагом по прекращению насилия в Сирии и спасению сирийцев от их дальнейшего истребления (первый, напомню, - Соглашение о прекращении огня от 30 декабря 2016). По данным ООН, за прошедшие 6 лет страна потеряла убитыми, ранеными, инвалидами и беженцами примерно половину своего населения (свыше 10 млн. человек). Эти цифры звучат трагично. 

  Астанинский  Меморандум -  открытый документ и предусматривает создание дополнительных зон деэскалации по мере вытеснения из страны бандформирований радикальных исламистских группировок типа "Исламского государства" и "Джабга ан-Нусра". Начало мирному процессу в Сирии было положено Соглашением о прекращении огня от 30 декабря 2016 года, которое подписали представители правительства и вооруженной оппозиции, а в качестве гарантов его соблюдения выступили Россия, Иран и Турция. Однако обе стороны конфликта неоднократно нарушали это соглашение, а применение химического оружия против мирного населения в г.Хан-Шейхун 4 апреля 2017 г. не только поставило на грань срыва достигнутые ранее договоренности, но и послужило предлогом для Вашингтона нанести ракетный удар по авиабазе аш-Шайрат правительственных сил 7 апреля 2017 г. Не посчитавшись с тем, что соответствующая комиссия ОЗХО ООН еще не приступила к расследованию всех обстоятельств инцидента с химморужием и установлению виновных. Официального заключения независимых экспертов по этому вопросу нет и поныне.

Таким образом, Меморандум по Сирии от 6 мая т.г. оказался весьма своевременным, не допустив дальнейшей эскалации конфликта и возобновления масштабных боевых действий в этой стране. А то, что документ поддержали Дамаск, значительная часть полевых командиров оппозиции, а также США, Саудовская Аравия и ряд других заинтересованных стран, вселило определенную надежду на продолжение мирного процесса в Сирии.  

  Безусловно, потребуются большие усилия и значительное время (до 6 месяцев) для реализации многих пунктов Меморандума (разграничение зон на карте и на местности, создание КПП, размежевание отрядов оппозиции и террористических группировок, обмен пленными и заложниками, организация гуманитарной помощи населению и т.п.). Следует учитывать, что многие полевые командиры оппозиции пока остались в стороне от переговорного процесса, некоторые участники встречи в Астане даже выдвинули свои встречные требования (вывод иранских войск из страны и т.п.). К тому же,  существующие противоречия между сторонами сирийского конфликта и внешними заинтересованными акторами сохраняются.

 Если рассмотреть их по порядку, то вырисовывается следующая картина.

1. Прекращение в стране войны и переход к созданию нового коалиционного правительства может привести к отстранению от власти мирным путем не только Башара Асада, но и возглавляемых им алавитского клана и партийной баасистской верхушки. Большая часть арабо-суннитского населения страны (65 %) и нейтральные курды (13 %) вряд ли поддержат на любых выборах нынешнее правительство. Да и правительственная армия без поддержки КСИР Ирана, боевиков ливанской "Хизбаллы", шиитских отрядов наемников из Афганистана, Ирака, Йемена, Пакистана будет не в состоянии противостоять арабо-суннитским и курдским вооруженным силам. О борьбе Дамаска с террористическими группировками исламистов в таком случае речь вообще не пойдет. Поэтому в окружении Асада сохраняется мощная "партия войны" или, так называемые, "ястребы", которые боятся утратить не только власть, влияние и потерять свой бизнес и т.д. Эти партийные функционеры, чиновники и силовики готовы продолжать войну до последнего сирийца.

2. Оппозиция Асаду остается  раздробленной и разношерстной. На нее оказывают влияние не только сирийцы (арабы-сунниты), но и различные радикальные исламистские группировки, а также внешние спонсоры сопротивления (Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Турция, другие). Привести сегодня сирийскую оппозицию к единому знаменателю не представляется возможным. Среди полевых командиров на земле и лидеров внешней оппозиции, как и в окружении Асада, есть значительное число лиц, выступающих за продолжение войны до победного конца. Многие оппозиционеры требуют немедленного ухода Башара Асада в отставку.

3. Мирное урегулирование конфликта в Сирии означает в конечном итоге вывод из страны всех иностранных войск (Иран, Ливан, Турция, Россия) и в случае формирования коалиционного правительства с преобладанием в нем арабов-суннитов и курдов, утрату влияния в Сирии Тегерана. Иранские аятоллы слишком много вложили сил и средств в режим династии Асадов и понимают, что потеря Сирии будет означать для них и потерю Ливана, ослабление позиций в Ираке, в арабском мире. Иран будет цепляться за Асада и его клан до последнего, чтобы сохранить свои позиции в регионе.

4. Реджеп Эрдоган, в свою очередь, согласившись на перемирие и роль гаранта этого процесса, уверен, что все это завершится приходом к власти в Сирии дружественного Турции, арабо-суннитского, умеренно исламистского режима во главе с "Братьями-мусульманами". В таком случае обновленный Дамаск не только избавит Анкару от присутствия в стране Тегерана, но и закроет российские военные базы в Тартусе и Хмеймиме. Заодно будет покончено и с идеей создания курдской автономии на севере страны, новые арабские исламистские власти  будут подавлять все курдские национальные движения еще жестче, чем семейство Асадов,

 Таким образом, Меморандум на время дает возможность прекратить открытое вооруженное противостояние между правительством и оппозицией и сосредоточить усилия всех сторон на борьбе с радикальными исламистскими группировками террористической направленности. Сохраняющиеся противоречия у большинства сторон конфликта в Сирии и внешних заинтересованных акторов никуда не денутся и объективно будут препятствовать достижению прочного мира в этой стране.

  Что касается борьбы с террористами, то она осложняется еще и тем, что боевики радикальных исламистских группировок рассредоточились на больших пространствах и не только прикрываются населением как "живым щитом", но и пользуются поддержкой части местных жителей. Следует иметь в виду и то, что идеология радикального ислама салафито-ваххабитского толка, в какой-то степени,  стала популярной в регионе и заменила собой потерявшие привлекательность идеи "арабского социализма" и панарабизма. Большинство арабов-суннитов видят в радикальных исламистах-джихадистах своих защитников от экспансии иранского шиитского фундаментализма в Сирии и регионе в целом.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Россия и Индия могут до конца года заключить контракт на поставку С-400
19.07.2017 12:58
Китай провел «тренировку» перед учениями с Россией в Балтийском море
12.07.2017 13:47
Россия модернизирует танки для Индии
06.07.2017 13:20
Киргизия и Китай провели учения «Тянь-Шань-3»
05.07.2017 12:08
Си Цзиньпин: Россия и Китай взаимодействуют в борьбе с терроризмом
04.07.2017 15:40
Минобороны России и Китая подписали дорожную карту сотрудничества на 2017-2020 годы
30.06.2017 12:16
КНР и Киргизия провели совместные антитеррористические учения в Синьцзяне
28.06.2017 13:41
Сумма заказов Индии в Рособоронэкспорте превысила $4 млрд
27.06.2017 12:27
За год РАТС ШОС были выявлены 100 тысяч террористических интернет-сайтов
23.06.2017 10:14
Россия и Индия настроены на скорое подписание контракта на поставку С-400
23.06.2017 10:00

Комментарии(0)