Юрий Тавровский, китаевед, профессор РУДН Новый Шелковый путь: взгляд из России / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
01:43Астана
01:43Бишкек
01:13Дели
03:43Пекин
23:43Москва
00:43Исламабад
00:43Душанбе
00:43Ташкент
Наблюдатели:
00:13Тегеран
22:43Минск
03:43Улан-Батор
00:13Кабул
Партнеры по диалогу:
00:13Ереван
01:13Катманду
00:43Баку
22:43Анкара
02:43Пномпень
01:13Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

13.12.2017 15:36
В Стамбуле состоялась встреча глав правительств Таджикистана и Турции
13.12.2017 13:19
CNPC начала сварку северного отрезка «восточного» газопровода из России
13.12.2017 12:35
Глава МИД КНР подчеркнул важность сотрудничества с Россией
13.12.2017 12:24
Узбекистан и Афганистан делают новые шаги навстречу друг другу
13.12.2017 11:19
Таджикистан экспортировал 841 тыс тонн цемента в соседние страны
13.12.2017 11:13
Россия и Китай планируют увеличить длину контейнерных поездов
13.12.2017 10:31
Китай и Россию соединил под Амуром подводный тоннель
13.12.2017 10:05
"В добрый путь": Путин поблагодарил военных за службу в Сирии
12.12.2017 14:30
Штаб-квартиру ШОС в Пекине посетили участники Форума по обороне и безопасности ШОС
12.12.2017 12:26
Республика Саха возглавила рейтинг готовности субъектов РФ к будущему
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Новый Шелковый путь: взгляд из России
07.06.2017 10:37 Юрий Тавровский, китаевед, профессор РУДН
Новый Шелковый путь: взгляд из России

Пекинский форум "Один пояс и один путь", прошедший в середине мая в Пекине, - главное внешнеполитическое мероприятие этого года. В нём приняли  участие более двадцати глав государств, расположенных на Экономическом поясе Шёлкового пути (ЭПШП), в их числе - президент России Владимир Путин.

Это первая в этом году его встреча с председателем Си Цзиньпином, на которой рассматривались вопросы, связанные с взаимодействием на Шёлковом пути. Именно оно даёт возможность поставить двустороннее стратегическое партнёрство на крепкое торгово-экономическое основание.

Тема Шёлкового пути слабо различима в симфонии внешнеполитических мелодий российского экспертного сообщества, СМИ, правительственных и деловых учреждений, которым поручено обеспечить сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. Похоже, это не случайно. В России так и не смогли найти своё место, свой интерес в инициативе ЭПШП, а в Пекине не смогли предложить Москве привлекательную роль.

Россия с 1992 года используется как транзитная территория для китайского экспорта в Европу, следующего из транспортного узла Ляньюньган на берегу Жёлтого моря через весь Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию в такие же узлы Гамбурга и Роттердама. Этот маршрут получил в Китае громкое название "Новый континентальный мост Азия—Европа". На самом деле это просто стыковка, сопряжение уже имевшихся железнодорожных путей самого Китая и постсоветского пространства. Грузы через нас идут ещё и через "Континентальный мост Азия—Европа" (старый добрый Транссиб).

В инфраструктурную основу ЭПШП, всё чаще называемого в России Новым Шёлковым путём, входит также крупномасштабный проект строительства трансконтинентального скоростного шоссе "Западный Китай — Западная Европа". Оно пройдёт от того же Ляньюньгана до Санкт-Петербурга. Этот проект, начатый ещё до 2013 года, реализован лишь частично. По территории Китая проложено современное скоростное шоссе, по которому мне недавно довелось "с ветерком" проехать более тысячи километров от Ланьчжоу до Алашанькоу. Далее шоссе проходит по Казахстану вплоть до границы с Россией в районе Оренбурга. Существуют разные оценки готовности казахстанского отрезка, но российский не проложен даже на бумаге.

Таким образом, со времени выдвижения инициативы "Один пояс и один путь" осенью 2013 года для российско-китайского транспортного взаимодействия в Евразии по существу ничего не изменилось. Россия как получала, так и получает отчисления за транзит по двум "континентальным мостам", один из которых недавно отметил своё столетие, а второй — четвертьвековой юбилей. Возможная и желательная синергия созидательных порывов двух стратегических партнёров в самом крупном инфраструктурном проекте ХХI века пока так и не произошла.  Упущено много возможностей.

 

Необходимо сопряжение национальных интересов

 

Закономерен вопрос: в чём тут дело? Проблемы начинаются на стратегическом уровне. У Китая есть выдвинутый в 2012 году долгосрочный план "Китайская мечта", призванный к 2049 году превратить Поднебесную в одну из ведущих держав мира. Инициатива "Один пояс и один путь" является составной частью этого плана. При этом ЭПШП — его сухопутная часть, "пояс", которую дополняет Морской Шёлковый путь XXI века.

Наше стратегическое партнёрство удалось потому, что совпали национальные интересы в области безопасности. Наше экономическое партнёрство не удаётся потому, что ни та, ни другая сторона не предлагает проекты, отвечающие национальным интересам обеих держав. Проект "Москва—Казань" был задуман в первую очередь для транспортного обеспечения футбольного чемпионата 2018 года. Китаю это мероприятие безразлично. Возить воздух из Москвы в Казань или, тем более, во Владивосток или Пекин — это не по-китайски.

Главную причину недостаточного интереса России к участию в ЭПШП я вижу всё же в непонимании наших национальных интересов, вполне реальных возможностей. Инициатива ЭПШП во внутренней и внешней политике стала несущей конструкцией всей геополитической и геоэкономической активности Китая и останется таковой в обозримом будущем.

В самом же Китае формула "и дай и лу" — "один пояс и один путь" известна каждому китайцу, реализация инициативы идёт по жёсткому графику с привлечением колоссальных средств как государственного бюджета, так и региональных финансовых ресурсов, частного капитала. Благодаря инициативе ЭПШП, малонаселённый Северо-Запад Поднебесной становится "резервным" жизненным пространством китайской нации.

 

Новому Шёлковому пути — новые российские проекты

 

Сконцентрировав внимание и средства на обустройстве внутрикитайского участка ЭПШП и добившись первых ощутимых успехов, в Пекине увидели явное отставание на маршрутах, ведущих в Европу и на Ближний Восток. Уже в близкой перспективе на этих направлениях с учётом нарастающего товарооборота могут возникнуть "бутылочные горлышки".

 Дело в том, что в ходе создания Нового Шёлкового пути на нём образовалось несколько крупных транспортно-логистических узлов, соединяющих скоростные шоссе, железные дороги и портовые мощности, так называемые хабы. Восточным хабом с самого начала стал порт Ляньюньган на побережье Жёлтого моря. В Западной Европе таким совместным хабом можно считать расположенные недалеко друг от друга порты Роттердам и Гамбург. Роль южного хаба явно предназначена пакистанскому глубоководному порту Гвадар, который будет соединён с КНР не только новой железной дорогой, но и стратегическим шоссе. Центральным хабом всего Нового Шёлкового пути, его сухопутным "ядром" становится главный город Синьцзяна Урумчи, соседствующий с КПП Алашанькоу и КПП Хоргос.

 В интересах России было бы создание на своей территории ещё одного, северного хаба в Санкт-Петербурге. Геостратегическая роль города на Неве для Нового Шёлкового пути уже признана хотя бы тем, что именно он определён конечным пунктом шоссе "Западный Китай — Западная Европа", которое планируется достроить к 2023 году.

 Если шоссе ещё только строится, то целая система портов на Балтийском море в самом Санкт-Петербурге и в соседних с ним Усть-Луге, Приморске, Выборге и Бронке уже действует и является готовым морским компонентом северного хаба. В Усть-Луге сходятся автомобильные, железнодорожные, трубопроводные магистрали, к тому же порт соседствует с АЭС. На этой транспортной и энергетической базе планируется создание мощного индустриального парка, состоящего из взаимоувязанных кластеров предприятий разных отраслей. Грузооборот Усть-Луги в 2016 году составил 93.4 млн. тонн, а запланированная мощность — 180 млн. тонн. Прогнозируемый грузооборот этого порта и всей портовой системы Санкт-Петербурга превышает пропускные возможности существующих магистралей.

Строительство новой современной железной дороги от Санкт-Петербурга на юго-восток европейский части России, в сторону Урала, Сибири и далее Китая отвечало бы национальным интересам России. Соединённая с действующими линиями Континентального моста Азия-Европа (Транссиба) и Нового континентального моста, проходящего через Казахстан, такая дорога отвечала бы национальным интересам также и Китая. Выход к Балтийскому морю и действующей транспортной сети Северной Европы расширил бы возможности прямой торговли со странами этих регионов. Речь идёт, конечно, не о пассажирской, а о грузовой скоростной дороге. В перспективе эта дорога, которую можно назвать северо-западным ходом, могла бы быть продлена на Север, в страны Скандинавии, а также в страны Восточной и Западной Европы.

Геостратегическое значение северо-западного хода повышает начинающаяся вскоре реализация проекта ещё одного нового транспортного коридора — Белкомур (Белое море — Коми — Урал). Отправной точкой железной дороги, призванной кратчайшим путём соединить регионы Сибири и Урала (а в перспективе "дотянуться" до стран Центральной Азии и Китая) сейчас называют Архангельск. Однако популярность в экспертных и деловых кругах набирает предложение сделать ещё одним хабом Белкомура Мурманск.

 

Таким образом возникает сопряжение сразу нескольких стратегических транспортных маршрутов глобального значения, столь интересных и Китаю, и нам. В дополнение к Морскому Шёлковому пути XXI века, идущему из Китая через Индийский океан в страны Персидского залива и Средиземного моря, вырисовывается ещё один стратегический морской путь, который можно назвать Северным Шёлковым путем. Договорённость о российско-китайском сотрудничестве по Белкомуру уже была достигнута в сентябре 2015 года во время встречи в Пекине высших руководителей РФ и КНР. Строительством Белкомура, которое должно начаться уже в 2018 году, намерена заняться китайская компания Poly International Holding.

 Представляется, что наиболее рациональным с точки зрения логистики стало бы создание по современным стандартам новой трассы северо-западного хода, которая резко ускорила бы доставку контейнеров, разгрузила перегруженные российские магистрали и прошла по регионам, недостаточно подключённым к национальной транспортной сети. При этом наиболее выигрышным маршрутом с точки зрения как протяженности, так и безопасности, представляется путь, проходящий по территории России и Китая.

Этот путь  мог бы выйти из Урумчи и пересечь китайско-российскую границу на её западном, алтайском участке. С учётом статуса заповедной территории и трудного рельефа Алтая возможен небольшой обход по примыкающим территориям Казахстана или Монголии. Затем железная дорога пересекла бы трассу Транссиба и ушла дальше на Север в сторону Санкт-Петербурга. Спрямление маршрута и строительство современной магистрали позволило бы сократить время доставки грузов.

 Грузовые поезда со скоростью движения от 120 до 250 км в час намечено начать производить в Китае к 2020 году. Новая магистраль дала бы мощный толчок развитию российских регионов, обеспечила им не только дополнительные связи с другими частями России, но и прямой выход на рынки Китая и стран ЮВА.

Важным соображением в пользу создания российско-китайского транспортного коридора Синьцзян — Санкт-Петербург, включая северо-западный ход и северный хаб, является фактор безопасности. Прецеденты перекрытия или затруднения движения на торговых маршрутах в Польше и Белоруссии создают потенциальную угрозу стабильному функционированию всё более важной для Китая трассы в Европу.

Формой реализации проекта могло бы стать формирование российско-китайского консорциума, подобного тому, что в 2015 году был создан Китаем, Казахстаном, Турцией, Грузией и Азербайджаном для транспортировки грузов в обход России по Транскаспийскому транспортному маршруту.

Поймать "китайский ветер" в паруса нашей экономики — этот призыв Владимира Путина как нельзя лучше отражает целесообразность нашего участия в стратегии "Один пояс и один путь". Правда, на этот же "ветер" рассчитывают и другие страны, да и направление "ветра" может иногда меняться. Не видеть имеющиеся сейчас возможности было бы ошибкой.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

РАТС ШОС открыта для сотрудничества ради консолидации усилий в борьбе c терроризмом
12.12.2017 15:17
В Ашхабаде с участием ШОС прошли юбилейные мероприятия
12.12.2017 10:09
В Военном университете Минобороны России прошел сбор с военными переводчиками государств членов ШОС
11.12.2017 11:31
Генеральный секретарь ШОС принял участие в «Транспортной неделе-2017»
11.12.2017 10:04
Почему членство в ШОС важно для Афганистана
07.12.2017 15:00
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков участвует в Нью-Дели в российско-индийских межмидовских консультациях
07.12.2017 12:47
В Душанбе с участием ШОС прошли мероприятия СПЕКА
07.12.2017 10:04
Ведущие эксперты обсудили роль России в развитии ШОС
06.12.2017 17:35
Катар, Бахрейн и Израиль просят о приеме в ШОС
06.12.2017 14:18
Генсек ШОС: Фундамент противодействия наркотической агрессии - региональное сотрудничество
05.12.2017 15:56