Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
06:15Астана
04:45Тегеран
03:15Минск
06:15Бишкек
05:45Дели
08:15Пекин
04:15Москва
05:15Исламабад
05:15Душанбе
05:15Ташкент
Наблюдатели:
08:15Улан-Батор
04:45Кабул
Партнеры по диалогу:
04:45Манама
04:45Ереван
04:45Катманду
05:15Баку
03:15Каир
04:15Доха
04:15Эр-Рияд
04:15Эль-Кувейт
04:15Мале
04:15Абу-Даби
04:15Нейпьидо
03:15Анкара
07:15Пномпень
07:15Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Казахстан может стать региональным лидером в создании инфраструктуры «Нового шелкового пути»
20.07.2018 11:37

На прошедшем в июне этого года в китайском городе Циндао саммите Шанхайской организации сотрудничества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что «настоящим экономическим рывком ШОС станут совместные инфраструктурные мегапроекты». В качестве примера такого проекта он назвал строительство евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) по маршруту Пекин–Астана–Москва–Берлин. Маршрут может пройти, добавил он, и через другие страны ШОС.

Финансирование этого и других подобных проектов, по словам Назарбаева, может быть организовано на базе международного финансового центра «Астана» (МФЦА), который, как выразился политик, «позволит придать новый импульс не только диверсификации экономики Казахстана, но и положительно повлияет на развитие финансовой системы всех стран ШОС».

Управляющий директор центра Кайрат Келимбетов в своем выступлении на российской презентации МФЦА рассказал, что на территории этого финансового центра (он начал работу 5 июля) используется британское право, а правосудие будет осуществлять обособленный от судебной системы Казахстана независимый суд МФЦА с привлечением судьей международного уровня. Возглавил независимый суд МФЦА бывший главный судья Англии и Уэльса лорд Гарри Кеннет Вульф.

Что касается высокоскоростных железнодорожных магистралей, то на сегодняшний день скоростные и высокоскоростные дороги Китая включают модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке. По состоянию на декабрь 2014 года общая протяжённость ВСМ в КНР составила более 16 тыс. км, включая участки с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч. Ожидается, что к концу 12-го пятилетнего плана в 2020 году суммарная протяженность сети ВСМ достигнет 18 тыс. км.

В ходе строительства ВСМ используются как технологии иностранных компаний, таких как Бомбардье и Кавасаки, так и собственные разработки. Так, поезда серии CRH-380A, на которых установлен рекорд скорости в 500 км/ч, – чисто китайская разработка.

КНР планирует протянуть сети своих ВСМ и за пределы страны. В частности, построить упомянутую президентом Казахстана ВСМ «Евразия» Пекин–Москва протяжённостью 7 тыс. км с ориентировочным временем в пути 32 часа. Магистраль пройдет через Казахстан, центральную часть России и далее в Европу. Есть проекты ВСМ в Монголию и сибирскую часть России, в Киргизию, Узбекистан, Иран и Турцию.

В последние годы Китай существенно расширил железнодорожные перевозки по обычным железнодорожным магистралям в Европу в рамках проекта «Нового шелкового пути» (НШП). К июню 2016 года из Китая в Европу пришел 1881 состав. Всего поезда из Китая используют 40 железнодорожных маршрутов в разные европейские города.

Составы идут и в обратном направлении. Из Европы в Китай в 2016 году ушли 502 грузовых поезда. Из Германии они везли мясные продукты, из Франции – вина, а из России – древесину.

18 января 2017 года в Лондон впервые прибыл товарный поезд из Китая, доставивший в столицу Великобритании контейнеры с товарами на сумму в $5 млн. Грузовой состав с символическим названием «Восточный ветер» вышел со станции Дживу Вест в провинции Чжэцзян и, преодолев 11930 километров, через 18 дней привез в Лондон одежду, носки и дамские сумочки на сумму в $5 млн. На своем пути поезд пересек границы Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии, Франции и Великобритании. Великобритания стала уже восьмой страной, а Лондон – 15-м европейским городом, в который товары из КНР поступают по железной дороге.

Характерно, что маршрут «Восточного ветра» прошел через Казахстан, а не полностью через российский Транссиб. Маршрут через Казахстан будет играть ключевую роль в проекте НШП в том, что касается торговли с Европой. Транссиб Китай предполагает в будущем использовать в основном для торговли с Россией. 

Системный признак всего комплекса проектов НШП – создание альтернативных маршрутов практически по всем направлениям торговой экспансии Китая. Это делается для того, чтобы торговля не зависела от политической конъюнктуры и монополизма стран-транзитеров. 

После великих географических открытий XV и XVI веков межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Верблюжьи караваны не могли состязаться в скорости с быстроходными морскими парусниками. Быстрота морского передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров и относительная дешевизна перевозок вызвали упадок и постепенное угасание Великого шелкового пути. 

Проект НШП рассчитан на железнодорожные перевозки, которые гораздо быстрее перевозок морем. По мере развития транспортной инфраструктуры проекта НШП может изменить геополитическую конфигурацию мира, диалектически снять противостояние континентальных и морских держав, превратив планету в один огромный сверхконтинент. 

Главным препятствием для развития «европейских» железнодорожных маршрутов НШП является их низкая востребованность на текущий момент со стороны китайских производителей. Большая часть грузов из двух миллионов в год железнодорожных контейнерных перевозок по направлению Китай–Европа транспортируется по российскому Транссибу, а товарный поток Китай–Европа через территорию Казахстана в 2014 году составил около 200 тысяч тонн, то есть лишь 10% всего грузопотока по этому направлению. Отметим, что все эти маршруты ориентированы главным образом на транспортировку товаров западных регионов Китая в Россию и страны Центральной Азии и лишь частично в Европу.

Инфраструктурный проект НШП находится как бы внутри более обширного проекта «Экономический пояс Нового шелкового пути», в рамках которого рассматривается создание трех трансъевразийских экономических коридоров: северного (Китай–Центральная Азия–Россия–Европа), центрального (Китай–Центральная и Западная Азия–Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай– Юго-Восточная Азия–Южная Азия–Индийский океан). 

Схема сотрудничества Пекина со странами-транзитерами на протяжении всех маршрутов «Экономического пояса НШП» выражена простой и, в сущности, неоколониальной схемой: вы нам – территорию для прокладки магистралей и свои природные ресурсы, мы вам – финансирование этой инфраструктуры и китайские товары, которые вы может реэкспортировать в третьи страны. Собственно говоря, идея «Экономического пояса НШП» именно в этом и состоит. Китай создает транспортную инфраструктуру, по которой будет осуществляться не только перевозка китайских товаров во все страны мира, но и импорт в Китай необходимых ему природных ресурсов из стран-транзитеров.

Впервые о проекте «Экономического пояса Нового шелкового пути» заявил в 2013 году глава КНР Си Цзиньпин в Астане во время своей поездки по странам Центральной Азии. В ходе этого визита было подписано контрактов на общую сумму более чем 60 млрд. долларов США.

В Узбекистане было подписано 31 соглашение на 15,5 млрд. долларов, в Туркменистане – 8 соглашений на 7,6 млрд. В Казахстане была заключена сделка с казахстанской нефтяной корпорацией, разрабатывающей одно из месторождений в Каспийском море, на сумму в $5 млрд. В Киргизстане была подписана декларация о стратегическом партнерстве и 8 соглашений на $5 млрд., в частности о модернизации ТЭЦ г. Бишкека ($390 млн), о строительстве альтернативной автодороги Север-Юг ($850 млн) и о прокладке и эксплуатации газопровода, который пройдет по маршруту Туркменистан–Узбекистан–Таджикистан–Киргизстан–Китай.

При любых вариантах конкретных экономических и инфраструктурных решений страны Центральной и Средней Азии станут самой привлекательной площадкой для реализации китайского мегапроекта.

Китайские эксперты считают, что «Экономический пояс НШП» вполне способен взаимодействовать с Таможенным союзом и Евразийским экономическим союзом, а также с другими региональными интеграционными структурами. Этот проект разрабатывается синхронно с проектом «Морской шелковый путь XXI века». Они объединены общим названием «Один пояс и один путь», который охватывает большую часть Евразии. На гипотетической территории этого мегапроекта сосредоточены большинство мировых запасов природных ресурсов, проживает 63% населения планеты, а предположительный экономический масштаб проекта 21 трлн. долларов США. 

Будет ли реализован в полном объеме весь комплекс амбициозных планов китайской торгово-промышленной экспансии, сказать трудно. Эти проекты рассчитаны на несколько десятилетий и по ходу реализации несомненно встретят много препятствий, причем не только со стороны основных конкурентов – развитых стран Запада и Востока. Одной из первых проявила интерес к участию в «Экономическом поясе НШП» Киргизия, но этот интерес натолкнулся на жесткую позицию китайцев, которые не проявили особого желания помочь киргизам в развитии их внутренней инфраструктуры, которая не была напрямую связана с их проектами. Так, переговоры о строительстве железнодорожной магистрали Китай–Киргизия–Узбекистан ведутся уже более 20 лет, и стороны пока не нашли общего языка. Кроме того, киргизские элиты крайне недовольны захватом китайскими торговцами практически всех местных рынков.

Много споров идет вокруг ширины колеи будущих ж/д магистралей. В России и всех странах СНГ она равна 1520 см, а в Китае и Европе – 1435 см. У этой «нестыковки» железнодорожных сетей есть историко-геополитическое измерение. Строительство в Российской империи железных дорог, несовместимых с мировым стандартом, мотивировалось тем, что предполагаемый агрессор не смог бы использовать российские железнодорожные пути для вторжения вглубь страны. На сегодняшний день участие в ОДКБ предполагает наличие именно российской широкой колеи, по которой можно перебрасывать союзнические войска на помощь той или иной стране в случае внешней агрессии или внутренней нестабильности.

Однако сам факт наличия у КНР долгосрочной экономической стратегии развития, охватывающей большую часть планеты, ставит Китай в более выгодное положение по сравнению с ее конкурентами, в первую очередь США, которые находятся на экономическом распутье, и выбор будущей стратегии развития там решается в ходе ожесточенной борьбы элит.

Энергичные действия Казахстана по созданию международного финансового центра в Астане при участии Великобритании и на основе британского права на сегодняшний день делают его региональным лидером в создании необходимой транспортной и финансовой инфраструктуры для реализации масштабных экономических проектов Китая. Однако нет сомнения, что вскоре конкуренцию Казахстану в этом плане составит Узбекистан.

Как бы то ни было, участие стран Центральной Азии в проектах НШП обеспечит им значительный экономический подъем и стабилизирует социальную обстановку в регионе.

Источник: ritmeurasia

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Аэропорт Махачкалы возобновил работу после атаки БПЛА на Каспийск
06.11.2024 18:23
Росавиация смягчила ограничения на полеты в Израиль, Иран и Ирак
02.10.2024 13:02
Fesco хочет открыть линию, которая соединит порт Новороссийск с Китаем
05.09.2024 06:59
ОАК и ГТЛК договорились о поставках 238 самолетов в 2027-2032 годах
04.09.2024 07:13
Магистраль соединит три государства
03.09.2024 07:08
РЖД: поезда Allegro были изъяты Финляндией незаконно
22.08.2024 20:48
Церемония встречи первого судна из Китая по маршруту "Арктический экспресс №1" прошла в Архангельском порту
14.08.2024 07:03
Новый международный торговый коридор "суша-море" связал Чунцин с 523 портами во всем мире
06.08.2024 07:22
Грузоперевозки "Китай-Кыргызстан-Узбекистан"
28.07.2024 19:41
"Россия" возобновит полеты из Москвы в Гавану
17.07.2024 06:56
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.