Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Проблемы безопасности и регионального сотрудничества на Южном Кавказе / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
17:42Астана
17:42Бишкек
17:12Дели
19:42Пекин
15:42Москва
16:42Исламабад
16:42Душанбе
16:42Ташкент
Наблюдатели:
16:12Тегеран
14:42Минск
19:42Улан-Батор
16:12Кабул
Партнеры по диалогу::
16:12Ереван
17:12Катманду
16:42Баку
14:42Анкара
18:42Пномпень
17:12Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

15.10.2018 14:18
"Форум губернаторов" стран ШОС пройдет в декабре в Челябинске
15.10.2018 13:15
Страны ШОС разработают новую редакцию программы сотрудничества
15.10.2018 12:57
В Монголии будет создан Азиатский институт исследования консультативной демократии
15.10.2018 12:08
На границе Киргизии и Таджикистана произошли два землетрясения
15.10.2018 11:33
Медведев: Россия готова участвовать в транспортных проектах ШОС
15.10.2018 10:15
Россия и Узбекистан строят крупнейший в мире радиотелескоп, чтобы изучать "кротовые норы"
12.10.2018 17:12
В Таджикистане пройдут дни культуры Туркменистана
12.10.2018 16:51
Сергей Шойгу прибыл в Ташкент
12.10.2018 16:00
Казахстан предлагает новый формат работы ОБСЕ
12.10.2018 15:25
Премьер Госсовета Ли Кэцян назвал Китай и Таджикистан близкими друзьями и партнерами
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
             
Проблемы безопасности и регионального сотрудничества на Южном Кавказе
01.08.2018 21:16 Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук

Сегодня Южный Кавказ представлен пятью государствами (Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Южная Осетия) и одной самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республикой. Несмотря на нерешенность ряда региональных конфликтов, Южный Кавказ сохраняет традиционно важное значение в мировой политике и экономике. Это обусловлено его географическим положением на границах с Россией, Турцией и Ираном, выходом к Черному и Каспийскому морям, богатыми природными ресурсами, возможностью транзита нефти, газа и других стратегических товаров из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран в Европу. Регион в перспективе может стать одним из ключевых звеньев в международных транспортных коридорах «Восток – Запад» и «Север – Юг» и свяжет коммуникациями страны ШОС с Европой.

К числу основных факторов, оказывающих свое негативное влияние на региональную безопасность и общую ситуацию на Южном Кавказе можно отнести следующие:

- Напряженность внутриполитической обстановки в странах региона, сложности становления государственности, развития обществ и экономик бывших советских союзных и автономных республик.

- Сохраняющаяся конфронтация в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией из-за статуса Нагорного Карабаха.

Россия, как сопредельное Южному Кавказу государство и мировая держава, внимательно следит за новыми попытками дестабилизировать ситуацию в регионе, старается сохранять нейтралитет в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, поддерживать традиционно дружеские и партнерские отношения, как с Азербайджаном, так и с Арменией.

Уместно напомнить, что Москва помогла достигнуть Бишкекского соглашения 1994 года о прекращении огня на линии соприкосновения сторон. Сегодня она организует регулярные встречи Азербайджана и Армении на высшем уровне, продолжает искать пути достижения компромисса между Баку и Ереваном в рамках Мадридских договоренностей и Минской группы ОБСЕ.

Россия выражает готовность поддержать тот вариант решения нагорно-карабахской проблемы, который устроит все вовлеченные в него стороны, а в случае достижения ими компромисса выступить и гарантом соблюдения нового соглашения.

Свое негативное влияние на ситуацию в регионе оказывает ухудшение отношений стран Запада с Россией и выход Вашингтона в одностороннем порядке из ядерной сделки с Ираном. Наметившаяся конфронтация Вашингтона с Москвой и Тегераном значительно сужает возможности консолидированных действий в области международной безопасности, в том числе и на Южном Кавказе. В складывающихся условиях введение США и его союзниками все новых ограничительных санкций против России и общая враждебная риторика Запада, затрудняют борьбу с современными вызовами человечеству, такими, как региональные конфликты, международный терроризм, наркоугроза, организованная преступность, проблемы экологии. Нельзя забывать о том, что США и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и их разногласия по ключевым проблемам современности не позволяют принимать эффективных решений миротворческого характера, например, по Сирии и Нагорному Карабаху. Намерения США восстановить ограничительный санкционный режим против Ирана также негативно сказываются на общей ситуации в регионе.

Весьма опасна дальнейшая милитаризация Южного Кавказа, когда Азербайджан, Армения и Грузия ускоренными темпами наращивают свой военный потенциал. Усиливается военное присутствие НАТО в бассейне Черного моря, в Грузии и Азербайджане. Гонка вооружений не только создает угрозу новых вооруженных конфликтов в регионе, но и ложится тяжелым бременем на бюджеты молодых государств. Россия старается сохранять паритет в военно-техническом сотрудничестве с Азербайджаном и Арменией и готова ограничить поставки вооружений обеим странам в случае достижения соответствующих договоренностей на этот счет с Турцией, Израилем, США и другими странами. Было бы оправданным заморозить новые военные поставки в регион до политического урегулирования сохраняющихся конфликтов. 

Если Грузия и Азербайджан в своей внешней и оборонной политике ориентируются больше на страны Запада, Турцию и Израиль, то Армения, как и Иран, проводит наиболее сбалансированную внешнюю политику, направленную на снижение конфронтации в регионе. Ереван сегодня поддерживает и развивает всесторонние взаимовыгодные отношения с Россией, Ираном, Грузией, Францией, сотрудничает с другими странами на двусторонней и многосторонней основе в рамках международных и региональных организаций (ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ОЧЭС, ПАЧЭС, ШОС и др.). Армения претендует на роль связующего моста в торговле между странами ЕС и ЕАЭС.

Важным событием в политической жизни региона стало получение Азербайджаном и Арменией статуса партнера по диалогу ШОС. Сотрудничество Баку и Еревана с ШОС в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью становятся основными направлениями регионального взаимодействия в сфере безопасности. Кроме того, планируется активизировать усилия по налаживанию сотрудничества стран Южного Кавказа и ШОС в области торговли и инвестиций, энергетики, коммуникаций, сельского хозяйства, в сферах культуры, науки и техники, образования, здравоохранения и туризма.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Генеральный секретарь ШОС встретился с Министром иностранных дел Таджикистана
11.10.2018 16:06
В Душанбе прошла встреча премьер-министров Киргизии и Таджикистана
11.10.2018 16:02
Россия и Индия выступают за укрепление многополярного мира
05.10.2018 16:30
Таджикистан и Россия отметят 25-летие подписания «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РТ и РФ»
25.09.2018 16:32
Вперед в ШОС: на Южном Кавказе никто так не разделяет интересы России, как Азербайджан
20.09.2018 15:43
Президент США объявил о введении новых торговых пошлин против Китая на $200 млрд
18.09.2018 17:51
Узбекистан и Белоруссия: время активных действий
18.09.2018 10:23
Монголия обсуждает вопрос о возможном вступлении в ШОС
13.09.2018 14:33
Таджикистан укрепляет связи со странами ШОС
11.09.2018 10:52
Готовность № 1. Угрозы Вашингтона и ответы Пекина
05.09.2018 13:41

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.