|
|
Сотрудничество стран ШОС и БРИКС в информационной сфере может содействовать росту доверия в отношениях России и Запада |
21.08.2018 13:30 |
Андрей Манойло, доктор политических наук |
|
В Йоханнесбурге (ЮАР) 26-27 июля 2018 года состоялся юбилейный саммит БРИКС. В подписанной главами государств итоговой декларации особое внимание было уделено сотрудничестве стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности, в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Решать задачи обеспечения коллективной информационной безопасности объединения в недалеком будущем станет объединенная киберполиция БРИКС. Аналогичные процессы происходят и в ШОС, тем более, что Россия, Индия и Китай являются членами одновременно и БРИКС, и ШОС.
Задача формирования единого пространства коллективной безопасности ШОС и БРИКС в информационной сфере сегодня стала одной из самых актуальных и востребованных в российской внешнеполитической стратегии. Цель создания такого пространства в современных условиях очевидна: организация совместного противодействия новым вызовам и угрозам в информационной сфере, таким как киберпреступность, информационный терроризм и экстремизм, операции информационной войны, с которыми каждая из входящих в эти интеграционные объединения стран в отдельности не способна справиться. Поскольку реальные проблемы в плане обеспечения информационной безопасности и защиты от операций информационной войны есть у всех, даже у Китая, стремящегося отгородиться от этих угроз своими «Золотыми щитами» и сравнительно недавно принятым новым законом о кибербезопасности 2016 года, копирующим «пакет Яровой». При всей высокой степени накачанности кибермускулатуры, у России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР по-прежнему остаются проблемы, связанные с обеспечением безопасности и защитой государственного суверенитета, которые в принципе невозможно решить на национальном уровне. Ярким примером этого остается Китай, многочисленные «золотые щиты» которого научились обходить ну все кому не лень, во-многом, благодаря существованию в составе КНР такого района как Гонконг, который, в силу специфичности своего статуса и истории происхождения, является для китайской партноменклатуры «великим всекитайским офшором» - в том числе, в информационной сфере.
Каковы особенности обеспечения безопасности в информационной сфере другими странами, входящими в ШОС и БРИКС? Здесь ситуация весьма непростая. Импульсом для развития системы безопасности в информационной сфере для Бразилии стал доклад Эдварда Сноудена о слежке различных ведомств США за гражданами страны в Интернете (2013). Уже в апреле 2014 г. Национальный конгресс Бразилии утвердил так называемый «Билль Марко», более известный как «Интернет-конституция». Он посвящен декларированию прав и свобод личности в интернет-пространстве, а также мерам и механизмам их соблюдения. Основные положения документы должны быть, с точки зрения автора, учтены при разработке концептуальных документов РФ в исследуемой сфере.
Закон стал отправной точкой для создания обособленной от США национальной системы в информационной сфере. Так, государственные служащие Бразилии отказались от использования поставщиков услуг электронной почты из США и перешли на бразильские. В 2015 г. в Бразилии начата реализация крупномасштабного проекта по прокладыванию интернет-кабеля из Европы в Бразилию по дну Атлантического океана в обход США, в дальнейшем планируется также соединение Бразилии с Африкой и Азией. В развитие этого 17 февраля 2017 г. бразильское правительство заявило о необходимости создания киберполиции, ответственной за предотвращение киберпреступлений (незаконное использование персональных данных, кибершпионаж, кибертерроризм и т.д.). Интересно, что уже в 2017 г. началась институционализация сотрудничества по этому направлению между Бразилией и Европолом, что демонстрирует заинтересованность в этом ЕС как института на фоне расхождений с администрацией Дональда Трампа по широкому кругу вопросов.
Индия занимает одно из лидирующих мест в мире по числу кибер-преступлений, хакерских атак и распространения вредоносного программного обеспечения. В 2012 г. правительством страны был утверждён пятилетний план «по повышению уровня информационной безопасности учреждений критически важной инфраструктуры на территории всей страны». В рамках этого плана предполагалось претворение в жизнь следующих мер: создание ведомства быстрого реагирования на киберугрозы, национальной операционной системы, полное обеспечение информационно-коммуникативной безопасности правительственных структур, создание национальных баз данных и знаний, использование биометрических технологий для получения доступа гражданами к сети Интернет и осуществления финансовых онлайн-операций. В развитие этого в 2013 г. был создан Национальный центр защиты критически важной инфраструктурной информации и учреждена полиция по кибербезопасности. В феврале 2017 г. была создана Команда при правительстве Индии по реагированию на чрезвычайные ситуации запустила проект «Cyber Swachha Kendra» . Думается, что опыт учреждения профильных гражданских (и смешанных, то есть с участием военных) структур по обеспечению кибербезопасности может быть весьма востребован в России.
Китай по праву считается одним из государств-лидеров по части технологий национальной информационной и киберзащиты, направленных на контроль и регулирование интернет-пространства на своей территории. С 1998 г. в рамках общего проекта «электронного правительства» в Китае существует 12 так называемых «золотых проектов», направленных на регулирование интернет-пространства. Наиболее известным из таковых проектов является проект «Золотой щит», представляющий собой систему фильтрации содержимого интернета за счёт ограничения доступа к ряду ресурсов и страниц на территории КНР. На данный момент «Золотой щит» использует следующие методы фильтрации: блокировка IP-адресов, фильтрация DNS-запросов и их переадресация, блокировка интернет-адресов (URL), фильтрация на этапе пересылки пакетов, блокировка соединений, осуществляемых через VPN.
Параллельно, ещё с начала 2000-х Народно-освободительной армией Китая реализуются проекты по модернизации радиоэлектронной разведки и контрразведки. Ещё в середине 1990-х гг. КНР были введены в эксплуатацию 4 новых центра радиоразведки и Тихом Океане, а в 1999 г. на Кубе был развёрнут китайский центр радиоперехвата.
В развитие этих мер в 2016 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о создании киберполиции. Борьба с кибертерроризмом и кибершпионажем в Китае осуществляется за счёт деятельности десятого (сбор научно-технической информации) и одиннадцатого (радиоэлектронная разведка и компьютерная безопасность) бюро Министерства государственной безопасности КНР, подчиняющегося КПК.
В Южно-Африканской Республике уже в 2010 г. были впервые созданы специальные подразделения киберполиции, деятельность которых направлена на предотвращение и отслеживание киберпреступлений экономического характера и против личности и значимых государственных инфраструктурных объектов. В конце 2016 г. правительством ЮАР был издан «Билль о киберпреступлениях и кибербезопасности», поставивший первоочередной задачей в рамках постепенной информатизации общества создание пространств общенациональной и личной информационной безопасности. Согласно данному Биллю, в 2017 г. в ЮАР при содействии правительства республики был создан Центр Кибербезопасности при Национальном Университете Йоханнесбурга. Данный центр занимается подготовкой профессиональных кадров, созданием нормативно-правовых основ регулирования информационного пространства ЮАР, информационно-технической подготовкой деятельности правительственных органов в данной сфере, а также научными исследованиями по вопросам кибер- и информационной безопасности. 6 сентября 2017 г. между Россией и ЮАР было подписано Соглашение о сотрудничестве в области кибербезопасности.
Таким образом, основная масса шагов по созданию национальных систем обеспечения безопасности в кибер- и информационной сфере уже была предпринята партнёрами России по БРИКС и ШОС с середины 2010-х гг. Вместе с тем, ключевые проблемы обеспечения национальной безопасности в информационной сфере по-прежнему остаются нерешенными для всех стран, входящих в эти международные объединения.
Тем не менее, на деле эти общие проблемы можно довольно быстро и эффективно решить, сформировав в ШОС и БРИКС единую систему обеспечения и единое коллективное пространство информационной безопасности. При этом главным основанием для создания такого пространства и системы, обеспечивающей его информационную безопасность на уровне, отвечающего национальным интересам стран ШОС и БРИКС, является общая для всех стран-участников этого объединения жизненно важная потребность в противодействии транснациональной киберпреступности и в отражении операций информационной войны, организуемых зарубежными противниками и конкурентами стран-участников ШОС и БРИКС.
Для эффективного функционирования надгосударственной системы обеспечения коллективной безопасности ШОС и БРИКС в информационной сфере (включающей, в том числе, функции противодействия операциям информационной войны) необходимо создание наднациональной же системы органов, которые станут рабочим аппаратом, отвечающим за реализацию программ обеспечения коллективной безопасности ШОС и БРИКС. Необходима собственная киберполиция ШОС, БРИКС, работающая по принципу Интерпола, и много чего еще. В этом плане такая система органов может быть организована, используя опыт создания и функционирования соответствующих наднациональных органов Европейского союза.
При этом система обеспечения пространства коллективной информационной безопасности как ШОС, так и БРИКС, может иметь пятикомпонентную организационную структуру:
1. Совет коллективной информационной безопасности ШОС/БРИКС призван явиться центральным концептуальным и стратегическим органом. В состав совета следует включить высших должностных лиц, руководящих вопросами развития ИКТ и информационной безопасности в соответствующих странах- участницах объединения.
2. Центр обеспечения кибербезопасности ШОС/БРИКС будет заниматься технологическим обеспечением единого киберпространства, стратегическим планированием операций, предупреждением кибератак и оперативным реагированием на них. В качестве одного из подразделений данного центра предлагается создание киберполиции ШОС/БРИКС.
3. Центр информационной политики и коммуникаций ШОС/БРИКС, к ведению которого будут относиться вопросы организации и проведения совместных информационных и имиджевых кампаний, международного сотрудничества, внутренних коммуникаций и связей с общественностью.
4. Информационное агентство ШОС/БРИКС, представляющее собой международный медиахолдинг, обеспечивающий вещание на страны ШОС/БРИКС и зарубежные аудитории в интересах реализации комплексных мероприятий и программ по обеспечению информационной безопасности ШОС/БРИКС.
5. Научно-исследовательский институт проблем безопасности ШОС/БРИКС, отвечающий за научно-исследовательские обеспечения реализации (в формате ШОС/БРИКС) межгосударственных целевых программ в области международной информационной безопасности.
В условиях стратегического отчуждения Запада и России для РФ важным направлением наращивания своих возможностей в области решения проблем обеспечения кибер- и информационной безопасности выступает сотрудничество со странами ШОС/БРИКС. Оно может существенно повысить возможности России в рассматриваемой сфере и тем самым повысить интерес к сотрудничеству с ней со стороны стран и институтов Евро-Атлантического сообщества. При этом укрепление мер доверия со странами ШОС/БРИКС (особенно с Бразилией и Индией) позволит России получить опосредованный канал для убеждения западных стран в непричастности РФ к попыткам повлиять на электоральные циклы в странах Европы и США посредством осуществления кибератак и иных мер в информационной сфере. Таким образом, сотрудничество со странами ШОС/БРИКС в информационной области может содействовать делу постепенного роста доверия в отношениях России и Запада в целом.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий