|
|
К вопросу о выборе путей развития Шанхайской организации сотрудничества: с позиции теории общественных благ |
16.04.2008 16:13 |
Ван Цзянь. (Научная редакция и перевод с китайского языка научного сотрудника ИДВ РАН, Н. В. Задерей). |
|
С момента своего основания Шанхайская организация сотрудничества прошла проверку временем на предмет устойчивости по отношению к коллизиям международного масштаба. Развитие ее шло неравномерно, тем не менее, оно привело к достижению успехов, которые привлекли к деятельности организации внимание экспертов по всему миру. У российских, китайских и зарубежных исследователей имеются разные взгляды относительно путей и перспектив развития этой новой модели международной организации на евразийском пространстве. Данная работа заместителя директора Центра изучения ШОС Шанхайской академии общественных наук, профессора Ван Цзяна, посвящена анализу путей развития ШОС с позиции теории "региональных общественных благ" (regional public goods approach). Статья вышла в журнале "Общественные науки" (Shehui kexue), ?8, 2007 год.
Центр ШОС при ШАОН ? одна из ведущих академических структур КНР, которая своими исследованиями формирует будущей облик Шанхайской организации.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) ? это региональная международная организация, которая была основана 15 июня 2001 года по совместному заявлению глав Китая, России, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана. Она возникла путем трансформации "шанхайской пятерки", как механизма регулярных встреч глав государств, в полноценную организацию. Новая концепция безопасности, новые модели международных отношений и регионального сотрудничества, которые были выработаны и апробированы в процессе практического взаимодействия в рамках ШОС, стали образцом новых теоретических подходов к решению вопросов безопасности современной эпохи.
В настоящее время в экспертных кругах нет единства по вопросу о путях развития ШОС. Некоторые исследователи с позиций классического реализма подчеркивают необходимость всестороннего укрепления сотрудничества в области безопасности, выделяют военный аспект деятельности ШОС. Например, российские ученые А. Лукин и А. Мочульский полагают, что Шанхайская организация должна сформировать собственные силы быстрого реагирования, с тем, чтобы исключить вмешательство посторонних вооруженных сил в антитеррористическую борьбу в центральноазиатском регионе.(1) Приведем другой пример: по информации английской газеты "Financial Times" и американской "New York Times" "Шанхайская пятерка" из механизма разрешения пограничных споров становится похожей на военно-политическое объединение, все более напоминающие военный блок.(2) Так или иначе, будущее развитие Шанхайской организации сотрудничества будет определяться выбранной формой сотрудничества по обеспечению безопасности региона. С одной стороны, ШОС начинала с традиционных вопросов "высокой политики", таких как, сокращение вооружения в приграничных районах и "укрепление доверия в военной области районе границы", которые обсуждались в ходе встреч глав "Шанхайской пятерки". С другой стороны, первостепенной целью с момента образования ШОС была совместная борьба против "трех зол" и новых угроз безопасности в центральноазиатском регионе. Поэтому традиционная и нетрадиционная безопасность всегда будут важным вопросом повестки дня ШОС.
Вместе с постепенной институционализацией и углублением сотрудничества в рамках ШОС, особенно вместе с расширением экономической повестки дня, все больше ученых начинают обсуждать будущее этой организации с позиций либерального неоинституционализма. Роберт О. Кёхан в своей книге "После гегемонии" придает особенное значение "эффекту переплескивания" (spill-over effect) в процессе сотрудничества. Он вслед за неофукнционалистами полагает, что успешное сотрудничество в одной сфере методом "переплескивания" способствует появлению сотрудничества в новой сфере. В Китае некоторые ученые полагают, что "вместе с расширением функционального поля ШОС, с включением в него сферы экономики и торговли, создание специальной структуры в рамках ШОС для координации вопросов экономического сотрудничества остается лишь вопросом времени".(3)
Другие исследователи считают, что "эффект переплескивания" действует только на приоритетных на данном этапе развития областях сотрудничества. Значит, будет вполне закономерно предположить, что у участников интеграционного объединения со временем может возникнуть потребность в коллективном обсуждении новых вопросов, связанных, например, с борьбой с терроризмом. Сотрудничество России, Китая и Казахстана в энергетической сфере, совместной обсуждение вопросов охраны окружающей среды государствами Центральной Азии и активное продвижение экономической повестки дня являются наглядным проявлением "эффекта переплескивания" в структуре ШОС.(4)
Су Чжанхэ в своих работах рассматривает Шанхайскую организацию сотрудничества, как перспективный механизм упорядочивания отношений в Восточной Азии. Он полагает, что с тех пор как Китай перешел от политики самостоятельности к политике сотрудничества и взаимозависимости в международных делах, ШОС стала одним из самостоятельных направлений внешнеполитического ведомства КНР и одним из столпов в системе разрешения общих региональных проблем.(5) Кроме того, Тянь Е и Инь Цзиюн подошли в вопросу о перспективах развития ШОС, использовав в своем анализе нетривиальную парадигму ? анализ и учет себестоимости сделок с точки зрения теории о экономического институционализма. Их исследования показали, что источник развития, стабильности, трансформации ШОС заключается в равновесии капиталоемкости сделок между договаривающимися сторонами. Если чувствительность участников интеграционного процесса к определенной области сотрудничества, их целевые капиталовложения в конкретный проект, оценки значимости этого проекта, будут слишком разниться, то постоянно несовпадающие интересы могут привести к постепенному расхождению их позиций, что может иметь неблагоприятные последствия для дальнейшей институционализации ШОС.(6)
Отдельные китайские ученые апеллируют к положениям конструктивизма и психологии международного сообщества для обоснования собственного видения перспектив развития Шанхайской организации. Исследуя поведение государств на международной арене, последователи неореализма и неолиберализма выделяют значимость полномочий и интересов сторон в материальной плоскости, а последователи конструктивизма напротив, подчеркивают значимость мотивации. Мотивация деятельности государств в определенной степени задается структурой общества, а структура общества и его собственные интересы определяются общими для его участников понятиями. Логика этой концепции заключается в том, что статус определяет интересы, а интересы в свою очередь определяют дальнейшее поведение. Исследователь Центра ШОС при Шанхайской академии общественных наук Ху Цзянь подчеркивает, что основой ШОС до сих пор было сотрудничество в сфере безопасности, ее институциональные возможности также сконцентрированы в направлении безопасности. Кооперация в экономической сфере до сих пор очень ограничена и, мало того, для ее реализации нет эффективных механизмов. Причин тому очень много, но главное заключается в том, что государства-члены ШОС еще не сформировали коллективную субъектность. Им не хватает консенсуса, либо оно присутствует, лишь в очень ограниченных областях.(7) Гао Фэй и Ся Липин опираясь на отдельные положения теории познания приходят к выводу, что эволюция отношений между Россией и Китаем в рамках ШОС отражает особенности восприятия Китаем современной эпохи и своего собственного государственного статуса, а также процесс постепенной трансформации концепции безопасности КНР.
Часть вторая.
Американская финансистка на службе интеграционных процессов в Центральной Азии.
Используемая в данной работе теория "региональных общественных благ? - это частный случай теории ?всемирных общественных благ", которая в свою очередь является сочетанием некоторых положений традиционной науки об общественных финансах и теории общественного выбора применительно к международной сфере.
Согласно определению, которое появилось в книге американского экономиста, нобелевского лауреата Пола Самуэльсона "Чистая теория общественных расходов", исключительно общественные блага должны обладать следующими двумя характерными свойствами:
Неисключаемостью, то есть невозможно исключить и числа его потребителей при конечных издержках ни одно домохозяйство;
Неконкурентностью (несоперничеством), то есть сохранением при потреблении общественного блага одним домохозяйством неизменным количества блага, доступного для потребления другими.
Вместе с ходом исторического процесса, подходы к пониманию общественных благ менялись, что привело к более широкому толкованию концепта "общественных благ", и их градации на чистые общественные блага, смешанные общественные блага, "клубные товары", к различению собственно общественных благ и производимый ими внешний эффект. Особенно необходимо обратить внимание на тот факт, что в эпоху глобализации, все суверенные государства вынуждены прибегать к международному согласованию по тем внутренним вопросам, которые раньше они могли решать самостоятельно. Таким образом, сфера общественных благ вышла за рамки конкретного государства и приобрела глобальное измерение. Этот феномен стал предпосылкой для появления теории "всемирных общественных благ". Всемирные общественные блага можно определить как товар, который характеризуется несоперничеством и неисключаемостью. Он должен приносить пользу всем государствам, их народам и их представителям.
Региональные общественные блага занимают среднее положение между международными и общегосударственными общественными благами.(8) В качестве региона здесь выступает любая территориальная единица, имеющая географические особенности, такие как лесополоса, водораздел, который может быть выделен исходя их специфики климата, или положения на материке. Например, долина пирамид в Южной Америке или район Трех ущелий в Азии. Подобные регионы могут быть выделены и исходя из культурных и языковых особенностей, на основе специфики политической и экономической системы определенной местности, образованного налогового режима, военно-политического союза или на основании других критериев. Так, например, жители Португалии и Бразилии могут на основе языковой и культурной общности осуществлять обмен региональными общественными благами.
С географической точки зрения государства-члены ШОС в основном находятся в Центральной Азии. Ядром этого региона считается местность, которая располагается между Каспийским морем и Волгой на западе и китайской границе на востоке, ограничена водоразделом Аральского моря и Сырдарьей на севере, которое может быть расширено вплоть до просторов юга Сибири. Южная граница упирается в территорию Ирана, Афганистана. С точки зрения культурно-цивилизационных особенностей, Шанхайская организация ? это связующий пояс на пространстве Великого шелкового пути, имеющая основу для собственной культурной идентификации. Поэтому предоставляемые Шанхайской организацией общественные блага, могут быть классифицированы как региональные общественные блага.
Источники региональных общественных благ в самом общем виде можно разделить на следующие категории:
1.Общие для региона естественные ресурсы, например климат. Для поддержания этих источников в устойчивом состоянии крайне важны коллективные действия субъектов активности в регионе.
2. Искусственно созданные в регионе материальные ценности, например культурные достопримечательности, региональная сеть интернета. Общество регулярно сталкивается с недостаточным использованием общественных благ этой категории. Например, весь объем знаний, накопленный человечеством на земле, включая неспециализированные знания, которыми можно пользоваться бесплатно в процессе своей гражданской деятельности, в силу специфики полученного образования, из-за языкового барьера, несовместимости технических стандартов того или иного общества, частично остается невостребованным.
3. К третьей категории источников относятся плоды региональной политики. Это такие абстрактные блага, как мир и безопасность, создание системы контроля над эпидемическими болезнями, поддержание стабильности финансовой системы региона. С этими довольно абстрактными источниками мы можем познакомиться поближе, проведя сравнение с их прямой противоположностью ? "региональным общественным вредом". В окружающей нас действительности мы часто поступаем "от противного", то есть, только познав вред, стремимся искать благо. Люди часто пренебрегают полезными вещами, и лишь потеряв их, осознают их истинную ценность. Зло и вред, гораздо нагляднее и конкретней. Например, "здоровье" - это общее состояние, а "болезнь" - имеет характерные симптомы, которые можно идентифицировать и предельно конкретно описать. Или другой пример, только почувствовав на себе попытки ограничения свободы слова и действий, человек осознает важность прав человека. Только когда воздух окончательно испорчен и пошатнулось здоровье, человек осознает ценность свежего воздуха и прелесть нетронутой природы.
Так как большинства региональных общественных благ нет в достаточном количестве (например, устойчивого развития в гармонии с окружающей средой, мира и безопасности), то многие общественные блага появляются как следствие борьбы с общественным злом. Например, посредством установки в районе очистных сооружений, посредством проведения внешней политики, содействующей безопасности, благодаря созданию региональных финансовых учреждений. Плодами такой региональной политики иногда становятся созданные региональные организации, которые с точки зрения этого подхода могут быть рассмотрены как региональное общественное благо. В этом смысле, Шанхайская организация сотрудничества, цель деятельности которой создание общественных благ в центральноазиатском регионе, содействие безопасности, стабильности и процветанию региона, сама по себе является региональным общественным благом.
Большинство вызовов, с которыми приходится сталкиваться Шанхайской организации, имеют трансграничную природу. Они не подлежат урегулированию силами одного отдельного государства, либо подобные односторонние действия обойдутся слишком дорого. Например, исламский экстремизм, вышедший на авансцену в Центральной Азии начиная с 90-ых годов ХХ века, был проявлен в форме религиозного экстремизма, националсепаратистского движения, международного терроризма. Эти "три зла", воспользовавшись сложной национальной мозаикой центральноазиатского региона, глубиной религиозных традиций, издержками экономических реформ, пользуясь поддержкой некоторых иностранных политических сил и трансграничных преступных элементов, проникли сквозь границы молодых государств, и, подпитывая друг друга, создали целый клубок регионального общественного вреда. Сложный многогранный характер этого явления делают невозможным окончательное искоренение этого комплекса общественного вреда силами одного государства.
Другой пример: в последние годы Центральная Азия стала транзитным пунктом на пути транспортировки наркотиков из Афганистана. Исследуя этот феномен, мы все более отчетливо можем проследить связь между наркоторговлей и религиозным экстремизмом. Некоторые исследователи делят задачи ШОС, в аспекте противоборства новым угрозам безопасности, на меры по поддержанию безопасности, борьбу с трансграничной преступностью, с торговлей наркотиками и т.д.(9) Кроме того, проблема регулирования водных ресурсов, ухудшение экологической ситуации в регионе являются частными проявлениями регионального общественного вреда. Поэтому все государства-члены ШОС должны укреплять многостороннее сотрудничество, принимать эффективные меры с тем, чтобы устранить общественное зло, чтобы плоды ее политики, такие как региональная антитеррористическая структура (РАТС), антинаркотическая сеть, энергетический клуб, механизм регулирования водопользования и охраны окружающей среды, стали важным источником создания региональных общественных благ.
Часть третья.
Некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности ШОС: взгляд из Шанхая.
Причин нехватки общественных благ, которые являются результатом политического курса, проводимого в регионе, несколько:
1.Во-первых, сказывается разница в сфере компетенции государственных органов власти в отношении национальных проблем и в отношении региона в целом.
2. Во-вторых, это разница в степени участия в создании общественных благ государственными факторами и негосударственными. Хотя мы уже живем в многополярном мире, но основной объем регионального и международного сотрудничества осуществляется посредством соглашений между правительствами национальных государств. Частные акторы по-прежнему мало участвуют в этом процессе, либо лишены эффективных каналов влияния на процесс сотрудничества.
3. В-третьих, это разница в мотивации участвующих субъектов. До сих пор увещеваний в морали и справедливости было недостаточно, чтобы подвигнуть участников международных отношений к более деятельному участию в управлении "международным эффектом переплескивания", с целью интенсифицировать региональное и международное сотрудничество.(10)
Пока существуют вышеобозначенные причины, будет невозможно принимать системные меры для укрепления регионального сотрудничества, невозможно решить вопрос новых угроз безопасности. Мало того, в процессе углубления глобализации, способность национальных государств обособленно осуществлять государственную политику будет постепенно ослабевать, если не исчезнет вовсе. Будущее сотрудничество не только надо интенсифицировать, но и придавать ему измерение стратегического планирования, чтобы оно не только ограничивало сферу распространения регионального общественного вреда, но и автономно создавало общественные блага, и было способно в перспективе преодолевать издержки и вызовы глобализации.
Чтобы преодолеть недостаток региональных общественных благ надо сформировать в государстве гармоничную повестку дня, которая бы уделяла одинаковое внимание вопросам внутренней политики, взаимоотношениям внутри региона и с остальным миром в целом. Во-вторых, необходимо расширить круг лиц, участвующих в создании общественных благ. В процессе глобализации и регионализации все больше НПО выходят на авансцену мировой политики. Поэтому нам видится целесообразно создать своеобразный новый "триумвират" сотрудничества и консультаций представителей правительств, транснациональных корпораций и неправительственных организаций. Помимо того, надо продумать систему поощрения за участие в создании общественных благ, так как участники должны отчетливо понимать, что трансграничное сотрудничество приносит прибыль.(11) Надо более эффективно задействовать репутационный капитал отдельных участников. Как показывает практика, если отдельный участник воспринимается окружающими в качестве лидера интеграционного процесса, то его мотивация, заинтересованность в более активном, плодотворном сотрудничестве растет. И, наконец, необходимо отметить, что "скорость каравана определяется скоростью самого медленного его звена", поэтому надо всячески стимулировать рост и развитие самых слабых участников интеграционного объединения, только тогда можно будет говорить о регулярном, эффективном снабжении общественными благами внутри региона.
С точки зрения приведенных выше теоретических посылок, размышления о путях развития Шанхайской организации сотрудничества должны учитывать следующие моменты:
ШОС должна всеми средствами укреплять свою коллективную идентичность, и работать над формированием общего понимания, стоящих перед членами организации вызовов и угроз. В процессе сотрудничества необходимо более четко определить сферу компетенции указанной организации, выработать механизм поощрения, с тем, чтобы участники более активно и эффективно создавали общественные блага и управляли их потоками.
По вопросу о расширении ШОС надо учитывать специфику повестки дня, которую способны принести вместе со своим вступлением новые участники. Не стоит слишком рано и поспешно расширять свои ряды. Это может привести к распылению финансовых ресурсов и неэффективной проработке общих вопросов, тем самым ослабить организацию. Поэтому с точки зрения теории региональных общественных благ, если мы задумали сформировать как "региональное благо" антинаркотическую сеть в Центральной Азии, то следуя принципу "слабого звена", надо рассмотреть вопрос о принятии Афганистана. Это повлечет увеличение объемов помощи афганскому правительству, и поставит создание антинаркотического кордона в разряд приоритетных целей ШОС. Другие заявки тоже можно рассмотреть с точки зрения повестки дня, которую эти страны с собой привнесут, и делегировать им статус либо наблюдателя, либо ассоциированного члена. Другой пример, Япония. Члены Шанхайской организации могут рассмотреть вопрос о вступлении Японии. Ее участие важно для создания стабильной системы снабжения энергоресурсами в регионе, к тому же это решение будет дополнительно свидетельствовать об открытости ШОС, а инвестиции этого богатого государства помогут решить проблему недостаточных финансовых фондов для расширения энергетического сотрудничества.
Шанхайская организация сотрудничества как наднациональное целое должно поощрять активность и инициативность всех своих членов. В настоящее время из-за экономических трудностей ряда центральноазиатских государств, в основном Китай и Россия берут на себя финансовые обязательства по проектам ШОС. В будущем надо активнее привлекать к выполнению посильных функций и государства Центральной Азии. Например, совершенно особое место во внутренней архитектонике ШОС может занимать Казахстан. Необходимо закрепить за ним статус одного из лидеров регионального энергетического сотрудничества, содействовать повышению роли Казахстана в Центральной Азии и в ШОС.
Одновременно необходимо работать на увеличение степени участия всех стран-членов в производстве региональных общественных благ и в управлении ими. В настоящее время развитие сотрудничества в области экономики и в гуманитарной сфере происходит очень медленно. Это происходит из-за ограниченного набора механизмов и каналов, по которым может быть осуществлено многостороннее взаимодействие. По сути, на данном этапе оно ограничивается согласованием общих вопросов на уровне правительств. В этой связи хотелось бы предложить создать маленькие специализированные рабочие группы для выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию взаимодействия в приоритетных областях. Необходимо больше использовать созидательный потенциал НПО, привлекать их к проектам по созданию санитарного контроля, мониторинга экологической ситуации, борьбы с бедностью.
1.Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организаций сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития. Аналитические записки научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД РФ, 2005, выпуск 2, февраль.
2."Краткий обзор прессы", 27.05.2003
3.Сюй Тао. "К вопросу об институционализации ШОС", Сяньдайгоцзигуанси, ?6, 2003.
4.Хэ Вэйган. "Теория международного механизма и ШОС", Элосы чжуня дуноу яньцзю, ?5, 2003.
5.Су Чжанхэ. "Региональный режим и регионализм ? путь Китая в упорядочивании Восточной Азии", Восприятие мира китайскими учеными (Мировой порядок), Издательство "Новый мир", 2007, стр. 324-341.
6. Тянь Е, Инь Цзыюн. "К вопросу о выборе модели устройства ШОС: анализ моделей учета себестоимости торговых сделок с позиции теории экономического институционализма". Материалы круглого стола Шанхайского института международных исследований "Развитие многосторонних организаций и взаимодействие мировых держав", март 2006 года.
7.Ху Цзянь. "К обсуждению движущих сил развития ШОС", Шэхуэй кхэсюэ, ?6, 2005 год.
8.Antoni Estevadeordal, Brian Frantz, Tam Ronert Nguyen. Regional public goods: From theory to practice. Ney York, 2004, p. 12-13.
9.Су Чжанхэ. "Региональный режим и регионализм ? путь Китая в упорядочивании Восточной Азии", Восприятие мира китайскими учеными (Мировой порядок), Издательство "Новый мир", 2007, стр. 337.
10.Inge Kaul, Isabelle Grunberg, Marc A. Stern: ?Global Public Goods: International Cooperation in the 21st Century?, New York, 1999, pp. 450-451.
11.Там же, стр. 485
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий