К.Н. Соколов, член-корреспондент Академии геополитических проблем ШОС и формирование правовой базы для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
ИнфоФорум 2020
Участники:
18:51Астана
18:51Бишкек
18:21Дели
20:51Пекин
16:51Москва
17:51Исламабад
17:51Душанбе
17:51Ташкент
Наблюдатели:
17:21Тегеран
15:51Минск
20:51Улан-Батор
17:21Кабул
Партнеры по диалогу::
17:21Ереван
18:21Катманду
17:51Баку
15:51Анкара
19:51Пномпень
18:21Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

15.01.2021 17:13
США сократили число военнослужащих в Афганистане и Ираке
15.01.2021 16:32
Главы МИД РФ и Азербайджана обсудили совместное заявление лидеров трех стран по Карабаху
15.01.2021 16:00
Алиев заявил о начале "большого возвращения" в Карабах
15.01.2021 15:15
В период председательства Таджикистана в ШОС будет проведено свыше 100 мероприятий
15.01.2021 14:29
Аскар Мамин переназначен премьер-министром Казахстана
15.01.2021 13:48
Между Таджикистаном и Узбекистаном возобновлено регулярное авиасообщение
15.01.2021 13:18
Товарооборот Ирана и Туркменистана вырос на 300%
15.01.2021 12:37
Эрдоган сообщил, что Турция в конце января обсудит с Россией поставки второго полка С-400
15.01.2021 12:17
Специалисты из Белоруссии проверят научные организации Узбекистана
15.01.2021 11:46
Туркменистан и Афганистан запустили железную дорогу Акина-Андхой и ЛЭП Керки-Шиберган
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Председательство РФ в ШОС Секретариат ШОС Деловой совет ШОС Региональная Антитеррористическая Структура ШОС (РАТС ШОС) Межбанковское объединение ШОС Экспоцентр
ШОС и формирование правовой базы для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом
21.03.2007 09:35 К.Н. Соколов, член-корреспондент Академии геополитических проблем
Показательно, что за три месяца до трагедии 11 сентября 2001 года вместе с Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества главами шести ее государств была подписана ?Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом?. Тем самым ШОС продемонстрировала большее, чем на Западе понимание опасности нового вызова для мирового сообщества со стороны международного терроризма и первой предложила на международном уровне вступить с ним в борьбу.

Уже через год в ШОС была создана Региональная антитеррористическая структура. Основными задачами и функциями РАТС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС; формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Продолжается работа по формированию правовой базы деятельности РАТС ШОС. В ходе саммита 17 июня 2004 года в Ташкенте были подписаны Правила процедуры Совета РАТС ШОС, Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры ШОС и Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках РАТС ШОС.

В настоящее время в обеспечение реализации двух последних документов дорабатываются проекты Соглашения о технической защите информации в РАТС ШОС и Правил обращения с секретной информацией в РАТС ШОС.

РАТС и другие механизмы ШОС по борьбе с вызовами XXI века активно поддерживают международные контакты. Так, 26-27 января 2005 года в Алма-Ате состоялась четвертая встреча Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) с международными, региональными и субрегиональными организациями. Основное внимание на ней было уделено вопросам противодействия финансированию терроризма, соотношению двусторонних, региональных и универсальных инструментов борьбы с террором, сотрудничеству в сфере транспортной безопасности.

Борьба с терроризмом была главной темой на Саммите в Астане (2005 г.). Эта тема опосредовано была увязана с неприятием концепции ?однополярного мира? и ?цветных революций? в регионе. Примечательным в этом плане было выступление президента Узбекистана Ислама Каримова, который сделал вывод, как представляется, с прозрачным намеком на США: ?В событиях, имевших место в регионе за последнее время, на поверхность вышли только отдельные проявления большого стратегического плана. Его конечной целью является изменение в свою пользу политического, экономического расклада сил и доминирование в центрально-азиатском регионе?.

Концептуальным в оценке терроризма было выступление президента России В.В. Путина, который в частности сказал: ?Новые угрозы, как правило, носят трансграничный характер. Но в своих конкретных проявлениях они, конечно, не безлики, у них есть заказчики, и есть исполнители. И наша задача не только найти и обезвредить этих людей. Главное ? действовать на упреждение. Сделать страны ШОС менее уязвимыми и более защищенными от террористических сил можно лишь при условии, что жесткая контртеррористическая работа будет вестись параллельно с совместной деятельностью по искоренению социально-экономических основ терроризма и экстремизма?.

В Астане была принята Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Дальнейшее развитие тема получила на недавнем юбилейном Саммите ШОС, утвердившем три документа по данному вопросу: Программу сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы; Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС; Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности. В рамках Соглашения, фактически, завершено составление единого Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС, а также Списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершения или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера.

В противодействии ?трем злам? ШОС пытается использовать, на наш взгляд, более эффективные меры, чем Запад. Здесь есть понимание того, что только силовыми методами, основываясь на оборонительной логике, эту проблему не разрешить. Поэтому в принимаемых нормативно-правовых документа больший упор делается на разрешение социально-политических и социально-экономических противоречий, которые формируют базу для терроризма, сепаратизма и экстремизма.

В настоящее время в обеспечение реализации двух последних документов дорабатываются проекты Соглашения о технической защите информации в РАТС ШОС и Правил обращения с секретной информацией в РАТС ШОС.

РАТС и другие механизмы ШОС по борьбе с вызовами XXI века активно поддерживают международные контакты, так 26-27 января 2005 года в Алма-Ате состоялась четвертая встреча Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) с международными, региональными и субрегиональными организациями. Основное внимание на ней было уделено вопросам противодействия финансированию терроризма, соотношению двусторонних, региональных и универсальных инструментов борьбы с террором, сотрудничеству в сфере транспортной безопасности.

Объективные трудности, имеющиеся сейчас в квалификации актов международного терроризма, в формировании международно признанной оценки его природы в целом, не отменяют необходимости реагирования государственных органов всех стран на это явление.

Новый вид международной силовой борьбы должен быть чётко обеспечен нормативной базой. Иначе это может привести к ещё более удручающим фактам силового произвола на международной арене, чем сами акты террора (опыт Ирака, Афганистана, Ливана тому пример). Международное право для борьбы с новым видом развившейся международной преступности должно быть построено на отчасти сходной логической основе, что и борьба с обычной преступностью внутри государства. Здесь должны быть, в первую очередь, определены и утверждены странами-участницами совместной антитеррористической деятельности следующие позиции:
- классификация действий, которые признаются актами международного терроризма или обеспечивающими терроризм действиями, а также классификация субъектов этих действий (признаваемых преступниками), меры индивидуальной и коллективной ответственности за них (с учётом возможностей применить эти меры на международном уровне) ? по аналогии с уголовным кодексом;
- нормы допустимых мер по пресечению действий подозреваемых граждан, организаций, объединений, по обеспечению дознания и защиты в процессе формирования доказательной базы для принятия решений об ответственности за терроризм. Это также подразумевает точное определение всех субъектов этих процессов, их прав и обязанностей, с учётом международного характера рассматриваемых событий (в том числе, ответственности государственных и транснациональных структур) - по аналогии с уголовно-процессуальным кодексом;
нормы и формы исполнения наказаний за преступную деятельность в отношении не только персональных преступников, но и организаций, движений, объединений, международных структур.

- Безусловно, аналогии здесь весьма относительны. Внутригосударственная система борьбы с преступностью опирается на чётко определённую территорию ответственности, заключённую в пределах государственных границ, на достаточно надёжное удержание субъектов преступлений внутри государственной территории, на широкие возможности уничтожения условий существования и пресечения деятельности преступной среды и её организаций на контролируемой территории. Здесь же вполне очевидно, что зона контроля, зона ответственности любого объединения стран в антитеррористической борьбе не может совпадать с зоной существования и обеспечения деятельности международного терроризма. Всегда будет возникать вопрос о том, что субъекты международного терроризма перемещаются по миру, используя как раз те зоны, в которых они наименее досягаемы для преследующих их структур.

Цели деятельности международных террористов существенно шире целей возможных внутригосударственных преступников. Они могут подниматься до геополитического уровня, а также включать в себя любые частные аспекты этих целей: геоэкономические, военно-политические, идейно-религиозные и другие. Это борьба за распределение между крупнейшими глобальными силами всех видов зон контроля (политического, экономического, силового, духовного), а также за контроль над всеми видами глобально значимых инструментов социально-политического воздействия (энерго-сырьевые ресурсы, транспортные коридоры, финансовые и информационные потоки, технологическое превосходство, наркотики и прочее). Немаловажно также и то, что здесь речь будет идти не только о персонализированных преступниках, но и о противодействии преступным организациям и сообществам. Ещё сложнее выработать нормы в случае, если при расследовании террористического акта выявится, например, участие государственных спецслужб или транснациональных финансово-промышленных объединений. В таком случае сложно установить законные методы дознания, пресечения действий, меры наказания, персонализировать субъект ответственности.

По этим причинам создание нормативной базы для деятельности антитеррористических структур не реализуется в простой договоренности представителей разных стран о единой трактовке традиционных юридических представлений, применительно к совместной зоне контроля преступной деятельности. Для успешной борьбы с вышедшей на передний план новой угрозой потребуется разработка обстоятельной теоретической базы. Причём использование этой базы как основы для решительных действий потребует утверждения адекватности её логических оснований не только в общественном сознании своих стран, но и среди мирового общественного мнения.

Ясное и единообразное представление по указанным базовым вопросам является минимально необходимым предварительным условием обсуждения проблем строительства любой международной антитеррористической организации, определения её структуры, состава и функциональных задач.

Таким образом, анализ определения сущности международного терроризма и непосредственно вытекающих из этого потребностей формирования единой позиции международного общественного мнения для организации борьбы с ним, демонстрирует необходимость научного обеспечения совместной деятельности в этой сфере. О том, как в ближайшее время координировано пресекать деятельность выявленных террористических группировок, как ловить скрывающихся террористов, должны договориться на рабочих совещаниях представители правоохранительных органов и силовых структур взаимодействующих стран. Это насущная задача сегодняшнего дня, от её решения представителям исполнительной власти нельзя уклониться. Их действия в международно-правовом отношении должны быть обеспечены. Но за частными задачами текущего момента нельзя упускать из вида стратегическую задачу выработки фундаментального подхода к решению проблемы, что позволит сформировать дееспособные международные силы. По своей сути, это задача научная и, даже, социально-философская, идеологическая. Это определяет специфику организации её решения.

Необходимо выработать парадигму решения быстро развившейся и качественно новой международной проблемы, не имеющей прямых аналогов в исторической практике. На основе коллективно признанного фундаментального подхода могут быть решены главные практические задачи: выработки стратегии достижения главных целей, облика формируемых коллективных структур борьбы, теории их строительства, а также всестороннего обеспечения их деятельности (международно-правового, научно-идеологического, информационно-психологического, материально-технического, дипломатического и других).

Мир впервые столкнулся с необходимостью коллективно выработать научно обоснованное видение перспектив глобального развития перед лицом проявления одного из аспектов глобализации - международного терроризма. Научная истина не может родиться в дискуссиях политических представителей разных стран, путём отыскания компромисса в их точках зрения. Более того, она не может устроить в равной степени всех международных участников, отвечать всем противоречивым частным интересам. Поэтому стоит проблема создания качественно нового и признаваемого на международном уровне механизма формирования мирового общественного мнения, без чего предлагаемые правовые нормы борьбы с международным терроризмом не могут стать общепризнанными, а значит - достаточно действенными.

Именно научный подход позволит выработать на межгосударственном уровне стратегию или, по крайней мере, стратегическую концепцию борьбы с международным терроризмом. Она должна основываться на обстоятельном анализе характерных черт исторического момента, состава действующих сил, их интересов и целей, наличного потенциала, сильных и слабых сторон, вероятных замыслов действий. На этой основе можно определить собственную стратегию, облик сил для антитеррористической борьбы, выделить стратегические этапы борьбы. Следствием станет понимание процесса развёртывания антитеррористических сил, их состава и распределения задач на каждом этапе.

Непосредственная цель террористического воздействия состоит в достигаемом психологическом эффекте. Уже одно это объясняет, почему антитеррористические структуры должны быть обеспечены мощными силами и средствами ведения информационно-психологической войны. Отражение психологического удара, изменение его качественного содержания является неотъемлемым элементом защиты. Но и упреждающие удары по противнику также необходимы. Основными задачами, которые указанные структуры должны будут решать, являются:
1. Повышение психологической устойчивости населения и отдельных социальных групп к деятельности международного терроризма и недопущение формирования благоприятных условий для решения террористами задач информационно-психологического воздействия.
Образ международного терроризма, созданный сейчас в сознании населения, способствует нагнетанию психологической напряжённости в обществе. Одностороннее освещение вопроса, преувеличение реальных возможностей террористов, множество фантастических версий в этой сфере, таинственности, в целом ведут людей в сторону от взвешенных оценок. Одновременно с этим средства массовой информации создают информационный фон повсеместного насилия, гибели людей и других трагедий. Это является хорошо подготовленной почвой для неадекватных реакций на любые события. Необходима систематическая и координированная работа по повышению психологической устойчивости населения в этом отношении.
2. Операции по снижению психологического эффекта от конкретных актов террора.
В информации о террористических актах акцентируется внимание на демонстрации картин мест происшествия, пострадавших, свидетелей и других деталей, свидетельствующих о трагизме ситуации. Вместо ненависти к террористам, возбуждается ужас. Именно на это и рассчитывают заказчики террористических актов. Формирование информации о террористических актах должно контролироваться специалистами по противодействию террору.
3. Информационно-психологическая ориентация населения, служащих всех государственных структур, работников негосударственных организаций на всемерное содействие антитеррористическим структурам.
Мобилизация населения на поддержку усилий специальных сил в борьбе с терроризмом является одним из мощнейших факторов в достижении общего успеха. Повышение бдительности людей, понимания ими гражданского долга, подготовка их к правильным действиям в разных ситуациях, должны стать предметом специальной информационной работы, которая принесёт результат только при широком охвате населения и систематичности.
4. Информационно-психологическая дестабилизация кадрового состава сил международного терроризма на всех уровнях.
Вопросы психологической дестабилизации кадров в структуре международного терроризма должны решаться на основе регулярных информационно-психологических операций, планирование и управление которыми должно осуществляться на основе единой стратегии и сопровождаться координацией практических действий. Для этой цели в структуре антитеррористических сил должны быть выделены постоянно действующие подразделения.
5. Выявление и подавление информационных источников, обеспечивающих действия террористов.
Существующая ныне ситуация практически полной безответственности средств массовой информации за пособничество силам международного терроризма в информационно-психологической борьбе должна быть изменена. Но здесь нельзя делать выводы по отдельным фактам появления вредной информации. Требуется систематическая работа по анализу формирования информационной среды, роли в этом отдельных источников информации. Необходима также хорошо налаженная профилактическая работа с работниками средств массовой информации по повышению их уровня знаний в данной сфере, предотвращению профессионально ошибочных действий.

Решение указанных задач значительно осложняется в условиях глобализации. Это накладывает специальные требования на соответствующие структуры, ведущие информационно-психологическую войну. Уровень обсуждения и оценок происходящих в обществе событий будет неизбежно повышаться до проявления духовных позиций.

Вопросы духовной идентификации противников, так же как и союзников, станут одними из ключевых в организации системы информационно-психологической войны с международным терроризмом. Это качественно новый момент, ещё не отработанный в практике деятельности соответствующих служб, который порождён новыми условиями глобализации.

На примере информационно-психологического аспекта борьбы можно видеть, что новизна самой проблемы международного терроризма и новизна условий, в которых приходится действовать, заставляет искать качественно новые научно-методические и организационные подходы к решению практических задач. Это существенно влияет на формирование структур антитеррористической борьбы, усложняет их функциональное назначение и внутреннюю организацию.

Угроза терроризма существует, она проявляется и подтверждается конкретными действиями, её потенциальные возможности велики, даже гораздо больше тех, которые проявились на практике. Именно факт масштабной угрозы, а не практические последствия её реализации, является главным для использования в информационно-психологической войне, в психологической дестабилизации и дезорганизации общественных сил. Кроме того, в основе международного терроризма, в интересах его заказчиков никогда не лежат корыстные побуждения в связи с прямыми последствиями террористического акта, не лежат мотивы мести или другие, свойственные обычной преступности интересы. Интересы всегда остаются политическими. Поэтому здесь работает совсем иная логика оценки действий преступников и противодействия им, по сравнению с логикой оценки обычных преступных посягательств.

Главные цели действий международного терроризма аналогичны целям, достигаемым в результате войны. Но здесь имеется принципиальное отличие в способе их достижения. В военных действиях обеспечивается взаимное нанесение ущерба совокупному потенциалу сторон до тех пор, пока сопротивление одной из них станет невозможным или нецелесообразным. Международный терроризм нацелен не на уничтожение потенциала, а на дезорганизацию противника до такого уровня, при котором он не сможет оказывать сопротивление. Поэтому военный опыт, как и опыт полицейских сил здесь также не может в полной мере обеспечить оптимальные решения. Отсюда вытекает острая необходимость формирования теоретической базы для принятия коллективных решений государствами, сотрудничающими в вопросе борьбы с международным терроризмом.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

СМИ: индийские силы безопасности ликвидировали в Кашмире трех экстремистов
31.12.2020 12:29
Путин отметил роль Таджикистана в сдерживании угроз из сопредельных стран
02.12.2020 13:40
Борьба с терроризмом и экстремизмом - один из главных приоритетов ШОС
29.11.2020 08:42
Патрушев: в странах СНГ нейтрализованы 22 ячейки международных террористов
18.11.2020 11:09
Страны БРИКС призвали принять в рамках ООН всеобъемлющую конвенцию о борьбе с терроризмом
17.11.2020 17:10
Токаев после стрельбы в Вене призвал мир объединиться против терроризма
03.11.2020 13:43
Россия и Китай призвали не проявлять двойных стандартов в борьбе с терроризмом
11.09.2020 15:39
ФСБ России задержала 13 человек, планировавших массовые убийства
04.09.2020 12:00
Кошкин восхитился отвагой российских ученых после премьеры «Шугалей-2»
30.08.2020 15:44
В России задержаны 22 участника ячейки, вербовавшей в ряды боевиков в Сирии
23.07.2020 12:29

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.