Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
04:22Астана
02:52Тегеран
01:22Минск
04:22Бишкек
03:52Дели
06:22Пекин
02:22Москва
03:22Исламабад
03:22Душанбе
03:22Ташкент
Наблюдатели:
06:22Улан-Батор
02:52Кабул
Партнеры по диалогу:
02:52Манама
02:52Ереван
02:52Катманду
03:22Баку
01:22Каир
02:22Доха
02:22Эр-Рияд
02:22Эль-Кувейт
02:22Мале
02:22Абу-Даби
02:22Нейпьидо
01:22Анкара
05:22Пномпень
05:22Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.11.2024 22:35
Администрация Трампа займется переговорами по Украине с января
24.11.2024 22:20
Оппозиция в Тбилиси дошла маршем до парламента после потасовки с полицией
24.11.2024 22:09
Путин обсудил по телефону с Эрдоганом торгово-экономическое сотрудничество
24.11.2024 22:03
Генсек ОДКБ: в Астане примут план обустройства таджикско-афганской границы
24.11.2024 08:19
Bloomberg узнал о плане Байдена по Украине до прихода Трампа
24.11.2024 08:12
Госдолг США обновил исторический максимум
24.11.2024 08:06
Путин поздравил Кустурицу с 70-летием
24.11.2024 08:02
Инцидент со стрельбой произошел у посольства Израиля в Иордании
24.11.2024 07:58
Над регионами РФ за ночь уничтожили 34 украинских БПЛА
24.11.2024 07:50
Что известно о прекращении работы карт UnionPay Газпромбанка в некоторых странах
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Китай: государство и религия
В течение десяти лет Поднебесная может стать крупнейшей христианской страной
15.02.2021 07:06 А. Александров, культурный обозреватель

 

            В течение последних 30 – 40 лет в Китае происходил бурный процесс возрождения религий. Государством официально признается   пять религий: буддизм, даосизм, католичество, протестантизм и ислам (католичество и протестантизм принято считать самостоятельными религиями). Религиозная деятельность находится под контролем государства и осуществляется в строгом соответствии с соответствующими законами. Свобода вероисповеданий закреплена в Конституции КНР.  Запрещается использовать религию в школьном и высшем образовании.

 В настоящее время около 70% населения считает себя атеистами или адептами народных верований.   По некоторым уточняющим оценкам, примерно 30% из них скорее являются агностиками, и только 7% атеистами в строгом смысле этого понятия. Среди верующих наибольшее число последователей у буддизма (10 -16%) и даосизма (7-8%).  Христиан 2.5%, мусульман 0.5%.

 Однако, существуют и другие оценки, в соответствии с которыми христиан в Китае на 2020 г. насчитывается более 7%, последователей даосизма всего лишь 0.4%, мусульман 1.8%. Что касается буддизма и даосизма, то у этих конфессий нет строгой системы регистрации верующих, поэтому точно подсчитать их количество невозможно. По официальным данным на 2018 г., число христиан составило 44 млн, из которых 38 млн – протестанты и 6 млн – католики. Православных в Китае всего около 15 тысяч. По другим (авторитетным) источникам, христиан значительно больше. Вполне вероятно, что их число приближается к 100 млн. Последние 40 лет ежегодный прирост христиан в Китае составляет 10%. Если эта тенденция сохранится, то к 2030 г. Китай превратится в крупнейшую христианскую страну мира. Что касается конфуцианства, то официально оно религией не признается.

            Единственной автохтонной религией в Китае является даосизм, выросший на фундаменте даосского учения, основоположником которого считается Лао-цзы – автор знаменитого канона «Дао дэ цзин» (канон о Дао и Дэ). Одной из особенностей современного даосизма является его тесные контакты с зарубежными организациями, интересующимися данным учением, с теми, кто практикует цигун, тайцзицюань, изучает китайскую медицину. Как говорят (шутят) китайцы, даосизм – это «дерево, растущее внутри, а аромат его уходит вовне».

Буддизм традиционно является самой распространенной религией в Китае. Буддизм проник в Китай в эпоху Восточная Хань (1-2 вв.н.э.) по двум направлениям: из Индии через запад в центральные районы и по морю из южной Индии в южные районы Китая. На заре своего распространения в Китае буддизм попал под запрет властей и какое-то время даже маскировался под даосизм. Его последователи утверждали, что их учение является разновидностью даосизма.

Проникновение ислама в Китай началось в 7 веке. Ислам вошел в культурную жизнь Китая относительно гармонично, поскольку распространялся на его территории через тех мусульман, которые подолгу проживали в этой стране.  В то время Китай имел тесные связи с арабскими странами. На юго-восточном побережье Китае арабские купцы зачастую становились частью китайского социума, перемешивались с местным населением, составляли семьи. Китайские мусульмане пропитывались естественным образом и традиционной китайской культурой. Таким образом, с самого начала ислам в Китае претерпевал процесс ассимиляции китайской традиционной культурой.

Не менее поразительным явлением, чем стремительное экономическое развитие Китая, явилось бурное развитие христианства в этой стране. В отличие от ислама его распространение в Китае происходило посредством деятельности миссионеров из Европы и проходило с большими трудностями, временами встречая сильное сопротивление.  

В настоящее время китайское христианство имеет ряд особенностей. Например, католическая церковь Китая независима от Ватикана, у которого нет дипломатических отношений с КНР. Лишь в 2018 г. между Ватиканом и китайской стороной было достигнуто временное соглашение, по которому Ватиканом были признаны несколько китайских епископов, назначенных государством.  Еще одной особенностью является то, что наряду с официальной церковью в Китае существует так называемая «домашняя церковь» (по некоторым оценкам число верующих «домашней церкви» в два раза превосходит тех, кто официально зарегистрирован в официальной церкви), существование которой обусловлено, во-первых, жестким контролем со стороны государства за деятельностью официальной церкви. И, во-вторых, тем, что официальная церковь во многом является слишком догматичной, устаревшей, не отвечающей возросшим духовным потребностям китайцев 21 века.

 Впрочем, это характерно для всего христианства, давно находящегося в глубоком кризисе.  И, тем не менее, стремительный рост христианства в Китае в отличие от других китайских религий объясняется тем, что оно предлагает современному китайцу больше, чем последние. Для того, чтобы было понятней, о чем идет речь, необходимо сделать следующее разъяснение: китайские традиционные религии (не считая ислама) не предлагают верующим таких идей, которые могли бы утолить духовную жажду, раскрыть смысл жизни, дать внятное представление о смерти, утешить. Они в основном предоставляют ритуальные услуги, например, организацию похорон и тому подобное.

 Уже в конце 20 века в китайском обществе был поставлен вопрос: «наелись, что дальше». Образовался духовный вакуум, который не могли заполнить ни марксистская идеология, ни традиционные религии. Обращение к христианству для многих явилось эффективным способом решения их духовных проблем. В отличие от христиан, которых можно называть верующими в полном смысле этого слова (хотя, конечно, не всех), последователей других традиционных религий таковыми назвать трудно. Дело в том, что их отношение к религии традиционно отличала крайняя степень утилитарности: к ней обращались для того, чтобы получить помощь в решении насущных жизненных проблем. Если бог, дух, к которым обращались, не откликались на просьбы, просящий с легкостью мог от него отказаться и обратиться к другому источнику безотносительно к его религиозной принадлежности.  

Отличительной чертой китайского национального духа является обращенность к миру сему, любовь к материальному миру.  В значительной мере такое мироощущение было сформировано даосизмом, в качестве главной цели жизни человека считавшим достижение бессмертия.  Но есть еще один фактор, являвшийся некоей доминантой в формировании китайского национального сознания, китайской традиционной культуры, и это то, что связывают традиционно с конфуцианством. Именно установки этого учения, его философия, изречения Конфуция стали матрицей китайского духа, лежат в фундаменте китайского культурного кода.

Одно из наиболее известных изречений как раз стало мировоззренческим ориентиром для китайцев на протяжении столетий.  Конфуций, отвечая на вопрос ученика, сказал: «зачем думать о смерти, если не знаешь, что такое жизнь». И добавил: «Уважай духов и богов, но держись от них подальше». Очевидно, это оказалось очень близким большинству, так китайцы и поступали на протяжении веков, упиваясь жизнью, отдавая все свои силы на ее обустройство и украшение, игнорируя проблему смерти, довольствуясь   мыслью о продолжении жизни по линии продолжения рода.

  В 20 веке ситуация стала меняться.  Но не всегда это можно связывать с ростом религиозного сознания, духовным вакуумом, потребностями тех, кто «наелся» и задумался о смысле жизни. Христианство оказалось единственным источником утешения для многих, оказавшихся в жестких условиях бурного развития рыночной экономики, в условиях распада привычных форм жизни, крушения старых ценностей и идеалов. Новая модель жизни требовала и продолжает требовать от членов общества невероятного напряжения сил, и далеко не всем удается справляться с такими нагрузками, стрессами, выдерживать все возрастающий темп жизни, не имея надежной поддержки и духовной опоры.

Быстрое развитие христианства в Китае вызывает озабоченность не только со стороны государства, которое видит в этом опасность дальнейшей вестернизации китайского общества, но и ревность других религий.  Недовольно этим и официальное конфуцианство, которое в последние десятилетия переживало возрождение и которое пользуется немалой поддержкой государства, использующего (бессистемно) некоторые традиционные конфуцианские постулаты для укрепления своей, находящейся, говоря мягко, в большом затруднении идеологии.

В то же время большинство продолжает жить, не прибегая к услугам религий, дающим духовное утешение, основанное на глубокой вере в то, что находится за пределами мира сего. Более того, в китайском обществе сохраняется традиция всячески избегать такой темы, как смерть. Эта тема - табу. Китайская культура – это культура «культа тела».  «Я» есть произвольное от тела, обладающего высоким онтологическим статусом. В Китае немало тех, кто признает, что такая традиция является весьма странной. Ведь при разумном взгляде на вещи совершенно очевидно, что, не имея определенного взгляда на проблему смерти, невозможно решить и проблему смысла жизни. И то, что китайская традиционная культура предпочитает избегать вопроса о смерти, фактически означает, что она избегает и вопроса о значении жизни.

Не имея религиозной традиции осознания себя как души, китайцам не хватает «храбрости» задумываться о бренности тела.  Одним из следствий этого стало то, что в Китае сформировалась чрезвычайно богатая гастрономическая культура, «помогающая противостоять страху смерти радостями желудка».   Конечно, не все в Китае разделяют такую точку зрения, тем не менее, у нее немало сторонников.

Необходимо отметить, что духовно-религиозная ситуация в Китае не имеет четких, однозначных характеристик и параметров. Среди китайских исследователей – историков, религиоведов, существует множество различных взглядов, оценок, как в отношении современной ситуации, так и прошлого. Тем более сложно давать оценки тем, кто пытается разобраться в данной проблематике извне. Поэтому автор данной статьи лишь привел некоторые популярные среди части китайских специалистов взгляды, с которыми могут не соглашаться другие.

 И все же есть в этой туманной сфере и совершенно ясные вещи. Прежде всего, это то, что религии в Китае должны служить   интересам государства, «делать свой вклад в общие усилия народа, направленные на достижение великой цели возрождения китайской нации».

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 20:38
Путин утвердил Основы госполитики РФ в области ядерного сдерживания
19.11.2024 17:42
О международной конференции по тематике многосторонности и совершенствованию системы глобального управления
12.11.2024 17:42
ГД запретила усыновлять детей гражданам стран, где разрешена смена пола
12.11.2024 17:34
ВВП России в январе - сентябре вырос на 4%
30.10.2024 19:48
Путин подписал закон по борьбе с фиктивными браками между россиянами и мигрантами
26.10.2024 18:26
Квоту на временное проживание мигрантов в РФ урезали на 2025 год почти вдвое
16.10.2024 06:35
Пошлина на экспорт пшеницы из РФ с 16 октября повысится сразу почти на 41%
11.10.2024 15:50
Ураган "Милтон" обрушился на побережье Флориды
10.10.2024 06:43
В Генштабе рассказали, как будет проходить осенний призыв
30.09.2024 12:37
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.