Сейчас много говориться о формирующемся многополярном мире, о рассредоточении центров управления по разным регионам планеты. Вместе с тем, для ряда исследователей становиться все более очевидным нарастание кризисных явлений в лоне Западной цивилизации, сопровождающиеся развалом старого миропорядка и активизацией противоборства разнородных сил за лидерство. Авторитет США, как единственной сверхдержавы, стремительно падает. По мнению Збигнева Бжезинского, государства некоторых регионов мира ? Восточной Азии, Европы, Латинской Америки ? уже стремятся к созданию региональных альянсов менее привязанных к существующим схемам сотрудничества с Соединенными Штатами. Региональная интеграция является одним из символов мировой политики конца XX - начала XXI века. ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, ШОС и некоторые другие ? это не исключительные примеры в мировом политическом процессе, а общая тенденция, подталкивающая теоретиков интеграции к поиску все более эффективных форм региональных объединений.
По мнению Волтера Миньоло, профессора антропологии в Duke University (США), мы является участниками и свидетелями эпохи постколониализма. В отличие от традиционной колониальной системы, когда метрополии непосредственно или через своих представителей осуществляли контроль над своими землями, поддерживая стабильность такой системы преимущественно военными методами, современная эпоха отличается многообразием форм и методов, как правило, опосредованного воздействия. Это включает меры кредитно-финансового, гуманитарного характера (Миньоло называет это "глобализацией культуры и знания"). Если в середине 90-ых годов, наблюдая за качественным технологическим прорывом в области телекоммуникаций, политологи предупреждали об информационных войнах, то сейчас, противоборство между различными субъектами международных отношений идет на уровне символов и смыслов.
В мире, где уже почти все распределено и поделено на зоны влияния, еще остались государства и регионы не полностью охваченные "цивилизаторской" миссией Запада, которые оказались, по мнению специалистов Национального разведывательного совета США, "вне контура глобализации". Таким регионом является Центральная Азия ? пространство древнего Шелкового Пути, который был известен в древности как "коридор между Востоком и Западом". Долгое время она находилась в пространстве советской системы, на ее окраине, в "стратегическом подбрюшье", как тогда говорили. Ее положение до поры до времени не вызывало особенного беспокойства у наших политиков. Но процессы суверинизации, опыт становления молодых государственностей показал ошибочность таких представлений:
- во-первых, конкуренции в Центральноазиатском регионе стало намного больше.
- во-вторых, связи с Россией оказались не такими уж долговечными.
- в-третьих, в условиях меняющейся парадигмы мирового порядка этот регион из имперской периферии потенциально может стать новым полюсом силы.
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ БРИДЖ ? ИСХОД НЕПРЕДСКАЗУЕМ?
Китай по-восточному осторожно и осмотрительно выстраивает северо-западный вектор своей внешней политики. Безусловно, это направление находится пока в тени "приоритета приоритетов" отношений с США, поиска решения Тайваньского вопроса, задачи проектирования обновленного проекта Большого Китая (включающего китайские сателлиты в ЮВА, или в формате АСЕАН+Китай). Тем не менее, центральноазиатская стратегия является логическим продолжением внутренней политики КНР. В конце 1999 года Госсовет КНР объявил о начале реализации крупномасштабной программы "форсированного развития северо-западного региона" (включающего Синьцзян-уйгурский автономный район, Тибетский автономный район, граничащие непосредственно с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном). Ученые Поднебесной сразу вспомнили, где проходили границы Китайской империи в период правления династии Тан (6-9 век н.э.), и в поисках исторической справедливости на этом витке династийного цикла, Китай устремил свой взор в Центральную Азию.
Центральноазиатский регион (ЦАР) является ключевым и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности КНР. Снижение темпов экономического роста Китая способно привести к обострению социальных противоречий внутри страны, а поддержание "тонуса своих экономических мускул" энерго- и ресурсо- затратно . Для осуществления диверсифицикации источников поставок энергоресурсов, а также для развития инфраструктуры, транспортных магистралей, повышения благосостояния "мятежного" Синьцзяна Пекин вынужден более тесно взаимодействовать с пост-советскими республиками, продвигая имидж "новой супердержавы без агрессивных намерений".
Присутствие США в регионе воспринимается экспертами уже как постоянный фактор региональной политики. Республиканская администрация США позволила себе потратить колоссальные ресурсы на компании в Афганистане, Ираке. Есть основания предполагать, что даже при смене правящей партии, после выборов 2008 года, внешнеполитические ориентиры США существенным образом не изменятся ? американцы не намерены покидать Центральную Азию.
Согласно выводам, изложенным в рассекреченном в 2005 году докладе Национального разведывательного совета (НРС) США "Контуры мирового будущего ? Россия и мир в 2020 году", мир к 2020 году переживет усиление всеобъемлющего чувства ненадежности ? как психологического (страхи, связанные с миграцией, адаптацией, изменением структуры сферы занятости), так и физического порядка. Терроризм, останется фактором международной напряженности, заставляя страны, ведущие активный товарообмен, существенно увеличивать расходы на безопасность при осуществлении трансакций. Вместе с тем, по данным прогнозистов, увеличиться вероятность всплеска внутренних конфликтов. Американские аналитики выделяют так называемый "большой полумесяц нестабильности", протянувшейся от африканских стран, расположенных к югу от Сахары, через Северную Африку на Ближний Восток, Балканы, Кавказ, через Южную и Центральную Азию вплоть до некоторых частей Юго-Восточной Азии . По их мнению, страны этих регионов не имеют "страхующей рессоры", способной безболезненно нейтрализовать конфликт на ранней стадии.
Конечно, у каждого прогноза есть определенная доля погрешности, однако повод задуматься остается. Недавно исполнилось пять лет, как американские "миротворцы" под маской Североатлантического Альянса, взращивают демократические начала в Афганистане, однако реальных плодов это операция до сих пор не принесла. Вдоль указанной американскими аналитиками оси уже прокатилась череда "цветных революций", остается открытым вопрос Кашмира, и все это в купе с информационной компанией США против Ирана . Как мы видим, "петля анаконды" постепенно сжимается вдоль границ ЦАР.
В противоположность витиеватому в речах и выжидательному в действиях Востоку, Запад всегда был более прямолинеен и активен. Взволнованные набирающей обороты российско-китайской кооперацией по линии Шанхайской организации сотрудничества, американские коллеги не заставили себя долго ждать. Они вышли с ответным предложением создать форум "Партнерство ради сотрудничества и развития Большой Центральной Азии (БЦА)" под эгидой США . Его идеолог, Фредрик Стар, председатель института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса (США), исходит из того, что ни одна из существующих организаций полностью не включает государства геополитически единого региона (а это, по его мнению, республики ЦАР+Афганистан). Это ставит искусственные преграды на естественных торговых и транспортных маршрутах с Ближнего Востока в Восточную Азию, из Европы в Южную Азию. А так же, по его мнению, ни одна организация не сочетает всех трех составляющих успешной политики, а именно: экономического сотрудничества, создания системы безопасности, одновременно с проведением политических реформ. По сути, США открыто признают наличие долговременных интересов в Центральной Азии и планов продолжать участвовать в восстановлении экономики и строительства демократии в Афганистане и его окрестностях.
С другой стороны, Россия всегда рассматривала ЦАР, как свой стратегический тыл, стабильность развития которого крайне важна для общего "климата" Евразии. Она и впредь не будет отказываться от намерений поставить под свой контроль интеграционные процессы в регионе. Поэтому настоятельно апробирует различные модификации интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Благодаря общему прошлому можно надеется, что РФ еще имеет отработанный подход к каждой из стран. Однако на смену руководителям, воспитанном на советской дружбе, приходят выпускники Гарварда, порой владеющие английским языком, лучше, чем русским. И для них выбор стратегического партнера вовсе не очевиден.
Хотя на словах сами центральноазиатские лидеры и не прочь объединиться. Смотря с кем и на каких условиях. Понятие общности судьбы и сплоченности центральноазиатских республик перед лицом вызовов и угроз глобализирующегося мира становиться все более актуальным в научно-политическом дискурсе этих стран. Оказавшись в состоянии зависимости от водных, природных, энергетических ресурсов своих соседей государства Центральной Азии должны научиться договариваться и действовать сообща. По мнению узбекистанского аналитика Ф. Толипова, "политические события и существующие условия вновь подводят нас к мысли, что принцип неделимости безопасности в Центральной Азии и делимость региона - это несовместимые вещи. "Центральноазиатам объективно придется давать не пять разных, а один общий ответ на общие вызовы безопасности" .
Итак, поле игры определено, участники - известны. А по каким правилам и в чьих интересах будет разыграна партия, определит время и действия самих игроков. Осознавая важное стратегическое положение ЦАР, ее транзитный потенциал, действия России должны быть направлены на сохранение своих позиций, последовательное отстаивание национальных интересов. Почему бы ни воспользоваться древнекитайской стратагемой и не "обратить слабость в силу", заручившись поддержкой по ключевым вопросам международных отношений и по актуальным проблемам регионального характера своего влиятельного восточного соседа?
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ?
СТАВКИ СДЕЛАНЫ
В такой ситуации эффективной открытой площадкой для многостороннего диалога может стать Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). ШОС, созданная в июне 2001 года, представляет собой межправительственную международную организацию, членами которой являются 6 государств: Россия, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Статус наблюдателя имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран. Еще на заре своего становления, в Хартии ШОС, участники определили в качестве основной задачи Организации совместное противодействие государств-членов "трем видам зла" - терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях. Дальнейшая ее деятельность по части реализации уставных целей и задач во многом была и остается направленной на то, чтобы создать благоприятный политический климат в регионе, способствующий росту экономик стран-членов, их взаимодополняемости, становлению независимой геополитической статусности евразийского континентального блока стран в рамках многополярного мира.
По мнению китайского эксперта Чжао Хуашэна, ШОС обладает рядом характерных черт, не свойственных другим региональным интеграционным организациям. Поэтому траектория ее развития не будет похожа ни на модель Евросоюза, ни на АСЕАН . Эволюция ШОС, согласно тому пути, который проделало Организация, приближаясь к своему шестилетнему рубежу, в какой то мере подтверждает выводы концепции "переплескивания" (spillover), составного элемента неофункционализма в теории интеграции. Логика "переплескивания" говорит о неизбежности не только распространения интеграции на все новые и новые области, но и ее качественного развития, или "углубления", то есть перехода от менее к более высоким формам интеграционного строительства.
В Европе залогом успешной интеграции стал алгоритм, разработанный французским общественным деятелем, Жаном Моне, согласно которому экономическая интеграция должна предшествовать политическому объединению (должна идти снизу вверх, а не наоборот). Другой теоретик, представитель "британской школы" структурализма, Барри Бузан рассматривал региональные системы, как промежуточные между глобальной международной и государственной системами.
Наиболее важной особенностью региональных систем является, с его точки зрения, комплекс безопасности. Речь идет о том, что государства-соседи оказываются столь тесно связанными друг с другом в вопросах безопасности, что национальная безопасность одного из них не может быть отделена от национальной безопасности других . Поэтому, согласно его концепции, региональные союзы должны отдавать приоритет решению вопросов безопасности.
Ознакомившись с доступными теоретическими схемами интеграции, идеологи ШОС определили два "стержнеобразующих направления" сотрудничества ? это безопасность и экономика. Обогащенные "гуманитарной составляющей" они составляют триаду слагающих успеха ШОС.
МАТРИЦА БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ШОС
В обществе, которое находится в состоянии дисбаланса в системе природа-общество-человек, которое отклонилось от устойчивого в смысле предсказуемого развития, именно понятие "безопасности" приобретает ключевое значение. "Безопасность" в широком смысле означает состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба. В государстве, как в сложной открытой системе, постоянно взаимодействующей с себе подобными, "безопасность" предстает, как состояние защищенности жизненно важных национальных интересов в экономической, политической, военной, экологической, информационной и других областях от реальных и потенциальных угроз. Как термин "победа" этимологически можно было бы представить как "преодоление беды", так и "безопасность" является следствием "защита от опасности". Стремление к безопасности начинается лишь тогда, когда мы сталкиваемся с реальным вызовом стабильности системы, идентифицируем его и начинаем противодействовать, выстраивая систему защиты.
ШОС, не являясь традиционным военно-политическим блоком, тем не менее, в качестве одного из своих приоритетных направлений деятельности выделяет ? сотрудничество в области безопасности. Оно, в свою очередь, имеет несколько составляющих: собственно военный аспект. Он включает организацию и проведение совместных учений, а так же вопросы эксплуатации военных баз, оснащение армии, военно-техническое сотрудничество. Очередные учения ШОС "Мирная миссия-2007" запланированы на это лето и пройдут на Чебаркульском полигоне в Челябинской области. Антитеррористическая деятельность ШОС включает обмен информацией и консультации в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которая, являясь структурным подразделением ШОС, занимается координацией соответствующих национальных органов, составлением базы данных по участникам террористических группировок, осуществляет взаимодействие с антитеррористической коалицией во главе с США. Осознавая полиэтничный и поликонфессиональный состав населения региона, обсуждаются меры, направленные на профилактику и локализацию возможных межнациональных конфликтов.
Обеспечение национальной безопасности требует наличия боеспособной армии и современного вооружения. Россия сможет обеспечить эффективную оборону только при наличии новейшего вооружения, сообщил на пресс-конференции в Пекине вице-премьер, экс министр обороны РФ Сергей Иванов . Содержание войск становиться все более дорогостоящим предприятием, поэтому как Россия, так и Китай планомерно сокращают численность своих вооруженных сил, что со временем может привести к созданию системы коллективной безопасности в регионе ответственности, во-первых, в рамках ОДКБ, а впоследствии, возможно, и в более широком формате.
Похожее понимание необходимости реформирование вооруженных сил разделяют и китайские коллеги. Одним из приоритетов китайского руководства на данном этапе государственного строительства является создание мобильной, хорошо обученной, современной армии . План модернизации вооруженных сил сосредотачивает основные усилия на развитии авиакосмических, кораблестроительных технологий, развитии военно-морской инфраструктуры, ядерной энергетики, энергосберегающих и информационных технологиях. Такая схема реформирования вооруженных сил напоминает моделирование структуры армии США ? с приоритетом ВМФ и авиакосмических подразделений.
Главной целью плана развития военной индустрии является сокращение, а впоследствии и полная ликвидация технологического разрыва между Китаем и ведущими производителями вооружения (США, Россия, страны ЕС), который сейчас в различных отраслях составляет от 5 лет до двух и более десятилетий, и ликвидация зависимости вооруженных сил Китая от поставок импортного вооружения, на закупку которых Китай истратил более 13 миллиардов долларов в 2000-2005 годах . На достижение этой цели, и как следствие, вероятных подвижек в деле осуществления заветной мечты о возвращении Тайваня в лоно "Поднебесной империи" правительство не скупиться ? военные расходы КНР постоянно растут . По данным Рособоронэкспорта, китайский военный бюджет в 2006 году увеличился на 14.7%, достигнув 283.8 млрд. юаней (35.5 млрд. долл.).
В ситуации, когда сохраняется эмбарго западных стран на поставку военной техники и технологий в Китай, заинтересованность в активизации военно-технического сотрудничества в рамках ШОС очевидна. Россия является основным партнером Китая по поставкам вооружения. Эти договоренности и ощутимый объем экспортируемых единиц техники позволяет работать, выполняя заказ, целым отраслям отечественного ВПК.
Хотя некоторые эксперты со скептицизмом относятся к инициативам "восточного альянса", утверждая, что по критерию эффективности ему никогда не стать "НАТО Востока" - не тот размер бюджета, сказываются недостатки системы управления, нехватка опыта. К тому же Китай всегда ставил во главу угла своей доктрины национальной безопасности приоритет неучастия в любых военных блоках и коалициях. А тут наблюдается отход от традиционных ориентаций, или маневр, или смена парадигм?
Тем не менее симптоматично, что вопрос безопасности на протяжении 10-летнего существования "Шанхайской пятерки" - ШОС продолжает занимать важное место в повестке дня Организации. Это говорит о том, что, не имея агрессивных намерений, направленных против третьих стран, члены ШОС идут по пути деятельного осмысления новых угроз современности, по пути укрепления своего комплексного военного потенциала, способного стать сдерживающим фактором экспансионистских устремлений.
НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ НОВОГО ПОЛЮСА
ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Экономическое взаимодействие в рамках ШОС включает перспективную разработку и реализацию проектов по следующим направлениям:
- Торговля (в двухстороннем, многостороннем формате)
- Финансовая, инвестиционная, банковская деятельность.
- Энергетическое взаимодействие
- Транспортно-коммуникационные проекты
С одной стороны, в активизации торговых отношений на центральноазиатском направлении заинтересованы все участники интеграционного процесса. С другой стороны, столько разные по уровню экономического развития страны еще не договорились о правилах конкурентной борьбы, и о степени открытости рынков торговых партнеров.
В процессе развития правовой и институциональной базы ШОС в нее были заложены большие потенциальные возможности, преследующие цель "создания необходимых условий для устойчивого развития и искоренения бедности на пространстве ШОС" . Для того, чтобы вдохнуть жизнь в существующие организации "второго эшелона" в виде Делового совета ШОС, Экономического форума, Межбанковского объединения ШОС, научно-экспертного форума надо наполнить их реальным содержанием. Так в ходе встречи в Бишкеке в 2004 году участники ШОС договорились о совместной работе по шести приоритетным направлениям: а) транспорт, б) энергетика, в) электросвязь, г) сельское хозяйство, д) производство бытовой техники, е) легкая и текстильная промышленность. Была принята Программа торгово-экономического сотрудничества до 2020 г. и конкретный План мероприятий по ее реализации. Он содержит 127 пунктов, из которых 19 относятся к сфере сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, 20 ? к сфере транспорта, а около трети всего плана - к области образования, науки и технологий .
Для успешного экономического сотрудничества необходим экономический рост, соответствие целей такого сотрудничества государственным интересам, воля деловых кругов. В последние годы экономический рост во всех странах ШОС стабильно достигает 6-8%, что существенно выше, чем у их европейских соседей. Это внешне создает положительные предпосылки для активизации внешнеторговых отношений. Так, по итогам 2006 года объем торговли между Россией и Китаем достиг исторического максимума и составил 33,4 млрд. долларов США . Аналогичный показатель для России и Казахстана (на конец 2006 года) ? колеблется на уровне 10-11 млрд. долл . , а для России и Киргизии в 2006 году составил ? почти 800 млн. долларов . Но это не предел ? крупные соседствующие страны, стратегические партнеры вправе аккумулировать и осваивать большие средства. В частности, на заседании Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Пекине в августе 2005 года глава МЭРТ Герман Греф подчеркнул, что совершенствование структуры товарооборота за счет повышения в нем доли машинно-технической продукции, активизации взаимного инвестиционного сотрудничества, дальнейшего развития приграничных и межрегиональных торгово-экономических связей позволит увеличить объем двусторонней торговли до $60-80 миллиардов к 2010 году .
Несмотря на положительную динамику приведенных показателей, необходимо также рассмотреть данные о процентном отношении доли стран-ШОС во внутреннем и внешнем товарообороте. Товарооборот КНР с Россией последние годы составляет лишь 2% от всего объема внешней торговли Китая, т.е. меньше 1/3 аналогичного показателя с Южной Кореей, а со всеми центральноазиатскими республиками ? около 1%. С другой стороны, по данным Федеральной службы государственной статистики, доля Китая во внешнеторговом обороте России за январь-февраль 2006 г. составила 6,1%. Для сравнения ? Германия занимает 10,7% во внешнеторговом обороте России, Италия ? 8%, а США ? всего 2,8% . В настоящее время Китай стал 4 крупным торговым партнером России, а Россия - 8 торговым партнером Китая . То есть пока уровень взаимозависимости экономик стран ШОС по-прежнему достаточно низок, не отвечает потенциальным возможностям стран-партнеров.
Остается отметить, что российский экспорт становиться все более "монокультурным" - 75% экспорта составляет нефть, нефтепродукты, а так же круглый лес . При сохранении существующих тенденций даже увеличение абсолютных показателей роста торговли и ВВП России не будет свидетельствовать ни об усилении совокупной экономической мощи страны, ни о развитии инновационных отраслей промышленности, ни о приобретении ею статуса "мировой державы".
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что хотя внешнеторговый оборот стран-ШОС устойчиво растет, но кардинального изменения направления экспортно-импортным потоков не произошло: основными партнерами Китая остаются Япония, АСЕАН, США, постоянно возрастает доля ЕС (ЕС сохранил позицию самого крупного торгового партнера КНР ? с объемом торгового оборота в 2006 г. в $272,3 млрд.) . Россия продолжает традиционно ориентироваться на европейский рынок и страны СНГ.
Тем не менее, по мнению директора центра изучения ШОС Шанхайской академии общественных наук Пань Гуана, страны ШОС "обладают многосторонней взаимодополняемостью: Россия располагает энергетическими ресурсами и развитой научно-технической базой, страны ЦАР ? природными ископаемыми и ресурсоемкими производствами, Китай ? трудовыми ресурсами" . Поэтому по заявлению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, "страны ШОС имеют все основания подключиться к формирующемуся в Азии третьему ? вслед за США и Европой ? центру глобальной экономики, и могут "стать эпицентром "экономического прорыва" в глобальном масштабе".
Еще одной перспективной формой экономического сотрудничества становиться инвестиционная деятельность. По китайским данным, в 2006 году объем прямых нефинансовых инвестиций из Китая в 79 проектов в РФ составил $410 миллионов. Наибольший инвестиционный интерес для Китая представляют в России сферы энергетики, освоения минеральных ресурсов, легкая и текстильная промышленность, сельское хозяйство, сектор услуг, строительство, сказал Юй Гуанчжоу, заместитель министра коммерции КНР. Российские компании в 2006 году вложили в китайскую экономику около $230 миллионов. Количество инвестиционных проектов достигло 126, сообщил замминистра .
Одной из задач Делового совета ШОС является оперативное информирование деловых кругов стран-ШОС о бизнес возможностях и нормативно-правовых особенностях ведения бизнеса в странах-партнерах. Привлечение частного капитала, прямых инвестиций крупных компаний будет стимулировать процесс экономической интеграции по пути ее восхождения от более простых (зона свободной торговли) к более сложным формам (экономический и валютный союз). По сообщению торгового представителя РФ в КНР Сергея Цыплакова среди наиболее крупных проектов инвестиционного сотрудничества выделяется проект компании "Great Wall" по созданию сборочного производства внедорожников в Елабуге. "Объем инвестиций, в случае реализации этого проекта, составит $100 миллионов", ? подчеркнул он. Цыплаков также отметил "рост интереса российских деловых кругов к китайском рынку". По его словам, российские предприниматели выражают заинтересованность не только в традиционных товарах китайского экспорта (одежда и обувь), но и автомашинах, оборудовании, в том числе телекоммуникационном .
ШОС придает большое значение развитию сотрудничества в финансовой сфере. В настоящее время страны готовят проекты соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. Казахстанская сторона, в частности, в апреле 2006 г. уже представила проект соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций государств-членов ШОС. На повестке дня стоит вопрос о системе взаиморасчетов по внутренним проектам Организации. Сохранение финансовой и экспортной системы большинства стран-ШОС в "долларовой зоне" сопряжено с дополнительными финансовыми рисками, из-за валютной привязки к американской экономике. Но и в этом направлении ведется работа ? с апреля 2006 года Центробанк перешел на ежедневную котировку китайского юаня, что стало для Китая своего рода символом, означающим признание их валюты. Цель достижения полной конвертируемости рубля была поставлена и Президентом России В.В. Путиным. Поэтому в будущем было бы целесообразно создать банковское объединение, которое бы обслуживало торговлю между Россией и Китаем на базе рубля и юаня, а в перспективе ? и банк ШОС.
ЭНЕРГОПОЛИТИКА и НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРИНИТЕТ
Многие экономические проекты, так или иначе, упираются в энергетику. Эта тема глобализируется, становясь предметом споров между отдельными государствами и их союзами. Потребности бурно растущей экономики Китая в энергоносителях постоянно увеличиваются, мировые цены на нефть по-прежнему высоки, что повышает статус и степень влияние стран-экспортеров на систему международных отношений. Одновременно на поле энергетической конкуренции между Россией и государствами Центральной Азии есть еще один заинтересованный игрок ? Соединенные Штаты, которые рассматривают свое присутствие в нефтегазовом секторе региона в качестве одной из главных составляющих своей центральноазиатской, да и глобальной стратегии . Сотрудничество в этой сфере включает следующие компоненты:
поставки основных источников энергии (нефти и газа);
- строительство инфраструктурных объектов (трубопроводов, перерабатывающих предприятий);
- своение гидроэнергетических ресурсов, использование потенциала атомной энергии;
- научно-исследовательская деятельность по разработке альтернативных источников энергии.
По сути, объединение вышеизложенных инициатив в рамках единой энергополитической стратегии будет свидетельствовать о претенциозном проекте "новой энергетической конфигурации азиатского региона". Наибольшие опасения на Западе успешная реализация подобного замысла вызывает в случае присоединения к Организации в качестве полноправных членов стран-наблюдателей ШОС, в первую очередь Ирана. "ШОС, расширив состав своих участников, будет контролировать большую часть мировых запасов нефти, газа и ядерного арсенала", считает Дэвид Уолл, эксперт Института Восточной Азии при Кэмбриджевском Университете. "Это все равно, что ОПЕК с бомбами" .
Такая постановка вопроса вряд ли согласуется с планами Соединенных Штатов в этом регионе. Внесенный в январе 2007 года на рассмотрение Сената законопроект "Акт об энергетической дипломатии и безопасности", фактически постулирует, что принцип национально-государственного суверенитета над природными ресурсами устарел и требует пересмотра . В нем отмечается, что "запасы нефти и газа сконцентрированы в небольшом числе стран. "Доступ к поставкам нефти и газа зависит от политической воли стран-производителей", и "соперничество между правительствами за доступ к запасам нефти и газа может привести к политическому, экономическому и вооруженному конфликту", поэтому целесообразно передать вопросы энергетики в ведение международной организации, как представляется ? под патронажем США.
ШОС ? объединяющая крупных экспортеров и импортеров энергоресурсов, должна консолидировать усилия участников для поиска оптимального решения в этой деликатной сфере. По мнению Пань Гуана, все заинтересованные стороны должны выстраивать свою центральноазиатскую стратегию на основе партнерских отношений, а не посредством уловок и интриг. Он обращает внимание на то, что как в казахстанских, так и в российских нефтяных компаниях есть западные акционеры , так что эта область в настоящее время подвергается наиболее очевидной транснационализации.
ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ ЦАР
Регион Центральной Азии исторически находился на перекрестке важных торговых путей. В наши дни, вместе с повышение мобильности трудовых ресурсов, увеличением объемов торговли, развитая транспортная инфраструктура является одной из наиболее важных составляющих успешной интеграции региона в глобальный рынок товаров и услуг.
Как мы отметили выше, разменной картой в "новой большой игре в Центральной Азии" становиться установление контроля над природными ресурсами и маршрутами их доставки. Поэтому вокруг проектов трансконтинентальных путей ведутся столь ожесточенные дискуссии. По мнению В. А. Матвеева, "главным узлом дальнейшего развития нефтегазовой промышленности является не проблема ресурсов, а проблема транспортировки на экспорт" .
Строительство новых нефте- и газопроводов, реконструкция существующих объектов может стать самостоятельной темой исследования в рамках транспортно-коммуникационного отдела формирующегося Энергетического клуба ШОС. При осуществлении плана интенсификации восточного вектора экспорта нефти Каспийского бассейна Центральная Азия в силу своего транзитного потенциала может претендовать на ощутимые дивиденды, привлекая внимание серьезных компаний-инвесторов, как со стороны нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих предприятий, так и со стороны ? конечного потребителя. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Совета глав государств ШОС в Шанхае поставил первоочередную задачу разработать "целостную региональную транзитно-транспортную систему, которая не только облегчит сообщение между государствами-членами, но и позволит привлечь дополнительные объемы международного транзита" .
Остается так же отметить, что продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке, спекуляции США на тему ядерной программы Ирана ставят Центральную Азию в положение перспективного партнера для развития сотрудничества в сфере поставок энергоресурсов. Стратегические задачи развития энергетического комплекса, транспортных коммуникаций требуют целостного подхода, исходящего из приоритетов обеспечения "стабильности" и "безопасности" в региональном масштабе.
КУДА ДЕРЖИМ "ПУТЬ"?
Так что же такое Шанхайская Организация Сотрудничества, и в каком направлении пойдет дальнейшая трансформация Центральной Азии?
Специалистов по проблемам и перспективами развития Шанхайской организации, в общем виде, можно разделить на "ШОС-скептиков" и "ШОС-оптимистов".
Первой группой специалистов движут обоснованные опасения по поводу растущих амбиций восточного соседа, намеренного зайти, чтобы остаться в традиционной зоне влияния России. Понимая, что дружить с Китаем ? выгодно, но делать это надо осторожно, многие публикации призывают не терять бдительность, последовательно отстаивая свои национальные интересы. Ведь китайцы видят мир не в привычном для западной ментальности черно-белом свете, через призму дихотомий добро-зло, свой-чужой, а через взаимодействие как минимум трех переменных. Например, Мао Цзедун делил мир на три части: мы сами, наши союзники, наши враги. Исходя из присущей китайцам стратагемности мышления категории "союзники", "враги" часто варьируются, а с конкурентами расправляются руками собственных союзников. Некоторые эксперты полагают, что ШОС является чисто имиджевым объединением, нужным России и Китаю лишь для "демонстрации своего флага" в Центральной Азии американцам .
Другие авторы с пониманием относятся к сложившейся ситуации, полагая, что возможно, ШОС - самое перспективное объединение государств на бывшем советском пространстве, хотя оно по многим вопросам и является инструментом китайской политики. Она же ? международная организация нового типа, образованная в "сейсмически опасной зоне" на стыке конфуцианской, православно-славянской, индуистской и исламской цивилизаций. Именно благодаря конструктивным и взаимовыгодным отношениям сотрудничества в этом регионе возможно решение целого комплекса проблем России связанных, в том числе, с развитием и освоением Сибири и Дальнего Востока.
Вообще пространство центральноазиатского региона в настоящее время объединено рядом смежных и взаимодополняющих проектов ? это ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ и тут еще и ШОС. Недавно в своем выступлении в Госдуме Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал: "На сегодняшний день СНГ не смогло стать ни полноценным интеграционным объединением, ни эффективной международной организацией, оказывающей действенное влияние на мировые процессы" . А сможет ли ШОС стать эффективной международной организацией? Вот ключевой вопрос, который стоит перед участниками и исследователями.
Но даже сейчас определенные моменты указывают на большое будущее Организации. Идеологи ШОС смогли подняться до "символического" уровня, конструируя пространство ШОС. Они пустили его корни на всю глубину писаной истории, воскресив символический образ "Великого шелкового пути", по которому с Востока поступали богатства, технологии, духовные и философские практики, а не орды разрушителей. Идея этого "Пути" актуальна и сегодня и позволяет осознать общность интересов людей, в первую очередь являющихся гражданами планеты, несущими ответственность за общую судьбу в этом, как оказывается, не таком уж большом мире.
Еще одним образом, пронизывающим все официальные заявления, принятые на саммитах глав государств ШОС, является "шанхайский дух". "Шанхайский дух" - это то, что можно охватить взглядом и постигнуть чувствами, идя на посадку в аэропорту Шанхая. Это понятие уже обогатило теорию и практику современных международных отношений, для него характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию.
Потенциальным преимуществом ШОС может стать последовательная выработка пространственного и динамического понимания международных отношений. В 1997 году З. Бжезинский опубликовал книгу "Великая шахматная доска", в которой в образах известной стратегической игры в шахматы объяснял взаимодействия стран на мировой арене. Впоследствии жизнь доказала, что описанное им плоскостное представление о системе международных отношений крайне упрощено. Единовременно ожесточенные партии ведутся на многих "шахматных досках". На одной разыгрывается комбинация по вопросу размещения военных баз, на другой, игра ведется за создание свободной экономической зоны, на третьей ? сложилась дилемма вокруг строительства новой ветки газопровода, да и количество заинтересованных сторон в современном многополюсном мире гораздо больше двух. Необходимо обладать именно пространственным мышлением, чтобы видеть тонкие нити, сплетающие воедино матрицу международных отношений. И государства-члены ШОС демонстрируют такое понимание.
События последних лет продемонстрировали миру зарождение альтернативного "Большой восьмерке" и НАТО глобального "центра силы", построенного на иных принципах и приоритетах. Несмотря на обширный перечень вопросов, которые охватывают проекты ШОС (помимо названных ? это авиационный форум, регулярные встречи между судьями стран-ШОС, парламентариями, представителями молодежных организаций), ей еще только предстоит стать действенным инструментом по разрешению региональных проблем. Однако благодаря тому, что цели и задачи ШОС отвечают долговременным, а не сиюминутным, конъюнктурным интересам можно сделать вывод, что заинтересованность участников в проекте будет расти и сама жизнь подскажет его будущую конфигурацию.
Н.В.Задерей
научный сотрудник Центра исследования ШОС
и проблем региональной безопасности ИДВ РАН
Список литературы:
1. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л., Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006, С. 179-185.
2. Лаумулин М., ?ШОС ? на грани блефа и реальности?, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st-1150234200
3. Доклад национального разведывательного совета США, ?Контуры мирового будущего ? Россия и мир в 2020 году?, М., Европа, 2005, стр. 123-131
4. ?Иран представляет для США стратегическую угрозу ? доклад?, http://vpoiske.com/world/news240820069742.htm
5. Стар Ф., ?Партнерство в Центральной Азии?// Foreign Affairs, июль-август 2005
6. Толипов Ф., ?Теория и практика региональной интеграции в Центральной Азии?, http://www.analitika.org/article.php?story=20050302061032204&mode=print
7. Чжао Хуашэн, ?ШОС: оценки деятельности и проблемы развития?// Сяньдай гоцзи гуаньси, 2005, ?5
8. Цыганков П. А., Теория международных отношений, М., 2006, стр.129-130
9. http://news.spbland.ru/i/18966/, 24 апреля, 2006
10. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л., Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006, стр.497
11. ?Китай начинает строить армию будущего?, 26.05.2006, http://www.runews.com.ua/news/print/12606/
12. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л., Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006, стр. 515, табл.8.3
13. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (г. Астана, 5 июля 2005 года)
14. Иманалиев Муратбек, ?ШОС как проектирование зоны совместной ответственности и развития, Доклад на международной конференции ?ШОС: итоги и перспективы? 30 ноября, 2006 годы, в г. Алматы, http://www.analitika.org/article.php?story=20061210230829156&query=%25D8%25CE%25D1
15. http://www.mfd.ru/news/body.asp?id=1092300, 14.02.2007
16. http://www.rnews.ru/view/other/666842/, 03-10-2006
17. http://dipkurier.narod.ru/dip58/interviueo.htm
18. http://www.opec.ru/news_doc.asp?tmpl=news_doc_print&d_no=57283, 15.08.2005
19. http://www.veles-capital.ru/mass_media/125/2569/
20. http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=448878
21. http://www.novopol.ru/article9343.html, 09.06.2006
22. Китайские эксперты о торгово-экономическом сотрудничестве в рамках ШОС// "Бизнес за рубежом", ? 23(327) от 13.06.2006, http://www.wn.ru/today/BusinessNews/29.01.2007/8.html
23. Пань Гуан, ?К вопросу об эффективном стимулировании экономического сотрудничества в рамках ШОС?// Цюши, ?9, 2006
24. http://www.mfd.ru/news/body.asp?id=1092300, 14.02.2007
25. http://www.novopol.ru/article9343.html, 09.06.2006
26. Сыроежкин К.Л., ?Россия и Казахстан в ШОС: проблемы и перспективы?, http://www.analitika.org/article.php?story=20061218232229163&query=%25D8%25CE%25D1
27. Lionel Beehner, Staff Writer, ?The rise of the Shanghai Cooperation Organisation?,12.06.2006 http://www.cfr.org/publication/10883/rise_of_the_shanghai_cooperation_organization.html
http://www.bknt.ru/library/?cat=2398&id=11490&PHPSESSID=cab3efa63f6766b15847082274a9dffd
28. Му Фэн, ?Китай и США оспаривают право на энергоресурсы в Центральной Азии?, www.voanews.com/chinese/w2007-02-06-voa17.cfm
30. Матвеев В.А., Состояние и перспективы экономического развития стран Центральной Азии ? членов ШОС// Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития, ИДВ, Москва, 2006, стр. 24
31. Сыроежкин К.Л., Россия и Казахстан в ШОС: проблемы и перспективы, http://www.analitika.org/article.php?story=20061218232229163&query=%25D8%25CE%25D1
32. Лаумулин М., ?ШОС - На грани блефа и реальности?, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1150234200
33. Лавров С., ?Эволюционная реформа как цель?// НГ Дипкурьер, 02.04.2007
|
Оставить комментарий